Место и роль организаций, имеющих право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, в системе военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами
(Моисеенков А. А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007) Текст документаПодготовлен для системы КонсультантПлюс
МЕСТО И РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ, В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 января 2007 года
А. А. МОИСЕЕНКОВ
Моисеенков А. А., кандидат юридических наук.
Современная система военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (далее - система ВТС) представляет собой многоуровневую организационно-управленческую систему. Она включает в себя: 1) органы государственной власти: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, а также другие федеральные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по координации и контролю в указанной области в соответствии с решениями Президента Российской Федерации (управляющая подсистема); 2) субъекты военно-технического сотрудничества: государственный посредник при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения и организации - разработчики и производители продукции военного назначения ("финальной продукции"), получившие в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в соответствии с решениями Президента Российской Федерации (управляемая подсистема); 3) организации - разработчики и производители продукции военного назначения, получившие в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в части, касающейся поставок запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества, технической документации к ранее поставленной продукции военного назначения, проведения работ по освидетельствованию, эталонированию, продлению срока эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и других работ, обеспечивающих комплексное сервисное обслуживание ранее поставленной продукции военного назначения, а также обучения иностранных специалистов проведению указанных работ в соответствии с решениями Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству <1> (управляемая подсистема); -------------------------------- <1> См.: пункт 2 Положения о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 38. Ст. 3800.
4) Минобороны России в части, касающейся оказания иностранным государствам услуг по подготовке национальных военных кадров и технического персонала <2>. -------------------------------- <2> Перечень федеральных органов исполнительной власти по координации и контролю в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также по решению других задач государственного регулирования в этой области // Приложение к Указу Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062.
Субъектами гражданско-правовых отношений во внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения могут быть не любые, а строго определенные лица, получившие на это право установленным порядком <3>. Общим правилом определения субъектного состава является то, что ими могут быть только юридические лица и только российского происхождения. Российские физические лица, иностранные лица, а также международные организации не могут выступать российскими субъектами внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами <4>. -------------------------------- <3> См.: Положение о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 38. Ст. 3800. <4> См.: Кудашкин В. В. Коллизионные аспекты недействительности сделок в области экспорта продукции военного назначения и последствия признания их недействительными // Юрист. 2000. N 2.
Анализ субъектного состава управляемой подсистемы системы ВТС позволяет классифицировать ее по следующим основаниям: 1) по месту и роли в подсистеме - на государственного посредника и организации - разработчики и производители продукции военного назначения; 2) по организационно-правовой форме - на федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества (организационно-правовые формы действующих в настоящее время субъектов военно-технического сотрудничества). Одновременно, в соответствии с гражданским законодательством субъектами военно-технического сотрудничества могут быть юридические лица в форме общества с ограниченной ответственностью <5>, общества с дополнительной ответственностью и полного товарищества <6>. Причем для хозяйственных обществ и товариществ абзацем первым пункта 2 статьи 12 Закона о ВТС установлены ограничения. В частности, необходимо закрепление не менее 51 процента их акций (долей) в федеральной собственности и размещение остальных акций (долей) среди российских физических и юридических лиц. Продажа и иные способы отчуждения акций (долей) этих организаций, а также передача их в залог и доверительное управление иностранным государствам, международным организациям, иностранным физическим лицам, иностранным юридическим лицам, а равно российским физическим лицам и российским юридическим лицам, в отношении которых перечисленные субъекты являются их аффилированными лицами, не допускаются; -------------------------------- <5> Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 7. Ст. 785. <6> Гражданский кодекс Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.
3) по типу корпоративных отношений между хозяйствующими субъектами - на основные и дочерние общества <7>; -------------------------------- <7> Данный новый вид субъекта ВТС был создан в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О военно-техническом сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 44. Ст. 4532.
