Об одной из разновидностей участников международного коммерческого оборота

(Вилкова Н. Г.) ("Цивилист", 2007, N 1) Текст документа

ОБ ОДНОЙ ИЗ РАЗНОВИДНОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ МЕЖДУНАРОДНОГО КОММЕРЧЕСКОГО ОБОРОТА

Н. Г. ВИЛКОВА

Н. Г. Вилкова, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, арбитр МКАС при ТПП РФ.

Правовое положение государственного предприятия всегда интересовало специалистов по международному частному праву в контексте его выступления в международном коммерческом обороте, а также предоставляемых ему прав в отношении закрепленного за ним имущества. В данной статье рассматриваются вопросы реализации таким предприятием своей дееспособности как субъекта гражданского права, что происходит в результате его активного выступления во внутринациональном и международном коммерческом обороте. Предприятие как объект гражданского права, признаваемый в ст. 132 ГК РФ имущественным комплексом, не анализируется. Анализ предписаний ст. 132 ГК РФ приводит к выводу, состоящему в том, что предприятие как объект вещных прав, составляющий имущественный комплекс, признается законодателем недвижимостью. В него как в имущественный комплекс входит не только недвижимое имущество (земельные участки, здания, сооружения), но и движимое имущество (оборудование, инвентарь, сырье), и права на промышленную собственность (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания). При этом возникает интересный феномен: как имущественный комплекс предприятие рассматривается как объект гражданских прав, которым собственник может распорядиться путем установления, изменения или прекращения гражданских прав; для реализации такого распоряжения предприятием как имущественным комплексом в ст. 132 ГК РФ установлены более строгие правила, которые применимы для недвижимости (как материально-правовые, так и коллизионные) <1>. -------------------------------- <1> В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления и другие права. Следовательно, чтобы предприятие рассматривалось как имущественный комплекс в смысле ст. 132 ГК РФ, необходимо, чтобы право собственности или право хозяйственного ведения на него было зарегистрировано. В Российской Федерации государственная регистрация предприятия как имущественного комплекса и сделок с ним осуществляется в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Право собственности или право хозяйственного ведения на "предприятие как имущественный комплекс" возникает только после его государственной регистрации. Если регистрации нет, конкретное юридическое лицо не может рассматриваться как "предприятие - единый имущественный комплекс". Оно не возникло как объект гражданского права, и никаких сделок с ним совершено быть не может. Случаи регистрации предприятия как имущественного комплекса практике не известны.

Реализация предприятием как субъектом гражданского права его дееспособности осуществляется на основе закрепленного для граждан и юридических лиц в ст. 1 ГК РФ принципа свободы договора, включая определение любых не противоречащих законодательству условий договора, в том числе и о применимом праве. Практически все видные отечественные цивилисты обращались к этой проблематике: это и Д. М. Генкин <2>, и Л. А. Лунц <3>, и В. С. Поздняков <4>, и М. И. Брагинский <5>. Анализ правовых аспектов внешнеэкономической деятельности российских ее участников проведен М. П. Бардиной <6>, а исследование правовых вопросов выступления государства как субъекта внешнеэкономической деятельности проведено М. М. Богуславским <7> в книге "Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности". -------------------------------- <2> Генкин Д. М. Правовое положение всесоюзных внешнеторговых объединений // Правовые вопросы внешней торговли СССР. М.: Внешторгиздат, 1955. С. 53 - 88. <3> Лунц Л. А. Курс международного частного права: Особенная часть. М.: Юрид. лит., 1975. С. 45 - 59; Внешнеторговая купля-продажа (коллизионные вопросы). М.: Юрид. лит., 1972. С. 85 - 101. <4> Поздняков В. С. Правовые вопросы государственной монополии внешней торговли в СССР // Правовые вопросы внешней торговли СССР. С. 5 - 33; Государственная монополия внешней торговли в СССР. М.: Межд. отношения, 1969. С. 100 - 130; Советское государство и внешняя торговля. Правовые вопросы. М.: Межд. отношения, 1976. С. 70 - 159; Глава "Правовое положение всесоюзных внешнеторговых объединений и других советских организаций, правомочных совершать внешнеторговые сделки" // Поздняков В. С., Садиков О. Н. Правовое регулирование отношений по внешней торговле СССР. 1 часть. М.: Межд. отношения, 1985. С. 23 - 54. <5> Участие Советского государства в гражданских правоотношения. М.: Юрид. лит., 1981. Глава V. Участие государства во внешнем гражданском обороте. С. 154 - 171. <6> Бардина М. П. Субъекты внешнеэкономической деятельности // Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. К 70-летию Всероссийской академии внешней торговли / Под ред. А. С. Комарова. М.: ДеКА, 2001. С. 76 - 111. <7> Богуславский М. М. Государство как субъект внешнеэкономической деятельности. С. 112 - 142.

