Административно-правовой способ защиты субъектов таможенных правоотношений
(Хлуднева А. С.)
("Административное право и процесс", 2011, N 2)
Текст документа
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТОВ
ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
А. С. ХЛУДНЕВА
Хлуднева Алина Сергеевна, аспирант кафедры государственного и международного права Санкт-Петербургской академии управления и экономики.
В данной научной статье автором рассматривается один из способов защиты субъектов таможенных правоотношений. Выбор рассмотрения административно-правового способа связан с тем, что именно ему отводится наиважнейшая роль в сфере защиты прав и свобод граждан в рамках таможенных отношений.
Ключевые слова: властные решения, защита, государственные органы, таможенные правоотношения, арбитражный суд.
Administrative-law method of protection of subjects of customs-law relations
A. S. Khludneva
The author of this scientific article considers one of the methods of protection of subjects of customs-law relations. The choice of consideration of administrative-law method is related to the fact that it plays the most important role in the sphere of protection of rights and freedoms of citizens within the frames of customs relations.
Key words: relations of power, state agencies, customs-law relations, arbitrazh court.
В Таможенном кодексе РФ право подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица предусмотрено на альтернативной основе: как в вышестоящий таможенный орган, так и в суд или арбитражный суд. Это означает, что подача жалобы собственно в таможенный орган не препятствует одновременной или последующей подаче жалобы аналогичного содержания в судебные органы. Данное положение должно обеспечить большие гарантии соблюдения прав и законных интересов российских граждан как участников таможенных правоотношений.
Вышеназванный порядок не распространяется на процедуру обжалования постановлений по делам о нарушении таможенных правил. Защита правоотношений, возникающих из таможенных правонарушений, ведется по правилам административного производства. В случае обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа жалоба подается в таможенный орган, в котором проходит службу или замещает государственную должность данное лицо. Понятно, что жалоба на решение самого начальника таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган.
Таможенный кодекс регламентирует обязанность таможенного органа при получении жалобы, которую он не правомочен рассматривать, направлять жалобу в трехдневный срок в уполномоченный таможенный орган с уведомлением заинтересованного лица. В соответствии с положениями ТК РФ жалобу можно направить и в таможенный орган, который (или начальник которого) непосредственно принимал обжалуемое решение или совершал действия (бездействие), нарушающие, по мнению подателя, его права, свободы и законные интересы.
Таможенным законодательством регламентированы сроки подачи жалобы, порядок восстановления пропущенного срока, закреплены формальные основания для отказа в рассмотрении жалобы по существу, сроки рассмотрения жалобы, виды принимаемых по жалобе решений. Предусмотрено, что при обнаружении в ходе рассмотрения жалобы признаков виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом таможенного органа возложенных на него должностных обязанностей должны быть приняты меры по привлечению этого должностного лица к дисциплинарной ответственности в установленном порядке.
Из сказанного вытекает, что в обеспечении прав и законных интересов граждан в сфере таможенных отношений важную роль играет четко налаженный ведомственный контроль в самих таможенных органах. Суть ведомственного контроля состоит в проверке органами отраслевой компетенции соблюдения и исполнения законов и подзаконных актов, а также своих решений нижестоящими подведомственными им органами, организациями, учреждениями, предприятиями.
Анализ нарушений таможенного законодательства Северо-Западного таможенного управления показывает, что 45% составляют правонарушения, связанные с неисполнением участниками внешнеэкономической деятельности требований валютного законодательства (ст. 15.25 КоАП России). По факту представления отчетности, содержащей недостоверные сведения (ст. 16.15), - 23%, по факту нарушения зоны таможенного контроля (ст. 16.5 КоАП России) - 16%. Таможней г. Санкт-Петербурга в отчетном периоде рассмотрено 44 дела об административных правонарушениях. За нарушение таможенного законодательства таможенным органом наложено штрафных санкций на сумму порядка 886 тысяч рублей. Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области в октябре 2007 г. рассмотрено 36 дел об административных правонарушениях, возбужденных таможней по ст. 15.25 КоАП России. По делам данной категории наложены штрафные санкции на сумму порядка 5 миллионов 403 тысяч рублей.
Производство по делу о нарушении таможенных правил должно основываться на таких принципах, как: принцип законности, презумпции невиновности, общеправовой принцип охраны прав и свобод человека и гражданина, принцип равенства, принцип индивидуализации, которые характерны как для процедуры назначения административного наказания, так и для всего процесса привлечения к административной ответственности в целом.
Итогом рассмотрения дела о нарушении таможенных правил является вынесение постановления по делу. На стадии обжалования такое постановление может быть пересмотрено, причем порядок обжалования зависит от субъекта ответственности. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, каковым и является нарушение таможенных правил, закреплено ст. 30.1 КоАП РФ и принадлежит лицам, участвующим в производстве по делу.
Анализ жалоб, поступающих в таможенные органы, позволяет выявить основные причины отмены постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. Среди них на первом месте находятся многочисленные нарушения процессуальных прав участников таможенных правоотношений, привлекаемых к административной ответственности. Например, при составлении протокола об административном правонарушении лицу, привлекаемому к ответственности, не разъясняются его права и обязанности (ст. 28.2 КоАП РФ); лица, привлекаемые к ответственности, надлежащим образом не уведомляются о времени и месте рассмотрения дела, в результате нередко дела об административных правонарушениях рассматриваются в отсутствие этих лиц (п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ); при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в нем не указываются все обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, не описываются собранные по делу доказательства; нет ссылок на нормативные правовые акты, требования которых лицом, привлекаемым к ответственности, нарушены (ст. 29.10 КоАП РФ), и ряд других.
Вместе с тем следует признать, что и ведомственный контроль в системе таможенных органов не всегда обеспечивает полноценную защиту прав и законных интересов российских граждан. Таким образом, можно сделать вывод, что административное обжалование играет важную роль в обеспечении прав, свобод и законных интересов российских граждан в сфере таможенных отношений.
Название документа