4) по объему предоставленного права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Данные субъекты военно-технического сотрудничества разделены на два вида: а) хозяйствующие субъекты, которым предоставлено право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении всей номенклатуры продукции военного назначения (государственный посредник); б) хозяйствующие субъекты, которым право на осуществление внешнеторговой деятельности предоставлено только в отношении продукции военного назначения, являющейся предметом их производственной деятельности. Они в свою очередь делятся на категории: - организации (субъекты военно-технического сотрудничества), которым предоставлено право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, являющейся окончательной ("финальной"); - организации (субъекты военно-технического сотрудничества), которым предоставлено право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в части, касающейся поставок запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества, технической документации к ранее поставленной продукции военного назначения, проведения работ по освидетельствованию, эталонированию, продлению срока эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и других работ, обеспечивающих комплексное сервисное обслуживание ранее поставленной продукции военного назначения, обучения иностранных специалистов проведению таких работ. Создание последней указанной категории субъекта военно-технического сотрудничества осуществлено в соответствии с решениями Президента Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 10 декабря 2001 г. N 1417 "О внесении изменений и дополнений в Положения и в Порядок, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2000 г. N 1953 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" <8> и распоряжение Президента Российской Федерации от 16 сентября 2002 г. N 422-рп) и было вызвано рядом причин. -------------------------------- <8> Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 51. Ст. 4873.
В частности, необходимостью ускорения процесса исполнения внешнеторговых контрактов с продукцией военного назначения и более полного и оперативного реагирования на запросы иностранных заказчиков, а также необходимостью решения проблемы своевременных поставок иностранным заказчикам запасных частей и выполнения по их заявкам соответствующих работ и услуг в отношении ранее поставленной продукции военного назначения, поскольку государственным посредником не всегда заключались такого рода контракты по причине их небольшого объема. При подготовке и рассмотрении проекта решения Президента Российской Федерации о наделении КВТС России (в настоящее время ФСВТС России) полномочием на предоставление права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении поставок запасных частей и выполнению работ и услуг по обслуживанию поставленной иностранным заказчикам продукции военного назначения высказывались различные мнения, в том числе отрицательное. При этом данная позиция обосновывалась тем, что при осуществлении военно-технического сотрудничества субъекты военно-технического сотрудничества не смогут должным образом обеспечить соблюдение интересов Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества и могут допустить конкуренцию на внешнем рынке нескольких таких субъектов. По мнению автора настоящей статьи, главной причиной создания названной категории субъекта военно-технического сотрудничества является реализация одного из принципов государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами - это государственный протекционизм в области военно-технического сотрудничества (статья 4 Закона о ВТС), в форме диверсификации субъектов военно-технического сотрудничества и предоставления возможности наиболее подготовленным и развитым из них осуществлять внешнеторговую деятельность в отношении указанной продукции военного назначения. Кроме того, функции субъекта военно-технического сотрудничества возложены на Минобороны России, которому предоставлено полномочие на оказание иностранным государствам услуг по подготовке национальных военных кадров и технического персонала в соответствии с международными договорами Российской Федерации и на основании контрактов, заключаемых Минобороны России с министерствами обороны иностранных государств <9>. -------------------------------- <9> См.: Перечень федеральных органов исполнительной власти по координации и контролю в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также по решению других задач государственного регулирования в этой области // Приложение к Указу Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062.
При этом следует учитывать, что квалифицирующими признаками случаев, когда Минобороны России может выступать в качестве субъекта ВТС, т. е. осуществлять внешнеторговую деятельность в отношении ПВН, является одновременное наличие следующих признаков: 1) оказание услуг иностранным государствам по подготовке национальных военных кадров и технического персонала; 2) наличие международного договора по этому вопросу; 3) заключенного на основании этого международного договора контракта между Минобороны России и министерством обороны иностранного государства. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков обусловливает необходимость оказания названных услуг Минобороны России через государственного посредника. В остальных случаях внешнеторговую деятельность в отношении ПВН могут вести только хозяйствующие субъекты. Вместе с тем анализ субъектного состава управляемой подсистемы системы военно-технического сотрудничества показывает, что ведущим звеном управляемой подсистемы системы ВТС является федеральное государственное унитарное предприятие "Рособоронэкспорт" (далее - ФГУП "Рособоронэкспорт") - специализированная внешнеторговая организация, представляющая интересы государства и организаций оборонно-промышленного комплекса в сфере внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Институт государственных посредников не является новым для отечественного законодательства. В советское время в Министерстве внешней торговли СССР и в других министерствах действовали внешнеторговые объединения, которые в условиях государственной монополии на внешнюю торговлю наделялись исключительным правом поставлять советскую продукцию на внешний рынок, представляя интересы непосредственных производителей <10>. -------------------------------- <10> Экспортно-импортные операции: правовое регулирование. М.: Международные отношения, 1970. С. 13 - 16.
