Организационно-правовые основы управления в сфере внешней торговли

(Глушко Е. К.) ("Реформы и право", 2008, N 4) Текст документа

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Е. К. ГЛУШКО

Глушко Елена Константиновна - кандидат юридических наук, профессор Государственного университета - Высшей школы экономики при Правительстве РФ.

В разные годы в нашей стране (имеется в виду и советский период) управление в сфере внешней торговли строилось на основе двух принципиально различных систем. Первая система базировалась на государственной монополии внешней торговли и заключалась в централизованном административном управлении в этой сфере. Монополия внешней торговли означает сосредоточение в руках государства руководства всей внешней торговлей страны и осуществление внешнеторговых сделок только органами, специально уполномоченными государством. Теоретическое обоснование монополии внешней торговли и организационных форм ее осуществления было дано в трудах В. И. Ленина. Установление монополии государства на внешнюю торговлю Ленин рассматривал как важную составную часть социалистических преобразований экономики страны <1>, необходимое условие для защиты от экономической и торговой экспансии извне. Он указывал, что пролетариат "...абсолютно не в состоянии воссоздать своей промышленности, сделать Россию промышленной страной без охраны ее никоим образом не таможенной политикой, а только исключительно монополией внешней торговли" <2>. -------------------------------- <1> См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 35. С. 123, 124. <2> Там же. Т. 45. С. 336.

Монополия внешней торговли была установлена Декретом СНК от 22 апреля 1918 г. "О национализации внешней торговли" <3>. Согласно этому Декрету, непосредственное государственное руководство внешней торговлей поручалось Народному комиссариату торговли и промышленности, переименованному в 1920 г. в Народный комиссариат внешней торговли <4>. Монополия внешней торговли стала конституционным принципом и была закреплена в Основных законах СССР 1924, 1936 и 1977 гг. -------------------------------- <3> СУ. 1918. N 33. Ст. 432. <4> СУ. 1920. N 53. Ст. 235.

В СССР систему органов государственного управления, осуществлявших руководство внешней торговлей, возглавлял Совет Министров СССР. Планирование экспорта и импорта было отнесено к ведению Государственного планового комитета Совета Министров СССР (Госплана СССР). Порядок внешнеторговой продажи и закупки лицензий на использование изобретений определял Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике (ГКНТ СССР). Непосредственное государственное руководство внешнеторговым обменом осуществляло Министерство внешней торговли СССР (МВТ СССР). Согласно Положению об этом Министерстве (ранее наркомате) от 12 ноября 1923 г., оно было создано "для руководства всей внешней торговой деятельностью Союза ССР на основе государственной монополии" <5>. -------------------------------- <5> СУ. 1923. N 108. Ст. 1035.

МВТ СССР были подведомственны уполномоченные министерства в союзных республиках, а за границей - торговые представительства СССР. Определенные правомочия по управлению внешнеторговым обменом, связанным с сооружением за границей промышленных и других объектов с помощью Советского Союза, были возложены на Государственный комитет Совета Министров СССР по внешним экономическим связям (ГКВЭС СССР), который был создан в 1957 г. Таким образом, в сфере внешней торговли долгие годы действовала жесткая административная вертикаль. Преобладали методы, которые получили название "административно-командных". О проблемах данной системы управления много говорилось в научной литературе и публицистике. Вряд ли стоит повторять эти доводы. Недостатки такого управления не имеют существенной специфики, обусловленной особенностями сферы деятельности. Скорее наоборот, управлению в области внешней торговли были присущи все те же сложности, которые характерны для административного управления в целом. Конечно, степень централизации при этой системе не оставалась неизменной. В процессе реформ, проводимых в сфере народного хозяйства, был создан ряд паллиативных моделей. Суть преобразований в основном сводилась к предоставлению возможности участия во внешнеэкономической деятельности промышленным министерствам и некоторым другим ведомствам, производственным предприятиям и объединениям. Были созданы всесоюзные внешнеторговые объединения, которые на основании и в пределах их уставов, внешнеторговых планов, экспортных и импортных разрешений и лицензий вели экспортные и импортные операции по определенной номенклатуре товаров и услуг, закрепленной за каждым объединением. Внешнеторговые объединения были самостоятельными хозяйственными организациями (с 1978 г.), которые пользовались правами юридических лиц. По своим обязательствам они несли обособленную имущественную ответственность. Монополия внешней торговли просуществовала до второй половины 1980-х гг. С 1 января 1987 г. право непосредственно проводить экспортно-импортные операции было предоставлено 20 министерствам и 70 крупным предприятиям. Через год были ликвидированы Министерство внешней торговли СССР и Государственный комитет СССР по внешним экономическим связям и учреждено Министерство внешнеэкономических связей СССР (МВЭС СССР), которое лишь "регистрировало предприятия, кооперативы и иные организации, ведущие экспортно-импортные операции" (и могло вносить в Правительство "предложения по их приостановлению"). В 1990 г. право внешней торговли было предоставлено и местным Советам. В настоящее время внешнеторговую деятельность осуществляет широкий круг субъектов, при этом централизованное государственное руководство этой деятельностью отсутствует. Утверждение второй системы, теперь уже не прямого государственного управления внешнеторговой деятельностью, а государственного регулирования этой сферы, происходило в 1990-е годы. Одним из важных правовых шагов в этом направлении было принятие Указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР", которым всем зарегистрированным предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности было разрешено осуществление внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности без специальной регистрации. Полномочия государственных органов Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования внешнеторговой деятельности установлены рядом федеральных законов и иными нормативными правовыми актов. Например, предусмотренные Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" полномочия федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности могут быть условно разделены на три группы. 