У вас товар, у нас пошлины

(Курочкин С.)

("ЭЖ-Юрист", 2010, N 37)

Текст документа

У ВАС ТОВАР, У НАС ПОШЛИНЫ

С. КУРОЧКИН

Сергей Курочкин, юрист Goltsblat BLP.

Формирование Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана внесло определенные коррективы в процессы, связанные с перемещением и выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Мы рассмотрим некоторые из них, с тем чтобы составить более полную картину о правилах ввоза иностранных товаров и их таможенном оформлении.

Три стадии

Начнем со стадий, которые проходят практически все товары, ввозимые на территорию Таможенного союза (ТС). Условно их можно выделить три:

1. Прибытие товаров на таможенную территорию ТС и оформление процедуры таможенного транзита.

2. Доставка товаров в зону таможенного контроля и помещение их на временное хранение.

3. Декларирование ввезенных товаров, уплата причитающихся таможенных платежей и выпуск в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Каждая из указанных стадий имеет свои нюансы и требует достаточно тщательной проработки, поскольку невыполнение таможенных правил приводит к рискам, связанным с привлечением как к административной, так и к уголовной ответственности.

При осуществлении внешнеторговой деятельности необходимо обратить внимание, что нормативно-правовая база ТС в настоящий момент разработана не полностью. Ввиду этого перевозчик товаров и импортер должны руководствоваться не только действующими нормами ТС, но и национальным законодательством стран-участников. Такая ситуация существенно осложняет работу, но на данной стадии развития союзного государства неизбежна. Некоторые нормы национального права продолжат функционировать и при наличии системы законодательства ТС, действующего в полном объеме. Связано это с тем, что страны-участники передали на международный уровень лишь часть суверенных полномочий в области контроля внешней торговли.

К пробелам, имеющимся на данный момент, можно отнести положение о том, что прибытие товаров на таможенную территорию ТС осуществляется в местах перемещения через таможенную границу и во время работы таможенных органов в этих местах. Перечень подобных мест должен быть опубликован Комиссией ТС. Но пока этого не сделано, в связи с чем, определяя место въезда, следует обратиться к национальным нормам.

Уведомление таможенного органа о прибытии товаров осуществляется путем представления перевозчиком документов, которые должны содержать информацию о виде и номере транспортного средства; наименовании страны отправления и назначения товаров; наименовании и адресе отправителя и получателя товаров; количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковки; весе брутто либо объеме ввозимых товаров и др.

Важным нововведением союзного законодательства является положение, согласно которому прибытие товаров должно сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений. К ним, в частности, относятся сертификат соответствия, санитарно-эпидемиологическое, ветеринарное, карантинное, фитосанитарное разрешения. Данное требование необходимо исполнить в отношении тех видов товаров, к которым подобные ограничения применимы. Например, перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю, установлен Решением Комиссии ТС от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе". В случае невыполнения установленного правила товары подлежат немедленному вывозу с таможенной территории ТС.

Таможенный транзит

Дальнейшие операции по таможенной очистке (временное хранение, декларирование и выпуск) могут быть осуществлены в месте прибытия. Однако на практике реализовать это не всегда возможно ввиду отсутствия развитой инфраструктуры на границах ТС, а также в связи с действующим принципом резидентства, в силу которого импортер обязан производить таможенное оформление в стране, где он прошел процедуру государственной регистрации.

В связи с этим ввозимый товар доставляется в таможенный орган, находящийся на территории страны-импортера, с использованием процедуры таможенного транзита. В соответствии с ней товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории ТС от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, с применением запретов и ограничений.

Помещение под процедуру таможенного транзита допускается, если:

- товары не запрещены к ввозу;

- предоставлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, и транзитная декларация;

- в отношении товаров приняты меры обеспечения, а транспортное средство оборудовано надлежащим образом.

