Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе таможенной службы Российской Федерации
(Куракин А. В.) ("Российская юстиция", 2008, N 10) Текст документаАДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А. В. КУРАКИН
Куракин А. В., кандидат юридических наук, доцент Московского университета МВД России.
В настоящее время в нашей стране осуществляется подготовка Национального плана противодействия коррупции, а также разработка закона "О противодействии коррупции". Как следует из содержания названных, а также ряда иных официальных документов, в которых анализируется проблема коррупции, целью предполагаемых преобразований является создание эффективных административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в различных видах государственной службы. Очевидно, что в настоящее время импульсом развития административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы могут являться предписания Указа Президента РФ от 19 мая 2008 г. "О мерах по противодействию коррупции" <1>, а также проводимые правовые и организационные мероприятия по предупреждению и пресечению коррупции в различных сферах публичного управления. -------------------------------- <1> См.: Собрание законодательства РФ. 2008. N 21. Ст. 2429.
Административно-правовое предупреждение и пресечение коррупции в системе таможенной службы Российской Федерации всегда было одним из приоритетных направлений обеспечения законности и правопорядка в системе правоохранительной службы Российской Федерации. Подтверждением этому могут являться принятые нормативные правовые акты, направленные на предупреждение и пресечение коррупции в системе таможенной службы; так, к числу таких актов относится: Приказ ГТК России от 26 апреля 1995 г. N 287 "О состоянии работы по борьбе с коррупцией, должностными преступлениями и задачах по обеспечению собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации", Приказ ГТК России от 9 августа 1995 г. N 488 "О мероприятиях, направленных на усиление борьбы с коррупцией и должностными преступлениями" и др. Принятие названных и ряда других документов, которые определяют административно-правовой режим предупреждения и пресечения коррупции в системе таможенной службы Российской Федерации, является объективно необходимым. Связано это с тем, что коррупция в правоохранительных органах представляет повышенную опасность для общества и государства, поскольку именно на правоохранительные органы возложена обязанность предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы. Для эффективного предупреждения и пресечения коррупции в различных сферах публичного управления необходимо, чтобы сами правоохранительные органы были свободными от коррупции. Как отмечает О. Н. Ведерникова, "международный опыт борьбы с коррупцией свидетельствует о том, что успех в этой борьбе зависит, от преодоления коррупции в системе правоохранительных органов, которые оказываются наиболее уязвимыми с точки зрения коррупционного воздействия" <2>. -------------------------------- <2> См.: Ведерникова О. Н. Коррупция: нравственно-правовой аспект // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. М., 2001. С. 246.
Зарубежные ученые также отмечают, что коррупция в правоохранительных органах означает нарушение правоохранительными органами и их сотрудниками в процессе проведения следствия, осуществления надзора за соблюдением соответствующего законодательства и нормативных актов, преследование личных или узкокорпоративных целей ценою предательства государственных и общественных интересов и законных прав других людей или поведение, не связанное с осуществлением должностных полномочий, но идущее вразрез с требованиями профессиональной морали и наносящее вред безупречной репутации правоохранительных органов <3>. Все это имеет отношение и к нашей стране. -------------------------------- <3> См.: Чжао Кэ. Борьба с коррупцией в правоохранительных органах Китая // Прокурорская и следственная практика. 1999. N 3 - 4. С. 211.
Говоря о коррупции в правоохранительных органах и, в частности, о проблеме коррупции в системе таможенной службы Российской Федерации, необходимо отметить, что по имеющимся исследованиям таможня - одно из самых коррумпированных ведомств в стране <4>. -------------------------------- <4> См.: Антикоррупционная политика. М., 2004. С. 220 - 222.
Руководство Федеральной таможенной службы осознает серьезность рассматриваемой проблемы и тем самым проводит комплекс административно-правовых и организационных мероприятий по предупреждению и пресечению коррупции в системе таможенной службы Российской Федерации. По данным Службы собственной безопасности ФТС, в 2006 г. было возбуждено 733 уголовных дела в отношении сотрудников таможни, в том числе 457 дел коррупционной направленности. В 2005 г. эти цифры соответственно составляли 530 и 252. За 6 месяцев 2008 г. Управлением собственной безопасности ФТС России было возбуждено 324 уголовных дела по фактам коррупции среди таможенников различного ранга <5>. -------------------------------- <5> См.: За державу обидно // Российская газета. 2008. 17 июля.
В настоящее время к критериям, оценивающим эффективность работы таможенной службы, добавлен такой критерий, как борьба с коррупцией <6>. -------------------------------- <6> См.: Лашкина Е. Таможня даст добро: Правительство попытается разрушить тесную связь бизнеса и таможенников // Российская газета. 2007. 5 июля.
