Проблемы правового регулирования налогообложения резидентов особых экономических зон в России

(Королева Л. П., Васяева Е. С.) ("Финансовое право", 2011, N 8) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕЗИДЕНТОВ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ <*>

Л. П. КОРОЛЕВА, Е. С. ВАСЯЕВА

-------------------------------- <*> Koroleva L. P., Vasyaeva E. S. Legal issues of taxation of residents of special economic zones in Russia.

Королева Людмила Павловна, ГОУ ВПО "Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева", доцент кафедры налогов и налогообложения, кандидат экономических наук.

Васяева Елена Сергеевна, студентка 5-го курса (дневное отделение, специальность "Налоги и налогообложение") ГОУ ВПО "Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева".

Статья посвящена проблемам правового регулирования налогообложения резидентов особых экономических зон в России. Авторами уделяется внимание определению "особые экономические зоны", а также рассматриваются основные нормативные акты, регулирующие налогообложение резидентов особых экономических зон.

Ключевые слова: налогообложение, особые экономические зоны, Сколково, специальный налоговый режим.

Article deals with problems of legal regulation of tax residents of special economic zones in Russia. The authors paid attention to the definition of "special economic zones", and also examines the main regulations governing the taxation of residents of special economic zones.

Key words: taxation, special economic zones, Skolkovo, a special tax regime.

В последнее десятилетие мировая экономика переживает глубокую трансформацию. Широкое внедрение в хозяйственный оборот инновационных продуктов и технологий стало ключевым фактором экономического роста и улучшения качества жизни населения. Россия не осталась в стороне от происходящих глобальных процессов и также ориентируется на модернизацию экономики. Важную роль в этом играет активное создание особых экономических зон. В отечественных и зарубежных источниках отсутствует однозначная трактовка особых экономических зон. Существующие определения или охватывают отдельные виды зон, или дают различные общие трактовки этих хозяйственно-территориальных образований, что нередко осложняет понимание их сущности. Разные цели создания подобных зон и различные правила ведения предпринимательской деятельности на их территории обусловливают многообразие терминов для обозначения таких зон и затрудняют сравнительный анализ их правовых режимов. Наиболее распространенным названием зон с особыми условиями хозяйствования в мировой практике является словосочетание "свободные экономические зоны", которое используется как родовое понятие. Именно это словосочетание используется в законодательстве многих европейских стран, в том числе и наших соседей (Республики Беларусь, Литвы, Латвии). В Польше и Украине они именуются специальными экономическими зонами. Применяются также в качестве общего понятия названия "свободная зона" (Сербия, Македония), "экономическая зона" (Нидерланды), "предпринимательская зона" (Великобритания, Франция, Венгрия), "промышленная зона" (Чехия, Словакия), либо указывается на конкретные виды зон: зона свободной торговли, свободный порт, свободный склад, промышленный парк, научный парк, технопарк и т. д. <1>. -------------------------------- <1> Тяньмин Г. Особые экономические зоны в мировом хозяйстве (сравнительный анализ их функционирования в Китае и России): Автореф. М., 2010.

Наиболее удачным, по мнению многих авторов, представляется термин "особая экономическая зона", поскольку именно этот термин подчеркивает наиболее существенное, т. е. правовое и финансово-экономическое, выделение некоей территории из национального или регионально-правового режима и установление на ней особого порядка хозяйствования. Термин "особая экономическая зона" является более универсальным по сравнению с рассмотренными аналогами, и поэтому он стал официально применяться в нормативных и законодательных документах ряда стран, в том числе в Российской Федерации. Вместе с тем официальное определение ОЭЗ, закрепленное в Законе РФ "Об особых экономических зонах в РФ" от 22.07.2005 N 116-ФЗ, настолько общее, что под него подпадает любая территория со льготными условиями бизнеса, поэтому определение трактовки ОЭЗ является предметом активных научных дискуссий (табл. 1).

Таблица 1

Подходы к трактовке термина "Особая экономическая зона"

Автор Определение особой экономической зоны (источник) определения

ФЗ от Определяемая Правительством Российской Федерации 22.07.2005 N часть территории Российской Федерации, на которой 116-ФЗ действует особый режим осуществления "Об особых предпринимательской деятельности экономических зонах в Российской Федерации"

Википедия - Ограниченная территория с особым юридическим свободная статусом по отношению к остальной территории и энциклопедия льготными экономическими условиями для (URL: национальных и/или иностранных предпринимателей http://ru. wiki - pedia. org/wiki)

Чернявская Ю. А. Организационно-правовая форма специфического Маркетинговая сектора региональной экономики, используемая в стратегия целях повышения конкурентоспособности национальной развития ОЭЗ <2> экономики (федеральный аспект), а также для ускорения социально-экономического развития региона и формирования нового стандарта качества жизни (региональный аспект), создаваемая по инициативе и при поддержке местных органов государственной власти и имеющая особый (льготный) режим хозяйствования

