Правовой статус таможенных органов на современном этапе

(Голубь А. А.) ("Таможенное дело", 2006, N 4) Текст документа

ПРАВОВОЙ СТАТУС ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

А. А. ГОЛУБЬ

Голубь А. А., аспирант СГАП (г. Саратов).

Последние изменения структуры исполнительной власти выявили необходимость определения понятия таможенных органов. В результате проведения в России административной реформы таможенные органы на некоторое время были лишены самостоятельности и включены в ведение Министерства экономического развития и торговли РФ, вероятно, по причине того, что основной целью таможенных органов является содействие развитию внешней торговли. Фактический контроль за деятельностью таможенных органов осуществляло также Министерство финансов РФ, что приводило к появлению в литературе мнения о подчинении таможенных органов сразу двум министерствам <1>. -------------------------------- <1> См.: Шилина Е. В. Финансово-правовые аспекты взаимодействия банковской системы и таможенных органов в Российской Федерации: Автореф. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 13.

В настоящее время Указом Президента РФ функции Министерства экономического развития и торговли РФ по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела переданы Федеральной таможенной службе <2>. Руководство ФТС РФ, назначение и увольнение ее руководителей вновь осуществляется напрямую Правительством РФ. -------------------------------- <2> Указ Президента РФ от 11 мая 2006 г. N 473 "Вопросы Федеральной таможенной службы" // СЗ РФ. 2006. N 20. Ст. 2162.

Согласно положениям действующего законодательства таможенные органы - это федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и подчиненные ей таможенные органы Российской Федерации (подп. 11 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Определение таможенного органа предложено и в литературе. "Таможенный орган представляет собой федеральный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия внешней торговле" <3>. -------------------------------- <3> Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. М., 2003. С. 51.

Данные субъекты таможенного права наделены властными полномочиями и учеными относятся к группе субъектов управления <4>. Этой группой охватываются таможенные органы и государственные служащие таможенных органов и организаций таможенной службы. Применительно к таким субъектам, являющимся органами федеральной исполнительной власти, звеньями системы государственного управления в сфере таможенного дела, правосубъектность находит выражение в их особой установленной таможенно-правовыми нормами компетенции, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа по реализации компетенции таможенных органов. При этом, основываясь на положениях общей теории права, позволяющих рассматривать компетенцию как разновидность правосубъектности <5>, в литературе высказывается мысль о том, что "содержание компетенции можно определить как положенный законно на уполномоченный субъект объем публичных дел" <6>. -------------------------------- <4> См.: Козлов Ю. М. Административное право: Учебник. М., 1999. С. 45; Бровко Н. В., Григорян С. А., Соколова Ю. А. Административное право / Под ред. С. А. Григоряна. Серия "Учебники и учебные пособия". Ростов н/Д, 2002. С. 23. <5> "Правосубъектность является первым звеном конкретизации предписаний юридических норм на стадии правоотношения. Такую же роль играет и разновидность правосубъектности - компетенция" (Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 146). <6> Жернаков М. В. Некоторые аспекты представительства властвующих субъектов налоговых правоотношений // Таможенная политика России в условиях вступления в ВТО: Материалы международной научно-практической конференции 14 - 15 апреля 2006 г. Саратов, 2006. С. 54.

Специфику правоспособности таможенных органов придает признание их правоохранительными, поскольку деятельность таких органов направлена на обеспечение правопорядка, предупреждение, пресечение правонарушений и применение государственного принуждения к лицам, нарушившим законность. Выделяются следующие основные признаки таможенных органов: - они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность; - общее руководство, координацию и контроль за их работой осуществляет Правительство РФ; - они являются федеральными органами специальной компетенции; - их правовой статус реализуется в финансовой и правоохранительной деятельности; - их определенная обособленность подтверждается, в частности, наличием государственной символики (флага, вымпела, эмблемы) <7>. -------------------------------- <7> См.: Бакаева О. Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации: Автореф. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 24.

