Таможенные платежи в доходах бюджетной системы Российской Федерации

(Ашмарин А. И.) ("Таможенное дело", 2008, N 4) Текст документа

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ В ДОХОДАХ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. И. АШМАРИН

Ашмарин А. И., аспирант Российской таможенной академии (РТА).

В соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) доходы бюджетной системы состоят из налоговых и неналоговых платежей, а также безвозмездных перечислений <1>. Исходя из новой редакции ст. 6 БК РФ, доходы бюджета представляют собой денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета <2>. -------------------------------- <1> См.: ст. 41 БК РФ. <2> См.: ст. 93, 94 и 95 БК РФ.

Классификация источников доходов возможна по различным основаниям. Так, например, по мнению И. Х. Озерова, исходя из критерия источника образования, доходы государства делятся на частноправовые и общественно-правовые <3>. В. А. Лебедев указывал, что источники государственных доходов представлялись в виде системы, состоящей из трех элементов <4>. -------------------------------- <3> См.: Озеров И. Х. Основы финансовой науки. Рига, 1923. С. 43. "...Где мы имеем избыток, но избыток такой, который получило бы и всякое частное лицо, эксплуатируя известные институты, то есть избыток, не превышающий средней коммерческой прибыли на затраченный капитал, там мы имеем дело с частноправовым источником дохода. Если же доходы от такого института не только покрывают расходы и среднюю коммерческую прибыль, но и дают еще избыток, который обусловлен тем, что государство, пользуясь своим правом принуждения и эксплуатации института, берет в свои руки, не позволяя никому другому эксплуатировать аналогичные институты (табачная монополия и т. д.), то этот избыток мы называем налогом, так как он идет уже на покрытие общих государственных расходов". <4> См.: Лебедев В. А. Финансовое право: Учебник. Т. 2. Золотые страницы финансового права России. М., 2000. С. 208. Первую категорию составляют доходы от государственных имуществ и разного рода промышленных предприятий казны, доходы от так называемых регалий и от разного рода пошлин. Ко второй категории относились органические доходы: разные виды налогов - налоги прямые в разных их формах и налоги косвенные или с потребления разных предметов. В третью категорию входили особенные способы удовлетворения государственных потребностей, которые заключаются не в деньгах, но в личной службе (военной), разных натуральных повинностях (квартирной и т. д.).

Несмотря на то что современное законодательство устанавливает на легальном уровне классификацию доходов на налоговые и неналоговые, до сих пор отсутствует стабильность в вопросе отнесения того или иного платежа к налоговым или неналоговым <5>. -------------------------------- <5> См.: Ячменев Г. Г. Неналоговые доходы бюджета - важный институт финансового права // Бюджетное право Российской Федерации. Ежегодник, 2006. С. 130.

Вместе с тем вопрос об отнесении доходов к налоговым в целом представляется достаточно очевидным. Дело в том, что в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к доходам от предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов относятся: - согласно ст. 13 НК РФ такие федеральные налоги и сборы, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина; - согласно ст. 14 НК РФ такие региональные налоги, как налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог; - согласно ст. 15 НК РФ такие местные налоги, как земельный налог и налог на имущество физических лиц; - согласно ст. 18 НК РФ такие специальные налоговые режимы, как система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Сложнее обстоит дело с неналоговыми доходами бюджетной системы. Так, например, перечень неналоговых доходов, установленных п. 3 ст. 41 БК РФ, является неисчерпывающим и должен быть, в частности, дополнен неналоговыми доходами, установленными ст. 51, 57 и 62 БК РФ (неналоговые доходы федерального, региональных и местных бюджетов). Кроме того, безвозмездные перечисления также можно отнести к неналоговым доходам. К безвозмездным поступлениям относятся соответственно дотации, субвенции, субсидии и иные трансферты из других бюджетов бюджетной системы. Так: - дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе; - субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов; - субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. В целом можно согласиться с тем, что нормы о неналоговых доходах содержатся в обширном комплексе нормативно-правовых актов различной юридической силы вследствие разнообразия самих неналоговых доходов <6>. -------------------------------- <6> См.: Ялбулганов А. А. Неналоговые доходы в Российской Федерации: вопросы правового регулирования // Финансовое право. 2007. N 5. С. 31.

