Право на обращение в органы государственной власти и его реализация в деятельности таможенных органов

(Савосина Н. Г.) ("Юридический мир", 2013, N 9) Текст документа

ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Н. Г. САВОСИНА

Савосина Наталья Геннадьевна, заведующая кафедрой административного права и таможенного дела, Забайкальский государственный университет.

Проблема доступа граждан к государственным органам является чрезвычайно актуальной и практически значимой. Социальные и экономические преобразования немыслимы без участия граждан в управлении делами государства, без учета их интересов при принятии решений различными органами власти. Многие вопросы нашли свое отражение в действующем российском законодательстве, в соответствии с которым граждане имеют право связываться с любыми органами государственной власти, и не только в случаях ущемления их законных прав и интересов. Одной из наиболее распространенных форм и гарантий участия граждан в управлении делами государства являются их обращения в государственные органы. В статье освещены отдельные вопросы работы с обращениями граждан, в том числе с жалобами, в практике таможенных органов.

Ключевые слова: государство; органы государственной власти; таможенные органы; Федеральная таможенная служба; право на обращение; жалоба.

Right to filing with the agencies of state power and realization thereof in the activity of customs agencies N. G. Savosina

Savosina Natal'ya Gennad'evna, head of the chair of administrative law and customs affairs, Transbajkal state university.

The problem of access of citizens to the state agencies is extremely topical and practically significant. Social and economic transformations are impossible without participation of citizens in administration of state affairs, without taking into consideration their interests in taking decisions by various agencies of power. Many issues are reflected in the with any agencies of state power not only in case of impairment of their rights and legitimate interests. Filings with the state agencies are one of the most common forms and guarantees of participation of citizens in administration of the state affairs. The article touches upon the certain issues of work with citizens' filings, including complaints, in the practice of the customs agencies.

Key words: state, agencies of state power, customs agencies, Federal customs service, right to petition, complaint.

В последние годы вопросам обеспечения права граждан на обращение в органы власти уделяется немало внимания, что обусловлено осознанием государством потребности качественной организации работы с обращениями граждан. Значение права на обращение в современной действительности довольно велико, ведь оно выступает как один из действенных способов устранения возможных нарушений законности, кроме того, именно обращения граждан представляют собой один из главных источников выражения общественного мнения, информации о процессах, происходящих в обществе. Следует констатировать, что в Российской Федерации работа в данном направлении ведется довольно активно, что неоднократно озвучивалось исследователями <1>. -------------------------------- <1> Савосина Н. Г. О некоторых аспектах правового регулирования права граждан на обращение в органы государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 9. С. 22 - 25.

Как известно, Конституция Российской Федерации 1993 г. наряду с другими правами и свободами закрепила право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Порядок работы с обращениями определен принятым 2 мая 2006 г. Федеральным законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <2>. Наряду с этими законодательными актами вопросы работы с обращениями регламентируются и другими актами, например Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <3>. Особое значение в регулировании работы с обращениями граждан имеют ведомственные акты. Данное явление видится вполне закономерным, ведь важнейшей составляющей организации эффективной работы с обращениями граждан является учет специфики деятельности того или иного органа власти, это, безусловно, оказывает свое влияние на правоприменительную практику. Отметим некоторые акты: Приказ МИД России от 26 июля 2004 г. N 10986 "Об утверждении Инструкции о работе с обращениями граждан и приеме посетителей в представительстве МИД России на территории Российской Федерации" <4>; Приказ Минэкономразвития России от 25 января 2005 г. N 6 "Об утверждении форм решения по жалобе и акта о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке" <5>; Приказ Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 11 апреля 2005 г. N 16 "Об утверждении Инструкции о порядке работы с обращениями граждан в Главном управлении и его отделах в субъектах Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ" <6>. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060; 2010. N 27. Ст. 3410, N 31. Ст. 4196. <3> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448; 2010. N 31. Ст. 4196; 2011. N 15. Ст. 2038, N 30 (ч. I). Ст. 4600. <4> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 37. <5> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 24. <6> Документ официально опубликован не был.

