Юридическая ответственность и финансовая состоятельность товарищества собственников жилья как некоммерческой организации

(Токарева Е. В.) ("Современное право", 2010, N 12) Текст документа

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ФИНАНСОВАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ КАК НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Е. В. ТОКАРЕВА

Токарева Е. В., эксперт Экспертно-криминалистического центра ГУВД по Волгоградской области.

Рассматриваются юридическая ответственность и финансовая состоятельность товарищества собственников жилья (ТСЖ) как некоммерческой организации. Обосновывается вывод о том, что, став единственными и полноправными субъектами управления многоквартирными домами, собственники должны постоянно контролировать деятельность исполнительных органов товарищества, находиться в тесном информационном контакте с другими собственниками.

Ключевые слова: товарищество собственников жилья (ТСЖ), юридическая ответственность, Жилищный кодекс Российской Федерации.

This article dials with the legal responsibility and financial viability of the Condominium Partnership's as a nonprofit organization. The conclusion is that, by becoming the sole and full control subjects of apartment buildings, owners need to constantly monitor the activities of executive bodies of the partnership, to be out in close contact with other owners.

Key words: condominium partnership, legal liability, the Housing Code of the Russian Federation.

Одним из признаков юридического лица, а к таковым относится и товарищество собственников жилья (ТСЖ), является самостоятельная гражданско-правовая ответственность. Согласно ст. 56 ГК РФ "юридические лица, кроме финансируемых собственников учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом". Учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника или собственника), кроме случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица (п. 3 ст. 56 ГК РФ). В отношении ТСЖ данный признак закреплен в ч. 6 ст. 135 ЖК РФ, согласно которому "товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества"; здесь же отмечено, что товарищество "отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом". Очевидно, что законодатель акцентирует внимание на необходимости формирования имущества товарищества "для эффективного ведения основной деятельности и обеспечения прав кредиторов при осуществлении предпринимательской деятельности, соответствующей основной" <1>. Наличие такого имущества способствует обеспечению самостоятельной гражданско-правовой ответственности ТСЖ. Именно поэтому в уставе ТСЖ обязательно должен быть определен порядок формирования имущества товарищества. -------------------------------- <1> Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 2005. С. 84 - 85.

В отличие от Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", утратившего силу с 1 марта 2005 г. (далее - Закон о ТСЖ), ЖК РФ запрещает передачу общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в собственность ТСЖ в качестве вступительных взносов (см. ч. 4 ст. 37 ЖК РФ, п. 2 ст. 290 ГК РФ). Оно всегда остается общим имуществом собственников помещений и переходит в собственность только вместе с соответствующим помещением. ЖК РФ разделяет понятия "имущество" и "средства" ТСЖ (ст. 151 ЖК РФ), относя к последним: обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов товарищества; доходы от хозяйственной деятельности товарищества, направленные на осуществление целей, задач и выполнение обязанностей товарищества; субсидии на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий, а также прочие поступления. Причем следует, на наш взгляд, согласиться с мнением В. С. Ермакова о том, что многие из этих средств хотя и причисляются к средствам ТСЖ, но проходят через его расчетный счет транзитно <1>. -------------------------------- <1> См.: Ермаков В. С. Товарищество собственников жилья как юридическое лицо // Жилищное право. 2002. N 2. С. 57.

Так, статья 151 ЖК РФ (п. 1 ч. 2) относит обязательные платежи членов товарищества к средствам товарищества. При этом в ЖК РФ нет прямого указания на то, что же именно относится к обязательным платежам (в отличие от Закона о ТСЖ). Однако, исходя из анализа статей 153 - 158 ЖК РФ, к данным платежам относятся плата за содержание и ремонт жилого помещения, а также плата за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ). После того как на счет ТСЖ поступают платежи от собственников, оно оплачивает коммунальным службам предоставленные услуги, выступая в данном случае посредником. Этого же мнения придерживается и М. Ю. Тихомиров, отмечая, что ТСЖ не обладает техническими возможностями для оказания коммунальных услуг, а также, согласно ст. 426 ГК РФ, являясь некоммерческой организацией (не профессиональным предпринимателем), не может быть стороной в публичном договоре <1>. -------------------------------- <1> Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации. С. 92.