Таким образом, суммируя все вышесказанное, следует признать недостаточно полным определение таможенного органа как органа исполнительной власти, являющегося по своему характеру правоохранительным <8>. Безусловно, "правоохранительная деятельность таможенных органов РФ и в настоящее время остается одной из основных функций таможенных органов, обеспечивающих выявление, пресечение противоправных деяний в указанной сфере" <9>. Однако, поскольку "комплексный многоотраслевой характер правового регулирования таможенной деятельности предопределил комплексный характер правоприменительной деятельности таможенных органов" <10>, было бы опрометчиво не включить в определение понятия таможенных органов упоминание о присущих им фискальных функциях, позволяющих таможенным органам являться одним из немногих элементов системы государственного регулирования экономики. -------------------------------- <8> См., напр.: Суслов Н. А. Система таможенных органов Российской Федерации: административно-правовой статус и проблемы его совершенствования: Автореф. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 11. <9> Волкова О. П. Правоохранительная функция таможенных органов: историко-правовой аспект // Таможенная политика России в условиях вступления в ВТО: Материалы международной научно-практической конференции 14 - 15 апреля 2006 г. Саратов, 2006. С. 25. <10> Гречкина О. В. Аспекты правоприменительной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Таможенная политика России в условиях вступления в ВТО: Материалы международной научно-практической конференции 14 - 15 апреля 2006 г. Саратов, 2006. С. 35.

Фискальная функция таможенных органов закреплена в п. 2 ст. 403 ТК РФ, согласно которой таможенные органы взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию. Вклад таможенных органов в формирование доходной части бюджета составляет более 40% <11>, а ежедневные перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет, по оценкам ряда авторов, составляют порядка 200 млн. долл. США <12>. -------------------------------- <11> См.: Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" с изм. от 26 июля 2006 г. // СЗ РФ. 2005. N 52 (ч. 2). Ст. 5602; СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3435. <12> Завершинская М. В. Принципы таможенного регулирования отношений в области таможенного дела в условиях вступления в ВТО // Таможенно-правовая политика России в условиях вступления в ВТО: Материалы международной научно-практической конференции 14 - 15 апреля 2006 г. Саратов, 2006. С. 61.

В связи с изложенным следует признать таможенным органом орган исполнительной власти, действующий от имени государства и наделенный властными полномочиями, позволяющими ему осуществлять одновременно как правоохранительные, так и фискальные функции в сфере таможенного дела с помощью присущих ему форм и методов деятельности. Таможенные органы составляют единую иерархически построенную систему, в которую входят: 1) Федеральная таможенная служба Российской Федерации; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты (ст. 402 ТК РФ). Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями <13>. -------------------------------- <13> См.: Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459 "О Федеральной таможенной службе" // СЗ РФ. 2006. N 32. Ст. 3569.

Региональное таможенное управление является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности РТУ в пределах своей компетенции. РТУ осуществляет определенные полномочия в установленной сфере деятельности, среди которых анализ и контроль деятельности подчиненных таможенных органов, осуществляемой на основе системы управления рисками, по обеспечению правильного исчисления и своевременной уплаты таможенных платежей и соблюдению запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, на основе показателей и согласно порядку, определяемым ФТС России; а также проведение таможенных ревизий, проверок достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении, после выпуска товаров и транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. 2, 7 п. 6 Общего положения о региональном таможенном управлении) <14>. -------------------------------- <14> См.: Приказ Федеральной таможенной службы от 12 января 2005 г. N 7 "Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне" // Российская газета. 2005. 8 апреля.

Надо отметить, что исследователями поднимается вопрос о целесообразности существования такого элемента системы таможенных органов, как региональные таможенные управления. В целях сокращения управленческого аппарата и, как следствие, бюджетных расходов на его содержание обоснованно формулируется идея о возможности ликвидации РТУ и возложения их функций на Федеральную таможенную службу, в структуру которой следует включить кураторов по каждому федеральному округу <15>. -------------------------------- <15> См.: Шилина Е. В. Указ. соч. С. 15.

Еще одним звеном единой федеральной централизованной системы таможенных органов Российской Федерации является таможня, обеспечивающая реализацию задач и функций ФТС России в регионе своей деятельности в пределах установленной компетенции (Общее положение о таможне). Таможни в российской таможенной системе не случайно называются звеном, несущим основную практическую нагрузку <16>. Так, в качестве одного из полномочий таможни следует назвать проведение таможенного контроля в формах, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, организацию и координацию осуществления таможенного контроля таможенными постами (пп. 10 п. 6 Общего положения о таможне). -------------------------------- <16> См.: Тедтоев Ч. В. Меры административного принуждения, применяемые таможенными органами: Автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 12.