В последнее время на ведомственном уровне активно формируется нормативная база, регламентирующая внедрение новых технологий, направленных на информационно-технологическое обеспечение административно-управленческих процессов. Например, внедрение в деятельность органов государственной власти формы работы с обращениями, поданными в электронной форме. В связи с этим интересной является практика работы с обращениями граждан в системе таможенных органов. Общий порядок обращения в таможенные органы регламентирован нормами таких законодательных актов, как: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" <7>; указанный выше Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <8>; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" <9> и ряд других законодательных актов. Среди ведомственных актов назовем ряд приказов, например Приказ ФТС России от 25 ноября 2004 г. N 324 "Об утверждении Инструкции о порядке регистрации решений по жалобам на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела", которым были конкретизированы отдельные положения федерального законодательства с учетом специфики работы таможенных органов. Приказом ФТС России от 6 июня 2012 г. N 1115 был утвержден Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятию по ним решений и направлению ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок, при этом продолжает действовать Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утвержденный Приказом ФТС России от 9 июня 2012 г. N 1128. -------------------------------- <7> СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252; 2011. N 27. Ст. 3873, N 29. Ст. 4291, N 50. Ст. 7351. <8> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448; 2010. N 31. Ст. 4196; 2011. N 15. Ст. 2038, N 30 (ч. I). Ст. 4600. <9> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3451; 2009. N 48. Ст. 5716, N 52 (ч. I). Ст. 6439; 2010. N 27. Ст. 3407, N 31. Ст. 4173, 4196, N 49. Ст. 6409; 2011. N 23. Ст. 3263, N 31. Ст. 4701.

В целом следует отметить, что таможенные органы имеют качественно сформированную систему работы с различными видами обращений граждан, активно внедряя современные информационные технологии, что, безусловно, способствует реализации прав граждан. При этом многие вопросы формирования информационного пространства и "электронного государства" в Российской Федерации до сих пор не решены, и многие авторы отмечают существующие проблемы в этой сфере <10>. Действительно, электронное государственное управление как новая форма взаимоотношений личности, общества и государства <11> предъявляет новые требования к информационной деятельности государственных служащих <12>. При этом акцентируется внимание и на проблемах обеспечения информационной безопасности в таможенных органах <13>. -------------------------------- <10> Чеботарева А. А. Актуализация прав и свобод человека в условиях развития электронного государства // Юридический мир. 2011. N 9. С. 48 - 51; Она же. Эволюция института прав человека в условиях развития информационного общества // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 6. С. 27 - 33. <11> Чеботарева А. А. Электронное государственное управление как новая форма взаимоотношений личности, общества и государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6. С. 18 - 22. <12> Чеботарева А. А. Информационная деятельность государственных служащих: новые требования и возрастающая ответственность // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 5. С. 43 - 46. <13> Чеботарева А. А. К вопросу о проблемах обеспечения информационной безопасности в таможенных органах // Таможенное дело. 2012. N 2. С. 10 - 15.

Обратив внимание на сферу деятельности таможенных органов, констатируем, что работа с обращениями граждан в системе таможенных органов согласно законодательству направлена на: принятие необходимых мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; предоставление гражданину ответа в устной, письменной форме или в форме электронного документа по существу поставленных в обращении вопросов; направление обращения гражданина в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Закон предоставляет право: обращаться в ФТС России и таможенные органы с устным обращением о предоставлении государственной услуги и направлять письменное обращение или обращение в электронной форме о предоставлении государственной услуги; представлять дополнительные документы по рассматриваемому обращению либо обращаться с просьбой об их истребовании; знакомиться с документами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать на свое обращение письменный ответ по существу; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) должностных лиц ФТС России и таможенных органов в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения. При этом в обязанности должностных лиц ФТС России и таможенных органов входят: обеспечение объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения письменных обращений граждан, а в случае необходимости - с участием граждан, направивших обращения; принятие мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан. Рассматривая особенности обращений граждан и механизма работы с обращениями граждан в практике работы таможенных органов, отметим, что в ФТС России организация работы с письменными и устными обращениями граждан, разъяснениями их прав и обязанностей в сфере таможенного законодательства возложена на отдел организации работы с гражданами (Приемную ФТС России) Управления делами Центрального аппарата ФТС России, а также подразделения таможенных органов на местах. По частным вопросам, требующим квалифицированной консультации, граждане могут обращаться в информационные таможенные структуры: ЗАО "РОСТЭК-Таможинформ", справочно-консультационные центры. Обращения в электронном виде направляются на официальный веб-сайт ФТС России, который является дополнительным средством для обеспечения возможности обращений граждан (физических лиц и индивидуальных предпринимателей) в Федеральную таможенную службу. Обращения граждан, направленные в электронном виде через официальный веб-сайт ФТС России, обрабатываются Отделом организации работы с гражданами (Приемной ФТС России). Таким образом, для получения информации граждане обращаются в таможенные органы в следующих формах: по телефону; в письменном виде на почтовый адрес; в письменном виде факсимильной связью; в форме электронного документа путем заполнения в установленном порядке специальной формы на портале; в форме электронного документа на официальный сайт ФТС России в сети Интернет; в форме электронного документа на адрес электронной почты. Тем самым ФТС России обеспечивает работу с обращениями граждан в письменной, устной и электронной форме, при этом электронная форма, что совершенно очевидно, активно внедряется. Согласно данным ФТС России <14> в течение 2012 г. работа по реализации прав граждан на обращение в ФТС России и в таможенные органы велась в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Административным регламентом Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции организации приема граждан, обеспечения своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятия по ним решений и направления ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденным Приказом ФТС России от 10 сентября 2009 г. N 1660. -------------------------------- <14> Таможенная служба РФ в 2012 году. URL: http://www. customs. ru.

