Способы обеспечения уплаты таможенных платежей

(Шлыков В. С.) ("Внешнеторговое право", 2010, N 1) Текст документа

СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

В. С. ШЛЫКОВ

Таможенное законодательство РФ предусматривает специальные меры имущественного характера, стимулирующие их уплату в надлежащем порядке путем установления дополнительных гарантий, применяемых для обеспечения уплаты таможенных платежей. Так, уплата таможенных платежей обеспечивается следующими способами (ст. 340 ТК РФ): 1) залогом товаров и иного имущества; 2) банковской гарантией; 3) перечислением денежных средств на счет Федерального казначейства или в случае, установленном п. 3 ст. 287 ТК РФ, внесением их в кассу таможенного органа (денежный залог); 4) поручительством. На наш взгляд, наиболее надежным способом обеспечения является залог товаров и иного имущества (ст. 341 ТК РФ). Предметом залога могут быть товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, а также иное имущество, которое может быть предметом залога в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации <1>. -------------------------------- <1> См.: ГК РФ, с изм. на 26 июля 2009 г.; Закон РФ от 29 мая 1992 г. N 2872-1 "О залоге" (с изм. от 26 июля 2006 г., 19 июля 2007 г., 30 декабря 2008 г.).

Залог товаров и иного имущества оформляется договором о залоге товаров и иного имущества между таможенным органом и лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов. При неисполнении перед таможенными органами обязательств, обеспеченных залогом, суммы задолженности по уплате таможенных платежей перечисляются на счет Федерального казначейства таможенными органами за счет средств, вырученных от реализации заложенного имущества. Отметим, что в том случае, если предметом залога являются товары, находящиеся под таможенным контролем и переданные таможенным органам, удовлетворение требования таможенных органов за счет этих товаров осуществляется без обращения в суд в порядке, предусмотренном гл. 41 ТК РФ. Взыскание на любое иное имущество (например, если предметом залога были не товары, ввозимые на таможенную территорию, а имущество, не переданное залогодержателю - таможенному органу, и т. д.) осуществляется в соответствии с нормами ГК РФ. При этом нужно учесть, что в соответствии со ст. ст. 348 - 350 ГК РФ: 1) взыскание таможенного органа на заложенное имущество обращается в случае неисполнения обязанности по уплате таможенных платежей. В обращении взыскания на заложенное имущество может быть отказано, если допущенное должником нарушение обеспеченного залогом обязательства крайне незначительно и размер требований залогодержателя вследствие этого явно несоразмерен стоимости заложенного имущества; 2) требование залогодержателя (т. е. таможенного органа) удовлетворяется из стоимости заложенного имущества по решению суда. В современных условиях залог, несмотря на длительный и неоперативный процесс реализации заложенного имущества, занимает значительное место среди иных способов обеспечения обязательств. Одной из особенностей залога по сравнению с другими способами обеспечения обязательств является его вещно-правовой характер, с учетом которого при залоге имущества обеспечивается его сохранность вплоть до момента погашения обязательства по уплате таможенных платежей должником. При этом стоимость имущества, как правило, не уменьшается, а возрастает пропорционально уровню инфляции. Кроме того, залог особо ценного и быстро ликвидного для должника имущества соответственно стимулирует последнего к принятию мер по своевременной уплате таможенных платежей. Удовлетворение требования залогодержателя за счет заложенного недвижимого имущества без обращения в суд допускается на основании нотариально удостоверенного соглашения залогодержателя с залогодателем, заключенного после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет залога. Такое соглашение может быть признано судом недействительным по иску лица, чьи права нарушены таким соглашением. Следует обратить внимание, что из общего правила (о том, что требование таможенного органа удовлетворяется по решению суда) есть два исключения: а) иной порядок взыскания может быть предусмотрен договором залога; б) на предмет залога, переданный таможенному органу, взимание также может быть обращено в порядке, установленном договором залога. В любом случае на предмет залога взыскание может быть обращено только в судебном порядке, если: - для заключения договора о залоге требовалось согласие или разрешение другого лица или органа; - предметом залога является имущество, имеющее значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества; - залогодатель отсутствует и установить место его нахождения невозможно. Реализация заложенного имущества, на которое таможенный орган обращает взыскание, производится (с учетом особенностей ст. 341 ТК РФ) путем продажи с публичных торгов в порядке, установленном действующим законодательством. По просьбе залогодателя суд вправе в решении об обращении взыскания на заложенное имущество отсрочить его продажу с публичных торгов на срок до одного года. Отсрочка не затрагивает прав и обязанностей сторон по обязательству, обеспеченному залогом этого имущества, и не освобождает должника от возмещения возросших за время отсрочки убытков кредитора и неустойки. Начальная продажная цена заложенного имущества, с которой начинаются торги, определяется решением суда в случаях обращения взыскания на имущество в судебном порядке либо соглашением залогодержателя с залогодателем в остальных случаях. Заложенное имущество продается лицу, предложившему на торгах наивысшую цену. При объявлении торгов несостоявшимися залогодержатель (таможенный орган) вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные залогом. К такому соглашению применяются правила о договоре купли-продажи. При объявлении несостоявшимися повторных торгов залогодержатель вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме, не более чем на 10% ниже начальной продажной цены на повторных торгах. В том случае, если залогодержатель не воспользуется правом оставить за собой предмет залога в течение месяца со дня объявления повторных торгов несостоявшимися, договор о залоге прекращается. Если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для покрытия требования залогодержателя (в данном случае - для уплаты таможенных платежей), он имеет право при отсутствии иного указания в законе или договоре получить недостающую сумму из прочего имущества должника, не пользуясь преимуществом, основанным на залоге. Если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, превышает размер обеспеченного залогом таможенного платежа, разница возвращается залогодателю. Должник и залогодатель, являющийся третьим лицом, вправе в любое время до продажи предмета залога прекратить обращение на него взыскания и его реализацию, исполнив обеспеченное залогом обязательство по уплате таможенного платежа или ту его часть, исполнение которой просрочено. Соглашение, ограничивающее это право, ничтожно. Порядок, установленный для проведения публичных торгов (публичные торги проводятся в форме аукциона или конкурса). Представляется, что наиболее эффективным способом обеспечения уплаты таможенных платежей является банковская гарантия. Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей принимают банковские гарантии, выданные банками, кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в реестр банков и иных кредитных организаций, который ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (далее - реестр), в порядке, определяемом этим органом <2>. В ст. 368 ГК РФ дается понятие банковской гарантии. Это письменное обязательство банка, иного кредитного учреждения или страховой организации (гаранта) уплатить по просьбе другого лица (принципала) кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. -------------------------------- <2> См.: Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей, утвержденный Приказом Федеральной таможенной службы от 7 декабря 2006 г. N 1281.

