Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег): комментарий к главе 13 Таможенного кодекса Таможенного союза

(Янкевич С. В.) ("Публично-правовые исследования" (электронный журнал), 2013, N 4) Текст документа

ВОЗВРАТ (ЗАЧЕТ) ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ ИЛИ ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ СУММ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ И ИНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ (ДЕНЕГ): КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 13 ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА <1>

С. В. ЯНКЕВИЧ

-------------------------------- <1> Исследование выполнено в рамках проекта РГНФ N 13-33-01037 ("Национальное и наднациональное правовое регулирование экономических отношений в рамках Единого экономического пространства ЕврАзЭС") при финансовой поддержке Научного фонда НИУ "Высшая школа экономики" (грант по софинансированию N 13-09-0122).

В ст. 89 Таможенного кодекса Таможенного союза <2> (далее - ТК ТС) приводится легальное определение излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов. Под таковыми законодатель понимает суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС, законодательством государств - членов Таможенного союза и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров. -------------------------------- <2> Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17 // Собрание законодательства РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.

Переплата таможенных пошлин, налогов может возникнуть вследствие арифметической ошибки, неправильного применения ставки таможенных пошлин, налогов и в других аналогичных случаях. Например, в силу п. 2 ст. 130 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" <3> размер таможенных сборов за таможенные операции ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов и не может превышать 100 000 рублей. -------------------------------- <3> Собрание законодательства РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.

В п. 2 ст. 153 Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года N 296-IV ЗРК "О таможенном деле в Республике Казахстан" <4> предусмотрены основания для признания уплаты сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пеней в бюджет ошибочной. При этом перечень оснований не является исчерпывающим: возможно признание иных ошибок, связанных с уплатой таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов. -------------------------------- <4> Казахстанская правда. 02.07.2010. N 169 - 170(26230 - 26231); 03.07.2010. N 171 - 173(26232 - 26234).

В п. 1 ст. 272 Таможенного кодекса Республики Беларусь от 4 января 2007 года N 204-З <5> также определен открытый перечень оснований для признания сумм уплаченных или взысканных таможенных платежей излишне уплаченными или взысканными. -------------------------------- <5> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. N 17. 2/1301.

Киотская конвенция содержит положение, в силу которого возврат пошлин и налогов производится в случаях, когда установлено, что произошло излишнее взыскание пошлин и налогов в результате ошибки при их начислении (стандартное правило 4.18). ТК ТС и законодательство государств - членов Таможенного союза предусматривает уплату таможенных пошлин, налогов и определяет их размер. Напомним, что в соответствии со ст. 70 ТК ТС к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; таможенные сборы. Киотская конвенция предусматривает, что в национальном законодательстве определяются условия возникновения обязательств по уплате пошлин и налогов (стандартное правило 4.1). В силу п. 4 ст. 76 ТК ТС сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин, если иное не установлено ТК ТС. Сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено ТК ТС. Следует, что размер таможенных платежей определяется исходя из положений национального законодательства государств - членов Таможенного союза, если иное не установлено ТК ТС. Как определено в п. 1 ст. 130 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 115 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан": ставки таможенных сборов устанавливаются Правительством Республики Казахстан. Согласно п. 3 ст. 249 Таможенного кодекса Республики Беларусь для целей исчисления таможенных платежей применяются ставки, соответствующие наименованию и (или) классификации товаров в соответствии с Таможенным тарифом Республики Беларусь, иными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь. Таким образом, ст. 89 ТК ТС применяется только в отношении таможенных платежей, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза. Это положение можно считать одним из условий признания таможенных платежей излишне уплаченными или излишне взысканными. Другим обязательным условием признания таможенных платежей излишне уплаченными или излишне взысканными на основании ст. 89 ТК ТС является идентификация указанных сумм денежных средств в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров. Следует сказать, что в силу положения Киотской конвенции возврат не осуществляется, если указанная сумма меньше минимальной суммы, установленной в национальном законодательстве (стандартное правило 4.24). В ст. 90 ТК ТС предусмотрены правила определения порядка возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Указанные действия при соблюдении условий, предусмотренных ст. 89 ТК ТС, осуществляются в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Таким образом, порядок и случаи возврата таможенных платежей устанавливаются национальным законодательством государств - членов Таможенного союза. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин и налогов в соответствии с п. 1 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика. Указанное заявление и прилагаемые к нему документы (платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин и налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин и налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин и налогов, и иные документы <6>) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. -------------------------------- <6> В соответствии с п. 2 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" перечень документов, прилагаемых в обязательном порядке к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, не является исчерпывающим. Иные документы могут быть представлены лицом для подтверждения обоснованности возврата.

При обнаружении факта излишнего взыскания таможенных пошлин и налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин и налогов. Согласно п. 6 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. Следует отметить, что в п. 6 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрена санкция, применяемая при нарушении установленного срока возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, - начисление процентов на эти суммы. В Налоговом кодексе Российской Федерации <7> (далее - НК РФ) предусмотрено два допустимых срока начисления процентов на сумму излишне уплаченных и излишне взысканных налогов. Сроки различаются в зависимости от добровольности или принудительности исполнения обязанности по уплате налогов. При нарушении срока возврата излишне уплаченных налогов проценты на указанную сумму начисляются за каждый день нарушения срока возврата (ст. 78 НК РФ), а при нарушении срока возврата излишне взысканных налогов со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата (ст. 79 НК РФ). -------------------------------- <7> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

