Тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение: изменение порядка подключения к сетям инженерно-технического обеспечения

(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП", Недвижимость и строительство)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Текст документа

ТЕПЛО-, ГАЗО-, ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ:

ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА ПОДКЛЮЧЕНИЯ К СЕТЯМ

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП",

Недвижимость и строительство)

Информационное письмо N 222

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 16 февраля 2011 года

Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает о вступлении в силу Постановления Правительства РФ от 27.11.2010 N 940 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в части совершенствования порядка подключения к сетям инженерно-технического обеспечения".

Основные изменения:

- срок подключения не должен превышать 18 месяцев с даты заключения договора о подключении, если более длительный срок не указан в заявке заказчика.

- Существенно изменен порядок внесения заказчиком платы за подключение: предусматривается оплата в рассрочку, при этом:

- не более 15% платы вносится в течение 15 дней с даты заключения договора о подключении;

- не более 35% вносится в течение 180 дней с даты заключения указанного договора (но не позднее даты фактического подключения);

- оставшаяся сумма вносится в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта о присоединении.

- Заказчик осуществляет мероприятия по подключению объекта капитального строительства в пределах границ земельного участка, на котором располагается объект, а исполнитель - извне до границы земельного участка. При этом точки подключения могут находиться не далее границ земельного участка. Исключением являются случаи, когда у исполнителя отсутствует утвержденная инвестиционная программа или когда в утвержденной инвестиционной программе исполнителя отсутствуют мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети, к которой будет подключаться объект капитального строительства. При этом, если заказчик самостоятельно выполняет обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов, исполнитель выполняет только работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям, а плата за подключение с заказчика не взимается.

- Нововведением стала возможность мотивированного отказа заказчика от подписания проекта договора о подключении в случае несогласия с представленным исполнителем проектом договора о подключении или его несоответствии действующему законодательству.

- В случае неполучения исполнителем подписанного заказчиком проекта договора или мотивированного отказа от его подписания заявка, ранее поданная заказчиком, аннулируется.

- Уточнен перечень сведений, необходимых для заключения договора о подключении, и предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных сроков исполнения своих обязательств.

- Постановление распространяет сферу действия Правил о подключении на подключение как строящихся (реконструируемых) объектов, так и объектов, которые были ранее построены, но не подключены к сетям.

Изменения вступили в силу с 21 декабря 2010 года.

------------------------------------------------------------------

Название документа

Вопрос: Организации на праве собственности принадлежит нежилое помещение в многоквартирном доме. Для подачи электрической энергии в нежилое помещение необходимо заключить соответствующий договор. С какой организацией (энергоснабжающей или управляющей) следует заключить договор электроснабжения нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме? Требуется ли согласие энергоснабжающей организации для заключения соответствующего договора с управляющей организацией?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Организации на праве собственности принадлежит нежилое помещение в многоквартирном доме. Для подачи электрической энергии в нежилое помещение необходимо заключить соответствующий договор. С какой организацией (энергоснабжающей или управляющей) следует заключить договор электроснабжения нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме? Требуется ли согласие энергоснабжающей организации для заключения соответствующего договора с управляющей организацией?

Ответ: Дать четкий ответ на данный вопрос невозможно, поскольку судебная практика по этому вопросу неоднозначна.

Обоснование: Управляющая организация в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению собственникам помещений многоквартирного дома заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком электрической энергии.

В соответствии с п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается при наличии у абонента (управляющей организации) энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации. У многоквартирного дома может быть несколько таких устройств, установленных на границах раздела сетей электроснабжения.

Внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома. Границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Иное может быть установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией (п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Как правило, установка отдельного энергопринимающего устройства, обслуживающего нежилое помещение, на внешней границе сетей электроснабжения многоквартирного дома технически невозможна.