1. Общеполитические полномочия: формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики Российской Федерации; защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц. 2. Полномочия, связанные с участием Российской Федерации в международном сотрудничестве: заключение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей; участие в деятельности международных экономических организаций и реализации решений, принятых этими организациями; учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах; координация международного сотрудничества Российской Федерации в области космической деятельности и контроль за разработкой и реализацией международных космических проектов Российской Федерации. 3. Полномочия по непосредственному государственному регулированию внешнеторговой деятельности: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации; установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля за ними; определение порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию ряда товаров; установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации; информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации; создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности. На федеральные органы государственной власти возлагается определение порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию: делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ; отравляющих, взрывчатых, ядовитых веществ; опасных отходов; сильнодействующих, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; биологически активных материалов (донорской крови, внутренних органов и других материалов); генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенного материала животных и человека и иных материалов); животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов; иных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на жизнь или здоровье граждан, жизнь или здоровье животных и растений, окружающую среду; драгоценных металлов и драгоценных камней; товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну. Полномочия во внешнеторговой сфере имеют различные органы государственной власти Российской Федерации. Так, Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами: определяет основные направления торговой политики Российской Федерации; определяет порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней; устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях и др. Президент РФ имеет ключевые полномочия в области внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Так, в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" Президент Российской Федерации, к примеру: принимает решение о создании в установленном порядке специализированных организаций, являющихся государственными посредниками при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, в форме федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо в форме открытого акционерного общества, 100% акций которого находится в федеральной собственности или передано некоммерческой организации, созданной Российской Федерацией в форме государственной корпорации; устанавливает порядок предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения; определяет порядок лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, экспорт и импорт которой подлежат контролю и осуществляются по лицензиям. Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 г. N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" утверждены положения о порядке: предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения; рассмотрения обращений иностранных заказчиков и согласования проектов решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения; лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения и др. Указом Президента РФ от 26 ноября 2007 г. N 1577 "Об открытом акционерном обществе "Рособоронэкспорт" было принято предложение Правительства РФ о преобразовании федерального государственного унитарного предприятия "Рособоронэкспорт" в открытое акционерное общество, 100% акций которого находится в федеральной собственности, с последующей их передачей Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии". В соответствии с этим Указом открытое акционерное общество "Рособоронэкспорт" является государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения и осуществляет внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения, а государственная корпорация "Ростехнологии" осуществляет внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения в части, касающейся рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности, участия в организации и проведении выставок (показов) продукции военного назначения. Во исполнение положения Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", согласно которому Президент РФ определяет порядок ввоза и вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней, изданы Указы от 30 ноября 2002 г. N 1373 "Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации природных алмазов и бриллиантов" и от 21 июня 2001 г. N 742 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней". Согласно Федеральному закону от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле", Президент РФ утверждает списки (перечни) контролируемых товаров и технологий. Такие списки, к примеру, утверждены Указами Президента РФ от 8 августа 2001 г. N 1005 "Об утверждении списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль", от 20 августа 2007 г. N 1083 "Об утверждении списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю". В регулировании внешнеторговой деятельности ведущая роль принадлежит Правительству Российской Федерации. Так, Правительство РФ: обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение; применяет специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации; устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах, определяемых федеральным