То, что таможенная служба является одной из самых коррумпированных видов государственной службы, обусловлено целым рядом обстоятельств как объективного, так и субъективного порядка. В числе причин высокого уровня коррупции в системе таможенной службы следует назвать создание коммерческих структур в системе таможенной инфраструктуры. Кроме того, играет свою роль и недостаточная техническая и информационная обеспеченность таможенного дела, необоснованные кадровые перестановки, реорганизация системы таможен. Все эти и ряд других проблем обусловливают высокий уровень коррупции в системе данного вида правоохранительной службы. Должностные лица таможенной службы выполняют различные полномочия. Так, они осуществляют оперативно-розыскные мероприятия, уголовно-процессуальную и административно-юрисдикционную деятельность, помимо всего прочего таможня является еще и фискальным органом. Такого разнообразия задач и функций нет ни у одного органа государственной власти. Помимо всего прочего, в ходе своей деятельности служащие Федеральной таможенной службы взаимодействуют с коммерческими структурами, отдельными коммерсантами, а также гражданами, которые ввозят на территорию нашей страны большие материальные ценности. Невысокая оплата труда служащих таможенной службы, их постоянный контакт с коммерческими структурами самым непосредственным образом создают условия для коррупции, а также иных должностных злоупотреблений. Нужно отметить, что Россия - одна из немногих стран, где таможенный терминал оборудует и содержит коммерческая структура, а работают в нем должностные лица таможенной службы - государственные служащие. Данная практика была раскритикована Президентом России, который еще в 2006 г. отметил, что бизнес и таможня "слились в экстазе", имея в виду таможенные терминалы. Исходя из этого, необходимо признать, что коррупция в системе организации таможенного дела и таможенной службы представляет реальную угрозу экономической безопасности. В этой связи можно приветствовать появление Приказа ФТС России от 5 октября 2006 г. N 964 "Об утверждении Аналитической программы ФТС России "Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007 - 2009 гг.". Данный нормативный правовой акт содержит целый комплекс административно-правовых средств предупреждения коррупции в системе таможенной службы Российской Федерации. В настоящее время для предупреждения и пресечения коррупции в системе таможенной службы необходим комплекс административно-правовых средств, которые минимизировали бы коррупционные угрозы во внешнеэкономической деятельности. Необходимо определять как внутренние, так и внешние факторы, создающие угрозу для коррупции. Помимо этого, необходимо максимально снизить непосредственный контакт служащих таможенной службы с коммерческими структурами, целенаправленно проводить политику повышения материального обеспечения служащих таможенной службы, сформировать институт административных процедур взаимодействия служащих таможенной службы с участниками внешнеэкономической деятельности и закрепить эти процедуры на законодательном уровне. Говоря об истории становления административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в таможенной службе, необходимо вспомнить, что в Своде уставов "О службе гражданской" было закреплено, что всем таможенным чиновникам запрещается принимать участие в торговле как провозной, так и отпускной, заключать с купцами сделки и принимать на себя по таможенным делам доверенности или комиссии. Кроме того, таможенным чиновникам запрещается покупать товары прежде, нежели они будут досмотрены, выпущены из таможни в установленном порядке (ст. 730) <7>. -------------------------------- <7> См.: Полянский А. Свод уставов о службе гражданской: Уставы о пенсиях и единовременных пособиях и эмеритальных кассах гражданского ведомства: Положение о пенсионной кассе служащих на казенных железных дорогах и формы чинов гражданского ведомства. С разъяснениями Правительствующего Сената и циркулярами министерств и государственного контроля. Т. 3. 3-е изд. М., 1900. С. 189.
В настоящее время российское законодательство закрепляет то, что служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов России <8>. -------------------------------- <8> См.: Куракин А. В. Предупреждение и пресечение коррупции в таможенных органах Российской Федерации // Следователь. 2005. N 1. С. 43.
Эффективность работы таможенной службы традиционно оценивается по трем параметрам: по перечислению в бюджет денежных средств (таможенных платежей), качеству услуг, предоставляемых в сфере таможенного дела, а также борьбе с контрабандой. Однако, как уже отмечалось, в настоящее время гораздо больший интерес в качестве критерия эффективности работы таможенной службы представляет проблема предупреждения и пресечения коррупции. Необходимо сказать, что законодательство о службе в таможенных органах содержит целый ряд административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе таможенной службы. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О службе в таможенных органах Российской Федерации" <9> закрепляет положения о том, что сотрудник таможенного органа не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; состоять членом органа управления коммерческой организации; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в таможенных органах; использовать в неслужебных целях средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию; получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей, и др. -------------------------------- <9> См.: Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3586.
