Особенности правовой регламентации отношений в рамках Таможенного союза: проблемы и решения

(Бакаева О. Ю.) ("Юридический мир", 2011, N 4) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОТНОШЕНИЙ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ <*>

О. Ю. БАКАЕВА

Бакаева Ольга Юрьевна, заведующая кафедрой публичного права Саратовского государственного социально-экономического университета, доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования отношений в рамках Таможенного союза. В их числе: несогласованность норм союзного и национального законодательства; проблемы информационного характера; совершенствование законодательства в области электронного документооборота; унификация технических регламентов. Излагаются предложения по их устранению.

Ключевые слова: Таможенный союз, таможенное законодательство, таможенные органы, интеграция России, Белоруссии и Казахстана.

Problems of the legal regulation of the relations are considered in article within the framework of Customs alliance. In their count; calculate; list: incoordination of the rates union and national legislation; the problems of the information nature; the improvement legislation in the field of electronic document processing; the unification technical regulations. The offers are stated upon their removal.

Key words: Customs alliance, customs legislation, customs organs, integration to Russia, Belorussia and Kazakhstan.

Почти годичный срок функционирования Таможенного союза как вполне удачной формы интеграции России, Белоруссии и Казахстана позволяет подвести некоторые итоги, проанализировать специфику правового регулирования отношений, складывающихся внутри него. В целом уже сейчас можно отметить, что условия ведения бизнеса стали более благоприятными. Единство таможенной территории трех стран означает перемещение товаров внутри нее без таможенного оформления (декларирования), что привело к прямой экономии временных и финансовых затрат участников ВЭД. Для предпринимателя отпала необходимость в хранении товаров на складах временного хранения, в использовании услуг таможенных представителей, в уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов. Во взаимной торговле также не применяются запреты и ограничения. Нефискальный таможенный контроль, пока существующий, планируется полностью отменить к 1 июля 2011 г. Важно, что между государствами - членами Таможенного союза можно перемещать не только товары внутреннего производства, но и иностранные товары при условии их выпуска в свободное обращение. Таким образом, свобода движения товаров - основа механизма функционирования Таможенного союза. Функционирование такого крупного интеграционного образования, как Таможенный союз, требует в первую очередь адекватного правового обеспечения. Формирование нормативно-правовой базы в минимально короткие сроки не могло не отразиться на ее качестве. Состоявшееся принятие поправок в 152 статьи Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) из 373 статей (наверняка не последних) свидетельствует о его определенной недоработанности, недостаточной взвешенности заложенных в него мер. Однако унификация таможенного законодательства в рамках интеграции России, Белоруссии и Казахстана, несомненно, прогрессивный шаг. Учитывая, что между государствами - членами Евросоюза барьеры на пути свободной торговли устранялись на протяжении 20 лет, говорить о наличии идеальной нормативно-правовой базы было бы преждевременно. В ходе реализации положений Таможенного кодекса Таможенного союза и актов, принятых в соответствии с ним, безусловно, будут выявляться проблемы, сложности, недостатки. Основная задача при этом - оперативно реагировать и предпринимать действенные меры, нацеленные на совершенствование нормотворческой и правоприменительной деятельности. Очевидно, что столь глобальный проект не означает возможности "работы" Таможенного союза в полной мере. Так, во взаимной торговле пока сохраняются некоторые изъятия, распространяющиеся на ряд товаров, на которые государства - члены Таможенного союза сохраняют внутренние пошлины (в России это ввозные пошлины на автомобили иностранного производства, экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты). Казахстан применяет пониженные пошлины на 409 позиций товаров, объявленных жизненно важными. Адаптация к новым условиям с постепенной отменой режима изъятия для всех наименований товаров может происходить в течение 5 лет. На сегодняшний день при достаточно высоком уровне развития международно-правовой базы, регулирующей отношения в Таможенном союзе, практически не затронутым осталось национальное законодательство, на уровень которого делегировано решение ряда вопросов. К ним относятся: порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, организация информирования и консультирования, условия деятельности лиц в области таможенного дела, отдельные нюансы классификации товаров по ТН ВЭД ТС, порядок и формы уплаты таможенных платежей, порядок их принудительного взыскания, особенности проведения отдельных форм таможенного контроля, таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, и пр. В области таможенного дела применяются нормы многих федеральных законов: "О валютном регулировании и валютном контроле", "О вывозе и ввозе культурных ценностей", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О таможенном тарифе", "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и пр. Многие их положения идут вразрез с нормами таможенного законодательства Таможенного союза, тем самым создавая явные коллизии. В то же время следует признать, что в области законодательного регулирования сложился некий таможенно-правовой вакуум, тормозящий качественное функционирование таможенных отношений. Ряд уже выявленных проблем характерен для переходного периода, что вполне логично, они должны быть устранены в ближайшие несколько лет. С самого начала функционирования Таможенного союза обсуждался вопрос замены Таможенного кодекса РФ законом, не