В силу п. 3 ст. 272 Таможенного кодекса Республики Беларусь для возврата и (или) зачета излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей в таможенный орган представляется письменное заявление плательщика (в произвольной форме). В нем указываются: обоснование возврата и (или) зачета излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей, суммы таможенных платежей, подлежащие возврату и (или) зачету, виды таможенных платежей, реквизиты платежных документов, согласно которым суммы таможенных платежей были уплачены или взысканы, банковские реквизиты плательщика. При этом заявление подается в таможенный орган, в котором производилось либо будет производиться таможенное оформление товаров или который совершил либо будет совершать юридически значимые действия. В соответствии с п. 2 ст. 154 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" в целях получения возврата (зачета) излишне (ошибочно) уплаченных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пени плательщик вправе обратиться в таможенный орган с заявлением о предоставлении подтверждения наличия излишне (ошибочно) уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов. Заявление подается в таможенный орган, совершивший таможенное декларирование, таможенное сопровождение товаров и транспортных средств, принятие предварительного решения. Согласно п. 4 и 5 ст. 154 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" срок рассмотрения таможенными органами указанного заявления не должен превышать десять рабочих дней со дня подачи заявления плательщиком, при этом оформление подтверждения наличия излишне (ошибочно) уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов производится таможенными органами на основании акта сверки расчетов по таможенным пошлинам, налогам, таможенным сборам. Киотская конвенция предусматривает, что решения по заявлениям о возврате принимаются и сообщаются заинтересованным лицам в письменной форме без ненужных промедлений, а возврат излишне взысканных сумм осуществляется в возможно короткие сроки после проверки заявлений (стандартное правило 4.21). В соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин и налогов обычно производится на счет плательщика. Однако по его желанию возможен зачет суммы платежа в счет исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов. В п. 12 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлены основания, при которых возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин и налогов не производится. Законодатель отнес к таким условиям следующие: 1) наличие у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин и налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности; 2) сумма таможенных пошлин и налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин и налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц; 3) заявление о возврате сумм таможенных пошлин, налогов подано по истечении установленных сроков. Согласно п. 1 ст. 154 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" возврат (зачет) излишне (ошибочно) уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, определенном Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года N 1230 "Об утверждении Правил учета в таможенных органах обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определения суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также применения генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов" <8>. -------------------------------- <8> Казахстанская правда. 25.12.2010. N 351 - 353(26412 - 26414).

Помимо прочего, законодательством государств - членов Таможенного союза определяются иные случаи, при которых возможен возврат таможенных пошлин и налогов. Так, например, ст. 155 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" к таковым относит: 1) отзыв таможенной декларации (за исключением возврата таможенного сбора за таможенное декларирование товаров); 2) восстановление режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций; 3) предоставление тарифных льгот в виде возврата уплаченной суммы таможенной пошлины; 4) таможенные процедуры вывоза иностранных товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза или их уничтожения либо отказа в пользу государства или ввоза казахстанских товаров либо продуктов их переработки на таможенную территорию Таможенного союза, при которых суммы таможенных пошлин и налогов подлежат возврату; 5) изменение ранее заявленной таможенной процедуры на таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или экспорта товаров, если суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранную таможенную процедуру (таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или экспорта товаров), менее сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при первоначальной таможенной процедуре. Пункт 1 ст. 148 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" к уже названным случаям добавляет отказ в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в отношении сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в связи с регистрацией таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру. Необходимо отметить, что законодательством государств - членов Таможенного союза определяется порядок возврата (зачета) сумм обеспечения. При обращении в таможенные органы с заявлением о возврате сумм обеспечения следует руководствоваться ст. 149 "Возврат (зачет) денежного залога" Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 156 "Возврат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов" Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" и ст. 274 "Возврат сумм обеспечения" Таможенного кодекса Республики Беларусь. Возврат сумм денежного обеспечения возможен только при условии исполнения или прекращения обязательства, обеспеченного денежным залогом. Законодательством Российской Федерации и Республики Беларусь установлен трехлетний предельный срок для подачи лицом, внесшим залог, в соответствии с законодательством Республики Казахстан заявление о возврате суммы обеспечения может быть подано не позднее пяти лет со дня, следующего за днем исполнения обязательства. Заявление с прилагаемыми документами в соответствии с п. 5 ст. 149 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" подлежит рассмотрению не позднее десяти рабочих дней. В Республике Казахстан в силу п. 2 ст. 156 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" этот срок меньше и составляет десять дней со дня получения заявления. По общему правилу суммы обеспечения в безналичном порядке зачисляются на счет лица, внесшего денежный залог. Между тем, если суммы обеспечения были внесены в кассу таможенного органа наличными денежными средствами, положение п. 6 ст. 274 Таможенного кодекса Республики Беларусь позволяет по желанию плательщика осуществить возврат сумм обеспечения наличными денежными средствами из кассы таможенного органа. В ст. 90 ТК ТС предусмотрено правило определения порядка возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин. Возврат (зачет) осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза. При этом применяется законодательство того государства, в котором произведена уплата и (или) взыскание таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза. В настоящее время действует Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года <9>. -------------------------------- <9> Собрание законодательства РФ. 2010. N 40. Ст. 4990.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Соглашения возврат плательщику сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин осуществляется с единого счета уполномоченного органа. Возврат осуществляется в пределах сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших на единый счет уполномоченного органа и зачтенных в отчетном дне, с учетом сумм возврата ввозных таможенных пошлин, непринятых национальным (центральным) банком к исполнению в отчетном дне. Кроме этого, следует отметить Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода от 19 ноября 2010 года <10>. -------------------------------- <10> Режим доступа: http://www. tsouz. ru/DOCS/ INTAGRMNTS/Pages/ Sogl_specmeri_ perihodper. aspx - официальный сайт Евразийской экономической комиссии (дата обращения: 10.09.2013).

Статья 14 Соглашения предусматривает возврат плательщику излишне уплаченных (излишне взысканных) специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин с единого счета органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета государства - члена Таможенного союза.

------------------------------------------------------------------

Название документа