Правовое регулирование таможенной деятельности в России XIX века

(Татаренко А. В.) ("История государства и права", 2008, N 4) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ XIX ВЕКА

А. В. ТАТАРЕНКО

Татаренко А. В., аспирант кафедры международного права Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

Развитие капитализма в России к середине XIX в. потребовало проведения новой кодификации таможенного законодательства, в котором значительное место отводилось вопросам борьбы с уклонением от уплаты таможенных пошлин и с контрабандой. Систематизированное законодательство об уголовной ответственности за контрабанду в России появилось в Таможенном уставе 1819 г., откуда оно затем было перенесено в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Составы контрабанды и уклонения от уплаты таможенных пошлин не разделялись; уголовное и таможенное законодательство того периода применяло понятие дефраудации, включавшее обманное, мошенническое уклонение от уплаты таможенных пошлин и контрабанду. Охрана государственной границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную стражу Министерства финансов. Таможни и таможенные заставы учреждались по внешней сухопутной и морской границе Империи и царства Польского, а на северо-западе - по границе России с Финляндией. Устав также содержал очень подробную регламентацию таможенной службы. Ученые России в своих работах по налогообложению обращали внимание на проблему уклонения от уплаты таможенных платежей, считая необходимым разделение налоговых деликтов. Профессор В. Н. Твердохлебов к способам незаконного уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей относил контрабанду, ложные декларации и сокрытие имущества <1>. Как следствие дальнейшей разработки этой проблемы в Таможенном уставе 1819 г., помимо контрабанды, важное место заняли положения о таможенных пошлинах. Уголовная ответственность наступала и в случаях контрабанды, и в случаях уклонения от уплаты таможенных пошлин. -------------------------------- <1> Сборник научных трудов юридического факультета СевКавГТУ. Вып. 6. Северо-Кавказский государственный технический университет, 2004.

Изменения Таможенного устава последовали спустя четыре десятилетия, и в 1857 г. был утвержден новый Таможенный устав, согласно которому все таможни в зависимости от объема совершаемых ими операций подразделялись на три класса. С воцарением в 1881 г. Александра III, который был убежденным защитником национальной промышленности, поворот в таможенной политике России стал необратимым. В последующее десятилетие ставки тарифа пересматривались почти каждый год, и всякий раз в сторону увеличения. При министре финансов И. А. Вышнеградском (1887 - 1892 гг.) была осуществлена разработка нового таможенного тарифа. Официально провозглашались принципы таможенной политики России на обозримую перспективу: первостепенная важность защиты промышленных интересов перед фискальным; равномерное покровительство всем нуждающимся отраслям промышленности. Тариф был принят 11 июня 1891 г. Введение тарифа 1891 г. с неизбежностью обострило проблему контрабандного ввоза. В 1892 г. был принят новый Таможенный устав, который состоял из 1766 статей <2>. По нему можно не только изучить систему таможенных учреждений России в конце XIX в., но и рассмотреть законодательную базу по борьбе с контрабандой. Новый Таможенный устав обновил соответствующее законодательство: были определены различные проявления контрабанды и соответствующие правовые санкции. Основная ответственность при этом возлагалась на владельца товара. Несостоятельным контрабандистам денежное взыскание могло быть заменено тюремным заключением. -------------------------------- <2> Свод законов Российской империи. СПб., 1892. Т. 6. С. 1 - 135.