Закрепленные законом запреты - важное административно-правовое средство противодействия коррупции в системе таможенной службы, поскольку эта сфера является весьма криминогенной, а запреты, обусловленные режимом таможенной службы, должны исключать возникновение "конфликта интересов" на службе в таможенных органах. Как отмечает А. Ф. Ноздрачев, правоограничения сотрудников таможенных органов - это установленные законом запреты на осуществление несовместимых со статусом сотрудника таможенных органов действий или состояний <10>. -------------------------------- <10> См.: Ноздрачев А. Ф. Таможенная служба // Законодательство и экономика. 2006. N 7. С. 8.
Необходимо сказать, что одними административными запретами коррупцию на таможне не решить. Запреты имеют важное значение в административно-правовом механизме предупреждения и пресечения коррупции в системе таможенной службы Российской Федерации. Между тем снизить уровень коррупции исключительно с помощью данных административно-правовых средств нельзя. Запреты, обусловленные режимом таможенной службы, в определенной степени могут лишь сдержать коррупционную составляющую в деятельности чиновника. В литературе отмечается, что кроме сдерживания негативной активности государственных служащих необходимо побуждать их к активной позитивной деятельности, направленной на удовлетворение интересов личности, общества и государства <11>. -------------------------------- <11> См.: Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2004. С. 228.
Кроме того, как отмечает А. В. Малько, в настоящее время не обойтись без юридических стимулов, которые призваны заинтересовать и поднять правовое поведение сотрудников государственного аппарата на более высокий уровень, который будет отвечать потребностям общества и государства <12>. -------------------------------- <12> См.: Малько А. В. Правовые стимулы и правовые ограничения в сфере государственной службы // Правовая наука и реформа юридического образования. Воронеж, 1995. С. 112.
В целях эффективной реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе таможенной службы Российской Федерации необходимо внедрять в ее деятельность ряд рекомендаций Международного валютного фонда, направленных на минимизацию рисков коррупции в правоохранительной деятельности таможенной службы. В частности, необходимо совершенствовать систему отбора и подготовки кадров для работы в системе таможенной инфраструктуры, внедрение административных процедур организации таможенных операций, создание механизмов внутреннего аудита, совершенствование правовых и организационных основ службы собственной безопасности, поощрение граждан за информацию о коррупционных правонарушениях сотрудников таможенной службы, а также облегчение доступа субъектов внешнеэкономической деятельности к ведомственным нормативным правовым актам таможенной службы и др. <13>. -------------------------------- <13> См.: Антикоррупционная политика. М., 2004. С. 222.
Название документа Вопрос: Что может послужить причиной отказа в выдаче лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Что может послужить причиной отказа в выдаче лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль?
Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 691 "Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль" утверждено Положение о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль (далее - Положение). В соответствии с п. 13 Положения Федеральное агентство по недропользованию имеет право отказать в выдаче лицензии по следующим основаниям: а) неправильное оформление заявления о предоставлении лицензии; б) несоответствие представленных документов (копий документов) установленным требованиям; в) наличие в представленных документах (копиях документов) неполных или недостоверных сведений; г) отрицательное заключение государственной экспертизы внешнеэкономической сделки; д) совершение внешнеэкономической сделки на условиях, при которых наносится ущерб или возникает угроза причинения ущерба интересам Российской Федерации либо нарушаются ее международные обязательства в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области экспортного контроля; е) нарушение прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета или с их привлечением, в том числе при выявлении, закреплении указанных прав или их использовании, реализованные при разработке и (или) производстве передаваемой иностранному лицу контролируемой продукции; ж) непредставление 2 раза и более информации об исполнении лицензий в установленные настоящим Положением сроки; з) применение специальных экономических мер в виде запретов и ограничений на осуществление внешнеэкономических операций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если внешнеэкономическая сделка подпадает под действие таких мер; и) вступившее в силу решение Правительства Российской Федерации о лишении заявителя права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности в случае, если действие такого решения распространяется на внешнеэкономические операции, для осуществления которых запрашивается лицензия.
А. В.Тюрянова ФНС, референт государственной гражданской службы РФ 1 класса
Название документа Вопрос: Установлен ли срок, в который Федеральное агентство по недропользованию должно определить полноту и правильность комплекта документов, представленных соискателем лицензии? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Установлен ли срок, в который Федеральное агентство по недропользованию должно определить полноту и правильность комплекта документов, представленных соискателем лицензии?
Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 691 "Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль" утверждено Положение о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль (далее - Положение). В соответствии с п. 12 Положения лицензирующий орган регистрирует представленные документы и в течение 5 дней осуществляет проверку правильности их оформления и соответствия установленным требованиям, а также полноты и достоверности содержащихся в них сведений. Представленные документы (копии документов) в случае их несоответствия установленным требованиям к их комплектности, содержанию или оформлению возвращаются для доработки. При выявлении неточностей или противоречий в представленных документах (копиях документов) в случае их несоответствия лицензирующий орган вправе запрашивать дополнительные документы или их копии. За предоставление недостоверных сведений заявитель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
А. В.Тюрянова ФНС, референт государственной гражданской службы РФ 1 класса
Название документа Вопрос: Представление каких документов установлено при обращении организации-заявителя в лицензирующий орган за получением разовой лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Представление каких документов установлено при обращении организации-заявителя в лицензирующий орган за получением разовой лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль?
Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 691 "Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль" утверждено Положение о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль (далее - Положение). В соответствии с п. 9 Положения заявитель при обращении в Федеральное агентство по недропользованию помимо заявления о представлении разовой лицензии должен представить копии учредительных документов; копию документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе; копию договора (контракта, соглашения) с иностранным заказчиком (поставщиком) со всеми приложениями, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, или иного документа, подтверждающего намерения сторон (с указанием даты выдачи копии договора и места нахождения его оригинала); копию лицензии на осуществление деятельности, связанной с обращением (использованием) контролируемой продукции, предоставленной ее изготовителю (потребителю), - в случае, если лицензирование такой деятельности предусмотрено законодательством Российской Федерации; документ, содержащий данные о том, является ли контролируемая продукция носителем сведений, составляющих государственную тайну, - в случае передачи контролируемой продукции иностранному лицу. В соответствии с п. 10 Положения дополнительно к документам (копиям документов), указанным в пункте 9 Положения, заявитель представляет в Федеральное агентство по недропользованию: а) при осуществлении внешнеэкономических операций, предусматривающих передачу иностранному лицу товара или технологии в форме технических данных: копию договора между заявителем и изготовителем (владельцем) товара или разработчиком (владельцем) технологии, если заявитель не является соответственно их изготовителем (владельцем) или разработчиком (владельцем); письменные обязательства иностранного получателя (конечного пользователя) в отношении использования контролируемой продукции, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля; документ уполномоченного государственного органа страны конечного использования контролируемой продукции, подтверждающий обязательства иностранного получателя (конечного пользователя) в отношении использования полученной продукции, - в случаях, определенных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля; копию документа, подтверждающего право собственности на ядерный материал, - в случае, если предметом внешнеэкономической сделки является ядерный материал; документ, подтверждающий направление в Министерство юстиции Российской Федерации документов, необходимых для урегулирования вопросов правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности, использованных при создании передаваемой иностранному лицу продукции, права на которые принадлежат государству; б) при осуществлении внешнеэкономических операций, предусматривающих передачу (раскрытие) иностранному лицу контролируемой технологии в форме технической помощи, в том числе путем обучения, оглашения на конференциях, симпозиумах и в ходе других мероприятий либо оказания консультационных и иных услуг технического характера: материалы, раскрывающие характер и содержание технологии; информацию о способе, месте и предполагаемом времени передачи (раскрытии) технологии; в) при осуществлении внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз контролируемой продукции на территорию Российской Федерации: копию договора между покупателем и потребителем контролируемой продукции, если покупатель является посредником; копию документа, подтверждающего регистрацию в государственном реестре изделий медицинского назначения, - в случае, если предметом внешнеэкономической сделки является радиоизотопная продукция медицинского назначения, за исключением случаев, когда указанная продукция предназначена для проведения технических, токсикологических или клинических испытаний.
А. В.Тюрянова ФНС, референт государственной гражданской службы РФ 1 класса
Название документа Вопрос: Какой перечень документов, помимо заявления, предусмотрен для получения генеральной лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Какой перечень документов, помимо заявления, предусмотрен для получения генеральной лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль?
Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 691 "Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль" утверждено Положение о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль (далее - Положение). В соответствии с п. 8 Положения для получения лицензии заявитель кроме заявления о предоставлении лицензии по форме, установленной в п. 2 Положения, представляет с сопроводительным письмом в Федеральное агентство по недропользованию следующие документы: документ, содержащий точные сведения о контролируемой продукции с приложением (при необходимости) копий документов, подтверждающих ее технические характеристики и область применения; документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии. Заявление о предоставлении лицензии подписывается заявителем (для юридического лица - руководителем организации или уполномоченным им лицом). Внесение изменений в заявление, а также подчистки и исправления не допускаются.