Банковская гарантия является одним из способов обеспечения надлежащего исполнения обязательств (ст. ст. 329, 369 ГК РФ). Указание бенефициара в банковской гарантии не является обязательным. При отсутствии такого указания обязательство по гарантии должно исполняться в пользу кредитора (бенефициара), предъявившего гаранту подлинник банковской гарантии. Отсутствие письменного соглашения между принципалом и гарантом не влечет недействительности гарантийного обязательства гаранта перед бенефициаром. Гарантийное обязательство перед бенефициаром возникает у гаранта на основании одностороннего письменного обязательства гаранта. Банковская гарантия выдается на возмездной основе (п. 2 ст. 369 ГК РФ), гаранту выплачивается вознаграждение за предоставление банковской гарантии. Согласно ст. 370 ГК РФ обязательство, предусмотренное банковской гарантией, является независимым от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана. Это объясняется тем, что банковская гарантия - это самостоятельное обязательство, юридически не связанное с обеспечиваемым ею основным обязательством, и гарант несет ответственность перед бенефициаром независимо от ответственности принципала. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обязан обеспечить регулярное опубликование в своих официальных изданиях перечней банков, кредитных организаций или страховых организаций, включенных в реестр <3>. -------------------------------- <3> Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 207-ФЗ в п. п. 3 и 4 ст. 342 ТК РФ внесены изменения, вступившие в силу с 1 октября 2009 г. Так, к правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, применяются положения законодательства Российской Федерации о банках и банковской деятельности и гражданского законодательства Российской Федерации, а также ТК РФ.

Для банков, кредитных организаций и страховых организаций, включенных в реестр, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, устанавливает максимальную сумму одной банковской гарантии и максимальную сумму всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей. Банку и его филиалам устанавливается одинаковая максимальная сумма одной банковской гарантии и единая максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий <4>. -------------------------------- <4> Об установлении максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей см.: Приказ Минфина РФ от 3 октября 2006 г. N 121н.

