Основные направления совершенствования взаимодействия таможенных органов и Федеральной службы судебных приставов по взысканию таможенных платежей

(Шлыков В. С.) ("Налоги" (журнал), 2010, N 1) Текст документа

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ВЗЫСКАНИЮ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ <*>

В. С. ШЛЫКОВ

-------------------------------- <*> Shlykov V. S. The basic directions of perfection of interaction of customs bodies and Federal service of bailiffs of Russia on collecting customs payments.

Шлыков В. С., заместитель начальника организационно-контрольного отдела УФССП России по Саратовской области.

В статье рассмотрены основные направления взаимодействия таможенных органов и службы судебных приставов по взысканию таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. Предложена наиболее оптимальная форма взаимодействия указанных субъектов по взысканию таможенных платежей. Ключевые слова: таможенные платежи, таможенные органы, судебные приставы, борьба с коррупцией.

In article the basic directions of interaction customs and tax organs on levy are considered at moving the goods through customs border of the Russian Federation. The optimal form of interaction of the specified subjects on collecting customs payments is offered. Key words: customs payments, customs bodies, bailiffs, fight against corruption.

Таможенные платежи - неотъемлемая часть системы обязательных платежей, а их применение возможно в случае факта перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Именно условие перемещения и предопределяет особое место таможенных платежей в бюджетной системе Российской Федерации. Нормативным правовым актом, регламентирующим взаимодействие таможенных органов и Федеральной службы судебных приставов, является Соглашение о порядке взаимодействия таможенных органов Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений таможенных органов и иных исполнительных документов от 23 апреля 2008 г. Следует отметить, что Соглашение определяет общие принципы взаимодействия Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России), региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов (далее - таможенные органы) и Федеральной службы судебных приставов, ее территориальных органов и их структурных подразделений (далее - ФССП России) при исполнении постановлений таможенных органов о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей за счет имущества организации-должника, а также исполнительных документов, выданных судами на основании судебных актов о взыскании таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей, в том числе за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены. Первоочередными задачами взаимодействия таможенных органов и ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений являются, во-первых, повышение эффективности контроля ФССП России за исполнением постановлений, вынесенных таможенными органами, и иных исполнительных документов; во-вторых, организация надлежащего взаимодействия таможенных органов и ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений при осуществлении возложенных на них полномочий; в-третьих, осуществление регулярного обмена информацией по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес. Особый интерес представляет вопрос об осуществлении взаимодействия. Так, в соответствии с Соглашением взаимодействие таможенных органов и ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений осуществляется в форме проведения совместных мероприятий, заседаний рабочих групп, обмена информацией, сверки статистических данных. Совместные мероприятия, информационную поддержку решения совместных задач и организацию надлежащего взаимодействия должностных лиц таможенных органов и территориальных органов ФССП России в ходе исполнения исполнительных документов обеспечивают в пределах своей компетенции начальники (заместители начальников) таможенных органов, руководители (заместители руководителей) территориальных органов ФССП России и начальники структурных подразделений территориальных органов ФССП России. В целях ускорения обмена информацией допускается ведение переписки между таможенными органами и ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений с использованием электронных средств связи, в случае необходимости - с использованием средств защиты информации, при этом оригиналы документов направляются заказной почтой или передаются нарочным. Обмен информацией из баз данных осуществляется в соответствии с требованиями и условиями, установленными правовыми актами ФТС России и ФССП России. Уполномоченные должностные лица соответствующего таможенного органа (при предъявлении судебному приставу-исполнителю документов, подтверждающих их полномочия) как представители стороны исполнительного производства имеют права и несут обязанности, предусмотренные ст. 50 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве" <1>). В частности, стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представых документах к постановлению, вынесенному таможенным органом, или ином исполнительном документе. Таможенный орган незамедлительно, не позднее одних суток с момента подтверждения того, что товар, находящийся под таможенным контролем или выпущенный для свободного обращения, является собственностью должника, извещает об этом по оперативным каналам связи судебного пристава-исполнителя, возбудившего исполнительное производство. Для дальнейшего совершенствования взаимодействия таможенных органов и Федеральной службы судебных приставов, а также в целях наиболее полного и своевременного отражения сведений о плательщиках таможенных платежей требуется создание единой информационно-аналитической системы указанных органов. Резюмируя вышеизложенное, полагаем, что в Российской Федерации основные приоритеты усиления взаимодействия таможенных органов и Федеральной службы судебных приставов обусловлены тем, что один из приоритетов государства - содействие развитию внешней торговли - может быть достигнут лишь при выработке согласованных позиций таможенных органов и Федеральной службы судебных приставов, основанных на приоритете соблюдения законных прав субъектов внешней торговли. Вместе с тем должен быть обеспечен разумный баланс публичных и частных интересов, позволяющий решить основные задачи таможенных органов: формирование доходной части бюджетной системы, пресечение правонарушений в области таможенного дела, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем. В частности, создание объединенных информационных ресурсов таможенных органов и Федеральной службы судебных приставов, использование новых прогрессивных принципов аналитической работы, принятие решений с использованием информационных технологий позволит координировать деятельность вышеуказанных органов, выделять приоритеты в организации этой деятельности, шире использовать связи с общественностью как в целях профилактики уклонений от уплаты таможенных платежей, так и в целях получения дополнительной информации о плательщиках, мнения населения об эффективности деятельности таможенных органов и Федеральной службы судебных приставов. Несомненно, это будет также способствовать борьбе с проявлениями коррупции и взяточничеством в органах власти.

------------------------------------------------------------------

Название документа