Вместе с тем в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности, ликвидации государственной монополии на внешнюю торговлю и предоставления права выхода на внешний рынок всем российским лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, изменилась юридическая природа института государственного посредника <11>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник М. М. Богуславского "Международное частное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2005 (издание пятое, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <11> Богуславский М. М. Международное частное право. М.: Международные отношения, 1994. С. 129.
Если в советское время наличие института государственных посредников было обусловлено объективной необходимостью реализации государственной монополии на внешнюю торговлю, с одной стороны, а с другой - потребностью взаимодействия с экономиками других государств <12>, то в условиях рыночной экономики и либерализации внешнеэкономической деятельности существование института государственных посредников обусловлено необходимостью недопущения нанесения ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества и обеспечения соблюдения государственной монополии на деятельность в указанной области. -------------------------------- <12> Международное частное право. М.: Юридическая литература, 1984. С. 94 - 98.
Существование государственных посредников в советское время было общим правилом, существование их в настоящее время является исключением из общего правила. Ограничив в обороте специфичный объект гражданских правоотношений - продукцию военного назначения - и отнеся этот вопрос к исключительной компетенции государства, необходимо было создать адекватные организационные структуры реализации своей компетенции на уровне управляемых объектов. Юридическая природа государственных посредников заключается в том, что в силу делегирования им государством своих полномочий по обращению специфичного объекта гражданских прав они являются представителями государства, реализуя его исключительную компетенцию по фактическому обращению ограниченных в обороте объектов гражданских правоотношений в интересах национальной безопасности и суверенитета <13>. -------------------------------- <13> Кудашкин В. В. Государственное регулирование торговли продукцией военного назначения с иностранными государствами: теория и практика. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2003. С. 442 - 443.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 4 ноября 2000 г. N 1834 "О создании федерального государственного унитарного предприятия "Рособоронэкспорт" <14> ФГУП "Рособоронэкспорт" в настоящее время является единственным государственным посредником по экспорту (импорту) продукции военного назначения. -------------------------------- <14> Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 45. Ст. 4442.
Специфичность и важность значения ФГУП "Рособоронэкспорт" в системе военно-технического сотрудничества заключается в том, что в области военно-технического сотрудничества настолько четко выражены интересы национальной безопасности государства, что их соотнесение с интересами хозяйствующих субъектов в названной области возможно в наиболее оптимальной форме - государственного посредника, обладающего необходимыми возможностями, как для реализации государственных интересов в указанной области, так и для представления интересов предприятий оборонно-промышленного комплекса на мировом рынке вооружения. Созданием института государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами была обеспечена практическая реализация приоритетных интересов Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества и государственной монополии на экспорт и импорт продукции военного назначения, что повысило эффективность этой деятельности и позволило вернуться России на достойное место мирового рынка вооружения <15>. -------------------------------- <15> Кудашкин В. В. Государственное регулирование торговли продукцией военного назначения с иностранными государствами. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 279.
Немаловажную роль названный государственный посредник играет в реализации одного из главных принципов государственной политики в области военно-технического сотрудничества как государственная монополия на деятельность в области военно-технического сотрудничества. Анализ законодательства в области военно-технического сотрудничества позволяет сделать вывод о том, что институт государственной монополии представляет собой совокупность правовых норм, определяющих исключительную компетенцию Российской Федерации при регулировании внешнеторговой деятельности в области военно-технического сотрудничества в целях обеспечения национальной безопасности и выполнения международных обязательств. Сущность государственной монополии заключается в обеспечении защищенности интересов государства при осуществлении военно-технического сотрудничества. Объективным показателем результативности деятельности названного субъекта военно-технического сотрудничества и его значения в системе военно-технического сотрудничества является объем экспорта продукции военного назначения. В 2000 г. объем экспорта продукции военного назначения составил 3,0 млрд. долл. США, в 2001 году - 3,320 млрд. долл. США, в 2002 году - 4,030 млрд. долл. США, в 2003 году - 5,075 млрд. долл. США и в 2004 г. - 5,117 млрд. долл. США <16>. Причем в 2004 г. доля федерального государственного унитарного предприятия "Рособоронэкспорт" в общем объеме экспорта продукции военного назначения составила 88,65 процентов. -------------------------------- <16> Артяков В. В., Чемезов С. В. Стратегия развития системы военно-технического сотрудничества России / Под ред. д. э.н. В. В. Бандурина. М.: Издательский дом "Граница", 2005. С. 130.