В единую систему таможенных органов Российской Федерации входит таможенный пост, осуществляющий свою деятельность под общим руководством ФТС России, руководством РТУ и непосредственным руководством таможни. В качестве одной из основных задач таможенного поста можно назвать таможенное оформление и таможенный контроль (п. 12 Общего положения о таможенном посте), а среди функций таможенного поста выделить осуществление таможенного контроля, в том числе за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации (п. 22 Общего положения). При этом таможенный пост обеспечивает проведение: - проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; - таможенного досмотра, в том числе личного досмотра, являющегося исключительной формой контроля; - учета товаров и транспортных средств; - устного опроса физических лиц, законных представителей юридических лиц и должностных лиц; - проверки в пределах своей компетенции системы учета и отчетности; - осмотра территорий, помещений и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы; - таможенного контроля в других формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном деле <17>. -------------------------------- <17> См.: Приказ ГТК РФ от 10 октября 2002 г. N 1082 "Об утверждении Общего положения о таможенном посте" с изм., вкл. от 12 января 2005 г. // Российская газета. 2002. 19 декабря; 2003. 29 марта; 2003. 15 июля; 2005. 8 апреля.

Организационная структура таможенных органов сформирована в соответствии с Приказом ФТС России "О типовых структурах таможенных органов Российской Федерации" <18>. -------------------------------- <18> См.: Приказ Федеральной таможенной службы от 16 мая 2006 г. N 443 "О типовых структурах таможенных органов Российской Федерации" с изм. от 17 июля 2006 г. // СПС "КонсультантПлюс".

Приказом ФТС РФ от 20 июня 2005 г. N 563 были утверждены Типовые положения о службе таможенной инспекции регионального таможенного управления и об отделе таможенной инспекции таможни, являющихся структурными подразделениями соответствующих таможенных органов и осуществляющих инспекционную деятельность, а также взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными, контролирующими органами, общественными объединениями и иными организациями <19>. -------------------------------- <19> Приказ ФТС РФ от 20 июня 2005 г. N 563 "Об утверждении Типового положения о службе таможенной инспекции регионального таможенного управления и Типового положения об отделе таможенной инспекции таможни" // СПС "КонсультантПлюс".

Служба таможенной инспекции РТУ решает возложенные на нее задачи непосредственно, через подразделения таможенной инспекции и другие подразделения таможен, подчиненных РТУ. В частности, задачами, стоящими перед указанной службой, является организация, координация проведения и непосредственное проведение таможенного контроля, осуществление взаимодействия с подразделениями таможенных органов по вопросам организации и проведения проверочных мероприятий с использованием системы управления рисками (СУР), анализ и обобщение результатов проведения проверочных мероприятий, оценка их эффективности и другие. Инспекционная деятельность таможенных органов представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых должностными лицами инспекционных подразделений таможенной инспекции по контролю за: а) законностью перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации; б) достоверностью сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении и влияющих на применение мер тарифного и нетарифного регулирования; в) деятельностью декларантов и лиц, выступающих в качестве декларанта, а также таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, таможенных перевозчиков и лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, с целью выявления и предотвращения фактов неуплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдения запретов или ограничений, установленных законодательством Российской Федерации по таможенному делу <20>. -------------------------------- <20> Письмо ГТК РФ от 26 января 2004 г. N 21-12/2590 "Об основных направлениях деятельности подразделений таможенной инспекции в условиях действия нового Таможенного кодекса РФ".

Таким образом, организация и проведение таможенного контроля после выпуска товаров в форме таможенной ревизии является функцией подразделений таможенной инспекции регионального таможенного управления и таможни. Подразделения, аналогичные российской таможенной инспекции, существуют во всех западноевропейских странах, в том числе в таможенных службах Австрии, Финляндии, Швеции <21>. -------------------------------- <21> См.: Шурупов В. В. Тенденции развития системы проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД в 2004 году // Форум: Методический сборник. М., 2003. С. 48.

В качестве главной проблемы в деятельности таможенных органов исследователями называется отсутствие комплексных нормативных документов, опосредующих вопросы проведения проверок (недостаточно разработаны как общие методики проверочной деятельности, так и технологии взаимодействия между различными подразделениями внутри таможенной системы и с иными контролирующими органами) <22>. -------------------------------- <22> См.: Новокшонов И. Б. Административно-правовой статус таможенных органов Российской Федерации: Автореф. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 18.