История правового регулирования выхода на внешние рынки российских предприятий достаточно богата и может быть разделена на несколько периодов. Первый период относится к становлению организационно-правовой системы реализации внешнеторговой деятельности в рамках Российской Федерации. С принятием в 1918 г. Декрета Совета народных комиссаров (СНК) от 22 апреля 1918 г. "О национализации внешней торговли" <8> был установлен разрешительный порядок ввоза и вывоза товаров (Постановление ВСНХ от 12 (25) декабря 1917 г. по вопросам внешней торговли <9> и Постановление СНК от 29 декабря 1917 г. (11 января 1918 г.) "О разрешениях на ввоз и вывоз товаров") <10>. С 1 января 1918 г. ввоз из-за границы и вывоз за границу товаров могли производиться только при наличии на то разрешений (лицензий), которые выдавались отделом внешней торговли Народным комиссариатом торговли и промышленности (НКТ и П). Данный порядок способствовал тому, чтобы в страну ввозилось самое необходимое и вывоз производился без ущерба интересам внутренних потребителей, что в сложившейся трудной экономической ситуации было разумным. -------------------------------- <8> СУ 1918. N 33. Ст. 432. <9> СУ 1917. N 10. Ст. 159. <10> СУ 1918. N 14. Ст. 197.

Организационно-правовые формы внешней торговли были закреплены в Постановлении СНК от 11 июня 1920 г. "Об организации внешней торговли и товарообмена РСФСР" <11>. Народный комиссариат торговли и промышленности был переименован в Народный комиссариат внешней торговли; именно ему принадлежало исключительное право вести торговые сношения с иностранными государствами, общественными и частными учреждениями и организациями, торговыми и промышленными предприятиями и отдельными лицами. В этот же период на внешних рынках стал выступать Центральный совет потребительских обществ (Центросоюз) <12>. -------------------------------- <11> СУ 1920. N 53. Ст. 235. <12> Появление Центросоюза объяснялось тем, что страны Антанты заявили, что они сохраняют в целом свою политику по отношению к Советскому правительству и выражают готовность разрешить обмен товарами с "русским народом" (но не Советским государством).

С переходом Российской Федерации в марте 1921 г. к Новой экономической политике расширился круг субъектов внешнеторговых сделок. Декретом ВЦИК от 13 марта 1922 г. "О внешней торговле" были определены основные правила импорта и экспорта товаров, которые состояли в следующем. Наркомвнешторгу предоставлялось право давать разрешения отдельным организациям на совершение непосредственных сделок на заграничном рынке с представлением договоров и соглашений на предварительное утверждение наркомату или его уполномоченным. Право совершения внешнеторговых сделок предоставлялось Центросоюзу. Декрет предусматривал также порядок создания акционерных предприятий для привлечения иностранного капитала для заготовки экспортных товаров внутри страны и для участия во внешней торговле (прообразы современных предприятий с иностранными инвестициями). Декретом ВЦИК и СНК от 16 октября 1922 г. <13> было предоставлено право самим вести внешнеторговые операции государственным организациям, указанным в списке, утвержденном Советом труда и обороны <14>. -------------------------------- <13> СУ 1922. N 65. Ст. 846. <14> Перечень таких организаций был утвержден 18 апреля 1923 г. Постановлением Совета труда и обороны. СУ 1923. N 32. Ст. 358.

В 1922 г. начали свою деятельность государственные торговые импортно-экспортные конторы (госторги), хозяйственно обособленные предприятия, наделенные правами юридических лиц, действовавшие на основе Положения, утвержденного СТО, и явившиеся прообразом государственных внешнеторговых объединений. Второй период начался подписанием 30 декабря 1922 г. Договора об образовании Союза ССР и принятием 31 января 1924 г. первой Конституции. Внешняя торговля была отнесена к компетенции Союза; в числе десяти наркоматов был создан общесоюзный Наркомат внешней торговли и наиболее рациональной формой специализированной внешнеторговой организации было признано акционерное общество. Учредителями выступали предприятия - экспортеры и импортеры продукции и товаров. В начале 30-х годов была проведена реорганизация внешнеторгового аппарата и Приказом наркома внешней и внутренней торговли А. И. Микояна от 6 февраля 1930 г. <15> акционерные общества были преобразованы в экспортные и импортные объединения союзного значения, которым были предоставлены монопольные права в отношении сделок по определенной группе товаров, а Постановлением СНК СССР от 27 июля 1935 г. входящим в систему НКВТ объединениям предоставлялось право заключать от имени данного объединения внешнеторговые сделки с иностранными фирмами как на территории Союза ССР, так и за границей, а также выдавать по таким сделкам векселя иностранным фирмам и получать от них векселя <16>. -------------------------------- <15> Внешняя торговля. 1964. N 10. С. 47. <16> СЗ СССР. 1945. N 44. Ст. 367.

