Валютно-правовой статус таможенных органов Украины
(Онищик Ю. В.) ("Юрист", 2013, N 17) Текст документаВАЛЮТНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ УКРАИНЫ
Ю. В. ОНИЩИК
Онищик Юрий Витальевич, доцент кафедры финансовых расследований Учебно-научного института налоговой милиции Национального университета государственной налоговой службы Украины, кандидат юридических наук.
Статья посвящена исследованию финансово-правовых аспектов деятельности таможенных органов Украины. На основании действующего законодательства Украины выясняется их правовой статус в сфере валютного регулирования.
Ключевые слова: таможенные органы Украины, публичная финансовая деятельность в сфере валютного регулирования, валютные отношения, валютное регулирование.
Currency-law status of the customs agencies of Ukraine Yu. V. Onishhik
The article deals with the financial and legal aspects of the customs authorities of Ukraine. The laws in force in Ukraine turns out their legal status in the sphere of currency regulation.
Key words: customs agencies of Ukraine, public financial activity in the sphere of currency regulation, currency relations, currency regulation.
Таможенные органы Украины наделены комплексным функциональным назначением и межотраслевым правовым статусом. Вместе с тем предложенное законодателем определение таможенных органов <1> недостаточно четко раскрывает их правовой статус. В частности, без внимания остается многогранный аспект деятельности данного органа государственной власти, ведь таможенные правоотношения регулируются с помощью норм различной отраслевой принадлежности. -------------------------------- <1> См.: ч. 3 ст. 543 Митного кодексу Украiни вiд 13 березня 2012 р. // Голос Украiни. 2012. N 73 - 74(5323 - 5324). С. 21 - 62.
Практическая реализация правового статуса любого субъекта права происходит в процессе вступления в различные правоотношения. Таможенные органы являются субъектами финансовых правоотношений. В связи с функционированием финансов государство наделяет таможенные органы специальной компетенцией и уполномочивает их на осуществление публичной финансовой деятельности. В рамках данной деятельности таможенных органов, на наш взгляд, следует выделять три ее направления: 1) действия по мобилизации государственных доходов (реализация налогово-таможенного правового статуса); 2) действия по распределению, перераспределению и использованию публичными фондами средств (реализация бюджетно-правового статуса); 3) осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции (реализация валютно-правового статуса). Именно в осуществлении этих полномочий происходит реализация финансово-правовых аспектов деятельности таможенных органов Украины. Одним из направлений реализации финансово-правового статуса таможенных органов является публичная финансовая деятельность в сфере валютного регулирования. Валютные отношения складываются в сфере финансовой деятельности государства и связаны с ее ролью в распределении и перераспределении валового внутреннего продукта с целью создания и использования необходимых обществу валютных фондов. Основой правового регулирования валютных отношений являются валютно-правовые нормы, включенные в состав вышеупомянутого института системы финансового права. Нормативной базой, регулирующей валютные отношения, являются Законы Украины от 16 апреля 1991 г. N 959-XII "О внешнеэкономической деятельности", от 23 сентября 1994 г. N 185/94 "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте", от 7 декабря 2000 г. N 2121-III "О банках и банковской деятельности", от 5 апреля 2001 г. N 2346-III "О платежных системах и переводе денег в Украине", Декрет Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1993 г. N 15-93 "О системе валютного регулирования и валютного контроля", нормативные правовые акты Национального банка Украины и других органов государственной власти, уполномоченные осуществлять валютный контроль. Согласно п. 8 ч. 2 ст. 544 Таможенного кодекса Украины и ч. 5 ст. 13 Декрета Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" одной из задач таможенных органов является контроль за соблюдением правил перемещения валютных ценностей через таможенную границу Украины. Указанное позволяет утверждать, что, осуществляя контроль в сфере валютно-правового регулирования, таможенные органы приобретают валютно-правовой статус, который, на наш взгляд, является разновидностью их финансово-правового статуса (это объясняется тем, что в науке финансового права валютный контроль принято рассматривать составляющей частью финансового контроля). Таким образом, одним из участников валютных правоотношений являются таможенные органы, уполномоченные осуществлять действия, направленные на соблюдение физическими и юридическими лицами установленного законодательством порядка перемещения валютных ценностей через таможенную границу Украины. К валютным ценностям законодатель относит: а) валюту Украины - денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет и в других формах, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории Украины, а также