Всего в 2012 г. в ФТС России поступило 13 034 письменных обращения граждан, что на 39,4% больше, чем в 2011 г. (9347 обращений). Из общего количества поступивших в ФТС России обращений граждан 7180 обращений было направлено в электронном виде, что на 83,6% больше, чем в 2011 г. <15>. -------------------------------- <15> Там же.

Анализ поступивших в центральный аппарат ФТС России писем позволил определить основной круг вопросов, по которым обращались граждане, а именно: таможенное оформление и розыск международных почтовых отправлений; внесение изменений в платежные поручения; разъяснение таможенных правил; правомерность начисления таможенных платежей на товары и автомобили; выдача справок о заработной плате, подтверждение стажа работы, трудоустройство в таможенные органы; жалобы на действия и бездействие должностных лиц таможенных органов, улучшение социального обеспечения; вопросы, связанные с деятельностью Таможенного союза, заявления граждан и частных предпринимателей о внесении изменений в платежные поручения в связи с перечислением таможенных и иных платежей в доход федерального бюджета. Приемной ФТС России приняты 492 гражданина. В ходе приема от граждан получено и направлено в структурные подразделения ФТС России для рассмотрения и принятия по ним решений 136 письменных обращений. По результатам исполнения письменных обращений граждан (с учетом поступивших в конце 2011 г.) было принято 124 положительных решения, отказано на основании действующего законодательства Российской Федерации в 163 случаях, даны разъяснения 8253 заявителям, 2895 обращений направлены на исполнение в региональные таможенные управления и сторонние организации по принадлежности, принято 3557 информационных писем, не требующих ответа <16>. -------------------------------- <16> Там же.

В 2012 г. осуществлялась работа по организации личного приема граждан руководством ФТС России и руководителями структурных подразделений. В ходе личного приема рассматривались вопросы таможенного законодательства, ввоза культурных ценностей, кадровые вопросы, вопросы оказания материальной помощи должностным лицам таможенных органов, выделения субсидии на приобретение жилья. Проводилась работа по актуализации официального сайта ФТС России, посвященного обращениям граждан, оперативному размещению обзоров обращений граждан, информации о деятельности Приемной ФТС России. В течение 2012 г. по вопросам общего характера и документам, направленным в ФТС России, телефонной справочной Приемной ФТС России обработано 40 673 звонка (в 2011 г. - 52 231 звонок) <17>. -------------------------------- <17> Там же.

Таможенными органами (региональными таможенными управлениями, таможнями) в 2012 г. получено 8859 письменных обращений граждан (в 2011 г. - 9162 обращения). В 2012 г. ФТС России реализованы основные информационные таможенные технологии (электронное представление сведений, предварительное информирование, электронное декларирование и др.), а также принцип "единого окна" (осуществление таможенными органами в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в полном объеме транспортного контроля, а также документального санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля) <18>. -------------------------------- <18> Там же.