Вместе с тем внесение коммунальных платежей на счет товарищества и причисление данных средств к имуществу ТСЖ приводят к ситуациям, когда коммунальные организации предъявляют требования об уплате долгов не непосредственно собственникам, а товариществу, с блокировкой счета последнего <1>. -------------------------------- <1> См.: Комов В. Все начинается с собрания // Квартирный ряд. 2000. N 11(271). С. 3 - 4; Московская правда. 2000. 17 марта. С. 5 - 6.

В статье 151 ЖК РФ ничего не сказано о платежах собственников помещений в многоквартирном доме, не являющихся членами ТСЖ; но на основании ч. 6 ст. 155 ЖК РФ последние должны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договором, заключенным с ТСЖ. Как правило, основную часть активов ТСЖ составляют денежные средства, которые в соответствии со ст. 128 и п. 2 ст. 130 ГК РФ являются имуществом, а следовательно, на них может быть обращено взыскание по долгам ТСЖ. Несмотря на то, что члены товарищества не отвечают по обязательствам товарищества, на них лежит бремя участия в выполнении функций управления, а именно: - участие в принятии и реализации решений коллективными органами; - оплата расходов на содержание и ремонт жилого дома, а также оплата коммунальных услуг (ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 158, ч. 1 ст. 39 ЖК РФ); - уплата налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также издержек по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ); - выполнение других обязанностей, предусмотренных учредительными документами или совместными решениями. Данные платежи должны быть предусмотрены в смете, в учредительных документах или в обязательных для выполнения решениях органов управления ТСЖ <1>. -------------------------------- <1> См.: Кабанов О. М. ТСЖ: за ошибки управляющих платят жильцы (ответственность жильцов по долгам ТСЖ) // http://www. kzpg-info. ru/pressa/tsjl60209.php.

При неисполнении собственниками помещений обязанности по оплате коммунальных услуг, по содержанию и ремонту жилья у ТСЖ образуется финансовая задолженность перед ресурсоснабжающими организациями и подрядчиками, причем эта задолженность имеет тенденцию к постоянному увеличению за счет начисления неустойки и иных штрафных санкций. Несмотря на то что в ЖК РФ нет положений об ответственности ТСЖ, оно несет ответственность согласно законодательству Российской Федерации, и такая ответственность напрямую связана с обязанностями товарищества и органов его управления. В случаях нарушения обязательств перед участниками имущественно-материального оборота, допущения нарушений законодательства ответственность для юридических лиц предусмотрена КоАП РФ; предусмотрена и ответственность при нарушениях законодательства о налогах и сборах. Так, статьей 401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности). Непоступление денежных средств от некоторых собственников помещений может привести к невыполнению обязательств самим товариществом. Согласно ст. 236 ТК РФ задержка выплаты заработной платы и других выплат сотрудникам ведет к возникновению материальной ответственности ТСЖ как работодателя в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки. В статье 7.22 КоАП РФ предусматривается наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 40 000 до 50 000 руб. за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. Здесь следует согласиться с мнением А. Б. Рыжова о том, что применение данной статьи в настоящий момент основывается не на буквальном толковании права, а на "единообразии в толковании арбитражными судами", так как не указаны непосредственно "многоквартирный дом" и "общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме", а понятия "жилой дом" и (или) "жилое помещение" не включают в себя понятие "общее имущество собственников помещений многоквартирного дома" <1>. -------------------------------- <1> Рыжов А. Б. О государственном контроле за деятельностью товариществ собственников жилья // Жилищное право. 2008. N 4. С. 47 - 56.

