К вопросу о правовом регулировании оборота наркотикосодержащих лекарственных средств
(Внукова В. А.) ("Наркоконтроль", 2011, N 2) Текст документаК ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБОРОТА НАРКОТИКОСОДЕРЖАЩИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ <*>
В. А. ВНУКОВА
-------------------------------- <*> Vnukova V. A. On the issue of legal regulation of turnover of narcotic medical means.
Внукова В. А., доцент кафедры международного права и государствоведения Белгородского государственного университета, кандидат юридических наук.
В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с безрецептурным отпуском наркотикосодержащих лекарственных средств и рекламой таких лекарственных препаратов.
Ключевые слова: наркотические средства и психотропные вещества, наркотикосодержащие лекарственные средства, кодеинсодержащие препараты, реклама наркотикосодержащих лекарственных средств.
The article considers the controversial issues related to prescription-free sale of narcotic medical means and advertising such medicines.
Key words: narcotic means and psychotropic substances, narcotic medical means, codeine means, advertising narcotic medical means.
В последнее время в юридической литературе и средствах массовой информации обсуждается проблема безрецептурного отпуска наркотикосодержащих лекарственных средств. Согласно ст. 2 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" <1> (далее - ФЗ "О наркотических средствах") для отдельных препаратов могут исключаться некоторые меры контроля, установленные указанным Законом. Это препараты, которые, во-первых, содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в Списки II - IV, и поэтому не представляют опасности в случае злоупотребления ими или представляют незначительную опасность, и, во-вторых, из которых указанные средства или вещества не извлекаются легкодоступными способами. Порядок применения мер контроля в отношении указанных препаратов устанавливается Правительством Российской Федерации. -------------------------------- <1> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 219; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 167; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 49. Ст. 4845; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 43. Ст. 4412; N 44. Ст. 4535; 2007. N 30. Ст. 3748; N 31. Ст. 4011; 2008. N 30 (ч. I). Ст. 3592; N 48. Ст. 5515; N 52 (ч. I). Ст. 6233; 2009. N 29. Ст. 3588; ст. 3614; 2010. N 21. Ст. 2525; N 31. Ст. 4192; 2011. N 1. Ст. 16, ст. 29.
Закрепляя данную норму, законодатель предоставил гражданам возможность приобрести лекарственные препараты, содержащие наркотические средства в малых количествах, для проведения самолечения, минуя необходимость длительного стояния в очередях поликлиник для получения рецепта. Одновременно с этим лицам, употребляющим наркотические средства, предоставлена возможность свободно приобрести лекарства, содержащие наркотические вещества, в частности комбинированные кодеинсодержащие препараты. Эти препараты действительно не содержат крупного количества кодеина и поэтому не причиняют вреда здоровью человека. Однако если приобрести несколько упаковок препарата, из данного продукта можно извлечь достаточно кодеина для приготовления нескольких доз наркотического средства дезоморфин <2>, опаснейшего наркотика, ввиду своих свойств включенного в Список I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 (с последующими изменениями) <3>. -------------------------------- <2> Подробнее об этом см.: Ичеткин А. П. Из аптек в наркопритоны // Наркоконтроль. 2009. N 2. С. 8 - 11. <3> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 27. Ст. 3198; 2004. N 8. Ст. 663; N 47. Ст. 4666; 2006. N 29. Ст. 3253; 2007. N 28. Ст. 3439; 2009. N 26. Ст. 3183; N 52 (ч. I). Ст. 6572; 2010. N 3. Ст. 314; N 17. Ст. 2100; N 24. Ст. 3035; N 28. Ст. 3703; N 31. Ст. 4271; N 45. Ст. 5864; N 50. Ст. 6696, ст. 6720.
Аналогичная ситуация имеет место и применительно к некоторым другим лекарственным наркотикосодержащим препаратам. Количество торговых наименований одинаковых по сути наркотикосодержащих лекарств от кашля, боли, простуды, депрессии и прочих недугов множится, поскольку слабо контролируется. В Интернете без труда можно найти многочисленные варианты получения веществ, обладающих наркотическим эффектом. Существуют две противоположные точки зрения на проблему безрецептурного отпуска наркотикосодержащих препаратов. Сторонники первой из них предлагают ограничить или даже запретить безрецептурный отпуск таких препаратов. Например, в Ханты-Мансийске "антинаркотическая комиссия направила открытое письмо руководителям городских аптек с просьбой сократить поставки препаратов, содержащих опиаты и сильнодействующие вещества" <4>. -------------------------------- <4> Об этом см.: Лутовинова О., Зиновьева Ю., Лонская А. Российские аптеки превращаются в точки сбыта наркотических средств // Новые известия. 31.03.2009.
Депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области обращаются к Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации с требованием исключить из списка препаратов, отпускаемых без рецепта врача, кодеинсодержащие лекарственные препараты. Их предлагается отпускать только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм. При этом делается ссылка на то, что "многие аптечные сети Пензенской области вообще прекратили их поставки и продажу, заменив аналогами. В результате реализация лекарственных препаратов снизилась в десятки раз" <5>. -------------------------------- <5> См.: Наркотики по рецепту. Депутаты требуют ужесточить порядок продажи лекарств. URL: http://pharmapractice. ru.
Вряд ли это можно считать способом решения проблемы, так как продажа лекарственных средств - коммерческая деятельность, а цель коммерческой деятельности - извлечение прибыли. Поэтому по закону рынка: есть спрос - будет и предложение. Кроме того, речь идет о препаратах массового спроса, и при существенном ограничении их оборота возможны социальные последствия, если взамен дешевых кодеинсодержащих лекарственных средств в аптеках потребителям предложат приобрести их аналоги по цене в несколько раз дороже. Министерство здравоохранения Красноярского края 23 октября 2009 г. "в интересах охраны здоровья населения, особенно подростков" издало приказ, ограничивающий отпуск кодеинсодержащих препаратов. В списке оказались популярные среди населения пенталгин, солпадеин, коделак, нурофен плюс и другие. В приказе указывалось, что в аптеках края имеется достаточное количество обезболивающих средств аналогичного действия, не содержащих в своем составе кодеина. Таким образом, доступность необходимых препаратов для населения не уменьшалась. Тем не менее Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю 1 марта 2010 г. вынесло предписание отменить действие названного приказа и вернуть в свободную продажу кодеинсодержащие препараты <6>, поскольку решение краевого Минздрава нарушило положения Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <7>. -------------------------------- <6> URL: http://www. rian. ru/society/20100309/213052872.php <7> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434; 2007. N 49. Ст. 6079; 2008. N 18. Ст. 1941; N 27. Ст. 3126; N 45. Ст. 5141; 2009. N 29. Ст. 3601, ст. 3610; N 52 (ч. I). Ст. 6450, ст. 6455; 2010. N 15. Ст. 1736; N 19. Ст. 2291, N 49. Ст. 6409; 2011. N 10. Ст. 1281.
Согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничение гражданских прав допускается только на основании федерального закона. Право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности основано на положениях ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации. Другие обоснованно призывают посмотреть на регулирование обращения наркотических и некоторых других, преимущественно обезболивающих, препаратов с другой стороны, а именно с точки зрения интересов пациента и врача, "потребности которых - единственная причина, оправдывающая существование на рынке этих средств, многие из которых могут быть востребованы для немедицинского использования" <8>. -------------------------------- <8> Ерофеев А. Наркотики: система контроля за оборотом не должна вмешиваться в их законное применение. URL: http://www. apteka. ua/article/34818#588.
Для ограничения немедицинского применения наркотикосодержащих препаратов Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Приказом от 16 марта 2010 г. N 157н установило предельно допустимое количество содержащихся в таких препаратах наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров <9>. -------------------------------- <9> См.: Российская газета. 09.06.2010.
Тем не менее остаются вопросы, решение которых могло бы положительно повлиять на ситуацию в рассматриваемой области. Согласно ст. 2 ФЗ "О наркотических средствах" порядок применения мер контроля в отношении препаратов, содержащих наркотические средства в малых количествах, устанавливается Правительством Российской Федерации. До настоящего времени единого концептуального подхода к способам и мерам контроля за оборотом указанных препаратов и правила их отпуска не разработаны. В соответствии с п. 3 ст. 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" <10> правила отпуска лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. -------------------------------- <10> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 16. Ст. 1815; N 31. Ст. 4161; N 42. Ст. 5293; N 49. Ст. 6409.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств" <11>, лекарственные препараты, содержащие наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, подлежат отпуску аптечными учреждениями в количестве не более двух упаковок одному покупателю. -------------------------------- <11> См.: Российская газета. 2006. 20 января; 24 мая; 15 ноября; 2007. 4 апреля; 15 мая; 4 сентября.
Однако далеко не все аптечные учреждения следуют этому указанию и могут отпустить не две упаковки, а больше. Пункт 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в котором устанавливается ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, применяется крайне редко <12>, а судебная практика по ее применению практически отсутствует. -------------------------------- <12> Об этом см.: Стенограмма заседания комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Московской городской Думы на тему: "Легальный наркорынок в России" от 15 октября 2009 г. // Наркология. 2009. N 9. С. 12 - 26.
