О субъекте уклонения от уплаты таможенных платежей

(Плясов К. А.)

("Общество и право", 2009, N 4)

Текст документа

О СУБЪЕКТЕ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

К. А. ПЛЯСОВ

Плясов Константин Анатольевич, начальник факультета заочного обучения Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России.

Общеизвестно, что субъектом преступления в отечественном уголовном праве признается вменяемое физическое лицо, виновно совершившее запрещенное уголовным законом общественно опасное, наказуемое деяние (действие или бездействие) и достигшее установленного законом возраста. Привлечение к уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей для физических лиц, в соответствии со ст. 20 УК РФ, возможно с 16-летнего возраста.

Однако Таможенный кодекс РФ (далее - ТК РФ) устанавливает и дополнительные требования к лицам, уполномоченным производить таможенные платежи. Так, согласно ст. 320 ТК РФ ответственным за неуплату таможенных пошлин и налогов являются декларант или таможенный брокер (представитель).

Декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения: физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с гл. 25 ТК РФ; иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории России в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств; иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита; иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории России не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо.

Под российскими лицами понимаются юридические лица с местонахождением в РФ, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе зарегистрированные на территории РФ в качестве индивидуальных предпринимателей.

Необходимо отметить, что при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, декларант имеет определенные права. Он вправе: а) осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации; б) с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ; в) присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых им товаров, при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров; г) знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых им товаров; д) представлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в форме электронных документов; е) пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК РФ.

Также декларант имеет строго установленные ТК РФ обязанности, которые он должен строго исполнять и за неисполнение или за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несет административную или уголовную ответственность. При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан: 1) подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения; 2) по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары; 3) уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату.

Декларирование от имени организации-декларанта осуществляется специально уполномоченным физическим лицом, определяемым администрацией организации-декларанта с изданием соответствующего приказа и оформлением доверенности. Поскольку лицо, непосредственно осуществляющее декларирование, принимает на себя имущественные обязательства по уплате таможенных платежей, то выдаваемая ему доверенность в обязательном порядке должна быть подписана главным (старшим) бухгалтером.

Таможенным брокером (представителем) может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров и которое действует от имени декларанта, по его поручению и на договорной основе. Так как таможенный брокер определяется в отечественном таможенном законодательстве как юридическое лицо, он (непосредственно) не может рассматриваться в качестве субъекта уклонения от уплаты таможенных платежей. В данном случае в качестве субъекта выступают специалисты по таможенному оформлению, состоящие в штате таможенного брокера и декларирующие товары от его имени.

Деятельность таможенного брокера заключается в совершении от собственного имени операций по таможенному оформлению товаров и транспортных средств и выполнению других посреднических функций в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица. В рамках договора с представляемым лицом таможенный брокер вправе декларировать товары и транспортные средства, представлять таможенному органу РФ документы и дополнительные сведения.

Банки, кредитные организации, страховые организации участвуют в обеспечении уплаты таможенных платежей. Данные организации должны быть включены в реестр банков и иных кредитных организаций, который ведут федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области таможенного дела. Для этих органов банки, кредитные организации, страховые организации обеспечивают гарантию в выплате таможенных платежей (ст. 342 ТК РФ).

Субъектами данного преступления могут быть и иные лица, указанные в ТК РФ, а именно: владельцы таможенного склада, владельцы магазинов беспошлинной торговли и другие лица (руководители юридических лиц).

Владельцами таможенных складов могут быть организации, включенные в реестр владельцев таможенных складов, которые осуществляют хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, на договорной основе (ст. 226 ТК РФ). Владельцами таможенных складов могут являться таможенные органы без включения их в реестр владельцев таможенных складов.

Владелец магазина беспошлинной торговли несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенный режим беспошлинной торговли, в случае утраты иностранных товаров либо их использования в иных целях, чем продажа в магазине беспошлинной торговли в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории России, в соответствии с требованиями и условиями, установленными гл. 21 ТК РФ. Владелец магазина беспошлинной торговли не несет ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов только в случае, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения и реализации.

Законодательство не формулирует понятие "иных лиц", обязанных уплачивать таможенные платежи. Н. А. Лопашенко предлагает относить к ним, в частности, и тех, кто приобретает в собственность или во владение ввезенные на таможенную территорию РФ другими лицами товары и транспортные средства, а также работников таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли [4, с. 11].

Указанная точка зрения представляется нам небесспорной. Вряд ли субъектами преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, могут стать покупатели импортных товаров. В реальности при осуществлении сделки купли-продажи они могут не вступать в таможенные правоотношения. Только в одном случае покупатель становится субъектом преступления. Это возможно, когда он приобретает в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства при условии, что он знал или должен был знать о незаконности ввоза [1, с. 109].

Предыдущий Таможенный кодекс допускал возможность уплаты таможенных платежей любым заинтересованным лицом, кроме случаев, специально оговоренных законодателем. Такое лицо также не могло выступать субъектом рассматриваемого преступления, поскольку это являлось его правом, но не обязанностью.

Отметим, что в специальных работах предлагается дополнить ст. 194 УК РФ таким квалифицирующим признаком, как совершение этого преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения (по аналогии с контрабандой) [3, с. 47]. Полагаем, что достаточных оснований для этого нет: как правило, сотрудники таможенных органов (а в основном именно они подпадают под эту категорию) сами товары не перемещают и уклонение от уплаты таможенных платежей совершить не могут, так как такая обязанность на них не возлагается. По справедливому замечанию В. В. Лавринова, уклонение от уплаты таможенных платежей совершается, как правило, при пособничестве сотрудников правоохранительных органов, в том числе служащих таможенных органов, использующих свое служебное положения в целях совершения преступления. Действующие нормы Общей части УК РФ, предусматривающие ответственность за совершение преступления в соучастии, в частности в форме пособничества, вполне позволяют привлечь соответствующее должностное лицо к уголовной ответственности за причастность к совершению данного преступления. Кроме того, "не следует забывать и о нормах Особенной части УК РФ, предусматривающих ответственность должностных лиц" за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), а также за халатность (ст. 293 УК РФ), должностной подлог (ст. 292 УК РФ) и пр. И следственная, и судебная практика подтверждает возможность привлечения к уголовной ответственности таких лиц по нормам о должностных преступлениях при их участии в совершении уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица [2, с. 179].

Литература

1. Абдурахманов З. М. Уголовная ответственность за неуплату таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

2. Лавринов В. В. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей. Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003.

3. Ларичев В. Д., Гильмутдинова Н. С. Проблемы совершенствования уголовного законодательства за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица // Государство и право. 2001. N 6.

4. Лопашенко Н. А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности. Саратов, 1997.

------------------------------------------------------------------

Название документа