изъятые из обращения или изымаемые из него, но подлежащие обмену на денежные знаки, находящиеся в обращении; б) иностранную валюту - иностранные денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства, а также изъятые из обращения или изымаемые из него, но подлежащие обмену на денежные знаки, находящиеся в обращении; в) платежные документы и ценные бумаги (акции, облигации, купоны к ним, векселя (тратты), долговые расписки, аккредитивы, чеки, банковские приказы, депозитные сертификаты, другие финансовые и банковские документы), выраженные в валюте Украины, в иностранной валюте или банковских металлах; г) банковские металлы - золото, серебро, платина, металлы платиновой группы, доведенные (аффинированные) до наивысших проб в соответствии с мировыми стандартами, в слитках и порошках, которые имеют сертификат качества, а также монеты, изготовленные из драгоценных металлов <2>. -------------------------------- <2> См.: ст. 4 Митного кодексу Украiни вiд 13 березня 2012 р.
Правила перемещения наличности и банковских металлов через таможенную границу Украины определены Постановлением Правления Национального банка Украины от 27 мая 2008 г. N 148 <3>. -------------------------------- <3> См.: Про затвердження Iнструкцii про перемiщення готiвки i банкiвських металiв через митний кордон Украiни: Постанова Правлiння Нацiонального банку Украiни вiд 27 травня 2008 р. N 148 // Сайт Верховноi Ради Украiни // URL: http://zakon1.rada. gov. ua/laws/show/z0520-08.
Требования относительно объема валюты, которая может перемещаться через таможенную границу Украины физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), формы ее декларирования, необходимость получения индивидуальной лицензии Национального банка Украины касаются: 1) вывоза за пределы Украины наличной валюты физическими и юридическими лицами; 2) ввоза в Украину наличной валюты физическими и юридическими лицами; 3) пересылки валюты за пределы Украины. Согласно вышеупомянутому нормативному правовому акту физическое лицо имеет право ввозить в Украину и вывозить за пределы Украины наличность в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 000 евро, без письменного декларирования таможенному органу. Перерасчет сумм наличности в евро осуществляется по официальному курсу гривны к евро, установленному Национальным банком, или по кросс-курсу, определенному согласно официальному курсу гривны к соответствующим иностранным валютам на день пересечения таможенной границы Украины или на день пересылки наличности. В том случае, если сумма ввозимой или вывозимой наличности превышает в эквиваленте 10 000 евро, физические лица обязаны соблюдать письменную форму таможенного декларирования в полном объеме. Что касается юридических лиц, то следует отметить, что наличные ввозятся в Украину или вывозятся за пределы Украины через полномочного представителя без ограничения суммы на условиях письменного декларирования соответствующему таможенному органу в полном объеме. Полномочный представитель юридического лица, которому принадлежат (арендованные, зафрахтованные или те, которые формируются в Украине/за пределами Украины) транспортные средства, осуществляющие пассажирские рейсы, ввозит/вывозит наличность, полученную на транспортном средстве за предоставленные услуги и/или реализованный товар, на основании соответствующих кассовых документов. Полномочный представитель декларирует наличность, которую ввозит/вывозит по поручению юридического лица, и собственные средства отдельно с использованием двух экземпляров таможенной декларации. Разрешается пересылать в Украину и за пределы Украины наличность в международных почтовых отправлениях и в международных экспресс-отправлениях с объявленной ценностью с соблюдением требований Правил предоставления услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины от 5 марта 2009 г. N 270 <4>, Конвенции по унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок <5>, Постановления Кабинета Министров Украины от 21 мая 2012 г. N 450 "Вопросы, связанные с применением таможенных деклараций" <6>: 1) физическим лицам, юридическим лицам (кроме уполномоченных банков) в сумме, не превышающей в эквиваленте 300 евро; 2) уполномоченным банкам. Международные почтовые отправления и международные экспресс-отправления, в которые вложена наличность в сумме, которая превышает установленные нормы, получателям не выдаются, а возвращаются отправителям. -------------------------------- <4> См.: Про затвердження Правил надання послуг поштового зв'язку: Постанова Кабiнету Мiнiстрiв Украiни вiд 5 березня 2009 р. N 270 // Сайт Верховноi Ради Украiни // URL: http://zakon1.rada. gov. ua/laws/show/270-2009-%D0%BF. <5> См.: Конвенцiя щодо унiфiкацii деяких правил, що стосуються мiжнародних повiтряних перевезень // Сайт Верховноi Ради Украiни // URL: http://zakon1.rada. gov. ua/laws/show/995_594. <6> См.: Питання, пов'язанi iз застосуванням митних декларацiй: Постанова Кабiнету Мiнiстрiв Украiни вiд 21 травня 2012 р. N 450 // Сайт Верховноi Ради Украiни // URL: http://zakon1.rada. gov. ua/laws/show/450-2012-%D0%BF#n16.