Транзитная декларация должна содержать определенный объем информации, к которой относятся в том числе сведения о наименовании, количестве и стоимости ввозимых товаров, их коде в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых шести знаков, пункте назначения товаров и др. В качестве транзитной декларации таможенному органу могут быть представлены также транспортные и коммерческие документы.

К мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита законодатель отнес обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенное сопровождение и установление маршрута перевозки. Предоставление обеспечения не потребуется, если оформление и завершение процедуры производятся таможенным перевозчиком или экономическим оператором.

На основании полученных документов и сведений таможенный орган отправления открывает процедуру таможенного транзита, определяя место доставки товаров и время перевозки, которое устанавливается из расчета 2 тыс. км за один месяц.

Завершить процедуру таможенного транзита должен таможенный орган назначения, на что ему отводится не более 25 часов с момента доставки товаров в зону таможенного контроля. На практике данные временные рамки в России обычно соблюдаются и контролируются вышестоящими таможенными органами в лице таможен, региональных таможенных управлений и Федеральной таможенной службы РФ.

По факту завершения таможенного транзита товары помещаются на временное хранение, где находятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов до выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Товары хранятся на складах временного хранения, представляющих собой специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения или открытые площадки, которые относятся к зонам таможенного контроля.

Срок временного хранения составляет два месяца и может быть продлен по письменному заявлению импортера еще на два. За этот период необходимо произвести таможенное оформление ввезенного товара. Данный процесс сопровождается подачей декларации на товары и документов, подтверждающих заявленные в ней сведения, таких как внешнеторговый контракт, товаротранспортные накладные и инвойсы, платежные поручения или чеки, подтверждающие уплату таможенных платежей, а также документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость, и др.

На основании полученных документов и сведений таможенный орган производит выпуск в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Внутреннее потребление

При ввозе товаров основной процедурой, используемой импортерами, выступает выпуск для внутреннего потребления, при помещении под которую иностранные товары находятся на таможенной территории ТС без ограничений по их пользованию и распоряжению ими.

Для помещения товаров под эту процедуру требуется уплатить ввозные таможенные платежи и соблюсти запреты и ограничения, к которым относятся в том числе меры нетарифного регулирования, установленные единым перечнем товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами ТС в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.

Подтвердить стоимость

В процессе оформления товаров наиболее часто импортеры сталкиваются с вопросом подтверждения таможенному органу метода и структуры заявленной таможенной стоимости. Связано это с тем, что таможенная стоимость лежит в основе расчетов таможенных пошлин, налогов, а следовательно, не может не быть предметом пристального внимания со стороны таможенных органов, основной задачей которых выступает наполнение бюджета государства за счет таможенных платежей.

Заявленная таможенная стоимость должна быть подтверждена документально. Сомнения таможенных органов нередко выливаются в запросы дополнительных документов, корректировку таможенной стоимости, следствием которых становится доначисление таможенных платежей.

Однако, как показывает практика, корректировки довольно часто бывают необоснованными и признаются незаконными при обращении в суд. Доказать свою позицию помогает дополнительная информация, содержащаяся в таких документах, как экспортная декларация, прайс-лист завода-производителя, и обосновывающая правомерность заявленных сведений.

С момента выпуска товаров в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления они получают статус товаров ТС и должны перемещаться в его границах без ограничений. Данный вопрос ключевой в строительстве любого таможенного союза.

Между тем практика идет по другому пути. Таможенный контроль на границах союзных республик сохранен. Таможенные органы государств осуществляют его на своих государственных границах с целью пресечения контрабанды. Контроль проводится путем проверки коммерческих и товаротранспортных документов.

Учитывая это, можно сказать, что ТС пока еще не заработал должным образом, не все процессы урегулированы в полной мере и требуется дальнейшая проработка нормативно-правовой базы.

Вместе с тем можно отметить и положительные тенденции. В частности, процесс ввоза и таможенного оформления товаров в целом разработан, что позволяет успешно осуществлять внешнеторговую деятельность, руководствуясь правилами, установленными новым таможенным законодательством.

------------------------------------------------------------------

Название документа