Свинцова К. С. Определяемая Правительством РФ часть территории Административно - РФ, на которой действует административно-правовой правовой режим, обеспечивающий осуществление промышленно - режим ОЭЗ <3> производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной, портовой деятельности ее резидентами посредством установления особого порядка управления, налоговых и таможенных льгот, системы гарантий и механизмов защиты прав резидентов

Ушаков В. В. Часть национального экономического пространства, Государственное где для местных и зарубежных предпринимателей регулирование создается такая система льгот и стимулов, которая создания и на основе новейших технологий позволяет развивать функционирования приоритетные отрасли экономики, способные обес - ОЭЗ в России <4> печить производство высококачественной товарной продукции для мирового рынка и успешное развитие социально-экономической среды регионов своего базирования

Гасумянова А. В. Часть территории РФ с точно определенной границей Правовой режим и специальными нормативно-правовым, договорно - предприниматель - правовым, организационно-правовым и ства в особых правоохранительным режимами предпринимательской экономических деятельности, а также специальным порядком зонах РФ <5> управления особой экономической зоной, которые устанавливают более благоприятные условия для предпринимательской деятельности в сфере налогообложения, разрешительной системы, финансово-правового регулирования

Арутюнов Д. Р. Часть территории РФ с точно определенной границей Административно - и специальным режимом предпринимательской правовое деятельности, устанавливающим более регулирование благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринима - предпринимательской деятельности тельской деятельности в особых экономических зонах РФ <6>

Королев Ю. А. Институциональная форма повышения уровня Совершенство - инновационного развития региона вание институциональ - ных форм управления инновационным развитием региона на базе особой экономической зоны <7>

-------------------------------- <2> Чернявская Ю. А. Маркетинговая стратегия развития ОЭЗ: Автореф. Мичуринск - наукоград РФ, 2008. <3> Свинцова К. С. Административно-правовой режим ОЭЗ: Автореф. Воронеж, 2010. <4> Ушаков В. В. Государственное регулирование создания и функционирования ОЭЗ в России: Автореф. М., 2007. <5> Гасумянова А. В. Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах РФ: Автореф. СПб., 2008. <6> Арутюнов Д. Р. Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах Российской Федерации // Право и политика. 2006. N 10. <7> Королев Ю. А. Совершенствование институциональных форм управления инновационным развитием региона на базе особой экономической зоны: Автореф. Казань, 2010.

Несмотря на все многообразие определений ОЭЗ, общим для всех них является наличие особого режима хозяйствования посредством предоставления различных льгот, стимулов и гарантий, перечень и число которых в РФ зависит от типа зоны. В соответствии с Законом РФ N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ" на территории РФ существуют особые экономические зоны следующих типов: промышленно-производственные; технико-внедренческие; туристско-рекреационные; портовые. Правовое регулирование налогообложения резидентов особых экономических зон осуществляется посредством установления для них особого налогового режима. Следует отметить, что ст. 18 НК РФ в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" предусматривала такой специальный налоговый режим, как система налогообложения в свободных экономических зонах. Позже законодатель отказался от такого подхода и исключил указанный специальный налоговый режим из перечня видов специальных налоговых режимов, что оказало негативное влияние на формирование особых налоговых режимов в ОЭЗ. Это не позволило разработать системообразующий специальный налоговый режим, в рамках которого могли бы устанавливаться особые налоговые режимы применительно к конкретным ОЭЗ. Таким образом, начиная с 90-х годов попытки создания ОЭЗ фактически не дали ожидаемого результата, так как не были сформулированы общие правила формирования ОЭЗ, система налогового стимулирования и цели, которые она должна преследовать. В настоящее время особые налоговые режимы установлены для резидентов ОЭЗ в Калининградской области, ОЭЗ в Магаданской области, ОЭЗ иных типов. В российской налоговой системе особые налоговые режимы действуют на территориях ОЭЗ в целях стимулирования: - инвестиционной деятельности в отдельных субъектах РФ для ускорения их экономического развития (особые экономические зоны в Калининградской области и Магаданской области); - развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные особые экономические зоны). К резидентам особых экономических зон применяется общий режим налогообложения с изъятиями, предусмотренными Налоговым кодексом РФ. В соответствии со ст. 36 Закона N 116-ФЗ налогообложение резидентов особой экономической зоны осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Это означает, что резиденты ОЭЗ общего режима выплачивают налоги, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, основными из которых являются налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль организаций. А также страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды с выплат в пользу физических лиц. Положения об уплате настоящих налогов применяются к резидентам ОЭЗ с изъятиями, установленными законодательством о налогах и сборах. Соответствующие изменения внесены в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 22.07.2005 N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Действующее законодательство позволяет резидентам особых экономических зон применять также и специальные режимы налогообложения (например, упрощенную систему налогообложения). В этом случае резидент ОЭЗ должен соблюдать условия применения специального налогового режима, установленные для всех налогоплательщиков. Налоговый кодекс РФ не содержит специальных изъятий для резидентов ОЭЗ при применении специальных режимов налогообложения <8>. -------------------------------- <8> Пушкин А. В., Богданов И. Г. Особые экономические зоны в России: правовое регулирование. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.