Системное толкование норм права, содержащихся в Жилищном кодексе РФ (п. 7 ст. 155 ЖК РФ) и в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307), позволяет сделать вывод о том, что собственники нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, обязаны вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы организации, управляющей многоквартирным домом.

Обязанность управляющей организации по предоставлению в нежилое помещение электрической энергии может быть предусмотрена как в договоре управления, заключенном в соответствии со ст. 162 ЖК РФ, так и в отдельном договоре, детально регламентирующем обязанности сторон.

Однако абз. 4 п. 88 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530) устанавливает, что владельцы нежилых помещений в многоквартирных домах приобретают электрическую энергию на основании договора, заключенного с гарантирующим поставщиком.

Можно предположить, что указанная норма действует при условии наличия у нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации. В таком случае собственник нежилого помещения является абонентом энергоснабжающей организации и обязан заключить договор энергоснабжения, предусмотренный ст. 539 ГК РФ.

Позиция судов по данному вопросу неоднозначна.

В Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2009 N А05-581/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 13.11.2008 N Ф08-6732/2008, от 29.11.2006 N Ф08-5538/2006 указывается на возможность заключения договора энергоснабжения собственником нежилого помещения с энергоснабжающей организацией и на правомерность исключения объемов электроэнергии, приобретенной владельцами нежилых помещений, из общего количества электроэнергии, поставленной в многоквартирный дом.

В то же время в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 16.10.2008 N Ф04-6224/2008(13349-А67-21) отмечается, что в случае отсутствия у собственников нежилых помещений энергопринимающих устройств, присоединенных к сетям энергоснабжающей организации, абонентом признается управляющая организация.

Согласие энергоснабжающей организации на заключение договора требуется только в том случае, если абонент (управляющая организация) передает принятую им энергию через присоединенную сеть другому лицу (субабоненту). Исходя из смысла ст. 545 ГК РФ субабонент - это лицо, энергопринимающее устройство которого присоединено к сетям абонента.

В связи с тем что нежилое помещение в многоквартирном доме, как правило, не имеет отдельного энергопринимающего устройства на внешней границе сетей электроснабжения многоквартирного дома и присоединяется к электросети внутри границы эксплуатационной ответственности управляющей организации, собственник нежилого помещения может рассматриваться энергоснабжающей организацией как субабонент.

При построении договорных отношений по электроснабжению нежилого помещения, когда собственники помещений многоквартирного дома выбрали иные способы управления, следует обратить внимание на следующее.

Если собственники помещений многоквартирного дома в соответствии с п. 2 ст. 161 ЖК РФ выбрали в качестве способа управления товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив (далее - ТСЖ), то собственники нежилых помещений должны заключить договор на предоставление электрической энергии с ТСЖ. При этом ТСЖ обязано самостоятельно выполнять функции, связанные с управлением многоквартирным домом (п. 1 ст. 161 ЖК РФ).

Если ТСЖ заключает договор управления с управляющей организацией на условиях, указанных в п. 2 ст. 162 ЖК РФ (то есть поручает такой организации совершение всех действий по управлению домом), по вопросам организации электроснабжения собственнику нежилого помещения следует обращаться в соответствующую управляющую организацию.

Иначе решается вопрос по организации электроснабжения нежилого помещения при непосредственном способе управления многоквартирным домом (п. 2 ст. 161 ЖК РФ).

В этом случае договор электроснабжения заключается каждым собственником помещения (жилого и нежилого) от своего имени с соответствующей энергоснабжающей организацией. От имени собственников в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме (ст. 164 ЖК РФ). При реализации указанных положений на практике перед собственниками помещений такого многоквартирного дома могут возникнуть проблемы, связанные с отсутствием у каждого собственника нежилого помещения присоединенной сети, энергопринимающего устройства, необходимостью оформления доверенностей и проч.

М. Н.Знамова

Руководитель юридической группы

ООО "Департамент ЖКХ"

Подписано в печать

15.02.2011

------------------------------------------------------------------

Название документа