Обеспечено на постоянной основе информационное взаимодействие таможенных служб государств - членов Таможенного союза в части контроля таможенного транзита товаров в режиме, близком к реальному времени. В рамках Соглашения об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств - членов Таможенного союза от 19 октября 2011 г. разработаны программные средства для взаимного обмена электронными данными и проведено их тестирование совместно с таможенными службами Республики Беларусь и Республики Казахстан. В целях реализации положений Федеральных законов от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации", а также Концепции развития национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза ФТС России в 2012 г. проводила совместно с федеральными органами исполнительной власти работу по информационно-техническому обеспечению перевода государственных услуг и государственных функций в электронный вид. Завершены работы по вводу в эксплуатацию КПС "Портал электронного представления сведений для электронного декларирования через Интернет", позволяющего участникам ВЭД самостоятельно (без привлечения сторонних лиц) представлять в таможенные органы в электронном виде информацию о товарах, необходимую для целей таможенного декларирования, с использованием веб-технологий при минимальных финансовых затратах на программно-технические средства. Организован информационный обмен между ФТС России и Банком России по передаче уполномоченными банками и территориальными учреждениями Банка России в таможенные органы для выполнения ими функций агентов валютного контроля информации о паспортах сделки по внешнеторговым договорам в электронном виде. Обращения в ФТС России поступают как непосредственно от граждан и организаций, так и в результате взаимодействия с иными органами власти. Речь в данном случае идет об Администрации Президента Российской Федерации, Аппарате Правительства Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок общего взаимодействия с органами государственной власти определен Регламентом ФТС России. Обеспечение закрепленных законом гарантий в работе с обращениями граждан во многом зависит от существующего механизма работы с обращениями граждан и системы контроля за качеством рассмотрения обращений. В системе таможенных органов в целях обеспечения своевременного и качественного исполнения поручений по обращениям граждан, принятия оперативных мер по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, анализа содержания поступающих обращений, хода исполнения и результатов работы с обращениями граждан осуществляется контроль за рассмотрением обращений граждан, разработан Административный регламент РФ от 6 июня 2012 г. N 1115, который не только закрепляет гарантирующий механизм, но и предусматривает формы контроля: текущий и итоговый контроль. Согласно положениям Регламента контроль за исполнением обращений граждан в ФТС России включает: постановку обращений граждан и поручений по их исполнению на контроль; сбор и обработку информации о ходе рассмотрения обращений; подготовку и обобщение данных о содержании и сроках исполнения поручений по обращениям граждан; снятие обращений с контроля. Контролю подлежат все поступившие обращения граждан, подлежащие исполнению. Приемная ФТС России составляет еженедельную сводку предупредительного контроля и направляет ее в структурные подразделения ФТС России. Должностные лица Приемной ФТС России при проведении функциональных проверок таможенных органов (в рамках осуществления внутриведомственного контроля) проверяют организацию работы с обращениями граждан и осуществляют необходимую методологическую и практическую помощь в рассмотрении обращений граждан. Особую категорию обращений в таможенные органы составляют жалобы, именно они как вид обращения требуют особого внимания, так как это форма обращения по поводу нарушенного действиями (бездействием), решениями юридических или физических лиц (должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и т. д.) права или законного интереса. В системе таможенных органов жалобы составляют значительную долю обращений граждан, направлены они на: оспаривание действий (бездействия) таможенных органов; оспаривание решений таможенных органов; обжалование постановлений таможенных органов о привлечении лиц к ответственности. Данные ФТС России показывают, что за 2012 г. таможенными органами Российской Федерации рассмотрено по существу 1866 жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела, 60% жалоб по результатам их рассмотрения удовлетворены полностью или частично. Наибольшее количество жалоб поступило в таможенные органы на решения, действия (бездействие), принятые (совершенные) в связи с исчислением и взиманием таможенных платежей, - 87% от их общего числа (из них решения по таможенной стоимости - 41%). Жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов при применении таможенных процедур и совершении таможенных операций составили 8%, при применении специальных таможенных процедур при перемещении товаров физическими лицами - 3% от общего количества поступивших в таможенные органы жалоб. Изучив практику работы таможенных органов, можно провести классификацию жалоб, например, в качестве классификационного критерия можно определить предмет обжалования. Это решения, действия (бездействие), принятые (совершенные) в связи с перемещением физическими лицами или в их адрес товаров и транспортных средств для некоммерческих целей; решения, действия (бездействие), принятые (совершенные) при применении таможенных процедур и таможенных операций; решения, действия (бездействие), принятые (совершенные) при определении таможенной стоимости и взимании таможенных пошлин, налогов, сборов. Порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц определен гл. 3 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Согласно Закону любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана как непосредственно в ФТС России, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуется. Жалоба подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем собственноручно. Использование аналогов собственноручной подписи (например, факсимиле) для подписания жалобы не допускается. В жалобе, поданной организацией, указывается должность лица, которым она подписана. Развитие информационных технологий позволяет воспользоваться не только традиционными способами подачи жалобы. Для таких жалоб установлены упрощенные условия их подачи, например, жалоба, поступившая по информационным системам общего пользования (факс, электронная почта), посредством телеграфной связи, считается поданной без соблюдения требования о ее подписании. Можно констатировать, что в системе таможенных органов сложилась действенная система работы с различными видами обращений граждан, в том числе с жалобами. Не случайно Стратегией развития таможенной службы РФ до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2575-р, в качестве одной из стратегических целей в деятельности ФТС России закреплено повышение уровня законности принимаемых таможенными органами решений, действий (бездействия) в сфере таможенного дела, что требует особого внимания к обращениям граждан, особенно тем, которые касаются жалоб на действия и решения таможенных органов. Рассмотрев отдельные особенности работы с обращениями граждан, в том числе в практике таможенных органов, следует отметить, что качество работы с обращениями граждан и юридических лиц зависит от различных факторов, это сфера деятельности государственного органа, качество нормативно-правовой базы, уровень квалификации и профессионализма должностных лиц, уполномоченных рассматривать обращения и принимать по ним решения. При этом в перспективе необходимо продолжить контроль за соблюдением законности при принятии решений, совершении действий государственными органами и их должностными лицами; принятием эффективных мер по выявлению причин и условий, служащих основанием для удовлетворения жалоб, а также по устранению причин и условий, порождающих нарушения законодательства, служащих основаниями для удовлетворения жалоб; активизировать работу в части учета, анализа и обобщения вопросов, содержащихся в обращениях граждан, проверки состояния дел по рассмотрению обращений и устранению причин и условий, порождающих нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. Кроме того, необходимо продолжить работу по обеспечению такого организационно-правового механизма рассмотрения обращений, который в максимальной мере способствовал бы выяснению объективной истины, восстановлению нарушенного права, удовлетворению законных требований.