Основными санкциями Таможенного устава 1892 г. являлись штраф и конфискация товара. Тайный ввоз и вывоз запрещенных товаров карались конфискацией товара с наложением денежного штрафа в размере двойной стоимости товара (ст. ст. 1522, 1524). За тайный провоз товаров, подлежавших обложению пошлиной, взыскивалась пятикратная пошлина. При этом импортные товары конфисковывались, а экспортные товары возвращались, если был уплачен штраф (ст. ст. 1522, 1524). Если провозящий мог доказать, что товар принадлежит другому лицу, он подвергался денежному штрафу в размере от 30 до 60 руб., а взыскание контрабандной пени переносилось на владельца товара (ст. 1546). Россия в это время была разделена на 10 таможенных округов (Санкт-Петербургский, Рижский, Калишский, Бессарабский, Южный и др.), на территории которых находилось 95 таможен, 64 таможенные заставы и 71 переходный пункт и пост. Таможни, таможенные заставы, переходные пункты и посты являлись специальными учреждениями по ввозу товаров, а также по взысканию с них таможенных пошлин. Таможни учреждались по всей сухопутной и морской границе Российской империи. Руководил работой таможенных учреждений на всем пространстве Российской империи Департамент таможенных сборов, который входил в состав Министерства финансов. Устав упорядочил таможенную охрану на море и в прибрежных водах. Водное пространство в три морских мили от российского берега признавалось морской таможенной полосой, в пределах которой все как отечественные, так и иностранные суда подлежали досмотру местных таможенных властей. Через главные складочные таможни и таможни 1-го класса разрешалось ввозить любые не запрещенные таможенным тарифом иностранные товары. Через таможни 2-го и 3-го класса ввозились иностранные товары, не обложенные пошлинами по таможенному тарифу, к тому же импортные товары, обложенные пошлинами по таможенному тарифу, но не подлежавшие наложению таможенных клейм, за исключением чая, сахара, красок, аптекарских материалов, золотых и серебряных вещей, подлежавших наложению клейм в пробирных палатках. Через таможенные заставы можно было ввозить только беспошлинные иностранные товары. В то же время через переходные пункты, открытые лишь для пропуска местных пограничных жителей по кратковременным билетам, запрещался привоз любых импортных изделий. Новым в уставе было то, что взыскания за его нарушения стали едиными как для европейской, так и для азиатской внешней торговли: "В случаях привоза иностранных товаров, доставленных чрез порты Приморской области, Восточной Сибири и Амурской области, а также чрез Аянский и другие порты Охотского моря, Иркутская таможня руководствуется, в отношении сих товаров, общим по европейской торговле тарифом" (ст. 1383) <3>. Данное правило свидетельствовало о процессе выравнивания условий торговли в Европейской России и Сибири ввиду развития железнодорожного транспорта. -------------------------------- <3> Свод законов Российской империи. СПб., 1892. Т. 6. С. 104.

Особого внимания заслуживает тот факт, что Таможенный устав 1892 г. впервые ввел положение о квалифицированной контрабанде, за которую полагалось самое строгое наказание: "Если тайный провоз был производим скопищем и особенно людьми, чем-либо вооруженными, то, сверх определенных выше взысканий, главные виновные подвергаются лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и к ссылке на житье в Сибирь или отдаче в исправительные арестантские отделения, а все прочие также лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и к ссылке на житье в одну из отдаленных губерний, кроме сибирских, или заключению в тюрьме" (ст. 1544) <4>. -------------------------------- <4> Там же. С. 117 - 118.

Денежный штраф за контрабандный ввоз товаров налагался на их "провозителя", если тот не мог указать на хозяина в России, а если же не было ни того, ни другого, то на их продавца внутри страны. При изобличении в тайном провозе товаров группы лиц штраф налагался "не порознь с каждого лица, но со всех изобличенных в перевозе или участии в оном при каждом особом случае, по равной части, сколько по расчету причтется; когда одним из виновных не внесено следующее с него взыскание, то сия сумма разлагается на прочих соучастников в преступлении" (ст. 1548) <5>. -------------------------------- <5> Там же. С. 118.

В случае неуплаты виновным штрафа в течение двух недель с того дня, как решение суда вошло в законную силу, его имущество продавалось. Когда же этой меры было недостаточно, то виновный подвергался тюремному заключению или исправительным работам. Для не сознавшихся в преступном деянии, но изобличенных в том судом сроки заключения определялись вдвое продолжительнее. Таможенный устав 1892 г. закрепил протекционистскую таможенную политику в России. Его содержание подготовлено на основе новых подходов и определений, соответствующих осуществляемой в стране индустриализации, развитию внешнеэкономических отношений и решению задач экономической защиты государства. Представляют интерес уточнения, связанные с развитием правовых норм борьбы с контрабандой, нормативными актами, регулирующими ввоз и вывоз товаров. Устав 1892 г. сделал едиными законодательство о контрабанде для европейской и азиатской торговли, упорядочил таможенную охрану на суше, море и в прибрежных водах.

------------------------------------------------------------------

Название документа