Таможенная стоимость товаров: экономическая сущность и принципы определения

(Панова Е. Н.)

("Право и экономика", 2009, N 4)

Текст документа

ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ ТОВАРОВ:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Е. Н. ПАНОВА

Панова Елена Николаевна, главный государственный таможенный инспектор Управления товарной номенклатуры Федеральной таможенной службы. Аспирант Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Специалист по таможенной оценке и защите интеллектуальной собственности.

Родилась 5 марта 1975 г. в г. Москве. В 1996 г. окончила РЭА им. Г. В. Плеханова; в 2005 г. - РАГС при Президенте РФ.

При перемещении товаров через таможенную границу (при ввозе или вывозе) возникает обязанность участника внешнеэкономической деятельности по уплате таможенных пошлин. В соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) таможенная пошлина - это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации.

Согласно ст. 322 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. В мировой и отечественной практике основным видом ставок таможенных пошлин являются адвалорные ставки, которые начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Например, в структуре Таможенного тарифа Российской Федерации, являющегося согласно п. 1 ст. 2 Закона о таможенном тарифе сводом ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, адвалорные ставки составляют около 73% от общего количества ставок таможенных пошлин, специфические ставки - 3% и комбинированные ставки - 15%.

"Таможенная стоимость импортируемых товаров" означает стоимость товаров для целей обложения импортируемых товаров таможенными пошлинами в процентах от стоимости импортируемых товаров (ad valorem) [1].

Необходимо отметить, что в ст. 5 "Основные понятия, используемые в настоящем Законе" Закона о таможенном тарифе, в ст. 11 "Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе" ТК РФ, в ст. 11 "Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе" Налогового кодекса Российской Федерации отсутствует понятие термина "таможенная стоимость товаров".

Один из специалистов, А. В. Шишкин, привел следующие трактовки понятия "таможенная стоимость" [2, с. 62]:

профессора А. Н. Козырина: "Таможенная стоимость - это особая разновидность стоимости товара, в определении которой помимо продавца и покупателя участвует третья сторона - таможенный орган. Таможенный орган при оценке товара принимает в расчет не только обстоятельства данной конкретной сделки, но и существенные характеристики других однородных сделок с целью обеспечения справедливого характера таможенно-тарифного регулирования, чтобы ни один из импортеров не находился в предпочтительном или, наоборот, худшем положении из-за различий в методике определения налогооблагаемой базы по уплате таможенной пошлины (НДС, акциза) с внешнеторговых грузов";

составителя Таможенного энциклопедического справочника В. А. Беляшова: "на практике под таможенной стоимостью понимается фактически уплаченная или подлежащая уплате цена сделки с установленными доначислениями и вычетами";

а также собственное определение понятия: "Таможенная стоимость - это расчетная величина, в основе которой лежит реальная или абстрактная цена сделки с конкретным, идентичным или однородным перемещаемым товаром, функциональным назначением которой является формирование стоимостной основы для осуществления государством мер регулирования внешнеэкономических отношений, связанных со стоимостью товаров" [2, с. 66].

Расчет величины таможенной стоимости товаров производится для следующих целей:

определение расчетной налоговой базы для исчисления таможенных платежей (таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акциза);

применение нетарифных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений (квотирования, лицензирования), включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок;

ведение внешнеэкономической и таможенной статистики;

установление размеров штрафных санкций за таможенные правонарушения;

создание условий для формирования равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов.

До середины XX в. методы оценки таможенной стоимости значительно отличались друг от друга в различных государствах. Негативной стороной при этом выступал тот факт, что участник внешнеэкономической деятельности не знал, по какому методу будет определена таможенная стоимость его товара, из чего следовало, что он не мог рассчитать конечную цену своего товара, устанавливающую эффективность проводимой им внешнеторговой операции.

Путем манипуляций с методами определения таможенной стоимости товаров государство имело возможность значительно изменять фактический уровень таможенно-тарифной защиты, не корректируя при этом ставок таможенных пошлин на товары.