В ГК РСФСР 1922 г. было предусмотрено наличие двух видов юридических лиц: основанных на членстве - объединение лиц и не основанных на членстве - различного рода учреждения, организации и предприятия. В ГК РСФСР 1964 г. юридическими лицами признавались государственные предприятия, учреждения и иные государственные организации, колхозы и иные кооперативные и общественные организации. В соответствии с предписаниями двух указанных ГК РСФСР внешнеторговые организации являлись юридическими лицами, не основанными на членстве и представляющими государственные хозяйственные организации. В литературе отмечалось, что и зарубежное законодательство знает образование государственных хозяйственных организаций, имущественно обособленных от государства и выступающих в обороте от своего имени как особые субъекты права - юридические лица. Такие юридические лица именуются юридическими лицами публичного права (например, § 89 Германского гражданского уложения), автономными публичными предприятиями (Франция) <17>. Д. М. Генкин подчеркивал, что в вопросах правосубъектности и имущественной ответственности правовая форма таких предприятий, принадлежащих государству, аналогична советским государственным предприятиям <18>. -------------------------------- <17> См., например: Генкин Д. М. Правовое положение советских экспортных и импортных объединений за границей // Проблемы международного частного права. Изд-во ИМО, 1960. С. 10 - 11; Гражданское и торговое право зарубежных государств. Т. I. М.: Межд. отношения, 2004. С. 141 - 142. <18> Генкин Д. М. Цит. соч. С. 11.

Л. А. Лунц отмечал, что в зарубежной доктрине и практике считается несомненным, что государственная организация может обладать свойством юридического лица и как таковая иметь личный статут. В рассмотренном в 1957 г. Международным судом (Cour International de Justice) споре между Францией и Норвегией относительно займов норвежского государства представитель Норвегии указывал, что в числе данных займов имеются облигации Норвежского государственного ипотечного банка, являющегося самостоятельным субъектом права, отличным от норвежского государства, тогда как компетенция Международного суда ограничена спорами между государствами <19>. -------------------------------- <19> Лунц Л. А. Курс международного частного права: Особенная часть. С. 47 - 48.

Поскольку в ГК РСФСР 1922 г. и 1964 г. вопросы правосубъектности указанных организаций урегулированы не были, они разрабатывались в доктрине. В частности, Д. М. Генкин подчеркивал, что "исходя из того, что личный статус всесоюзного внешнеторгового объединения определяется советским правом, разрешаются все основные вопросы правового положения объединения за границей, в частности: содержание правосубъектности всесоюзных внешнеторговых объединений как государственных хозяйственных юридических лиц, специальная правоспособность объединения и ее объем; имущественная обособленность объединения и его самостоятельная имущественная ответственность; отношения объединения с Министерством внешней торговли СССР и с другими органами государственного управления внешней торговлей; осуществление дееспособности объединения; представительство объединений и порядок заключения ими сделок; имущество объединений, на которое может быть обращено взыскание кредиторами объединения <20>. -------------------------------- <20> Генкин Д. М. Цит. соч. С. 8 - 9.

В настоящее время перечень вопросов, которые разрешаются на основании личного закона юридического лица, сформулирован в ст. 1202 ГК РФ. К ним относятся, в частности, содержание правоспособности юридического лица, порядок приобретения им гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей, способность юридического лица отвечать по своим обязательствам. Для самостоятельного выступления государственных внешнеторговых организаций в международном имущественном обороте им необходимо наличие имущества и возможность осуществления гражданско-правовой защиты своих прав и реализация самостоятельной имущественной ответственности. Впервые в отечественном законодательстве принцип раздельной от государства имущественной ответственности государственных организаций, переведенных на хозрасчет, был закреплен в ст. 19 ГК РСФСР 1922 г. и Положении о трестах от 29 июня 1927 г. Затем данное правило было закреплено в ст. 33 ГК РСФСР 1964 г., а также в Положении о всесоюзном хозрасчетном внешнеторговом объединении, входящем в систему МВТ, утвержденном Постановлением СМ СССР от 31 мая 1978 г. <21>. -------------------------------- <21> СП СССР. 1978. N 13. Ст. 91. Положением и уставами соответствующих объединений предусматривалось, что они осуществляли свою деятельность на основе хозрасчета, имели самостоятельный баланс и являлись юридическими лицами.