В статье 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами предусматривается штраф от 5000 до 10 000 руб.; в ст. 6.4 КоАП РФ - штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток для юридического лица, допустившего нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Статья 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации предусматривает наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 5 до 30% суммы налога, подлежащего уплате, за каждый месяц просрочки. Статья 126 НК РФ за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, предусматривает штраф в размере от 50 до 5000 руб. в зависимости от характера непредставления. Как видим, суммы штрафов могут быть довольно существенными. Для их уплаты ТСЖ необходимы дополнительные средства. Причем, как правило, в товариществах нет какого-либо резервного фонда на покрытие чрезвычайных расходов. Именно поэтому для погашения внеплановой финансовой обязанности перед третьими лицами в виде штрафов, пеней и другой задолженности ТСЖ необходимо собирать внеочередное общее собрание членов товарищества и устанавливать дополнительные целевые взносы на покрытие чрезвычайных расходов. В случае отказа собственников помещений оплачивать штрафы ТСЖ может оказаться в затруднительной ситуации, а именно - у черты финансовой несостоятельности. Порядок взыскания долгов по обязательствам ТСЖ регулируется статьями 235 и 237 ГК РФ и статьями 67 - 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которым на основании решения суда взыскание может быть обращено на любое имущество товарищества. При этом применяются арест (опись) имущества, изъятие и принудительная реализация. В первую очередь взыскание обращается на денежные средства ТСЖ и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и в иных кредитных организациях. Все наличные денежные средства, обнаруженные в товариществе, изымаются. На денежные средства и иные ценности ТСЖ, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и в иных кредитных организациях, налагается арест. При отсутствии же денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на иное принадлежащее ТСЖ имущество. По мере накопления долгов ситуация может дойти и до банкротства. Ранее обанкротить ТСЖ было невозможно, так как п. 1 ст. 65 ГК РФ и п. 2 ст. 1 в прежней редакции Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) содержали закрытый перечень некоммерческих организаций, подлежащих банкротству. ТСЖ в нем не значилось. Действующая редакция указанного Закона распространяет свое действие на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. В соответствии со ст. 2 этого Закона под банкротством (несостоятельностью) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (ст. 3 Закона о банкротстве). Кроме того, данным Законом устанавливается и минимальная сумма задолженности, которая необходима для возбуждения дела о банкротстве в арбитражном суде. Эта сумма составляет 100 000 руб. (п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве), причем при подсчете совокупной задолженности принимаются во внимание следующие ее виды: - задолженность за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги; - суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником; - задолженность, возникшая вследствие неосновательного обогащения; - задолженность, возникшая вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; - задолженность, возникшая из обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности; - обязательные платежи без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций. Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника (п. 2 ст. 4 Закона о банкротстве). В излагаемом контексте существует два варианта инициализации процедуры банкротства. Первый вариант. ТСЖ вправе самостоятельно обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании себя банкротом, если предвидит банкротство, при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что оно не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок (ст. 8 Закона о банкротстве). К тому же ТСЖ обязано обратиться с таким заявлением, в случае если при проведении процедуры ликвидации установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме (ст. 9 Закона о банкротстве). Второй вариант. Кредитор или уполномоченный орган (ФНС России) обращается в арбитражный суд с заявлением о признании ТСЖ банкротом. В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Таким образом, прежде чем подать в суд заявление о признании должника банкротом, кредитору необходимо иметь решение суда и исполнительный лист к нему, подтверждающие право на взыскание денежных средств в пользу кредитора и невозможность эти средства взыскать <1>. -------------------------------- <1> См.: Чистякова М. А. Банкротство ТСЖ // ЖКХ: бухгалтерский учет и налогообложение. 2008. N 9.