законом; вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и определяет порядок применения количественных ограничений экспорта и импорта товаров; устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок; определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий; определяет перечень отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение и порядок такого наблюдения; принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации; принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных Федеральным законом; определяет порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ; устанавливает порядок вывоза из РФ товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну; утверждает товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности и др. Кроме того, Правительство РФ осуществляет общее руководство таможенным делом, непосредственно руководит федеральными органами исполнительной власти, участвующими в регулировании внешнеторговой деятельности. В 2007 - 2008 гг. в анализируемой сфере Правительством РФ были приняты постановления, которыми устанавливались ставки таможенных пошлин (например, Постановления Правительства РФ от 17 марта 2008 г. N 173 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о таможенном союзе", от 2 февраля 2008 г. N 43 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные виды моторных транспортных средств, бывших в эксплуатации" и др.), принимались решения в сфере организации таможенного дела (например, Постановления Правительства РФ от 21 февраля 2008 г. N 110 "Об определении перечней пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, пищевых продуктов, материалов и изделий", от 25 января 2008 г. N 26 "О порядке создания зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации"), вводились количественные ограничения экспорта (например, Постановления Правительства РФ от 15 февраля 2008 г. N 74 "О введении временного запрета экспорта пшеницы и меслина с территории Российской федерации в государства - участники соглашений о таможенном союзе", от 15 декабря 2007 г. N 877 "Об утверждении перечня товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта"), применялись специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры (например, Постановления Правительства РФ от 13 декабря 2007 г. N 868 "О мерах по защите российских производителей подшипников качения", от 6 ноября 2007 г. N 757 "О мерах по защите российских производителей стеклосеток (сеток из стекловолокна)"), устанавливались правила ввоза и вывоза отдельных видов товаров (например, Постановления Правительства РФ от 18 августа 2007 г. N 527 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров") и др. Полномочиями по регулированию внешнеторговой сферы наделен ряд федеральных органов исполнительной власти. На Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации возложено государственное регулирование внешнеторговой деятельности; проведение конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством РФ количественных ограничений на экспорт и импорт товаров; проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товара. Министерство руководит деятельностью торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, выдает лицензии и другие разрешительные документы на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, паспорта бартерных сделок, а также формирует и ведет федеральный банк выданных лицензий. Министерство иностранных дел Российской Федерации дипломатическими и международно-правовыми средствами поддерживает российских участников внешнеэкономической деятельности, защищает их законные интересы за рубежом; содействует развитию международных связей субъектов РФ и осуществляет их координацию; координирует международную деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ; осуществляет в установленном порядке и в пределах своей компетенции координацию деятельности и контроль за работой находящихся за рубежом представителей (представительств) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, российских государственных учреждений, организаций и предприятий. Федеральная таможенная служба осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, предварительных антидемпинговых, предварительных специальных и предварительных компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию или возврату; обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации; осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль; осуществляет в установленном порядке принятие решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, обеспечивает опубликование таких решений; обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности; принимает в установленном порядке предварительные решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, о стране происхождения товара; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования; информирует и консультирует по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности; осуществляет в установленном порядке ведение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России): разрабатывает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций для представления в установленном порядке проекты списков (перечней) товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих экспортному контролю; организует и проводит в установленном порядке государственную экспертизу внешнеэкономических сделок в отношении товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники; участвует в реализации государственной политики в области контроля за экспортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники; организует с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций создание единой информационной системы экспортного контроля и обмен информацией между ФСТЭК России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти; обеспечивает в пределах своей компетенции участие Российской Федерации в международных режимах экспортного контроля; осуществляет мероприятия, направленные на предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации об экспортном контроле и международных обязательств Российской Федерации в этой области; организует работу по информированию российских участников внешнеэкономической деятельности о целях, процедурах и правилах осуществления