Принудительное взыскание таможенных платежей как мера ответственности плательщиков таможенных платежей

(Шлыков В. С.) ("Таможенное дело", 2010, N 3) Текст документа

ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ВЗЫСКАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ КАК МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

В. С. ШЛЫКОВ

Шлыков В. С., заместитель начальника организационно-контрольного отдела УФССП России по Саратовской области.

В соответствии с положениями ст. 3 ТК РФ таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей <1>. -------------------------------- <1> См.: ТК РФ, в ред. от 13 октября 2009 г. N 232-ФЗ.

Следует отметить, что в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно в порядке, определенном гл. 32 ТК РФ. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов (ст. 320), либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (ст. 352). Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (ст. 351), за счет обеспечения уплаты таможенных платежей (ст. 351.1), за счет иного имущества плательщика (ст. 353), а также в судебном порядке. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке (п. 3 ст. 348, в ред. ФЗ от 24 июля 2009 г. N 207-ФЗ). До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей (ст. 350), за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 345, п. 2 и 3 ст. 351.1, п. 2 ст. 352 и п. 2 ст. 353 ТК РФ, а также за исключением случаев, когда лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является таможенный орган (ст. 115 и 233) (п. 4 ст. 348, в ред. ФЗ от 24 июля 2009 г. N 207-ФЗ). Особо отметим, что при солидарной ответственности лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, требования об уплате таможенных платежей выставляются декларанту и таможенному брокеру (представителю) с указанием об этом в данных требованиях. В случае если возможность выставить требования об уплате таможенных платежей сразу двум лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, отсутствует, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей одному из этих двух лиц. При применении мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов при солидарной ответственности лиц, ответственных за уплату таможенных платежей, таможенные органы пользуются правами кредитора при солидарной обязанности по правилам, установленным Гражданским кодексом РФ. Принудительное взыскание таможенных платежей не производится: - если требование об уплате таможенных платежей (ст. 350) не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с ТК РФ: - если размер неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации, либо товаров, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 150 рублей; - если в соответствии с ТК РФ лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является таможенный орган (ст. 115 и 233), взыскание таможенных пошлин, налогов производится в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (п. 6 ст. 348 введен Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 207-ФЗ). Нормативным правовым актом, регламентирующим взаимодействие таможенных органов и Федеральной службы судебных приставов, является Соглашение о порядке взаимодействия таможенных органов Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений таможенных органов и иных исполнительных документов от 23 апреля 2008 г. N 474. Соглашение определяет общие принципы взаимодействия Федеральной таможенной службы, региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов (далее - таможенные органы) и Федеральной службы судебных приставов, ее территориальных органов и их структурных подразделений (далее - ФССП России) при исполнении постановлений таможенных органов о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей за счет имущества организации-должника, а также исполнительных документов, выданных судами на основании судебных актов о взыскании таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей, в том числе за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены. Первоочередными задачами взаимодействия таможенных органов и ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений являются, во-первых, повышение эффективности контроля ФССП России за исполнением постановлений, вынесенных таможенными органами, и иных исполнительных документов; во-вторых, организация надлежащего взаимодействия таможенных органов и ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений при осуществлении возложенных на них полномочий, в-третьих, осуществление регулярного обмена информацией по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес. Особый интерес представляет вопрос об осуществлении взаимодействия. Так, в соответствии с Соглашением взаимодействие таможенных органов и ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений осуществляется в форме проведения совместных мероприятий, заседаний рабочих групп, обмена информацией, сверки статистических данных. Совместные мероприятия, информационную поддержку решения совместных задач и организацию надлежащего взаимодействия должностных лиц таможенных органов и территориальных органов ФССП России в ходе исполнения исполнительных документов обеспечивают в пределах своей компетенции начальники (заместители начальников) таможенных органов, руководители (заместители руководителей) территориальных органов ФССП России и начальники структурных подразделений территориальных органов ФССП России. Уполномоченные должностные лица соответствующего таможенного органа (при предъявлении судебному приставу-исполнителю документов, подтверждающих их полномочия) как представители стороны исполнительного производства имеют права и несут обязанности, предусмотренные ст. 50 ФЗ от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - ФЗ "Об исполнительном производстве" <2>). В частности, стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке. -------------------------------- <2> См.: ФЗ "Об исполнительном производстве" (в ред. Федеральных законов от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ, от 3 июня 2009 г. N 106-ФЗ).