В отличие от перемещения наличности валюты перемещение банковских металлов требует обязательного письменного декларирования. Если физическое лицо намерено ввезти или вывезти за пределы Украины банковские металлы весом, не превышающим 500 грамм, в виде слитков и монет, оно должно провести процедуру письменного декларирования таможенному органу в полном объеме. Если же вес банковских металлов в виде слитков и монет превышает 500 грамм, физическое лицо обязано кроме соблюдения формы письменного декларирования таможенному органу получить индивидуальную лицензию на вывоз за пределы Украины банковских металлов. Данная процедура касается только вывоза физическими лицами банковских металлов весом, превышающим 500 грамм, поскольку аналогичный ввоз банковских металлов разрешен только уполномоченным банкам. Что касается юридических лиц (кроме уполномоченных банков), то они не имеют права ввозить в Украину и вывозить за пределы Украины банковские металлы. Исключение составляет ввоз в Украину юридическим лицом - резидентом банковских металлов, изготовленных нерезидентом по договору о переработке (аффинаж) давальческого сырья, если эти банковские металлы в полном объеме продаются Национальному банку Украины. Основанием для ввоза в Украину этих банковских металлов является специальное разрешение Национального банка Украины. Кроме этого, таможенные органы осуществляют контроль за экспортными и импортными операциями. Согласно ст. 1 Закона Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" выручка в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах, но не позднее 180 календарных дней с даты оформления таможенной декларации на продукцию, которая экспортируется, а в случае экспорта работ (услуг), прав интеллектуальной собственности - с момента подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности. Превышение указанного срока требует заключения центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики <7>. Импортные операции резидентов, осуществляемые на условиях отсрочки поставки, в случае, когда такая отсрочка превышает 180 календарных дней с момента осуществления авансового платежа или выставления векселя в пользу поставщика продукции (работ, услуг), требуют заключения центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики. При применении расчетов по импортным операциям резидентов в форме документарного аккредитива срок (180 календарных дней) действует с момента осуществления уполномоченным банком платежа в пользу нерезидента. Нарушение резидентами данных сроков влечет за собой взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3 процента суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара) в иностранной валюте, пересчитанной в денежную единицу Украины по валютному курсу Национального банка Украины на день возникновения задолженности. Заметим, что контроль за экспортными и импортными операциями возложен на Национальный банк Украины и на уполномоченные банки. Порядок осуществления контроля за экспортными, импортными операциями определен Постановлением Правления Национального банка Украины от 24 сентября 1999 г. N 136 <8>. -------------------------------- <7> См.: Про порядок здiйснення розрахунkiв у iноземнiй валютi: Закон Украiни вiд 23 вересня 1994 р. N 185/94-ВР // Вiдомостi Верховноi Ради Украiни. 1994. N 40. Ст. 364. <8> См.: Про затвердження Iнструкцii про порядок здiснення контролю за експортними, iмпортними операцiями: Постанова Правлiння Нацiонального банку Украiни вiд 24 вересня 1999 р. N 136 // Сайт Верховноi Ради Украiни // URL: http://zakon3.rada. gov. ua/laws/show/z0338-99/page/.