экспортного контроля; участвует в рассмотрении вопросов торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в части, касающейся осуществления экспортного контроля; организует в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную аккредитацию организаций, создавших внутрифирменные программы экспортного контроля, и выдает им свидетельства о государственной аккредитации; участвует в пределах своей компетенции в подготовке предложений о введении ограничений и (или) запретов на экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, исходя из национальных интересов и международных обязательств Российской Федерации; осуществляет в пределах своей компетенции нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе выдает лицензии на осуществление операций по экспорту и (или) импорту товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; определяет порядок и форму учета внешнеэкономических сделок в целях осуществления экспортного контроля; участвует в подготовке и реализации мероприятий по гармонизации и унификации национальных законодательств в области экспортного контроля государств - участников СНГ и государств - членов Евразийского экономического сообщества на основе общепризнанных принципов и норм международного права; участвует в рассмотрении вопросов, касающихся присоединения Российской Федерации к международным экономическим санкциям в отношении одного государства или ряда государств; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования, выдает заключения о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности; ведет федеральную базу данных о выданных экспортных и импортных разрешительных документах в отношении продукции, подпадающей под экспортный контроль; участвует в деятельности по предотвращению несанкционированного реэкспорта из Российской Федерации товаров двойного назначения, ввезенных в Российскую Федерацию с предоставлением государственных гарантий их использования в заявленных целях, выдает в установленном порядке российские импортные сертификаты; осуществляет методическое руководство проведением независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий и контроль за ее проведением, ведет реестр организаций, получивших специальные разрешения на проведение такой экспертизы; осуществляет в пределах своей компетенции международное сотрудничество в области экспортного контроля. В регулировании вопросов внешнеторговой деятельности участвуют и многие другие федеральные органы исполнительной власти. Так, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития выдает разрешения на ввоз лекарственных средств (в части лекарственных средств, применяемых в медицинских целях) на территорию Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке; вывоз лекарственных средств (в части лекарственных средств, применяемых в медицинских целях) с территории Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке; ввоз на территорию Российской Федерации незарегистрированных лекарственных средств с целью проведения их клинических исследований; транзит через территорию Российской Федерации сильнодействующих веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ; выдает сертификат на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору выдает разрешения (включая введение и отмену ограничений) на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из РФ, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору выдает разрешения на ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ; согласовывает перечни радиоизотопной продукции, ввоз и вывоз которой не требуют лицензий. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию зоологических коллекций; ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию диких животных, их частей и полученной из них продукции (кроме объектов охоты и рыболовства); ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых рыб; экспорт диких животных, дикорастущих растений, костей ископаемых животных, слоновой кости, рогов, копыт, кораллов и аналогичных материалов; экспорт лекарственного сырья растительного и животного происхождения; экспорт рыбы, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных, развивающейся икры, молоки (спермы) осетровых, лососевых и частиковых рыб (только живых); экспорт коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии, полудрагоценных камней и изделий из них; экспорт информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, расположенным на территории Российской Федерации, и в пределах континентального шельфа и морской зоны Российской Федерации. Полномочиями в области внешнеторговой деятельности наделены также органы субъектов Российской Федерации. По Федеральному закону "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности относятся: проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства РФ с органами государственной власти иностранных государств; содержание своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов РФ по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти; открытие представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; осуществление формирования и реализации региональных программ внешнеторговой деятельности; информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории субъекта РФ; создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности на территории субъекта РФ. Полномочия органов субъектов Федерации в области внешнеторговой деятельности детализируются в их законодательстве. Так, в ряде субъектов установлены полномочия правительства в этой сфере. Например, по Закону от 20 декабря 2006 г. N 65 "О правительстве Москвы" правительство в пределах своих полномочий: в соответствии с федеральным законодательством осуществляет международные, внешнеэкономические и межрегиональные связи с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными организациями, другими зарубежными партнерами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъектов РФ; в соответствии с федеральным законодательством проводит переговоры и заключает соглашения о сотрудничестве в сфере социальных, экономических, политических и культурных отношений с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъектов РФ, а также с зарубежными партнерами; участвует в работе международных межправительственных