Вопрос об отнесении таможенных платежей к системе налоговых и неналоговых доходов (в соответствии с действующим законодательством) в настоящее время может быть рассмотрен следующим образом. В соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) к таможенным платежам относятся: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 5) таможенные сборы. Очевидно, что налог на добавленную стоимость (взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации) и акциз (взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации) относятся к налоговым платежам (ст. 13 НК РФ) <7>. Одновременно в соответствии со ст. 51 БК РФ таможенные пошлины и сборы относятся к неналоговым доходам и полностью перечисляются в федеральный бюджет. Следует обратить внимание на то, что таможенные сборы традиционно относились к неналоговым платежам. Иначе обстояло дело с таможенными пошлинами. До 2006 г. таможенные пошлины относились к налоговым платежам и рассматривались как косвенный налог <8>. -------------------------------- <7> В соответствии со ст. 50 БК РФ налог на добавленную стоимость полностью перечисляется в федеральный бюджет. Акциз может перечисляться как в федеральный, так и в региональные бюджеты в соответствии со ст. 50 и 56 БК РФ. <8> См.: Козырин А. Н., Шахмаментьев А. А. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М.: Спартак, 1996. С. 161.

Чтобы выяснить юридическую природу таможенной пошлины, следует разобраться, чем она является: собственно пошлиной или налогом <9>. Известно, что ст. 8 НК РФ, в которой содержится легальное определение таких категорий, как "налог" и "сбор", не содержит аналогичного определения категории "пошлина". Вместе с тем известно, что пошлина отличается от сбора наличием признака эквивалентности уплачиваемого платежа (сбор предполагает фиксированный уровень уплаты). С одной стороны, следует согласиться с тем, что на примере таможенных пошлин можно проиллюстрировать единство фискальной и регулирующей функций налогов. Первоначально ввозные пошлины так и назывались "фискальные", поскольку за счет их государство действительно пополняло свой бюджет доходами, получаемыми от взимания пошлин на импортные товары. Впоследствии на первый план вышла протекционистская функция таможенной пошлины, нацеленная на регулирование внешнеторгового оборота и защиту интересов национального рынка <10>. -------------------------------- <9> См.: Артемов Н. М. Финансово-правовое регулирование внешнеторговой деятельности. М., 1999. С. 43. <10> См.: Рашин А. Г. Косвенное налогообложение как элемент налоговой системы (финансово-правовой аспект). Дис. ... к. ю.н. М., 2004. С. 60.

Вместе с тем более обоснованной представляется позиция, согласно которой таможенная пошлина является своего рода платой за получение права на ввоз и вывоз товара через таможенную границу Российской Федерации, что лишает ее такого признака налога, как безвозмездность платежа, и указывает на ее индивидуально-возмездный характер. Кроме того, если налоговым платежам свойственна регулярность уплаты, то обязанность по уплате таможенной пошлины может носить разовый характер, поскольку обязанность по ее уплате возникает в связи с возникновением у лица необходимости права перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации. Еще одна особенность: законодательство предоставляет возможность делегирования прав и обязанностей по уплате таможенной пошлины другим лицам, которые по этим вопросам могут самостоятельно взаимодействовать с таможенными органами, чего нет при уплате налога <11>. Таким образом, вышеперечисленные признаки позволяют сделать вывод о том, что природа таможенной пошлины характеризует ее скорее как сбор, а не налог (аналогично государственной пошлине). Однако, как было указано выше, признаком, отличающим пошлину от налога, является эквивалентность платежа. Этот признак присущ таможенной пошлине и отсутствует (в большинстве случаев) у государственной пошлины. -------------------------------- <11> См.: Химичева Н. И. Налоговое право. М.: БЕК, 1997. С. 187.

