Несвоевременная уплата таможенных платежей и начисление пеней в отношении товаров, находящихся на временном хранении

(Паскарь Л.) ("Корпоративный юрист", 2010, N 4) Текст документа

НЕСВОЕВРЕМЕННАЯ УПЛАТА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И НАЧИСЛЕНИЕ ПЕНЕЙ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ВРЕМЕННОМ ХРАНЕНИИ

Л. ПАСКАРЬ

Паскарь Любовь, юрист международной юридической фирмы "Чадборн и Парк ЛЛП".

Импортеры часто используют процедуру временного хранения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. Однако, несмотря на частоту применения данной процедуры, как у участников внешнеэкономической деятельности, так и у таможенных органов не всегда присутствует четкое понимание того, с какого момента возникает обязанность по уплате таможенных платежей в отношении ввезенных товаров, помещенных под указанную процедуру, и правомерно ли начисление пеней за период нахождения товаров на складе временного хранения. Такая ситуация во многом объясняется неоднозначным толкованием норм Таможенного кодекса Российской Федерации и других законодательных актов по этим вопросам.

Временное хранение - одна из распространенных таможенных процедур, применяемых в отношении товаров, ввозимых из-за границы на территорию Российской Федерации (далее - иностранные товары). Согласно Таможенному кодексу РФ (далее - ТК РФ), при помещении под процедуру временного хранения товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без ограничений, применяемых при государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Обосновано ли начисление пеней за просрочку уплаты таможенных платежей? В то же время при оформлении иностранных товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении, складывается практика начисления таможенными органами пеней за просрочку уплаты таможенных платежей. При этом таможенные органы иногда даже мотивируют начисление пеней несвоевременной подачей таможенной декларации. Для анализа обоснованности начисления пеней за просрочку уплаты таможенных платежей необходимо определить, с какого момента у декларанта (или иного лица, ответственного за уплату таможенных платежей) возникает обязанность по их уплате в отношении товаров, помещенных на склад временного хранения. Из диспозиции ст. 129 и 329 ТК РФ следует, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации таможенные пошлины и налоги должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации. При этом таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подается не позднее чем через 15 дней с момента предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита. Исключения в отношении данного срока, предусмотренные п. 1 ст. 129 ТК РФ, отсылают нас к ст. 150 ТК РФ ("Выпуск товаров до подачи таможенной декларации"), ст. 286 ТК РФ ("Декларирование товаров физическими лицами") и ст. 293 ТК РФ ("Таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях"), и не упоминают временное хранение как процедуру, при которой продлевается срок подачи таможенной декларации. Косвенная отсылка к процедуре временного хранения содержится только в п. 2 ст. 129 ТК РФ, предусматривающем, что продление 15-дневного срока подачи таможенной декларации (если декларанту недостаточно этого времени для сбора необходимых документов и сведений) осуществляется таможенными органами по мотивированному письменному обращению декларанта и не должно приводить к нарушению срока временного хранения товаров. При этом в соответствии со ст. 99 ТК РФ временное хранение товаров - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска согласно определенному таможенному режиму либо до помещения под иную таможенную процедуру. Согласно ст. 103 ТК РФ, срок временного хранения товаров составляет два месяца и по мотивированному запросу заинтересованного лица может быть продлен до четырех месяцев. Таким образом, хотя Таможенным кодексом РФ и не предусмотрена прямая взаимосвязь между применением процедуры временного хранения и продлением срока подачи таможенной декларации, а соответственно, и срока уплаты таможенных платежей, последовательный анализ перечисленных норм позволяет сделать следующий вывод. При наличии согласования с таможенным органом срока временного хранения таможенная декларация может быть подана в течение четырех месяцев со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации. Возвращаясь к п. 1 ст. 329 ТК РФ, заключаем, что таможенные пошлины и налоги, подлежащие уплате в соответствии с заявляемым таможенным режимом, должны быть уплачены в течение указанных четырех месяцев к моменту представления таможенной декларации. В таком случае таможенная декларация считается поданной в установленный срок и основания для взыскания пеней отсутствуют. Возможность неоднозначного толкования указанных норм приводит на практике к неверному толкованию таможенными органами норм о процедуре временного хранения и к необоснованному начислению пеней. Примечательно, что до 1 октября 2009 г. бороться с такой ситуацией помогала еще более несовершенная норма п. 5 ст. 349 ТК РФ, исключенная из Кодекса Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 207-ФЗ "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации". Согласно редакции, действовавшей до 1 октября 2009 г., подача таможенной декларации при нахождении товаров на складе временного хранения в сроки, отличные от предусмотренного ст. 129 ТК РФ (15 дней), рассматривалась как нарушение срока подачи таможенной декларации, что противоречит описанному ранее общему смыслу норм о процедуре временного хранения. К тому же данная норма вводила правоприменителей в заблуждение, привязывая начисление пеней к подаче таможенной декларации, а не к уплате таможенных платежей. Однако начисление и уплата последних согласно указанной норме в таком случае исключались. Стоит отметить, что до 1 октября 2009 г. нормы Таможенного кодекса РФ не содержали определения пеней, отсылая правоприменителей к п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации <1>. Однако с указанной даты в Таможенном кодексе РФ введена аналогичная норма, в соответствии с которой пенями признаются денежные суммы, которые лицо, ответственное за уплату таможенных платежей, обязано выплатить в случае их неуплаты в установленный Кодексом срок. Таким образом, основанием для начисления пеней является неуплата сумм таможенных пошлин и налогов в установленный законом срок, в том числе при их переносе на более позднее время, а сама пеня признается способом обеспечения исполнения таких обязательств по уплате, т. е. не является санкцией за нарушение срока подачи таможенной декларации. -------------------------------- <1> Пунктом 2 ст. 11 ТК РФ и п. 4 ст. 11 НК РФ предусмотрена возможность использования понятий, определенных Налоговым кодексом РФ, в отношениях, возникающих в связи со взиманием таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, в части, не урегулированной Таможенным кодексом РФ.