противоречащим ТК ТС и устанавливающим положения, делегированные на национальный уровень. Планировалось, что с 1 июля 2010 г. вступит в законную силу Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Однако процедура принятия Федерального закона достаточно длительная (в июне 2010 г. он был принят Государственной Думой в первом чтении) и не позволила этого сделать. Важно отметить, что проект Закона сначала был размещен на официальном сайте Федеральной таможенной службы РФ, а затем опубликован в официальном издании - "Российской газете" - с призывом внесения в него изменений и дополнений. Таким образом, была предпринята попытка усовершенствовать законопроект на самой ранней стадии. В сентябре 2010 г. в Федеральной таможенной службе прошло заседание Общественно-консультативного совета по таможенной политике, на котором совместно с деловыми кругами прошло обсуждение указанного законопроекта. К законопроекту подготовлено уже порядка 300 поправок, затрагивающих ключевые направления таможенного регулирования. Действующий в настоящее время Таможенный кодекс РФ применяется в части, не противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза, что крайне усложняет деятельность как самих таможенных органов, так и участников ВЭД. Кроме того, "усечение" норм Таможенного кодекса РФ было произведено не федеральным законом в соответствии с принятой правовой процедурой, а письмом ФТС России от 29 июня 2010 г. "О неприменении отдельных норм Таможенного кодекса Российской Федерации", которое в принципе не должно содержать нормативных предписаний. В результате возникла неопределенность во многих вопросах таможенного администрирования, что усилило дисбаланс взаимоотношений таможни и бизнеса. В условиях несогласованности ряда положений Таможенного кодекса ТС и российского таможенного законодательства многие предприниматели работают на свой страх и риск, что усложняет торговые связи и бизнес-проекты. В ближайшее время требуется провести срочную "ревизию" национального законодательства на предмет согласованности его норм с положениями ТК ТС и международных соглашений, заключенных между Российской Федерацией, Белоруссией и Казахстаном. Обилие отсылочных норм в ТК ТС может быть оценено негативно как минимум по двум причинам. Во-первых, это усложняет изучение и использование положений таможенного законодательства как должностными лицами таможенных органов, так и частными субъектами таможенных правоотношений. Во-вторых, регламентация ряда важнейших таможенных процедур на уровне государств - членов Таможенного союза может привести как к разнообразному правовому регулированию, так и к отсутствию единообразия в рамках реализации тех или иных норм. Данные обстоятельства в определенной степени умаляют роль "таможенной конституции", которая в идеале должна быть актом прямого действия. В такой ситуации бизнес оперативно среагирует на различия в нормативных документах и будет находить всевозможные способы для применения законодательства того государства, какое видится ему более выгодным в ракурсе минимизации таможенных издержек. Усложнение понимания таможенного законодательства в первую очередь для участников ВЭД обусловило активизацию работы таможенных органов по разъяснению его норм. Пик обращений граждан в Федеральную таможенную службу пришелся на II квартал 2010 г., когда обратилось почти столько же лиц, сколько за весь 2009 г. (3193 и 3490 писем соответственно). Это объясняется большим объемом проблемных вопросов. Существенный рост количества обращений обусловлен поступлением корреспонденции по вопросам таможенного оформления международных почтовых отправлений (1088 обращений) и заявлений о внесении изменений в платежные поручения (1191 заявление). В рамках работы Общественно-консультативного совета по таможенной политике при Федеральной таможенной службе в течение 2010 г. было проведено более 50 встреч (конференций, семинаров, круглых столов) с представителями предпринимательского сообщества. Важная роль в деле информирования участников ВЭД об отношениях, складывающихся в Таможенном союзе, отводилась "горячей линии", организованной на федеральном и региональном уровнях с 1 июля 2010 г. Только за первый месяц работы на телефоны таможенных органов поступило свыше 9500 звонков, из них более половины (около 4900) - на телефон ФТС России. Одной из существенных проблем следует признать отсутствие единообразия норм, предусматривающих уголовную и административную ответственность за правонарушения в таможенной сфере. В ноябре 2009 г. Межгосударственный совет ЕврАзЭс поручил правительствам трех государств рассмотреть вопрос об унификации данных норм, однако до настоящего времени этот вопрос не решен, что обусловливает конфликт интересов между правоохранительными органами государств - членов Таможенного союза и как следствие - приведет к коллизиям при вынесении судебных решений. Действующий в переходный период принцип национального резидентства пока сдерживает возможный рост конфликтов в этой области. Статьей 3 Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза от 5 июля 2010 г. установлена обязанность сторон внести изменения в свое законодательство в целях единообразного определения противоправности таких деяний. Отмена таможенных процедур на границах государств - членов Таможенного союза чревата проблемами информационного характера. Замена хорошо функционирующей системы обмена внешнеторговой информацией новым механизмом потребует более длительного переходного периода. В этой области прослеживается ряд сложностей. Работа в новых условиях требует скорейшего перехода на электронную форму декларирования. В настоящее время в российских регионах в электронной форме подается не более трети таможенных деклараций. Крупные участники ВЭД, а также таможенные представители уже осознали в полной мере преимущества от использования электронной формы декларирования. В данной связи таможенным органам необходимо более активно информировать субъектов ВЭД о выгодах