Следовало обратить внимание также и на то, что прежнее налоговое законодательство делегировало право на установление ставок по таможенным пошлинам Правительству Российской Федерации, что противоречит смыслу ст. 17 НК РФ. В соответствии со ст. 17 НК РФ законно установленным считается налог при условии четкого установления субъекта налогообложения (налогоплательщика), а также таких обязательных элементов налоговой модели, как объект, налоговая база, ставка налога, порядок его исчисления, порядок и сроки уплаты налога. Условие законного установления предполагает, что указанные элементы должны содержаться в нормах налоговых законов, а именно, прежде всего, в статьях НК РФ (акт прямого действия). Установление же ставок платежей на уровне такого нормативного акта, как постановление Правительства Российской Федерации, противоречит принципу законности. Следует обратить внимание на то, что по таможенным пошлинам в ТК РФ перечень обязательных элементов не установлен. Это говорит о целесообразности выведения таможенной пошлины за пределы налоговых платежей. К таможенным сборам в соответствии со ст. 357.1 ТК РФ относятся: 1) таможенные сборы за таможенное оформление; 2) таможенные сборы за таможенное сопровождение; 3) таможенные сборы за хранение. Таким образом, очевидно, что таможенные пошлины и сборы относятся к неналоговым доходам бюджетной системы Российской Федерации. К налоговым доходам относятся соответственно НДС и акцизы. Обязательные элементы по указанным налогам содержатся соответственно в гл. 21 ("Налог на добавленную стоимость") и 22 ("Акцизы") Особенной части НК РФ и уточняются нормами ТК РФ в отношении НДС и акцизов, уплачиваемых в процессе внешнеэкономической деятельности. Следовательно, эти налоговые платежи можно представить в соответствии с логикой ст. 17 НК РФ следующим образом. Налогоплательщиками по этим платежам являются соответственно лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 143 и 179 НК РФ). В соответствии со ст. 328 ТК РФ плательщиками налогов являются декларанты и иные лица, на которых возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги. Любое лицо вправе уплатить таможенные пошлины, налоги за товары, перемещаемые через таможенную границу. В качестве объекта налогообложения по указанным налогам являются факты перемещения соответствующих товаров через таможенную границу РФ (ст. 146, 182 НК РФ). Налоговая база по НДС имеет стоимостную характеристику (ст. 153 НК РФ). При этом при применении различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке. По акцизам налоговая база призвана количественно выражать предметы налогообложения. Она определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. В ст. 181 НК РФ установлен исчерпывающий перечень подакцизных товаров (например, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция и другие виды). Налоговая база по акцизам в большинстве случаев определяется как объем подакцизных товаров в натуральном выражении. Налоговые ставки по НДС (ст. 164 НК РФ) адвалорные (процентные) и носят пропорциональный характер. Налоговый кодекс РФ устанавливает ставки следующим образом: - стандартная ставка налога на добавленную стоимость составляет 18% (п. 3 ст. 164); - пониженные ставки НДС установлены в зависимости от особенностей товаров (работ, услуг), по которым проводятся операции. Так, налогообложение производится по ставке 10% при импорте, например, продовольственных товаров по закрытому перечню, например скота и птицы в живом весе; некоторых видов мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, яиц и яйцепродуктов, масла растительного, маргарина, сахара, соли и других по закрытому перечню (п. 2 ст. 164 НК РФ); - расчетные ставки налога на добавленную стоимость (п. 4 ст. 164). По акцизам в НК РФ (ст. 193) установлены в основном специфические ставки (применяемые в абсолютной сумме на единицу измерения). Для целей исчисления налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом (ст. 325 ТК РФ). В соответствии со ст. 323 ТК РФ таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации. Порядок исчисления и сроки уплаты по НДС определяются в соответствии со ст. 166, 169, 171 НК РФ, а по акцизам - в соответствии со ст. 194, 200, 202 НК РФ. Налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за их уплату, самостоятельно (ст. 324 ТК РФ). По срокам при ввозе товаров налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации (ст. 329 ТК РФ). Порядок уплаты, установленный в ст. 331 ТК РФ, предполагает, что налоги уплачиваются в кассу или на счет таможенного органа, открытый для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации, по выбору плательщика как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации. Таков краткий обзор таможенных платежей, предусмотренных современным законодательством Российской Федерации.

------------------------------------------------------------------

Название документа