Данная позиция также подтверждается Постановлением от 24 января 2006 г. по делу N А57-9716/05-28, в котором ФАС Поволжского округа признал, что основанием для начисления пеней должна являться неуплата сумм таможенных пошлин, налогов в установленный законом срок и начисление пеней не должно быть связано с несвоевременной подачей таможенной декларации. Тем не менее данная норма п. 5 ст. 349 ТК РФ использовалась арбитражными судами в защиту интересов участников внешнеэкономической деятельности при оспаривании обоснованности начисления пеней <2>. -------------------------------- <2> Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.05.2006 N Ф03-А51/06-2/722; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.04.2008 N А63-12549/2007-С4-39.

Данной позиции придерживался и Государственный таможенный комитет РФ в письме от 7 июля 2004 г. N 01-06/24875 "О взыскании таможенных платежей и начислении пеней" (п. 1): "Таможенным кодексом установлена специальная норма, предусматривающая исключение из общего порядка начисления пеней. Пунктом 5 ст. 349 Таможенного кодекса РФ предусмотрено, что в случае нарушения срока подачи таможенной декларации при нахождении товаров на складе временного хранения пени не начисляются и уплате не подлежат. Установление такой нормы обусловлено применением ст. 99 Таможенного кодекса РФ при помещении товаров под процедуру временного хранения, не предусматривающей уплаты таможенных пошлин, налогов, и ст. 129 Таможенного кодекса РФ, устанавливающей срок подачи таможенной декларации и возможность продления такого срока. Продление срока подачи таможенной декларации в связи с невозможностью соблюдения установленного Таможенным кодексом РФ срока подачи таможенной декларации не должно приводить к нарушению срока временного хранения товаров. Соответственно, если продление срока подачи таможенной декларации производится в отношении товаров, находящихся на складе временного хранения, не имеется правовых оснований для начисления пеней по истечении установленных сроков уплаты таможенных пошлин, налогов в силу отсутствия факта декларирования таких товаров". Норма, которую содержал п. 5 ст. 349 ТК РФ до 1 октября 2009 г., по-видимому, была исключена законодателем с целью усовершенствования юридической техники и практики применения без учета взаимосвязи с другими нормами указанной статьи, а также без учета ее смысла и содержания в целом. Предусматривая случай, когда пени не подлежат начислению, законодатель указывал на нарушение срока подачи таможенной декларации при нахождении товара на складе временного хранения как на условие, исключающее начисление пеней. Однако по общим нормам Таможенного кодекса РФ (п. 1 ст. 349 ТК РФ) основанием (условием) для взыскания пеней является неуплата в установленный срок таможенных пошлин, налогов, а не просрочка в подаче таможенной декларации сама по себе. Исключение указанной нормы из текста Таможенного кодекса РФ не приводит к возможности начисления пеней за нарушение сроков подачи таможенной декларации в срок, установленный п. 1 ст. 329 и ст. 129 ТК РФ, так как никакой просрочки по уплате таможенных платежей в данном случае не наступает, поскольку процедура временного хранения товаров не предусматривает уплаты каких-либо таможенных платежей в течение всего срока хранения. Актуальность анализа судебной практики по данному вопросу обусловлена тем, что исключение нормы п. 5 ст. 349 ТК РФ может быть истолковано таможенными органами как снятие запрета на начисление пеней в отношении товаров, находящихся на складе временного хранения. Однако, как показывает практика, суды кассационных инстанций выносили постановления без отсылки к п. 5 ст. 349 ТК РФ и до 1 октября 2009 г., признавая незаконность начисления и удержания пеней при нахождении товара на складе временного хранения в пределах срока временного хранения, согласованного с таможенными органами. Так, суды считают, что в отношении товаров, по которым соблюден срок пребывания на складе временного хранения, соответственно, продлевается срок уплаты таможенных платежей <3>. -------------------------------- <3> Постановление ФАС Поволжского округа от 24.01.2006 по делу N А57-9716/05-28; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.12.2007 N А10-1692/07-Ф02-9003/07; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.04.2008 N Ф03-А51/08-2/1055; Постановление ФАС Поволжского округа от 19.04.2005 по делу N А55-13870/2004-43.

Примечательно, что судебная практика устояла при исключении нормы п. 5 ст. 349 ТК РФ. Так, в Постановлении от 5 ноября 2009 г. по делу N А70-4583/2009 суд сослался уже только на ст. 99 ТК РФ, указав, что "процедура временного хранения исключает взыскание таможенных пошлин и, следовательно, взыскания пеней за их неуплату". Таким образом, на основании комплексного анализа положений Таможенного кодекса РФ, касающихся процедуры временного хранения, подачи таможенной декларации и уплаты таможенных платежей, представляется, что при наличии согласования с таможенным органом помещения товаров под процедуру временного хранения таможенная декларация может быть подана в течение четырех месяцев. При этом внесенные к этому времени таможенные платежи будут считаться уплаченными в срок, и соответственно никакие пени начисляться не должны.

------------------------------------------------------------------

Название документа