Вместе с тем, занимая приоритетное место в системе военно-технического сотрудничества, государственный посредник является не единственным элементом этой управляемой подсистемы. Так, право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в настоящее время также предоставлено следующим федеральным государственным унитарным предприятиям: "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" (г. Москва); "Конструкторское бюро машиностроения" (г. Коломна Московской области); "Научно-производственное объединение машиностроения" (г. Реутов Московской области); "Конструкторское бюро приборостроения" (г. Тула). В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" <17> установлено обеспечение равных условий участия в осуществлении военно-технического сотрудничества для субъектов военно-технического сотрудничества. -------------------------------- <17> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 30. Ст. 3610.
Средством реализации названного принципа является недопущение в Российской Федерации монополии одного субъекта военно-технического сотрудничества. Принцип обеспечения равных условий участия в военно-техническом сотрудничестве означает, что в рамках существующей системы запретов и ограничений (государственного регулирующего начала) субъекты, которым предоставлено право внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, равны в реализации тех возможностей, которые эта система предоставляет. То есть государство не будет устанавливать какие-либо исключения и привилегии одним субъектам в ущерб другим или в отличие от других. Прежде всего это касается нормативных правил, регулирующих порядок осуществления внешнеторговой деятельности в области экспорта продукции военного назначения. Эти правила для всех субъектов должны быть одинаковы и исключать неравенство их участников <18>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" В. В. Кудашкина включен в информационный банк. ------------------------------------------------------------------ <18> Кудашкин В. В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами". М.: Международные отношения, 2002. С. 388 - 390.
По мнению специалистов федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственное объединение машиностроения", анализ многолетнего опыта сотрудничества данного предприятия в области военно-технического сотрудничества и результатов маркетинговой работы по продвижению экспортной продукции военного назначения показывает, что у большинства зарубежных партнеров в подходе к военно-техническому сотрудничеству произошел важный поворот, а именно - необходимость перехода от простых продаж вооружения и военной техники к реализации программ по лицензионному производству, совместному изготовлению и модернизации ранее поставленной военной техники, а также по совместной разработке различных видов вооружения. Решение вышеперечисленных задач по организации совместной разработки и производства продукции военного назначения, создания за рубежом в этих целях совместных предприятий, обеспечения полной интеграции работ в области военно-технического сотрудничества с работами по государственному оборонному заказу и т. п. способны наиболее эффективно выполнить предприятия - разработчики и производители продукции военного назначения или созданные на их базе интегрированные структуры. Они способны самостоятельно, учитывая направления проводимых ими в рамках государственного оборонного заказа НИОКР, определять среди зарубежных фирм потенциального партнера по совместной разработке, проводить с ним предварительные обсуждения технических параметров и заинтересовать в объединении усилий с целью создания новых образцов вооружения и военной техники в интересах двух стран. Необходимо также отметить, что эффективно продвигать на рынок и выполнять сложные НИОКР целесообразно головным разработчикам (головным предприятиям интегрированных структур), получившим право на ведение самостоятельной внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Организация военно-технического сотрудничества при выполнении совместной НИОКР по созданию сложной высокотехнологичной продукции требует оперативного обмена информацией: различной проектной, технологической документацией, техническими средствами для изготовления и отработки техники, запасными элементами и системами, консультациями и т. д. Такая оперативность обмена информацией и техническими средствами может быть осуществлена только при обеспечении возможности прямых контактов (без посредников) между головным исполнителем работ и заказчиком. Кроме того, прямые