Список литературы

1. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 37. 2. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 24. 3. СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060; 2010. N 27. Ст. 3410, N 31. Ст. 4196. 4. СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448; 2010. N 31. Ст. 4196; 2011. N 15. Ст. 2038, N 30 (ч. I). Ст. 4600. 5. СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252; 2011. N 27. Ст. 3873, N 29. Ст. 4291, N 50. Ст. 7351. 6. СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448; 2010. N 31. Ст. 4196; 2011. N 15. Ст. 2038, N 30 (ч. I). Ст. 4600. 7. СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3451; 2009. N 48. Ст. 5716, N 52 (ч. I). Ст. 6439; 2010. N 27. Ст. 3407, N 31. Ст. 4173, 4196, N 49. Ст. 6409; 2011. N 23. Ст. 3263, N 31. Ст. 4701. 8. Чеботарева А. А. Актуализация прав и свобод человека в условиях развития электронного государства // Юридический мир. 2011. N 9. С. 48 - 51. 9. Чеботарева А. А. Эволюция института прав человека в условиях развития информационного общества // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 6. С. 27 - 33. 10. Чеботарева А. А. Электронное государственное управление как новая форма взаимоотношений личности, общества и государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6. С. 18 - 22. 11. Чеботарева А. А. Информационная деятельность государственных служащих: новые требования и возрастающая ответственность // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 5. С. 43 - 46. 12. Чеботарева А. А. К вопросу о проблемах обеспечения информационной безопасности в таможенных органах // Таможенное дело. 2012. N 2. С. 10 - 15. 13. Таможенная служба РФ в 2012 году. URL: http://www. customs. ru.

------------------------------------------------------------------

Название документа