Развитие международной торговли стимулировало процесс унификации правовых норм, регулирующих институт таможенной стоимости. Международной основой многоуровневой системы законодательно-нормативных актов, формирующей методологию определения таможенной стоимости ввозимых товаров, является Соглашение о применении ст. VII ГАТТ. Несущей конструкцией всей системы в Российской Федерации служат ТК РФ и Закон о таможенном тарифе, являющийся основным законодательным актом, устанавливающим порядок определения таможенной стоимости и сферу ее применения. В качестве механизма реализации установленных Законом о таможенном тарифе правовых норм выступают ведомственные нормативные и технические документы Федеральной таможенной службы (ФТС России).

Следуя изложенной логике построения системы законодательно-нормативных актов, на основании положений Соглашения о применении ст. VII ГАТТ в ст. 12 Закона о таможенном тарифе изложены основные принципы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. Данные принципы закладывают условия возможности применения и непосредственно процедуру применения каждого из методов определения таможенной стоимости импортируемых товаров.

К основным принципам определения таможенной стоимости импортируемых товаров относятся следующие.

1. Полный перечень методов определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой (п. 1 ст. 12 Закона о таможенном тарифе). Данный перечень является исчерпывающим.

2. Закрепление в качестве первоосновы для таможенной стоимости товаров стоимости сделки (п. 2 ст. 12 Закона о таможенном тарифе).

Закон о таможенном тарифе устанавливает принятую Соглашением о применении ст. VII ГАТТ стоимость сделки в качестве основы таможенной оценки товаров. Таким образом, таможенной стоимостью товара должна выступать стоимость, реально уплаченная за импортируемые товары, или, другими словами, цена товара, определенная внешнеторговым договором (сделки купли-продажи) с учетом дополнительных расходов (издержек), понесенных покупателем при подготовке и исполнении конкретной сделки купли-продажи.

3. Строгая последовательность использования методов определения таможенной стоимости.

Методы определения таможенной стоимости товаров применяются в той последовательности, в которой они перечислены в п. 1 ст. 12 Закона о таможенном тарифе. Каждый последующий метод используется, если таможенная стоимость товаров не может быть рассчитана с использованием предыдущего метода. Методы определения таможенной стоимости товаров являются взаимозаменяемыми, т. е. переход от одного метода к последующему имеет своей целью произвести объективный расчет экономически значимой величины (таможенной стоимости товаров) и не направлен на поиск метода для расчета заниженной (что в интересах участника внешнеэкономической деятельности) или завышенной (в интересах государства) налогооблагаемой базы.

4. Объективность определения таможенной стоимости товаров.

В Соглашении о применении ст. VII ГАТТ в качестве общего правила указано, что таможенная стоимость товаров устанавливается на основании информации, доступной в стране импорта. Любая расчетная база требует создания определенного порядка исчисления таможенного налогообложения. Поэтому порядок установления таможенной стоимости, с одной стороны, должен быть общенациональным, увязанным (скоординированным) с общей налоговой системой, порядком ведения бухгалтерского учета и другими отраслями национального законодательства, а с другой стороны, он должен соответствовать международным нормам.

Чтобы величина таможенной стоимости товаров отражала истинное значение, следует использовать количественно определяемую и документально подтвержденную достоверную информацию.

В качестве примера количественно определяемой информации можно привести количество товара, контрактную цену за единицу товара и другие сведения, которые влияют на искомую величину таможенной стоимости товара.

Документальное подтверждение информации предполагает наличие соответствующих документов (например, внешнеторговых контрактов, счетов-фактур, спецификаций).

5. Общеприменимость процедуры определения таможенной стоимости товаров.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона о таможенном тарифе "процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров".

Это означает, что порядок установления таможенной стоимости товаров един и не зависит от вида товаров, страны-экспортера, специфичности участника внешнеэкономической деятельности, выступающего импортером, целей осуществления внешнеэкономической сделки и непосредственно характера этой сделки (например, купля-продажа, дарение, бартер и т. д.).