и неправительственных организаций; принимает участие в осуществлении государственной политики в отношении соотечественников; организует и проводит мероприятия по реализации межрегиональных и двусторонних программ и соглашений, взаимодействует с межрегиональными ассоциациями, союзами и объединениями; проводит внешнеэкономическую политику города Москвы, решает вопросы обеспечения экономической безопасности в области внешнеэкономической деятельности; формирует исходя из практики международного и государственного протокола систему единого протокола при осуществлении своих международных связей; реализует совместные проекты, определяет объекты, сооружение которых в городе Москве осуществляется за счет иностранных инвестиций или кредитов, а также объекты, сооружение которых осуществляется за рубежом за счет средств города Москвы; организует развитие туризма и гостиничного хозяйства города Москвы; осуществляет в сфере международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом города Москвы, иными законами города Москвы, а также указами мэра Москвы. Схожие нормы включены в законы о правительствах иных субъектов РФ (ст. 16 Закона Московской области от 2 ноября 2005 г. N 230/2005-03, ст. 19 Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 г. N 129-3 и др.). В принятых в ряде субъектов РФ законах о соглашениях об осуществлении международных и внешнеэкономических связей устанавливаются полномочия органов субъектов РФ в вопросах заключения таких соглашений (например, Закон Брянской области от 10 октября 2006 г. N 83-3 "О соглашениях об осуществлении Брянской областью международных и внешнеэкономических связей", Закон Пензенской области от 10 апреля 2006 г. N 1003-ЗПО "Об осуществлении международных и внешнеэкономических связей Пензенской области"; Закон Республики Карелия от 30 июня 2006 г. N 1000-ЗРК "О соглашениях об осуществлении международных и внешнеэкономических связей"). Так, в соответствии со ст. 3 Закона Пензенской области от 10 апреля 2006 г. N 1003-ЗПО, органы государственной власти Пензенской области в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Пензенской области и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Пензенской области о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на: проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств, а также, с согласия Правительства РФ, с органами государственной власти иностранных государств; участие в деятельности международных организаций в рамках органов, специально созданных для этой цели; содержание своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации на территориях иностранных государств за счет средств бюджета Пензенской области; открытие представительств Пензенской области на территориях иностранных государств и иностранных представительств на территории Пензенской области в целях реализации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; создание страховых и залоговых фондов при осуществлении внешнеторговой деятельности Пензенской области. В субъектах РФ правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность наделяются органы исполнительной власти - министерства, департаменты, комитеты или их структурные подразделения (управления, отделы). Так, в Башкортостане образовано Министерство внешнеэкономических связей, торговли и предпринимательства, Республике Калмыкия - Министерство экономического развития и внешнеэкономических связей, в Кабардино-Балкарской Республике - Министерство экономического развития и торговли, в Республике Марий Эл - Министерство экономического развития, промышленности и торговли. В Архангельской области действует Департамент экономического развития, во Владимирской области - Департамент внешних экономических связей; в Нижегородской области - Комитет международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей. Полномочиями по проведению контроля за их деятельностью наделяются правительства субъектов РФ и законодательные органы власти. Внешнеторговая деятельность осуществляется также органами местного самоуправления. В ряде законов субъектов РФ о местном самоуправлении содержатся статьи, в которых установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке установленном законами РФ и субъектов РФ. По сути дела, аналогичные нормы содержатся и в уставах многих муниципальных образований. Кроме того, в уставах могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления или должностных лиц в этой сфере. Например, в уставе муниципального образования "Город Лобня" Московской области (принят решением Совета депутатов от 22 марта 2006 г. N 23/459) установлено, что глава города осуществляет международные и внешнеэкономические связи в соответствии с федеральными законами. В ряде муниципальных образований приняты специальные акты, регулирующие деятельность структурных подразделений местной администрации, на которые возложены вопросы внешнеэкономического сотрудничества (например, Постановление администрации Хасанского муниципального района Приморского края от 11 сентября 2006 г. N 733 "Об утверждении Положения "Об отделе межмуниципального сотрудничества и внешних связей Хасанского муниципального района", Постановление главы городского округа Серпухов Московской области от 7 августа 2006 г. N 1674 "О межведомственной комиссии города Серпухова по международным и межрегиональным связям", распоряжение мэра Хабаровска от 14 июля 2000 г. N 910-р "Об утверждении Положения об отделе международного протокола и внешнеэкономических связей"). Например, в соответствии с распоряжением мэра муниципального образования Северодвинск от 4 июля 2007 г. N 297р "Об утверждении Положения об управлении межрегиональных и общественных связей администрации Северодвинска", это управление является функциональным органом администрации Северодвинска. В области межрегиональных связей на управление, в частности, возложено осуществление работ по координации и контролю за выполнением межрегиональных и международных соглашений и договоров администрации Северодвинска, а также организация и оказание практической помощи структурным подразделениям администрации Северодвинска в вопросах межрегионального сотрудничества и внешнеэкономических связей. По Постановлению главы администрации города Волжского Волгоградской