отношения с иностранными заказчиками позволяют упростить взаиморасчеты, сократить финансовый документооборот и, соответственно, время прохождения платежей, уменьшить накладные расходы, сделать денежное исполнение контрактов более четким и "прозрачным". Как ранее было отмечено, третьим видом субъектов управляемой подсистемы являются организации - разработчики и производители, получившие право внешнеторговой деятельности "нефинальной" продукции военного назначения. По решениям Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству до сентября 2005 г. было предоставлено право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в части, касающейся поставок запасных частей, агрегатов, учебного и вспомогательного имущества к ранее поставленной продукции военного назначения, а также в части, касающейся проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту этой продукции военного назначения, сроком на 3 года и по установленной номенклатуре продукции военного назначения предоставлено следующим организациям: федеральным государственным унитарным предприятиям: "Федеральный научно-производственный центр "Прибор" (г. Москва); "Московское машиностроительное производственное предприятие "Салют"; "Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" (г. Санкт-Петербург); "Государственное научно-производственное предприятие "Сплав" (г. Тула); "Производственное объединение "Квант" (г. Великий Новгород); "Производственное объединение "Уральский оптико-механический завод" (г. Екатеринбург); "Производственное объединение "Уралвагонзавод" имени Ф. Э. Дзержинского" (г. Нижний Тагил); "Машиностроительное предприятие "Звездочка" (г. Северодвинск Архангельской области); "Государственное научно-производственное предприятие "Базальт" (г. Москва); "Омское моторостроительное объединение имени П. И. Баранова"; "Адмиралтейские верфи" (г. Санкт-Петербург); "Производственное объединение "Новосибирский приборостроительный завод", а также открытым акционерным обществам: "Авиационная холдинговая компания "Сухой" (г. Москва); "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование" (г. Санкт-Петербург); "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" (г. Королев Московской области) <19>. -------------------------------- <19> См.: совместное письмо Минэкономразвития и торговли России и ФТС России от 15 декабря 2005 г. N 06-56/44454.
По мнению экспертов <20>, рынок запасных частей, модернизации и обслуживания военной техники не менее важен и доходен, чем торговля самим оружием. В последние годы Россию потеснили на этом рынке конкуренты, но теперь ситуация постепенно изменяется в пользу России, поскольку возможности российских экспортеров расширяются. Однако пока в этом направлении отечественные субъекты военно-технического сотрудничества работают недостаточно эффективно. -------------------------------- <20> Артяков В. В., Чемезов С. В. Стратегия развития системы военно-технического сотрудничества России / Под ред. д. э.н. В. В. Бандурина. М.: Издательский дом "Граница", 2005. С. 140.
Например, по итогам 2002 года запасных частей было поставлено всего на 130 млн. долл. США, в то время как эта сумма может быть в несколько раз больше. Только корпорация "АВПК "Сухой" способна в ближайшие 2 - 3 года довести объемы поставок запчастей до 250 - 300 млн. долл. США в год. А всего Россия способна в ближайшие 2 - 3 года обеспечить поставки запасных частей к ранее поставленной технике на сумму до 1,5 млрд. долл. США <21>. -------------------------------- <21> Бельянинов А. Ю. Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами: настоящее и будущее. М.: Граница, 2003. С. 44.
Данные прогнозы частично находят свое объективное подтверждение. По результатам работы только указанных субъектов военно-технического сотрудничества за 2003 г. иностранным заказчикам было поставлено запасных частей к продукции военного назначения советского и российского производства, а также выполнены работы по ее ремонту и обслуживанию на сумму около 28 млн. долл. США <22>, а в 2004 г. на сумму около 143 млн. долл. США <23> (без учета показателей деятельности государственного посредника и субъектов военно-технического сотрудничества, которым предоставлено право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении окончательной ("финальной") продукции военного назначения). -------------------------------- <22> См.: Шварев В. 2003 год стал рекордным // Независимое военное обозрение. 2004. N 3. <23> Денисов А. Итоги 2004 года // Еженедельник военно-технического сотрудничества. 2005. N 1.
