Правовые проблемы вступления России в ВТО
(Доронина Н. Г.) ("Журнал российского права", 2006, N 11) Текст документаПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
Н. Г. ДОРОНИНА
Доронина Наталья Георгиевна - заведующая отделом международного частного права ИЗиСП, доктор юридических наук.
Особенности Всемирной торговой организации как международной организации
Соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО) было подписано в 1995 г. по завершении Уругвайского раунда переговоров. По словам одного из арбитров ГАТТ проф. А. Ф. Лоунфельда, значение этого события велико: "Если Соглашение о создании ВТО получит широкое признание у государств - членов ГАТТ, то исчезнет угроза усиления протекционизма, вызванная спадом экономики в этих государствах" <1>. -------------------------------- <1> См.: Lowenfeld A. F. Remedies along with Rights: Institutional Reform in the New GATT // American Journal of International Law. 1994. V. 88. N 3. P. 477.
Торжественная церемония подписания соглашений, достигнутых в результате Уругвайского раунда переговоров, состоялась в г. Маракеш (Марокко) 15 апреля 1994 г. Они именуются далее как "Соглашения ГАТТ'94", поскольку в основе этих Соглашений, в том числе и Соглашения о создании ВТО, лежит все тот же известный документ, который появился в 1947 г. как Генеральное соглашение по тарифам и торговле (или ГАТТ) и который действует по настоящее время, но уже в редакции 1994 г. (ГАТТ'94). В числе Соглашений ГАТТ'94 важная роль отводится двум документам. Это Финальный акт и Соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО). Благодаря им все соглашения и договоренности, достигнутые в рамках ГАТТ, составляют единую мировую торговую систему. ГАТТ содержит в себе универсально действующий механизм регулирования международной торговли. При этом немаловажную роль в созданной на базе ГАТТ мировой торговой системе играет механизм устранения разногласий, возникающих между государствами при реализации своей торговой политики, так называемый арбитраж ГАТТ <2>. -------------------------------- <2> Соглашение, носящее название "Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров", охватывает собой споры, связанные с применением практически всех соглашений, входящих в пакет документов Уругвайского раунда переговоров и поэтому именуемых соглашениями, охваченными договоренностью.
Задача создания универсально действующего механизма правового регулирования внешней торговли и институционного механизма разрешения споров, связанных с регулированием внешней торговли, технически была выполнена с помощью такого правового инструмента, как многосторонние торговые переговоры, которые велись между государствами - участниками ГАТТ на протяжении ряда лет с целью прийти к определенному результату в форме заключения соглашений по торговле и, соответственно, назывались раундами переговоров. Регулярность проведения и единая направленность многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ (МТП) позволили квалифицировать их как постоянно действующий в рамках ГАТТ правовой институт. Формально с 1947 г. в Генеральное соглашение по тарифам и торговле никаких существенных изменений в части создания институционного механизма не вносилось. Так, например, положения ГАТТ 1947 г. о порядке разрешения споров (ст. XVI) были развиты в специально посвященном этому вопросу Соглашении, подписанном в рамках ГАТТ (Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров). Многосторонние торговые переговоры ведутся и в настоящее время. Темой очередного раунда переговоров являются вопросы применения Соглашений ГАТТ'94, а также вопросы экономического развития государств - членов ВТО в условиях действия Соглашений ГАТТ'94. ВТО отличают прежде всего те черты, которые составляют существо самой организационной структуры. Это система правил, которым государства обязуются следовать при принятии регулятивных мер во внешнеэкономической деятельности. Указанная система построена на соблюдении норм международного права и прежде всего нормы об уважении суверенитета государства. Система не предусматривает создание наднациональных структур или механизмов. Привлекательными являются и цели создания этой системы: ликвидация угрозы возникновения торговых войн и различного рода межгосударственных коллизий. Государства СНГ, впервые столкнувшись с угрозой возникновения таких коллизий, несомненно бы выиграли от участия