Правовой статус субъектов внешнеторговых сделок

(Минаев А. А.) ("Таможенное дело", 2007, N 2) Текст документа

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК

А. А. МИНАЕВ

Минаев А. А., соискатель Российского государственного гуманитарного университета, юрисконсульт филиала РГГУ в г. Домодедово.

Традиционно под внешнеторговыми сделками понимаются сделки, содержанием которых являются экспортно-импортные операции по обмену товарами, услугами, продуктами творческой деятельности и т. п., в которых хотя бы одной из сторон является иностранный гражданин или иностранное юридическое лицо <1>. -------------------------------- <1> См.: Большая советская энциклопедия. Т. 3. М.: Советская энциклопедия, 1970. С. 341.

Безусловно, существенное значение имеет, у кого и при каких условиях есть право на заключение внешнеторговых сделок. Основные положения об участниках внешнеторговой деятельности содержатся в главе 3 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <2> (далее - Федеральный закон о внешнеторговой деятельности). -------------------------------- <2> Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

Согласно ст. 10 указанного Закона любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом о внешнеторговой деятельности и другими федеральными законами. Исходя из вышеназванной статьи, можно констатировать, что субъекты внешнеторговых сделок различаются по национальной принадлежности и делятся на российских и иностранных лиц. Российским лицом в соответствии с пп. 23 ст. 2 Федерального закона о внешнеторговой деятельности является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ, являющееся гражданином РФ или имеющее право постоянного проживания в РФ либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством РФ. К иностранному лицу согласно пп. 11 ст. 2 Федерального закона о внешнеторговой деятельности относится физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами. При анализе норм Федерального закона о внешнеторговой деятельности возможно сделать вывод, что к определению сторон внешнеторговых сделок не применяется терминология валютного законодательства, в котором предусмотрено деление участников соответствующих правоотношений на резидентов и нерезидентов <3>. -------------------------------- <3> Статья 1 Федерального закона от 1 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

При этом пп. 6 ст. 1 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле относит к резидентам РФ: а) физических лиц, являющихся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; б) постоянно проживающих в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства; в) юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ; г) находящихся за пределами территории РФ филиалов, представительств и иных подразделений резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта; д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящихся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях; е) Российскую Федерацию, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Федеральным законом о валютном регулировании и валютном контроле и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. Нерезидентами согласно пп. 7 ст. 1 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле являются: а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пп. 6 ст. 1 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ; в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ; г) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях; д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ; е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанные в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта; ж) иные лица, не указанные в Федеральном законе о валютном регулировании и валютном контроле в качестве резидентов. Безуслтарного предприятия структуры, которые, в свою очередь, действуют в интересах государства. Среди субъектов внешнеторговой деятельности не названы также и филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц - резидентов РФ, как расположенные на территории РФ, так и находящиеся за ее пределами. В качестве участников внешнеторговой деятельности от имени иностранных юридических лиц и лиц, не являющихся юридическими по законодательству государства их регистрации, могут выступать также и филиалы, представительства, иные подразделения данных организаций, прошедших процедуру аккредитации в установленном законом порядке и в необходимых случаях - вставших на налоговый учет. Представляется, что невключение указанных субъектов в перечень российских и иностранных лиц, несмотря на их признание в качестве нерезидентов в Федеральном законе о валютном регулировании и валютном контроле, является серьезным упущением в регулировании внешнеторговой деятельности, так как филиалы и представительства не являются по общему правилу юридическими лицами, однако представляют интересы юридического лица вне пределов нахождения последнего, в том числе при осуществлении внешнеторговой деятельности. В данном случае было бы целесообразно унифицировать нормы действующего законодательства РФ в сфере внешней торговли и валютного регулирования и валютного контроля и сформулировать понятия, используемые в Федеральном законе о внешнеторговой деятельности, исходя из критериев, которым соответствуют резиденты и нерезиденты РФ согласно валютному законодательству. В частности, относительно российских и иностранных лиц могут быть предложены следующие понятия: - иностранное лицо - физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются резидентами Российской Федерации; - российское лицо - физическое лицо, юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые являются резидентами Российской Федерации; - участники внешнеторговой деятельности - резиденты и нерезиденты Российской Федерации, занимающиеся внешнеторговой деятельностью.

------------------------------------------------------------------

Название документа