В последнее время реклама лекарственных средств, содержащих в своем составе наркотические средства и психотропные вещества, прежде всего болеутоляющих, стала все чаще появляться в СМИ. "На телевидении мы наблюдаем агрессивную рекламу лекарственных препаратов, ряд лекарств содержат наркотические средства или основу. Так, ряд обезболивающих содержат кодеинсодержащие препараты". "В итоге мы столкнулись с проблемой лекарственно-аптечной наркомании, таким наркотиком, как дезоморфин, употребление которого ведет к летальному исходу", - считает директор ФСКН России В. П. Иванов <13>. -------------------------------- <13> URL: http://fskn. infodesigner. ru/includes/periodics/review/2010/0608/00006032/print. shtml.
В соответствии с ч. 9 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" <14> с последующими изменениями (далее - ФЗ "О рекламе") реклама лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства и психотропные вещества (Списки II, III), запрещается. В приведенной формулировке ключевыми являются слова о запрете рекламы лекарственных средств, содержащих в своем составе указанные вещества. Закон не содержит требований к количеству наркотиков в составе лекарственного препарата. Именно о содержащих в своем составе такие вещества препаратах (препаратах, содержащих в малых количествах наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, внесенные в Списки II, III или IV) речь идет и в п. 5 ст. 2 ФЗ "О наркотических средствах". -------------------------------- <14> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 12. Ст. 1232.
Так как эти вещества содержатся в составе ряда препаратов, представляется, что реклама этих лекарственных средств запрещена п. 9 ст. 24 ФЗ "О рекламе". Тем не менее все мы являемся свидетелями ежедневно и многократно транслируемой рекламы "Пенталгина", который, согласно "Справочнику лекарственных препаратов Видаль" <15>, содержит в своем составе, в частности, кодеин, включенный в Список II. Таким образом, имеет место реклама кодеинсодержащего препарата, что, с нашей точки зрения, запрещено Законом "О рекламе". -------------------------------- <15> URL: http://www. vidal. ru - Видаль - справочник лекарственных препаратов.
Одна из причин, почему это стало возможным, состоит в том, что ст. 6.13 КоАП РФ содержит достаточно серьезные санкции к лицам, осуществляющим пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, а не лекарственных средств (препаратов), содержащих в своем составе такие средства или вещества. Считаем, что формулировка ст. 6.13 КоАП РФ должна полностью соответствовать формулировке ст. 24 ФЗ "О рекламе" и была дополнена ответственностью за пропаганду или незаконную рекламу препаратов, содержащих в своем составе (в любых количествах) наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры. В целях уменьшения нелегального оборота наркотикосодержащих лекарственных средств предлагаем следующее: 1. Лекарственные средства для лечения часто встречающихся заболеваний, которые зачастую лечатся пациентами самостоятельно, не должны содержать в своем составе наркотиков. Необходимо в максимально короткий срок начать производство недорогих, по эффективности сопоставимых с наркотикосодержащими лекарственных средств, предназначенных для лечения наиболее часто встречающихся заболеваний, лечение которых в настоящее время осуществляется такими препаратами. Включить эти лекарственные средства в разработанные стандарты лечения этих заболеваний и осуществлять широкую рекламу этих препаратов. 2. Безрецептурный отпуск лекарственных средств, содержащих в своем составе наркотические средства и психотропные вещества в малых дозах, осуществлять в малых упаковках, которые не позволят (или сделают более затруднительным) изготовление из них наркотиков, употребляемых наркоманами. Для лечения же простудных заболеваний маленьких упаковок будет достаточно на 2 - 3 дня. В случае если болезнь продолжается дольше, то пациент должен посетить врача, который выпишет ему рецепт. 3. Минздравсоцразвития России совместно с ФСКН России необходимо сосредоточить свои усилия на торговле наркотикосодержащими препаратами через Интернет, где объем продаж стремительно растет. В Сети можно купить как синтетические, так и натуральные наркотики, и справиться с этим трудно, так как правовых механизмов для этого пока нет. Чтобы сделать покупку, достаточно приобрести кредитную карту и зайти в интернет-кафе. Невозможно проконтролировать тысячи мелких почтовых отправлений. Кроме того, сайт может быть зарегистрирован в одном государстве, а отправитель может находиться в другом. Мы считаем, что именно в этом направлении необходимо полнее использовать возможности международного сотрудничества, направленного на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств.
------------------------------------------------------------------
Название документа