Учитывая, что практически все внешнеторговые организации являлись государственными предприятиями, в арбитражной практике и в доктрине возникал вопрос об отграничении имущественной ответственности таких организаций от ответственности создавшего их государства. В деле "Джордан Инвестментс" против В/О "Союзнефтеэкспорт" (решение ВТАК от 3 июля 1958 г.) <22> состав арбитров указывал: "в силу ст. 19 ГК РСФСР и своего Устава Объединение является организацией, состоящей на хозяйственном расчете, самостоятельным субъектом права - юридическим лицом, выступающим в обороте от своего имени и выражающим в правоотношениях свою волю. Объединение не является органом государственной власти. Поэтому попытки фирмы "Джордан Инвестментс" отождествить Объединение с Министерством внешней торговли лишены всякого основания". -------------------------------- <22> Сборник информационных материалов. Секция права ВТП. Вып. XI. 1961. С. 23.

Аналогичный вопрос возник в споре между английской фирмой "Царников Лтд." и польской внешнеторговой организацией "Рольимпекс", которое было рассмотрено арбитражем в Лондоне <23>. Несмотря на утверждение фирмы о том, что "Рольимпекс" не обладает самостоятельной правосубъектностью, а является органом государства и поэтому не может ссылаться на акт государства как на форс-мажорное обстоятельство, предусмотренное в типовом контракте указанной английской фирмы, арбитраж в Лондоне пришел к выводу, что "Рольимпекс" является самостоятельным субъектом права и не может отождествляться с Правительством Польши. -------------------------------- <23> Lesser M. Rolimpex: a sweet solution to legal status. - New Law Journal, June 15, 1978.

Начиная с августа 1986 г. происходил процесс расширения круга внешнеторговых организаций и иных участников внешнеэкономической деятельности. С принятием Советом Министров СССР двух Постановлений (от 2 декабря 1988 г. N 1405 <24> и от 7 марта 1989 г. N 203 <25>) все желающие воспользоваться правом непосредственного выхода на внешний рынок обязаны зарегистрироваться в МВЭС, после чего они могли осуществлять внешнеторговую деятельность. В Российской Федерации процесс демонополизации внешней торговли завершился после принятия 15 ноября 1991 г. Указа Президента РСФСР N 213 <26>. Окончательно предоставление права осуществления внешнеторговой деятельности практически всем российским хозяйствующим субъектам закреплено в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13 октября 1995 г. <27> -------------------------------- <24> СП СССР. 1989. N 2. Ст. 7. <25> СП СССР. 1989. N 16. Ст. 50. <26> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 47. Ст. 1612. <27> СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3923.

Палитра российских участников внешнеторговой деятельности в настоящее время весьма разнообразна: в их числе можно встретить юридические лица, созданные практически во всех организационно-правовых формах, предусмотренных действующим ГК РФ. Вместе с тем сохраняются "чувствительные" области, где государство заинтересовано в осуществлении контроля. Это относится к реализации определенных видов товаров (например, алмазов и других драгметаллов), к области военно-технического сотрудничества, к ряду других видов деятельности. Законом "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" от 19 июля 1998 г. <28> предусмотрено, что государственная монополия на внешнеторговую деятельность в области указанного сотрудничества реализуется специализированными федеральными государственными предприятиями, образованными по решению Президента РФ, а также разработчиками и производителями указанной продукции, получившими право на осуществление внешнеторговой деятельности. В соответствии с этим было создано ФГУП "Росвооружение". -------------------------------- <28> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3610.