6. Невозможность использования процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров для борьбы с демпингом.

Занижение таможенной стоимости товаров участниками внешнеэкономической деятельности - явление нередкое. Например, в 2003 г. в ходе анализа Южным таможенным управлением оперативной обстановки при таможенном оформлении ввозимых товаров с целью установления преобладающих рисков выявлено, что риск, связанный с существенным несоответствием между ценой ввозимого товара и ценой идентичных и однородных товаров, является доминирующим [3].

Поэтому при ввозе товаров по демпинговой цене, т. е. ниже определенного усредненного уровня, необходимо определить, является ли эта цена фальсифицированной либо в ней не учтены все элементы и факторы, обязательные при расчете таможенной стоимости товаров.

При установлении факта, что цена действительно является демпинговой, процедура таможенной оценки товаров не применяется. Однако если экспортер, использующий демпинговые цены, докажет, что для этого есть основания (например, изучение спроса на новый товар на внутреннем рынке страны-импортера), то в этом случае можно применить метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами при соблюдении всех требований и условий, установленных Законом о таможенном тарифе. Для принятия решения в подобных случаях большое значение имеют особенности формирования внутренних цен в стране-импортере. Знание механизма формирования внутренних цен позволяет выявлять и отделять случаи фальсификации цен, направленные на занижение таможенной стоимости, от случаев действительно низких цен, которые допустимо использовать при определении таможенной стоимости товаров.

7. Наделение таможенных органов полномочиями по проверке в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации, подлинности документов, представленных декларантом в целях определения таможенной стоимости товаров, и достоверности содержащихся в них сведений.

В соответствии со ст. 17 Соглашения о применении ст. VII ГАТТ "ничто в настоящем Соглашении не должно быть истолковано как ограничивающее или ставящее под сомнение права таможенных администраций убеждаться в правдивости или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для целей таможенной оценки". Данный принцип предусматривает возможность консультаций между импортерами и таможенными органами на условиях соблюдения конфиденциальности для установления истинной основы определения таможенной стоимости товаров. Порядок получения и использования таможенными органами информации в процессе определения таможенной стоимости товаров, а также отношение к ней определяются ст. 10 и ст. 323 ТК РФ.

8. Невозможность использования произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.

Этот принцип закрепляет необходимость использования количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации о таможенных стоимостях товаров, но уже не импортерами, а таможенными органами в процессе контроля правильности установления таможенной стоимости и ее корректировки. Следование данному принципу требуется во избежание необоснованного использования таможенными органами иных методов определения таможенной стоимости товаров, чем предложенные в каждом конкретном случае участником внешнеэкономической деятельности, и применения к конкретным товарам безадресных (ориентировочных) среднеконтрактных цен на товары, обобщенные по группам.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

таможенная стоимость товаров представляет собой расчетную величину, используемую государством в качестве экономической основы при регулировании внешнеэкономической деятельности, т. е. таможенная стоимость является экономической категорией, функционально направленной на практическую реализацию законодательства Российской Федерации по таможенным вопросам;

принципы определения таможенной стоимости товаров наряду с установлением условий и порядка применения методов определения таможенной стоимости также имеют своей целью гарантию равного и справедливого подхода ко всем участникам внешнеэкономической деятельности при соблюдении и защите интересов как государства, так и участников внешнеэкономической деятельности.

Список литературы

1. Agreement on implementation of article VII of the General agreement on tariffs and trade, 1994. Part 1. Article 15, 1(a).

2. Шишкин А. В. Анализ понятия таможенной стоимости товаров // Исследование проблем таможенного дела: Сб. науч. трудов адъюнктов и соискателей РТА. М.: РИО РТА, 2003.

3. Василенко Е. П. Особенности организации контроля таможенной стоимости в условиях применения системы управления рисками // Исследование проблем таможенного дела: Сб. науч. трудов адъюнктов и соискателей РТА. М.: РИО РТА, 2005. С. 57, 58.

------------------------------------------------------------------

Название документа