Положения ст. 343 ТК РФ регламентируют порядок включения банков, кредитных организаций или страховых организаций в реестр <5>. Условиями включения банка в реестр являются: -------------------------------- <5> См.: Реестр банков и иных кредитных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами (утв. Приказом Федеральной таможенной службы от 4 сентября 2009 г. N 1634). О пределах банковских гарантий, выдаваемых отдельными банками, см. письма ФТС России от 5 июля 2005 г. N 01-06/22601, от 3 августа 2005 г. N 01-06/26404, от 13 октября 2005 г. N 01-06/35717, от 8 ноября 2005 г. N 01-06/38620, от 9 ноября 2006 г. N 05-11/39046, от 7 мая 2007 г. N 05-11/17008, от 8 сентября 2007 г. N 05-11/33500, от 15 мая 2008 г. N 05-11/19370.

1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности не менее пяти лет; 2) отсутствие задолженности перед таможенными органами; 3) наличие зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 200 миллионов рублей; 4) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей; 5) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на все отчетные даты в течение последних шести месяцев; 6) отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ (в ред. от 19 июля 2009 г.) "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". 3. Условиями включения филиала банка в реестр являются: 1) внесение филиала в Книгу государственной регистрации кредитных организаций; 2) наличие права выдачи филиалом банковских гарантий, предусмотренного в положении о филиале; 3) включение головного банка в реестр. 4. Условиями включения страховой организации в реестр являются: 1) наличие действующей постоянной лицензии федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на право проведения страховой деятельности по видам страхования ответственности, применяемым в таможенном деле; 2) отсутствие задолженности перед таможенными органами; 3) наличие зарегистрированного уставного капитала в размере не менее 500 миллионов рублей; 4) осуществление деятельности в качестве страховой организации не менее пяти лет; 5) отсутствие убытков в течение последнего календарного года; 6) наличие свободных активов на последнюю отчетную дату в размере не менее нормативного; 7) наличие чистых активов по окончании последнего отчетного периода, стоимость которых должна быть не менее размера оплаченного уставного капитала. Для включения в реестр банк, кредитная организация или страховая организация обращаются в таможенный орган с заявлением в письменной форме, содержащим сведения, подтверждающие условия включения в реестр, и представляют следующие документы: 1) банк представляет: учредительные документы; свидетельство о регистрации юридического лица; свидетельство о регистрации кредитной организации Центральным банком Российской Федерации; лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций; заверенную в установленном порядке карточку с образцами подписей должностных лиц банка, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати банка; документ, содержащий расчеты собственных средств (капитала) на каждую отчетную дату в течение последнего календарного года, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью; балансовый отчет на последнюю отчетную дату, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью; отчет о прибылях и об убытках на последнюю отчетную дату, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью; справку о выполнении обязательных экономических нормативов и значениях показателей для их расчета на каждую отчетную дату в течение последнего календарного года, подписанную руководителем и главным бухгалтером и заверенную печатью; копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности за прошедший год, подписанную руководителем и главным бухгалтером и заверенную печатью; 2) филиал банка дополнительно представляет: положение о филиале; информационное письмо Центрального банка Российской Федерации о внесении филиала в Книгу государственной регистрации кредитных организаций; заверенную в установленном порядке карточку с образцами подписей должностных лиц филиала, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати филиала; 3) страховая организация представляет: учредительные документы; свидетельство о государственной регистрации юридического лица; постоянную лицензию (с приложениями) федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на право проведения страховой деятельности; заверенную в установленном порядке карточку с образцами подписей должностных лиц страховой организации, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати страховой организации; балансы за последние два квартала, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью; отчеты о прибылях и об убытках за каждый квартал в течение последнего календарного года, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью; расчеты соотношения активов и обязательств за каждый квартал в течение последнего календарного года, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью; документ, содержащий сведения об основных показателях деятельности за последние два квартала, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью; копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности за прошедший год, подписанную руководителем и главным бухгалтером и заверенную печатью. О принятом решении заявитель извещается в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, рассматривающий заявление о включении в реестр, в подтверждение представленных заявителем документов и сведений вправе запросить у третьих лиц, а также у государственных органов документы, содержащие необходимую информацию. Указанные лица в течение 10 дней со дня получения запроса обязаны представить запрашиваемые документы. Решение об отказе во включении в реестр может быть принято только в случаях несоблюдения условий. Заявителю направляется извещение