Таможенный орган в установленные законодательством сроки предъявляет к исполнению исполнительный документ, соответствующий требованиям ст. 13 ФЗ "Об исполнительном производстве" (в ред. ФЗ от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ), путем направления исполнительного документа и заявления о возбуждении исполнительного производства в структурное подразделение территориального органа ФССП России, в некоторых случаях, предусмотренных ФЗ "Об исполнительном производстве", - главному судебному приставу субъекта РФ, с приложением заверенных в соответствии с правилами делопроизводства копий документов (при их наличии), содержащих сведения: - в соответствии с п. 6 Соглашения о составлении протокола об изъятии вещей и документов, по которому изымались товары и транспортные средства, являющиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, а также документы, являющиеся доказательствами по делу об административном правонарушении; - о передаче таможенным органом имущества должника на ответственное хранение; - об экспертной (или иной) оценке стоимости имущества должника, изъятого (арестованного) таможенным органом; - о частичном исполнении исполнительного документа; - о наличии счетов должника, о принадлежащих должнику объектах недвижимого имущества и транспортных средствах, об ином имуществе должника; - иные дополнительные сведения. Необходимо отметить, что начальники структурных подразделений территориальных органов ФССП России в пределах своей компетенции обеспечивают своевременность принятия исполнительных документов судебными приставами-исполнителями и их исполнение в полном объеме. Если в ходе исполнительного производства должник полностью (частично) погасил сумму, подлежащую взысканию, таможенный орган направляет судебному приставу-исполнителю, на исполнении у которого находится исполнительный документ, уведомление с приложением заверенных таможенным органом копий соответствующих платежных документов. Денежные средства, перечисленные должником после получения им копии постановления о возбуждении исполнительного производства, учитываются таможенным органом в счет погашения задолженности по исполнительному документу, произведенного в результате деятельности судебного пристава-исполнителя. Денежные средства, взысканные в ходе исполнения исполнительных документов, перечисляются структурным подразделением территориального органа ФССП России на счета, указанные в исполнительном документе и (или) сопроводительном письме таможенного органа, в срок, устанавливаемый нормативными правовыми актами, регулирующими порядок зачисления и выдачи денежных средств со счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов ФССП России. При отсутствии в исполнительном документе, выданном судом на основании судебного акта по заявлению таможенного органа в случаях, предусмотренных пп. 1.3 - 1.5 п. 1 Соглашения, сведений о счетах, на которые должны быть перечислены взысканные суммы, судебный пристав-исполнитель направляет запрос об этих счетах в указанный таможенный орган. При вынесении таможенным органом постановления о прекращении исполнения постановления по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях таможенный орган направляет его судебному приставу-исполнителю, возбудившему исполнительное производство. При возвращении фактически исполненного или частично исполненного исполнительного документа судебный пристав-исполнитель направляет в таможенный орган заверенную копию соответствующего платежного документа с отметкой банка о перечислении денежных средств на счет Федерального казначейства, открытый для таможенного органа, или на счет, указанный в исполнительном документе либо в сопроводительных документах к постановлению, вынесенному таможенным органом, или ином исполнительном документе. Таможенный орган незамедлительно, не позднее одних суток с момента подтверждения того, что товар, находящийся под таможенным контролем или выпущенный для свободного обращения, является собственностью должника, извещает об этом по оперативным каналам связи судебного пристава-исполнителя, возбудившего исполнительное производство. И конечно, для адвоката не будет лишней информация о том, что нормы ст. 351 ТК РФ предусматривают взыскание таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (бесспорное взыскание). Так, при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банке в бесспорном порядке в пределах сумм таможенных платежей, указанных в требовании об уплате таможенных платежей, и сумм пеней, начисленных на день вынесения такого решения. Форма решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке (далее - решение о бесспорном взыскании) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Решение о бесспорном взыскании принимается таможенным органом не позднее 60 календарных дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей, если у таможенного органа имеется информация о счетах плательщика в банке (п. 2 в ред. ФЗ от 24 июля 2009 г. N 207-ФЗ). Решение о бесспорном взыскании является основанием для направления таможенным органом в банк, в котором открыты счета плательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание со счетов плательщика и перечисление на счет Федерального казначейства необходимых денежных средств (п. 3 в ред. ФЗ от 9 апреля 2009 г. N 58-ФЗ). Взыскание таможенных платежей в бесспорном порядке производится с банковских счетов плательщика, за исключением ссудных счетов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Взыскание таможенных платежей с банковских счетов, открытых в иностранной валюте, производится в сумме, эквивалентной сумме подлежащих уплате таможенных платежей в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на день фактического взыскания. При взыскании денежных средств, находящихся на банковских счетах, открытых в иностранной валюте, начальник таможенного органа или его заместитель одновременно с инкассовым поручением (распоряжением) направляет поручение банку-плательщика на продажу денежных средств плательщика, хранящихся в иностранной валюте, не позднее следующего дня. Инкассовое поручение (распоряжение) таможенного органа направляется в банк, в котором открыты счета плательщика, в течение одного месяца со дня принятия решения о бесспорном взыскании и исполняется банком в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для исполнения инкассового поручения (распоряжения) налогового органа. В случае если обязанность по уплате таможенных платежей прекращена или исполнена в полном объеме плательщиком самостоятельно либо сумма задолженности по уплате таможенных платежей взыскана за счет имущества плательщика в соответствии с ТК РФ, таможенный орган, вынесший решение о бесспорном взыскании, не позднее трех рабочих дней со дня прекращения или исполнения в полном объеме обязанности по уплате таможенных платежей отменяет такое решение и в письменной форме уведомляет банк об отзыве инкассового поручения (распоряжения). Если задолженность по уплате таможенных платежей будет погашена (прекращена или исполнена) лишь частично, таможенный орган, вынесший решение о бесспорном взыскании, не позднее трех рабочих дней со дня частичного исполнения обязанности по уплате таможенных платежей направляет в банк новое инкассовое поручение (распоряжение) на непогашенную сумму задолженности по уплате таможенных платежей с письменным уведомлением банка об отзыве предыдущего инкассового поручения (распоряжения). При этом новое решение о бесспорном взыскании таможенным органом не выносится (п. 6 введен Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 207-ФЗ). В целях защиты имущественных интересов плательщика таможенных платежей, а также учитывая объективные трудности доказывания ущерба, причиняемого незаконным взысканием имущества, необходимо усилить ответственность должностных лиц таможенных органов и службы судебных приставов. Осуществление данной меры будет стимулировать должностных лиц добросовестно относиться к исполнению служебных обязанностей и в первую очередь брать в расчет не интересы таможенного органа, заинтересованного в давлении на плательщика, а личную ответственность за свои действия.

------------------------------------------------------------------

Название документа