Необходимо иметь в виду, что согласно абзацу второму п. 3 ст. 56 ГК РФ "если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам". Вместе с тем согласно п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве "контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей с момента приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц, или исполнения текущих обязательств при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу". Таким образом, в случае банкротства ТСЖ, ставшего должником по вине своих членов (что и происходит в большинстве случаев), на последних налагается субсидиарная ответственность по его обязательствам, если собственного имущества товарищества будет недостаточно. При принятии судом заявления о признании ТСЖ банкротом суд может ввести своим определением процедуры, направленные на восстановление платежеспособности должника, такие, как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение (ст. 27 Закона о банкротстве). Как правило, к ТСЖ применяется процедура наблюдения, в течение которой временный управляющий анализирует финансовое состояние ТСЖ, выявляет кредиторов и проводит их первое собрание. По окончании наблюдения управляющий представляет суду отчет о своей деятельности, сведения о финансовом положении ТСЖ и свои предложения о возможности или невозможности восстановить платежеспособность должника (ст. 67 Закона о банкротстве). Как показывает практика по делам о банкротстве ТСЖ, суд, исследуя финансовое состояние товарищества, делает вывод о том, что у организации отсутствует собственный капитал и полностью отсутствует имущество, а поэтому восстановление платежеспособности и осуществление деятельности невозможны (решения Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2008 N А53-10385/2007-С1-31, Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2008 N А32-27523/06-38/2754-Б, Арбитражного суда Белгородской области от 08.08.2008 N А08-758/08-31Б). Возникает вопрос: как же можно предотвратить столь печальные для ТСЖ последствия? Прежде всего необходимо создание устойчивой организационно-правовой структуры, основанной на контроле членов товарищества над органами управления товарищества, а также на контроле со стороны органов государственной власти. В соответствии со ст. 210 ГК РФ ответственными за состояние каждого многоквартирного дома являются все собственники жилых помещений. Собственники помещений должны понимать, что передача им прав по управлению общим имуществом не только несет в себе значительные преимущества самоуправления, но и сопровождается появлением значительной ответственности, в том числе материальной, каждого члена товарищества за деятельность всей некоммерческой организации. Одним из органов, контролирующих деятельность ТСЖ "изнутри", является ревизионная комиссия, однако ее деятельность может оказаться недостаточной для нормального функционирования товарищества. Согласно ст. 20 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ) уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют функции государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от форм собственности, за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям. Однако в ЖК РФ нет положений о контроле со стороны государственных органов за финансовой деятельностью ТСЖ. Как показывает практика, с задачей по отслеживанию финансово-хозяйственной деятельности товарищества лучше всего справляются профессиональные аудиторы. Однако оплата данных услуг, как правило, не предусматривается сметой товарищества. Вместе с тем квалифицированный ревизор привлекается в основном председателем, что не исключает факта подтасовки документов. По нашему мнению, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью товарищества не менее важен, чем контроль за состоянием многоквартирного дома, так как значительные финансовые потери, банкротства товариществ могут свести на нет все усилия по созданию ТСЖ и по передаче прав по управлению жилищным фондом непосредственно собственникам. В этой связи представляется необходимым создать орган, осуществляющий контроль за правомерностью организации и достоверностью проведения учредительного собрания и двухгодичных отчетных перевыборных собраний по деятельности ТСЖ (по аналогии с государственной жилищной инспекцией, управлением Роспотребнадзора и т. п.), и включить ТСЖ в сферу регулярных проверок данного органа. Деятельность таких ревизионных управлений должна быть направлена на вынесение обязательных к исполнению рекомендаций по устранению финансовых нарушений. При этом необходимо обязать ТСЖ представлять для проверки в данный орган отчет ревизионной комиссии перед проведением общего собрания, а также приглашать специалиста ревизионного управления на обязательные собрания членов ТСЖ (1 раз в 2 года), на которых проводятся перевыборы председателя, членов правления товарищества, заслушивается отчет ревизионной комиссии. Это необходимо для предотвращения фальсификации и манипулирования мнением собственников помещений, включая проведение данных обязательных собраний только на бумаге. Как отмечено выше, при банкротстве ТСЖ судом применяются меры в отношении товарищества с назначением конкурсного управляющего. Однако это противоречит самой сущности ТСЖ, которое обеспечивает эксплуатацию этого имущественного комплекса и основано на исключительном праве граждан на распоряжение (управление) своей собственностью - недвижимым имуществом в многоквартирном доме. Возникает вопрос и по поводу обоснованности применения к ТСЖ процедуры банкротства. Все причины возникающего долга товарищества можно условно разделить на две группы. Первая группа - несознательность отдельных собственников помещений многоквартирного дома, не исполняющих своих обязанностей по уплате обязательных платежей, которые ведут к целой цепочке неплатежей и штрафных санкций. В данном случае штрафные санкции должны применяться к конкретному виновнику - жильцу, а не ко всей юридической организации (в силу п. 6 ст. 135 ЖК РФ ТСЖ не отвечает по обязательствам своих членов). По нашему мнению, целесообразнее привлекать в процесс о признании ТСЖ банкротом соответчиками членов товарищества - задолжников по платежам за коммунальные услуги, содержание и ремонт жилья. Фактически долги ТСЖ энергоресурсоснабжающим организациям суть долги членов ТСЖ. Собственники помещений являются злостными неплательщиками, т. е. должниками. Такой порядок привлечения к ответу действительных виновников образовавшейся задолженности ТСЖ позволит суду четко и недвусмысленно определить несущих материальную ответственность за причиненный материальный ущерб ТСЖ. Ведь долги ТСЖ в действительности не только создают финансовые проблемы, но и существенно ухудшают имидж ТСЖ перед контрагентами. Подобное привлечение соответчиков значительно сокращает как количество судебных дел, так и сроки рассмотрения и взыскания задолженности в пользу истца. Вторая группа причин - действия конкретного руководителя товарищества (председателя или управляющего), а также членов правления, которые по небрежности или преднамеренно допускают нарушения законодательства и договорных обязательств. Таким образом, применение штрафных санкций к ТСЖ как к юридическому лицу по своей сути является некорректным, так как виновен либо конкретный руководитель (например, не сдавший документы по своей халатности), либо собственники, не оплатившие обязательные платежи. Следовательно, действие Закона о банкротстве не должно распространяться на ТСЖ вообще либо должно содержать предложенные выше особенности. ЖК РФ не раскрывает вопрос ответственности председателя и правления за убытки, причиненные товариществу неэффективным управлением, а также собственникам жилья, не являющимся членами товарищества, путем нанесения вреда имуществу в многоквартирном доме. Однако отсутствие в Кодексе положений об ответственности исполнительных органов не исключает этой ответственности <1>. На наш взгляд, целесообразно включить в ЖК РФ статью об ответственности председателя правления и членов правления ТСЖ. На основании такой статьи следует включать в устав товарищества положения об условиях и размерах ответственности, а также о порядке взыскания убытков, причиненных товариществу деятельностью исполнительных органов. -------------------------------- <1> См.: Макаренко Г. Н. Товарищество собственников жилья - проблемы и перспективы развития // Юрист. 2006. N 12. С. 37 - 38.