области от 30 апреля 2004 г. N 1485 "Об утверждении Положения об управлении экономики Администрации города Волжского", это управление содействует развитию внешнеэкономической деятельности, поиску зарубежных партнеров, привлечению иностранных инвестиций на территорию города и осуществлению совместных проектов и программ; разрабатывает предложения по ценовой направленности внешнеэкономических связей, взаимовыгодному экономическому сотрудничеству с зарубежными странами. В процессе регулирования внешнеторговой деятельности федеральные органы исполнительной власти взаимодействуют с иными государственными органами и негосударственными организациями. Правовую основу этого взаимодействия составляет Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации". Согласно этому Закону, органы государственной власти субъекта РФ в пределах предоставленных им полномочий имеют право на ведение переговоров с иностранными партнерами, а также на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Органы государственной власти субъекта РФ заблаговременно уведомляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти о вступлении в такие переговоры. Проект соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемого органами государственной власти субъекта РФ, не позднее чем за месяц до подписания представляется для согласования в Министерство иностранных дел РФ, а при необходимости и в другие федеральные органы исполнительной власти. Соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъекта РФ, регистрируются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Федеральные органы государственной власти оказывают органам государственной власти субъектов РФ необходимую правовую и экспертно-консультативную помощь в развитии международных и внешнеэкономических связей, в организации и ведении переговоров, в выработке текстов соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Субъекты РФ в целях реализации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей по согласованию с Министерством иностранных дел РФ пользуются правом открывать свои представительства за пределами Российской Федерации. Кроме того, органы государственной власти субъекта РФ по согласованию с Министерством иностранных дел РФ вправе давать разрешение на открытие на территории данного субъекта представительств субъектов иностранных федеративных государств и административно-территориальных образований иностранных государств. По Федеральному закону "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регулирования внешнеторговой деятельности - Министерство экономического развития и торговли РФ - обязан согласовывать с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ проекты планов и программ развития внешнеторговой деятельности, затрагивающих интересы субъектов РФ и находящихся в пределах их компетенции. Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 30 дней после представления соответствующего проекта плана или программы на согласование направляет официальное заключение в указанный федеральный орган исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъекта РФ обязаны информировать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регулирования внешнеторговой деятельности, обо всех действиях, предпринятых субъектом РФ по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности. В сфере регулирования внешнеторговой деятельности органы исполнительной власти взаимодействуют также с некоммерческими организациями, например торгово-промышленными палатами (ТПП). Правовой статус ТПП установлен Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации". ТПП является негосударственной некоммерческой организацией, которая создается в целях содействия развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран. Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи: оказывают помощь российским предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей; содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов субъектов РФ, отраслей народного хозяйства и предприятий; организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами; содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области; оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства; содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским организациям и предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества; принимают меры к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства; содействуют урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями; обеспечивают предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций. Юридические документы, выданные ТПП в пределах их компетенции, признаются на всей территории Российской Федерации. ТПП в соответствии с их уставами могут поддерживать прямые международные контакты, заключать соответствующие соглашения. ТПП образованы практически во всех субъектах РФ. Создаются городские и районные ТПП. Территориальные ТПП взаимодействуют с местными органами власти, содействуют созданию рыночной инфраструктуры в регионах, развитию прямых партнерских связей с деловыми кругами зарубежных стран, участвуют в разработке и реализации программ социально-экономического развития регионов, инвестиционных проектов. Торгово-промышленная палата Российской Федерации выполняет свои задачи и функции на федеральном уровне. Наряду с обычными правами торгово-промышленных палат ТПП РФ наделена рядом специфических властных функций. Она, в частности, выдает разрешения на открытие в Российской Федерации представительств иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей, а также иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми заинтересованы члены торгово-промышленных палат; свидетельствует обстоятельства форс-мажора, торговые и портовые обычаи; определяет порядок ведения негосударственного реестра предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности. При ТПП РФ действуют Международный коммерческий арбитражный суд, Морская арбитражная комиссия и Ассоциация диспашеров. Торгово-промышленная палата Российской Федерации принимает участие в подготовке проектов законов Российской Федерации, постановлений Правительства, решений федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих интересы предпринимателей.

Название документа