А. В.Тюрянова ФНС, референт государственной гражданской службы РФ 1 класса
Название документа Вопрос: Кто имеет право получения генеральной лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Кто имеет право получения генеральной лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль?
Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 691 "Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль" утверждено Положение о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль (далее - Положение). В п. 1 Положения сказано, что настоящим Положением установлены правила выдачи лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых в соответствии со списками (перечнями) контролируемых товаров и технологий, утверждаемыми указами Президента Российской Федерации, установлен экспортный контроль (далее - контролируемая продукция). Под внешнеэкономическими операциями в Положении понимаются экспорт и импорт, а также иные формы передачи (международного обмена) контролируемой продукции, осуществляемые на основании договоров (контрактов, соглашений), заключаемых между российскими и иностранными лицами. В соответствии с п. 5 Положения на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией выдаются разовые или генеральные лицензии. В соответствии с п. 7 Положения генеральная лицензия выдается на осуществление внешнеэкономических операций с определенным видом контролируемой продукции с указанием ее предельного количества и страны конечного использования без определения конкретного покупателя (получателя). Генеральная лицензия может выдаваться только российскому юридическому лицу, создавшему внутрифирменную программу экспортного контроля и получившему в установленном порядке свидетельство о государственной аккредитации. Перечень иностранных государств и видов контролируемой продукции, в отношении которых выдаются генеральные лицензии, определяется Правительством Российской Федерации. Решение о выдаче генеральной лицензии, в котором устанавливается срок ее действия, принимается Правительством Российской Федерации. Подготовка проекта акта Правительства Российской Федерации по вопросу выдачи генеральной лицензии и его внесение в Правительство Российской Федерации осуществляется лицензирующим органом в установленном порядке.
А. В.Тюрянова ФНС, референт государственной гражданской службы РФ 1 класса
Название документа Вопрос: Какие особенности предусмотрены для выдачи разовых лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Какие особенности предусмотрены для выдачи разовых лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль?
Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 691 "Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль" утверждено Положение о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль (далее - Положение). В п. 1 Положения сказано, что настоящим Положением установлены правила выдачи лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых в соответствии со списками (перечнями) контролируемых товаров и технологий, утверждаемыми указами Президента Российской Федерации, установлен экспортный контроль (далее - контролируемая продукция). Под внешнеэкономическими операциями в Положении понимаются экспорт и импорт, а также иные формы передачи (международного обмена) контролируемой продукции, осуществляемые на основании договоров (контрактов, соглашений), заключаемых между российскими и иностранными лицами. В соответствии с п. 5 Положения на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией выдаются разовые или генеральные лицензии. В соответствии с п. 6 Положения разовая лицензия выдается на осуществление внешнеэкономических операций с конкретной контролируемой продукцией по одному договору (контракту, соглашению) с указанием ее количества, страны конечного использования, продавца (отправителя) и покупателя (получателя). Основанием для выдачи разовой лицензии является заключение государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой лицензирующим органом в установленном порядке. Срок действия разовой лицензии устанавливается исходя из условий и обстоятельств совершения внешнеэкономических операций, но не более одного года с даты предоставления лицензии.
А. В.Тюрянова ФНС, референт государственной гражданской службы РФ 1 класса
Название документа Вопрос: Установлена ли форма заявления, на основании которого Федеральная служба по техническому и экспортному контролю выдает лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Установлена ли форма заявления, на основании которого Федеральная служба по техническому и экспортному контролю выдает лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль?
Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 691 "Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль" утверждено Положение о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль (далее - Положение). В п. 1 Положения сказано, что настоящим Положением установлены правила выдачи лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых в соответствии со списками (перечнями) контролируемых товаров и технологий, утверждаемыми указами Президента Российской Федерации, установлен экспортный контроль (далее - контролируемая продукция). Под внешнеэкономическими операциями в настоящем Положении понимаются экспорт и импорт, а также иные формы передачи (международного обмена) контролируемой продукции, осуществляемые на основании договоров (контрактов, соглашений), заключаемых между российскими и иностранными лицами. В соответствии с п. 2 Положения лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией выдаются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю на основании заявлений российских участников внешнеэкономической деятельности по форме согласно приложению N 1. В соответствии с п. 3 Положения лицензия оформляется на бланке, изготовленном на специальной защищенной от подделки бумаге, по форме согласно приложению N 2 и подписывается руководителем лицензирующего органа или уполномоченным им лицом.
А. В.Тюрянова ФНС, референт государственной гражданской службы РФ 1 класса
Название документа