Взаимодействие подразделений таможенной инспекции в ходе их деятельности осуществляется путем разработки технологий таможенного контроля и таможенного оформления, технологий проведения проверочных мероприятий, определяющих конкретные функции каждого подразделения, формы и методы их реализации. Организация взаимодействия при подготовке и проведении проверочных мероприятий осуществляется подразделениями таможенной инспекции на основании принципов: а) контроля за деятельностью подразделений таможенной инспекции по вертикали; б) исключения дублирования функций подразделений таможенной инспекции и иных функциональных подразделений таможенного органа (по горизонтали); в) взаимного обмена информацией и документами, содержащими признаки нарушения таможенных правил или неуплаты таможенных платежей; г) результативности, то есть получения информации от иных подразделений таможенного органа о привлечении к ответственности объектов проверок деятельности, а также о взыскании таможенных платежей, осуществленных по результатам проверочных мероприятий. Актуализировать взаимодействие таможен позволит созданный банк данных пограничных таможен и механизм электронного документооборота внутри всей таможенной системы РФ, что сделает ее максимально прозрачной и сократит время передачи документов от одного подразделения таможенного органа к другому <23>. -------------------------------- <23> См.: Андреев К. А., Афонин П. Н., Семенов А. В. Некоторые вопросы функционирования таможенной системы с применением информационных технологий // Таможенно-правовая политика России в условиях вступления в ВТО: Материалы международной научно-практической конференции 14 - 15 апреля 2006 г. Саратов, 2006. С. 7.

Помимо правильной организации контрольного процесса нельзя сбрасывать со счетов и человеческий фактор, поэтому большое значение для качественного осуществления таможенными органами инспекционной деятельности имеют квалификация, профессиональный уровень, а также личные качества должностных лиц данных органов. В соответствии с Федеральным законом "О службе в таможенных органах" сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы <24>. -------------------------------- <24> См.: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" с изм., вкл. от 1 апреля 2005 г. // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3586; 2005. N 14. Ст. 1212.

Определение и требования, предъявляемые к сотрудникам таможенных органов сформулированы в Типовой инструкции об организации и проведении сотрудниками таможенных органов Российской Федерации таможенного контроля за товарами, перемещаемыми физическими лицами <25>. Так, сотрудниками таможенных органов являются граждане Российской Федерации, занимающие соответствующую должность в таможенных органах и имеющие специальные звания. Причем к проведению таможенного контроля должны привлекаться сотрудники таможенных органов, прошедшие в установленном порядке профессиональную подготовку или обучение и отвечающие морально-психологическим, профессиональным, образовательно-культурным и этическим критериям, определяемым ведомственными нормативными актами, и, как правило, владеющие иностранными языками. -------------------------------- <25> См.: Приказ ГТК РФ от 22 ноября 1999 г. N 803 "Об утверждении Типовой инструкции об организации и проведении сотрудниками таможенных органов Российской Федерации таможенного контроля за товарами, перемещаемыми физическими лицами" // Таможенные ведомости. 2000. N 3.

Подобные требования должны предъявляться и к должностным лицам таможенных органов, которые осуществляют таможенный контроль за правильностью перемещения товаров индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Следует отметить, что правовое положение должностных лиц таможенной инспекции (за исключением начальника отдела, являющегося полковником таможенной службы) определяется Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в соответствии с которым гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации <26>. -------------------------------- <26> Статья 13 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с изм. от 2 февраля 2006 г. // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; 2006. N 6. Ст. 636.

В качестве одного из принципов гражданской службы ст. 4 Федерального закона N 79-ФЗ устанавливает профессионализм и компетентность гражданских служащих. Нехватка подготовленных кадров среди должностных лиц таможенных органов может стать серьезной проблемой, поскольку от уровня их квалификации в решающей степени зависит эффективность работы таможенной службы. Федеральными законами N 79-ФЗ (ст. 15) и N 114-ФЗ (ст. 17) в обязанность должностным лицам таможенных органов вменено поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей. Обязательной для всех сотрудников таможенных органов является профессиональная учеба как непрерывный образовательный процесс, организуемый с целью постоянного роста уровня профессиональных знаний должностных лиц и работников таможенных органов, предусматривающий изучение ими в плановом порядке законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, правовых актов ФТС России, а также иных информационных материалов по профилю деятельности конкретной должностной группы лиц <27>. -------------------------------- <27> См.: Приказ Федеральной таможенной службы от 25 ноября 2004 г. N 329 "Об утверждении Порядка организации профессиональной учебы должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации".