Поскольку данная форма деятельности является сравнительно новой, целесообразно выделить некоторые основополагающие черты, предопределяющие особенности функционирования государственного унитарного предприятия. Действующим ГК РФ в ст. 48 дается определение юридического лица, которым признается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Данное определение является традиционным в российском гражданском праве, в нем закреплены основополагающие принципы правосубъектности юридического лица. С точки зрения взаимоотношений учредителей (участников) и созданного ими юридического лица в ГК РФ выделяются три вида юридических лиц. К первому относятся юридические лица, в отношении имущества которых его учредители (участники) имеют обязательственные права в отношении этого юридического лица: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. Ко второму виду относятся юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения. К третьему виду относятся юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав: общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Таким образом, государственные и муниципальные унитарные предприятия признаются юридическими лицами со всеми присущими им признаками, а согласно п. 2 ст. 50 ГК РФ они являются коммерческими организациями. В статье 56 действующего ГК РФ (как и в ГК РСФСР 1964 г.) закреплены принципы имущественной ответственности применительно к отдельным видам юридических лиц. Общим принципом является принцип самостоятельной имущественной ответственности юридического лица, согласно которому они отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, хотя и получают имущество от государства, отвечают по своим обязательствам самостоятельно и в общем порядке, т. е. всем принадлежащим им имуществом. Следующий важный принцип закреплен в п. 3 ст. 56 ГК РФ (как и в ГК РСФСР 1964 г.) и состоит в том, что учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника. Поскольку данное правило сформулировано применительно ко всем видам юридических лиц, принцип раздельной имущественной ответственности в полной мере относится к государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Правовое положение унитарного предприятия определено в ст. 113 - 114 ГК РФ, а также в Федеральном законе "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" 2002 г. с дополнениями от 8 декабря 2003 г. <29> Таким образом, в ГК РФ приведены основные черты государственного унитарного предприятия, а более подробно его правовое положение определено в названном Законе. -------------------------------- <29> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

Согласно ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Таким образом, оно является законным (титульным) владельцем этого имущества. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. В статье 7 Закона конкретизирован принцип раздельной имущественной ответственности и указывается, что унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования). В соответствии со ст. 114 ГК РФ унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Его учредительным документом является устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления. В статье 2 Закона подчеркивается, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Е. А. Суханов <30> выделяет в составе находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества две части: распределенное и нераспределенное имущество. Одна часть закрепляется за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это "распределенное" публичное имущество составляет базу для участия в имущественном обороте этих организаций как самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства, ибо предприятия как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредившего их публичного собственника, - этим имуществом они должны отвечать по собственным долгам перед своими кредиторами. Вторую часть образует имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями ("нераспределенное государственное или муниципальное имущество"), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляющее казну публично-правового образования. Такое имущество может быть объектом взыскания кредиторов публичного собственника по его самостоятельным обязательствам, как это предусмотрено в ст. 126 ГК РФ. -------------------------------- <30> Суханов Е. А. Право собственности и иные вещные права. Способы их защиты. М.: АО "Центр деловой информации еженедельника "Экономика и жизнь", 1996. С. 28 - 29.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Особенности правового положения унитарного предприятия обусловливают и особое правовое регулирование пределов его правомочий в отношении имущества по двум наиболее важным аспектам: во-первых, в отношении реализации его дееспособности; во-вторых, в отношении распоряжения получаемой прибылью. Впервые в ст. 294 ГК РФ приведено определение права хозяйственного ведения и определены пределы прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении, и государственного или муниципального унитарного предприятия, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения (согласно ГК РСФСР 1964 г. за государственными предприятиями признавалось право оперативного управления). Право хозяйственного ведения представляет особую разновидность вещных прав, обеспечивающих возможность для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц - несобственников, и призвано оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц - несобственников <31>. -------------------------------- <31> Суханов Е. А. Цит. соч. С. 71.

В статье 294 ГК РФ предусмотрено, что государственное или муниципальное унитарное предприятие владеет, пользуется и распоряжается переданным ему имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Кодексом. Данные права можно разделить на две категории. К первой относятся права такого предприятия в их соотношении с правами собственника имущества, что определено в п. 2 ст. 295 ГК РФ <32>. -------------------------------- <32> Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Ко второй категории относятся права, затрагивающие основы деятельности государственного или муниципального предприятия (создание предприятия, определение предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначение директора (руководителя) предприятия, осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества), а также порядок распределения прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении указанных предприятий. Согласно абзацу 2 п. 1 ст. 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Отдельно в п. 2 ст. 299 ГК РФ выделяются правила о принадлежности плодов, продукции и доходов от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия <33>. Данное правило конкретизировано в ст. 17 Закона, в которой подтверждается право собственника имущества государственного или муниципального предприятия на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. -------------------------------- <33> Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Кроме того, уточнен порядок распоряжения государственным или муниципальным предприятием прибылью от использования имущества, находящегося у него в хозяйственном ведении. Согласно п. 2 ст. 17 Закона, государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Таким образом, в ГК РФ и в Федеральном законе "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" определено правовое положение государственных или муниципальных унитарных предприятий, что имеет важное значение для обеспечения четкой структуры участников внутринационального и международного коммерческого оборота и позволяет избежать дискуссий и недопонимания, которые имели место в период деятельности государственных внешнеторговых объединений.

------------------------------------------------------------------

Название документа