Собственникам, ставшим единственными и полноправными субъектами управления многоквартирными домами, необходимо постоянно контролировать деятельность исполнительных органов товарищества, быть в тесном информационном контакте с другими собственниками. Эффективную деятельность ТСЖ невозможно организовать без действенной поддержки органов власти и управления, которые за счет средств государственных и местных бюджетов могут содействовать повышению квалификации управляющих и специалистов ТСЖ, оказывать методическую помощь в организации, ведении и контроле финансово-хозяйственной деятельности.

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Необходимо ли получать чье-либо согласие на установку кондиционера в квартире и его внешнего блока на фасаде здания? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Необходимо ли получать чье-либо согласие на установку кондиционера в квартире и его внешнего блока на фасаде здания?

Ответ: Такое согласие получать необходимо.

Обоснование: Госстрой РФ в п. 3.5.8 Постановления от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Постановление N 170) указал, что недопустимы крепление к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей (флагштоков и других устройств), установка кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения. За соблюдением этой нормы следят организации по обслуживанию жилищного фонда. В правоприменительной практике установка кондиционера расценивается как переоборудование (переустройство) помещения и даже как реконструкция здания (п. 1 ст. 25 ЖК РФ, пп. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Согласно п. 1.7.1 Постановления N 170 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить только после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Следовательно, для установки кондиционера в квартире и его внешнего блока на фасаде здания необходимо получить разрешение от уполномоченного органа местного самоуправления (пп. 7 п. 1 ст. 14 ЖК РФ). Данный подход применяется повсеместно (см. распоряжение префекта ЮВАО г. Москвы от 12.01.2005 N 14, Постановление администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 17.10.2007 N 2940, решение Совета депутатов Дмитровского района Московской области от 23.04.2004 N 338/64, письмо Комитета по содержанию жилищного фонда администрации Санкт-Петербурга от 26.11.1999 N 4775-05). Также следует учитывать, что фасад здания как ограждающая несущая конструкция дома является общим имуществом в многоквартирном доме (п. 1 ст. 36 ЖК РФ, ст. 244 ГК РФ). Согласно ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Из содержания ст. 44 ЖК РФ следует, что решения о реконструкции и ремонте, а также о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме принимает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, для установки кондиционера необходимо получить разрешения от уполномоченного органа местного самоуправления и от участников долевой собственности - владельцев жилых помещений. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 19.07.2010 по делу N А56-78701/2009, от 05.05.2010 по делу N А56-22478/2009, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 по делу N А56-2461/2008, от 27.03.2008 по делу N А56-48535/2006, ФАС Центрального округа от 16.02.2010 N Ф10-665/10, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2010 N 15АП-5839/2010, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 по делу N А50-15738/2008).

Е. А.Башарин Юридическая компания "Юново" Подписано в печать 16.12.2010

------------------------------------------------------------------

Название документа