Профессиональная подготовка, переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации сотрудников таможенных органов осуществляются в образовательных учреждениях Федеральной таможенной службы, учебных подразделениях таможенных органов, а также в образовательных учреждениях высшего профессионального образования или среднего профессионального образования на основе договоров между Федеральной таможенной службой и соответствующим образовательным учреждением (ст. 23 Федерального закона N 114-ФЗ). Право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в течение всего периода прохождения им гражданской службы в соответствии со ст. 14 и 62 Федерального закона N 79-ФЗ имеет и гражданский служащий. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования. Стажировка гражданского служащего осуществляется непосредственно в государственных органах и иных организациях. Кроме того, начальникам таможенных органов предоставлено право в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и в зависимости от потребности в специалистах направлять должностных лиц таможенных органов для поступления в государственные высшие учебные заведения, имеющие государственную аккредитацию, по заочной или очно-заочной форме обучения в целях получения второго высшего профессионального образования <28>. -------------------------------- <28> См.: Приказ ГТК РФ от 13 сентября 2002 г. N 986 "Об обучении должностных лиц (работников) таможенных органов" // Российская газета. 2002. 23 октября.

В целях определения уровня профессиональной подготовки, объективной оценки служебной и профессиональной деятельности сотрудника, определения его соответствия занимаемой должности проводится аттестация, которая должна способствовать совершенствованию деятельности таможенного органа по подбору, повышению квалификации и расстановке сотрудников таможенных органов Российской Федерации <29>. Проводится аттестация и в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности <30>. -------------------------------- <29> См.: Приказ ГТК РФ от 29 октября 2003 г. N 1215 "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации" // Российская газета. 2003. 31 декабря. <30> Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 437.

Так, законодателем установлены квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по штатным должностям федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации в Управлении таможенной инспекции и в подразделениях таможенной инспекции таможенных органов Российской Федерации <31>. Заместитель начальника отдела таможенной инспекции таможни, главный государственный таможенный инспектор и старший государственный таможенный инспектор должны знать: Конституцию Российской Федерации, таможенное, налоговое, административное и гражданское законодательство; основы уголовного и международного права, бухгалтерского учета, финансового анализа и аудита, информатики; порядок работы со служебной информацией. Кроме того, указанные сотрудники должны иметь навыки: планирования и организации (заместитель начальника - еще анализа и контроля, а старший государственный инспектор лишь проведения) аналитической и информационной работы по выбору объектов, подлежащих таможенному контролю, с применением системы управления рисками; работы, связанной с подготовкой и проведением таможенных ревизий, с взаимодействием с налоговыми и иными контролирующими органами; проведения иных форм таможенного контроля; разработки проектов правовых актов, оформления и ведения служебной документации; использования в практической деятельности современных информационных технологий, компьютерной техники, оргтехники, необходимого программного обеспечения. Знания государственного таможенного инспектора могут ограничиваться Конституцией РФ, основами таможенного, налогового и уголовного законодательства, административного и международного права, бухгалтерского учета и информатики, а навыки - использованием в практической деятельности современных информационных технологий, компьютерной техники, оргтехники, необходимого программного обеспечения. -------------------------------- <31> Приказ ФТС РФ от 23 августа 2005 г. N 778 "О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по штатным должностям федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации в Управлении таможенной инспекции и в подразделениях таможенной инспекции таможенных органов Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Очевидно, что результативность таможенной ревизии напрямую зависит от наличия у должностного лица, ее осуществляющего, одновременно правовых и экономических знаний. Следует признать, что на сегодняшний момент необходимые знания и навыки приобретаются должностными лицами таможенных органов в основном на практике. Необходимо особое внимание обратить на морально-этические качества должностных лиц таможенных органов, поскольку наделение их определенными властными полномочиями может вызвать желание злоупотребить ими в своих корыстных интересах. Не случайно в литературе особое внимание уделяется преступности среди таможенников и отмечается, что, хотя количество должностных лиц таможенных органов, привлеченных к уголовной ответственности, и их удельный вес в общем числе тех, кто совершил преступления против государственной службы, незначительны, это связано в основном с латентностью преступлений, совершенных этими лицами <32>. -------------------------------- <32> См.: Диканова Т. А. Актуальные проблемы борьбы с таможенными преступлениями: Автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 26.

Таким образом, таможенный орган следует определить как орган исполнительной власти, действующий от имени государства и наделенный властными полномочиями, позволяющими ему осуществлять одновременно как правоохранительные, так и фискальные функции в сфере таможенного дела с помощью присущих ему форм и методов деятельности. Единая иерархическая система таможенных органов включает в себя Федеральную таможенную службу РФ, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. В настоящее время таможенные органы выведены из ведения Министерства экономического развития и торговли и подчиняются непосредственно Правительству РФ.

Название документа