в ВТО, так как им была бы предоставлена возможность использования созданного для этих целей арбитражного механизма при разрешении конфликтов, вызванных проведением торговой политики государствами - партнерами по внешнеэкономическим связям. Особенностям ВТО содержательного характера соответствует и специфика в структуре органов. Высшим органом ВТО является Конференция министров государств - членов ВТО. Коллегиальное принятие решений на основе консенсуса надежным образом защищает интересы каждого из государств - участников ВТО. Все остальные организационные структуры работают по подготовке необходимых документов ВТО. Это советы, обеспечивающие действие принятых соглашений, например Совет по применению ГАТС, ТРИПС и т. д. Указанным Советам подчиняются комитеты, ведающие конкретными вопросами, решающимися в том или ином соглашении. Прежде чем проблема получит свое разрешение в проекте соглашения, выносимого на решение высшего органа, в рамках существующего института МТП государства - члены ВТО согласовывают свою позицию по тому или иному вопросу. Вопросами созыва Конференции, а также некоторыми административными функциями ведает Секретариат ВТО. Контроль за исполнением решений, принятых высшим органом ВТО, возложен на Арбитражный орган ВТО. Таким образом, ВТО представляет собой систему организации переговорного процесса. Участие в обсуждении проблем в ходе таких переговоров соответствует интересам каждого государства. При слабой организационной структуре, когда отсутствуют органы, обязывающие государства действовать так, а не иначе (наднациональные органы), на первый план выдвигаются правила международной торговли, содержащиеся в соглашениях. Исполняемость содержащихся в Соглашениях ГАТТ'94 правил стоит на двух китах: обязательности норм международного права для государства, участвующего в международном договоре (соглашении), и соответствии норм национального законодательства нормам международного права. Именно для того, чтобы гарантировать исполнение государством - участником ВТО правил международной торговли, уже при создании ВТО было оговорено, что одним из условий участия в ВТО является обязательность государства, присоединяющегося к ВТО, подписать и ратифицировать Соглашения ГАТТ'94, указанные в Финальном акте, как обязательные для подписания. Для целей обеспечения исполняемости решений и документов, принятых в ВТО, существует специальная процедура присоединения к ВТО, согласно которой каждое государство-участник проводит двусторонние торговые переговоры с государством, присоединяющимся к ВТО с целью согласовать торговые уступки, предоставляемые на условиях взаимности. И, наконец, важное значение придается фактическому состоянию внутреннего законодательства государства, присоединяющегося к ВТО. Особое внимание уделяется отсутствию в нем противоречий с правилами международной торговли, содержащихся в Соглашениях ГАТТ'94. Вопрос о присоединении к ВТО решается специально создаваемой рабочей группой по присоединению государства к ВТО.
Правила международной торговли ВТО и национальное законодательство
Наличие противоречий в национальном законодательстве правилам международной торговли ВТО не является само по себе препятствием для вступления в ВТО. При подготовке к вступлению в ВТО государство, желающее присоединиться к ВТО, составляет перечень обязательств по снятию тех или иных препятствий в международной торговле, созданных нормативными предписаниями, существующими в его законодательстве. Оно вправе сохранить соответствующее предписание как необходимое для поддержания экономической стабильности и безопасности государства. Но это должно быть зафиксировано в документах, представляемых в Секретариат ВТО при вступлении в ВТО. Для государств - членов ВТО хранящиеся в Секретариате документы о присоединении создают общее представление о торгово-экономической политике государства. Таким образом, ВТО добивается прозрачности и определенности в действиях государства-участника при принятии тех или иных мер правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Действие всех международных соглашений, заключенных в рамках ГАТТ и входящих в международную торговую систему ВТО, основано на четырех принципах <3>. -------------------------------- <3> См.: Практическое руководство по Уругвайскому раунду. Международный торговый центр ЮНКТАД/ВО (МТЦ), Секретариат Содружества (CS). Женева: МТЦ/CS, 1995. XXXVIII.