Наряду с указанными позитивными аспектами либерализации порядка предоставления права внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в его правоприменительной практике проявились и отрицательные. Так, практическая деятельность названных субъектов военно-технического сотрудничества в указанном направлении показывает, что не все из них в состоянии самостоятельно осуществлять внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения и использовать в связи с этим дополнительные возможности по реализации производимой ими продукции военного назначения, а также выполнению работ и услуг по ее обслуживанию. В частности, анализ деятельности названных субъектов военно-технического сотрудничества за 2003 и 2004 годы показывает, что некоторыми из них внешнеторговая деятельность фактически не осуществляется. К таким субъектам военно-технического сотрудничества относятся федеральные государственные унитарные предприятия: "Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" (г. Санкт-Петербург), "Государственное научно-производственное предприятие "Сплав" (г. Тула), "Производственное объединение "Квант" (г. Великий Новгород), "Производственное объединение "Уралвагонзавод" имени Ф. Э. Дзержинского" (г. Нижний Тагил), "Государственное научно-производственное предприятие "Базальт" (г. Москва), "Адмиралтейские верфи" (г. Санкт-Петербург) и "Производственное объединение "Новосибирский приборостроительный завод". Такое положение дел влечет за собой невыполнение годового экспортного плана военно-технического сотрудничества, и как следствие ФСВТС России может принять соответствующие санкции в отношении этих субъектов указанного права. Обобщая рассуждения о месте названных элементов управляемой подсистемы системы военно-технического сотрудничества, следует отметить, что перечисленные субъекты военно-технического сотрудничества взаимно дополняют друг друга. Следует учитывать, что в конечном итоге эффективность функционирования всей системы ВТС фактически сводится к развитию экономики России и максимально выгодному продвижению отечественной продукции военного назначения на мировой рынок. Значение организаций - разработчиков и производителей ПВН заключается также в том, что именно через их деятельность осуществляется внешнеторговый оборот ограниченно оборотоспособных объектов гражданских прав. Указом Президента Российской Федерации от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" <24> установлен общий запрет на свободную реализацию вооружения, боеприпасов к нему, военной техники, запасных частей и т. п. Однако названный запрет не имеет абсолютного значения. Законодательством в области военно-технического сотрудничества установлена разветвленная система разрешений из указанного запрета. Указанная система включает в том числе разрешения организациям на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, которые предоставляются Президентом Российской Федерации и ФСВТС России по определенной номенклатуре <25>. -------------------------------- <24> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 10. Ст. 492. <25> Согласно Указу Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 и распоряжению Президента Российской Федерации от 26 мая 2005 г. N 221-рп в названную систему разрешений также входят: а) принятие в установленном порядке решений об экспорте продукции военного назначения Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и ФСВТС России; б) поставка специальных комплектующих изделий, проведение работ и оказание услуг в целях производства продукции военного назначения в рамках производственной и научно-технической кооперации организаций государств - участников СНГ с российскими организациями в порядке, предусмотренном соответствующим международным договором; в) передача в качестве дара главам иностранных государств, главам правительств иностранных государств, представителям государственных органов и (или) организаций иностранных государств отдельных образцов стрелкового оружия с боеприпасами к ним на основании решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или ФСВТС России.
Следует отметить, что область военно-технического сотрудничества является единственной сферой ограниченного гражданско-правового оборота, в которой разрешительный механизм затрагивает как субъектный, так и объектный состав. Такой жесткий механизм обусловлен, с одной стороны, специальными свойствами ПВН, с другой стороны, введенной в этой сфере государственной монополией <26>. -------------------------------- <26> См.: Кудашкин В. В. Соотношение императивного и диспозитивного регулирования внешнеторговых сделок в сфере военно-технического сотрудничества // Журнал российского права. 2001. N 1.
В целом можно сделать вывод, что связующая и представительская роль субъектов военно-технического сотрудничества является определяющей в системе военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, так как управляющая подсистема государственного управления в области военно-технического сотрудничества, несмотря на вышестоящее положение, фактом своего существования обязана, прежде всего, управляемой подсистеме, одним из основных компонентов которой являются субъекты военно-технического сотрудничества. Развитие управляемой подсистемы объективно предполагает развитие и управляющей подсистемы. Такая зависимость предопределена тем, что управляемая подсистема включает экономический базис системы ВТС. Процессы и изменения, происходящие в этом базисе, определяют движение и в надстройке системы ВТС - управляющей подсистеме государственного управления, что наглядно проявляется в совершенствовании структуры государственного управления военно-технического сотрудничества, проводимом в рамках административной реформы.
------------------------------------------------------------------
Название документа