Наряду с этим данным нормативным правовым актом таможенные органы уполномочены вести реестр таможенных деклараций - электронный реестр ввозных или вывозных таможенных деклараций, на основании которых продукция экспортируется (импортируется), перемещается через таможенную границу Украины. Этот реестр подается таможенным органом в Национальный банк Украины. Одним из оснований для снятия банком с контроля экспортной, импортной операции резидента при условии предоставления последним документов, необходимых банку для осуществления контроля за своевременностью расчетов по экспортным, импортным операциям этого резидента, может быть: письменное уведомление таможенного органа, заверенное подписью руководителя (его заместителя), а также копия таможенной декларации, заверенная в установленном законодательством Украины порядке, предоставленная на письменный запрос резидента (если нет информации об указанной таможенной декларации в реестре таможенных деклараций). Дополнительным основанием для снятия операции с контроля, кроме реестра таможенных деклараций, может быть: письменное уведомление другого банка, которому таможенный орган направил информацию об этой операции резидента, о получении такого реестра, удостоверенное подписью ответственного лица и оттиском печати банка; письменное уведомление таможенного органа, заверенное подписью его руководителя (заместителя) руководителя, а также заверенная в установленном законодательством Украины порядке копия таможенной декларации, полученные на письменный запрос резидента. Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что таможенные органы совместно с уполномоченными банками осуществляют контроль по срокам возврата в Украину валютной выручки резидентов от экспортных операций и обоснованности платежей в пользу нерезидентов при импорте товаров. При этом валютный контроль по резидентам осуществляют уполномоченные банки, а таможенные органы в случае перемещения резидентом товаров проставляют отметку на таможенной декларации по факту и даты выпуска товара согласно заявленному таможенному режиму, и это имеет определяющее значение для уполномоченного банка, который следит за своевременностью репатриации валюты резидентом. Также таможенные органы ведут реестр таможенных деклараций, на основании которых продукция экспортируется (импортируется), перемещается через таможенную границу Украины, и в дальнейшем этот реестр подается в уполномоченные банки. Это дает основания утверждать о существовании таможенно-банковского контроля в сфере валютного регулирования. В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно уточнить полномочия таможенных органов в валютных правоотношениях путем внесения соответствующих изменений в Таможенный кодекс Украины. На наш взгляд, публичная финансовая деятельность таможенных органов в сфере валютного регулирования заключается в осуществлении последними контроля по следующим направлениям: 1) контроль по соблюдению правил перемещения валютных ценностей через таможенную границу Украины; 2) контроль по срокам расчетов по экспортным и импортным операциям. Эффективность валютного контроля в значительной степени определяется конкретными действиями и процедурами, которые осуществляют органы валютного контроля. Однако Декрет Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" не указывает на применение конкретных форм и методов валютного контроля. Основной формой валютного контроля являются проверки. Современное состояние функционирования механизма валютного контроля указывает на необходимость принятия соответствующего закона. В Верховном Совете Украины зарегистрированы законопроекты по этому поводу. Но в настоящее время ни один из них не реализован. В одном из них на органы валютного контроля возложена обязанность по проведению проверок соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства Украины <9>. В связи с тем что действующим законодательством таможенные органы Украины отнесены к органам валютного контроля, целесообразно в этом законе предусмотреть особенности проведения таких проверок таможенными органами, а в Таможенном кодексе Украины - уточнить полномочия таможенных органов в сфере валютного регулирования, в том числе путем проведения документальных проверок соблюдения субъектами валютных правоотношений требований валютного законодательства. -------------------------------- <9> См.: Про валютне регулювання та валютний контроль в Украiни: проект Закону Украiни вiд 23 листопада 2007 р. N 0925 // Сайт Верховноi Ради Украiни // URL: http://w1.c1.rada. gov. ua/pls/zweb_n/webproc4_1?pf3511=30876.
------------------------------------------------------------------
Название документа