Также существуют другие законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы налогообложения в особых экономических зонах. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" не содержит правил взимания налогов в промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной и портовой ОЭЗ, но в ст. 36 отсылает к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах. В свою очередь, Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) устанавливает ряд особенностей налогообложения (налоговых льгот) для резидентов этих ОЭЗ. Особый налоговый режим заключается в применении для резидентов особых экономических зон особых (льготных) налоговых ставок по отдельным налогам (налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, единый социальный налог), уплачиваемых в рамках общего режима налогообложения, при условии, что резидент соответствующей особой экономической зоны ведет на ее территории только промышленно-производственную, технико-внедренческую или туристско-рекреационную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением об осуществлении указанной деятельности в соответствии с федеральным законом об особых экономических зонах в Российской Федерации. Посредством использования особого налогового режима происходит сокращение совокупного уровня расходов на реализацию инвестиционного проекта. Благодаря льготам по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций и земельному налогу, налоговая нагрузка, под которой обычно понимается совокупный объем денежных средств, уплачиваемый хозяйствующим субъектом в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды по итогам отчетного периода, в значительной степени уменьшается. Это способствует стимулированию деятельности компаний, производящих конечную конкурентоспособную продукцию, и привлечению большего числа потенциальных инвесторов на территории особых экономических зон. Сэкономленные денежные средства позволяют резидентам более эффективно развивать собственные производства, а также способствуют увеличению числа рабочих мест, росту внешней торговли, обеспечению потребностей рынка. Упущенная выгода, связанная с предоставлением различного рода налоговых льгот, приводит к увеличению поступлений от налога на добавленную стоимость, платежей в социальные фонды, НДФЛ и других сборов. В этом выигрывают, прежде всего, компании технологического сектора, в которых высока доля зарплаты в издержках. Несмотря на то что снижения издержек за счет налоговых льгот намного меньше, чем снятия инфраструктурных и административных барьеров, именно особый налоговый режим считают главным стимулом для резидентов ОЭЗ. Косвенным подтверждением тому является мнение представителей Microsoft, которые не скрывают, что Дубна привлекла внимание мирового гранда IT по многим причинам: не только как крупный международный научно-исследовательский и технологический центр с развитой, в том числе информационной, инфраструктурой, но и как город, где по соседству существует атомная электростанция. В первую очередь корпорацию Билла Гейтса интересовали возможности, которые будут созданы в особой экономической зоне, включая налоговые льготы и режим свободной таможенной зоны <9>. -------------------------------- <9> Пинская М. Р. Налоговое регулирование развития особых экономических зон: Монография. М., 2008.

Основной проблемой правового регулирования налогообложения резидентов особых экономических зон, по нашему мнению, является нестабильность законодательства и индивидуальный подход к определению налоговых преференций. Помимо вышеописанных налоговых преференций, действующих на территории Калининградской, Магаданской областей и территорий иных типов ОЭЗ, с 1 января 2011 г. добавился особый налоговый режим для резидентов инновационного центра Сколково. Инновационный центр не имеет статуса особой экономической зоны, однако соответствует всем признакам таковой. Можно сказать, что компании, получившие статус резидентов данного центра, практически освобождены от налогообложения. Такой масштабный инфраструктурный проект, конечно, крайне сложно реализовать без каких бы то ни было налоговых стимулов. Однако возникает вопрос необходимости введения особого налогового режима и для резидентов технопарков в сфере высоких технологий, практически прототипов в малой форме технико-внедренческих особых экономических зон. Субъекты РФ, на территории которых строятся технопарки, уже приступили в рамках своих полномочий к формированию системы налоговых преференций для их резидентов. Так, в Республике Мордовия с 1 января 2009 г. резиденты технопарка получили полное освобождение от налога на имущество организаций, право применять пониженную до 5% ставку по единому налогу в рамках упрощенной системы налогообложения с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов", а также до 13,5% - по налогу на прибыль организаций в части, поступающей в региональный бюджет <10>. -------------------------------- <10> Закон РМ от 24 декабря 2010 г. N 107-З "О внесении изменений в некоторые законы Республики Мордовия о налогах".

Таким образом, современное правовое регулирование налогообложения резидентов особых экономических зон отличается неконкретностью формулировок, многообразием подходов к установлению особых налоговых режимов, отсутствием научности и единого подхода к определению системы налоговых преференций в рамках особых налоговых режимов. В этой связи довольно актуальной становится задача разработки единого специального режима налогообложения резидентов особых экономических зон, устанавливающего единый подход и правила налогообложения при широкой системе налоговых преференций, применение ряда из которых будет возможным при ведении определенных видов деятельности. Именно вид деятельности, по нашему мнению, должен стать критерием получения налоговой преференции, а не место положения особой экономической зоны и адреса регистрации резидента. Это позволит не только упростить порядок налогообложения субъектов хозяйствования на территории особых экономических зон, но и исключить нарушения принципов справедливости налогообложения и нейтральности налогового законодательства.

------------------------------------------------------------------

Название документа