электронного декларирования. В то же время нельзя признать целесообразным предлагаемое Федеральной таможенной службой введение с 1 января 2011 г. обязательного электронного декларирования. Насаждение сверху нормы такого рода может вызвать недовольство целого ряда предпринимателей и будет оцениваться как ущемление их законных прав и интересов. В настоящее время 94% российских таможенных органов имеют возможность принимать декларации в электронном виде, но только 19% участников ВЭД изъявили желание подавать декларации не в письменном, а в электронном виде. Любой новый процесс должен пройти определенные этапы. Несомненно, у электронного декларирования большое будущее. А высшие таможенные органы трех стран в первую очередь должны обеспечить возможность электронного декларирования в совокупности с применением технологии удаленного выпуска на всех таможенных постах. Для участников ВЭД, составляющих категорию средних и мелких предприятий, одной из проблем в данной области является необходимость осуществления первоначальных затрат на закупку необходимого оборудования и программного обеспечения. В данной связи видится целесообразным создание портала электронного декларирования, где можно будет интерактивно заполнить все формы таможенных документов и представить их в таможенный орган. Следует отметить, что проблема внедрения информационных технологий не существует в отрыве от необходимости совершенствования законодательства в области электронного документооборота. В процессе электронного декларирования могут быть задействованы не только таможенные органы и участники ВЭД, но и налоговые органы, банки, страховые организации и пр. Однако ряд субъектов, участвующих в обеспечении внешней торговли, пока не способны передавать в электронном виде в таможенные органы сертификаты, свидетельства, разрешения и другие подтверждения. По сведениям ФТС России, к работе с электронным оборотом документов из 30 ведомств готовы лишь два: Минздрав и Минэкономразвития. Создание единой системы электронной торговли, включающей и электронную таможню, позволит разрешить вопрос ухода от бумажных технологий. В основе модернизации таможенной службы должна находиться автоматизация всех формальных процессов, которая позволила бы максимально сэкономить время и деньги. Осуществление таможенного оформления и таможенного контроля тесно связано с необходимостью внедрения на союзной таможенной территории IT-технологий. В рамках именно Таможенного союза в настоящее время они отсутствуют. Пока действует принцип национального резидентства, декларация может быть подана только от резидента страны. Однако дальнейшая экономическая интеграция неминуемо приведет к отмене данного принципа, и к этому времени важно создать единую систему (унифицированную форму электронной таможенной декларации), позволяющую пользоваться ею всеми участниками ВЭД на всей территории Таможенного союза. Учитывая различия информационных систем России, Белоруссии и Казахстана, для организации необходимого информационного взаимодействия стран - участниц Таможенного союза необходимо выработать единый механизм информационного обмена и функционирования данной системы. В конце сентября 2010 г. в рамках заседания Комиссии Таможенного союза было заключено два соглашения, нацеленных на создание, функционирование и развитие интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза, а также электронного документооборота. Таким образом, в перспективе будет выработан единый подход в деле развития и применения информационных технологий для обеспечения процессов экономической интеграции. В настоящее время на первое место выдвигается и важность внедрения в таможенный процесс процедуры предварительного информирования, для чего нужны информационные системы, обеспечивающие его использование. Участнику внешнеэкономической деятельности должна быть предоставлена реальная возможность заполнения всех необходимых документов в интерактивной форме и передачи их в таможенные органы. Отказ от бумажных технологий, реализация государственных услуг в электронном виде позволят не только сократить время, затрачиваемое на осуществление таможенных формальностей, но и исключить личный контакт должностного лица таможенного органа и предпринимателя, потенциально опасный с точки зрения совершения коррупционных деяний. Одна из решаемых в настоящее время проблем - унификация технических регламентов, формирование их единого перечня для России, Белоруссии и Казахстана. В настоящее время национальные требования к качеству и безопасности товаров, стандарты, знаки соответствия различаются, что препятствует их свободному перемещению по территории Таможенного союза. Право принятия технических регламентов планируется делегировать Комиссии Таможенного союза. Необходимо признать, что, вероятно, новая система технического регулирования будет негативно воспринята небольшими предприятиями, реализующими свою продукцию на местных рынках. Возможно, они столкнутся с проблемой дополнительных затрат на модернизацию производства, однако в целом качество продукции должно стать более высоким. Новая организация деятельности таможенных органов должна предполагать четкое разграничение компетенции Комиссии Таможенного союза и национальных таможенных администраций, что на сегодняшний день остается недоработанным. В связи с этим возникает ряд вопросов: куда должен обращаться участник ВЭД по тем или иным вопросам; что делать в случаях пробелов в законодательстве и т. п. Только к 2012 г. планируется предоставление возможности хозяйствующим субъектам оспаривать действия органов Таможенного союза и таможенных органов в суде ЕврАзЭС. Для разрешения споров должен быть также создан специальный экспертный совет, в который войдут представители трех стран, однако его решения будут носить лишь рекомендательный характер. Неясность в разрешении поставленных вопросов повышает уровень недоверия бизнес-сообщества как в целом к публичной власти, так и к таможенным органам.

Название документа