об отказе во включении в реестр с указанием причин принятия такого решения в течение трех дней со дня его принятия. Банк, кредитная организация или страховая организация включаются в реестр с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о включении в реестр. Положения ст. 343.1 ТК РФ закрепляют обязанности банков, кредитных организаций или страховых организаций, включенных в реестр. Так банк, кредитная организация или страховая организация, которые включены в реестр, обязаны: 1) соблюдать максимальную сумму одной банковской гарантии и максимальную сумму всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком либо одной кредитной организацией, одной страховой организацией, для принятия таких банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей; 2) представлять в установленные сроки надлежащим образом оформленную отчетную документацию и иные сведения в соответствии с административным регламентом ведения реестра, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела; 3) выполнять условия банковской гарантии и обязательства по ней. Банк, кредитная организация или страховая организация исключаются из реестра по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в следующих случаях: ликвидации или реорганизации банка, кредитной организации или страховой организации; отзыва Центральным банком Российской Федерации лицензии на осуществление банковских операций у банка либо федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью лицензии на право проведения страховой деятельности у страховой организации; неисполнения хотя бы одного из условий включения в реестр; неисполнения обязательств по банковской гарантии; истечения трех лет со дня включения в реестр, если до истечения указанного срока не представлено в установленном порядке заявление о повторном включении в реестр. Особо отметим, что исключение банка, кредитной организации или страховой организации из реестра не прекращает действия выданных ими и принятых таможенными органами банковских гарантий и не освобождает их от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий таких банковских гарантий. Банк, кредитная организация или страховая организация, исключенные из реестра, могут быть повторно включены в реестр через один год при условии ликвидации причин исключения из реестра. Следующий способ - перечисление денежных средств на счет Федерального казначейства или внесение их в кассу таможенного органа (денежный залог) (ст. 345 ТК РФ). Денежный залог перечисляется на счет Федерального казначейства, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 287 ТК РФ. Перечисление на счет Федерального казначейства, а в случае, установленном п. 3 ст. 287 ТК РФ, внесение в кассу таможенного органа денежного залога производятся в валюте Российской Федерации. Проценты на сумму денежного залога не начисляются. При неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов подлежат взысканию таможенными органами из сумм денежного залога, перечисленного на счет Федерального казначейства. Обращение взыскания на суммы денежного залога осуществляется без направления требования об уплате таможенных платежей и без взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (ст. 351). Взыскание осуществляется в течение трех рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения обязательства. Таможенный орган информирует плательщика о произведенном взыскании в течение трех рабочих дней. При исполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, уплаченные денежные средства подлежат возврату в соответствии со ст. 357 ТК РФ или по желанию плательщика - использованию для уплаты таможенных платежей, зачету в счет будущих таможенных платежей либо для обеспечения уплаты таможенных платежей по другому обязательству перед таможенными органами. В подтверждение внесения в кассу таможенного органа или поступления на счет Федерального казначейства денежного залога лицу, внесшему в кассу таможенного органа или перечислившему на счет Федерального казначейства денежные средства, выдается таможенная расписка, форма и порядок использования которой определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, в соответствии со ст. 357 ТК РФ. Таможенная расписка передаче другому лицу не подлежит. Рассмотрим поручительство как способ обеспечения уплаты таможенных платежей (ст. 346 ТК РФ). Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации путем заключения договора между таможенным органом и поручителем. В качестве поручителя могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица. Банковская гарантия - наиболее эффективный способ обеспечения исполнения налоговых обязанностей, специфический для таможенного регулирования. Важнейшая особенность банковской гарантии, делающая ее использование в таможенном деле более эффективной, состоит в сохранении ее силы независимо от возможного последующего уменьшения обязательства принципала, а также от того, что основное обязательство может быть вскоре прекращено или признано недействительным. Банковская гарантия является самостоятельным обязательством и не имеет акцессорного характера. В целях расширения внешнеторгового сотрудничества, развития таможенной инфраструктуры, эффективного обеспечения уплаты таможенных платежей залог товаров и иного имущества, банковская гарантия, внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог), поручительство должны получить дальнейшее развитие в обеспечении законности в таможенной сфере, а также в целях реализации фискальной функции таможенного регулирования. В условиях перехода к рыночным отношениям роль гражданского права в регулировании общественной жизни значительно возросла. Таможенные отношения, охватывающие широкий круг действий и событий, предполагают применение гражданско-правовых конструкций.

------------------------------------------------------------------

Название документа