1. Защита внутреннего рынка с помощью таможенных тарифов. Для обеспечения этого принципа на практике запрещается применять количественные ограничения, за исключением ограниченного числа случаев. 2. Обязательство государства-участника не повышать пошлины (связывание тарифов), т. е. не ухудшать состояние правового регулирования торговли. Сниженные к моменту присоединения к ВТО тарифы замораживаются (связываются) во избежание дальнейшего повышения и включаются в национальный перечень тарифных уступок каждой страны. Такие перечни являются неотъемлемой частью юридической системы ГАТТ. 3. Принцип наиболее благоприятствующей нации (или режим наибольшего благоприятствования в торговле - принцип недискриминации). Этот принцип составляет наиболее важное положение ГАТТ/ВТО. Правило требует, чтобы тарифы и другие меры регулирования применялись к импортируемым и экспортируемым товарам без дискриминации по странам. Таким образом, принцип недискриминации, заложенный в нормах ГАТТ/ВТО о торговом режиме, не дает возможности какой-либо стране устанавливать таможенные пошлины на импорт из одной страны выше тех, которые она применяет к импортируемым товарам из других стран. Именно этот принцип позволяет применить нормы ГАТТ/ВТО также и к инвестициям. Однако существует несколько исключений из этого правила. Одним из исключений является торговля между членами региональных торговых соглашений (например, Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана), в которых применяются преференциальные ставки либо освобождение от пошлин. Другим исключением является общая система преференций, в соответствии с которой развитые страны либо применяют преференциальные пошлины, либо освобождают от пошлин импорт из развивающихся стран, применяя тарифные ставки в рамках РНБ к импорту из других стран. 4. Принцип национального режима. В то время как режим наибольшего благоприятствования запрещает применять дискриминационные меры к товарам, произведенным в разных странах, правило национального режима препятствует дискриминации в отношении импортируемых товаров по сравнению с их аналогами, произведенными в самой стране, как в отношении обложения их внутренними налогами, так и в отношении применения внутреннего законодательства. В соглашениях, подписываемых в результате многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, содержатся так называемые правила международной торговли, т. е. нормы, обеспечивающие координацию торговой политики государств - членов ВТО. Так, еще до создания ВТО в 1967 г. в рамках ГАТТ было подписано Соглашение о понимании ст. VI ГАТТ, получившее название в литературе "Антидемпинговый кодекс", а в начале 70-х гг. было подписано аналогичное Соглашение о понимании и толковании ст. VI, XVI и XXIII ГАТТ, касавшееся субсидий и известное в литературе под названием "Кодекс о субсидиях". Оба Соглашения предусматривали порядок принятия государствами мер тарифного регулирования с целью воспрепятствовать нежелательному импорту товаров. Содержащиеся в Соглашениях нормы-правила международной торговли определяли, в каких случаях государство может увеличивать тарифы и препятствовать импорту и каким должен быть порядок принятия этой меры государственного регулирования. По Антидемпинговому кодексу введению антидемпинговых пошлин должно предшествовать установление государственным органом факта демпинга и факта нанесения материального ущерба отрасли импортом демпингового товара. Увеличение же тарифа должно быть соразмерно возмещению ущерба, причиненного демпингом, и главное, что антидемпинговые пошлины как мера, решающая возникшую проблему, должны вводиться на определенный срок. Аналогичным образом предусматривался порядок принятия компенсационных пошлин в случае субсидирования государством своего экспортера. Государственные субсидии, предоставляемые производителям экспортного товара, позволяют им продавать на внешнем рынке по ценам ниже обычных рыночных цен, установившихся на внутреннем рынке, и тем самым устранять национального производителя с его собственного рынка. Введение компенсационной пошлины государством-импортером позволяет ему бороться с недобросовестной конкуренцией государства-экспортера в борьбе за мировые рынки сбыта своей продукции. В соответствии с указанными Соглашениями государство, принимая подобные меры регулирования внешней торговли, не должно выходить за рамки правил, принятых по этому вопросу в Соглашениях <4>. -------------------------------- <4> См.: Доронина Н. Г. Антидемпинговое законодательство государств - участников ГАТТ // Журнал российского права. 2002. N 1. С. 123 - 139.
Международные правила торговли оказывают влияние на национальное законодательство государств - членов ВТО. Это происходит не только благодаря действию международных обязательств, принятых на себя государством-участником, но также и через механизм арбитражного разбирательства споров, возникающих при конфликтах между государствами и вызванных принятием одним государством таких мер регулирования внешнеэкономической деятельности, которые нарушают интересы другого государства - члена ВТО. Решения Арбитражного органа, как правило, сопровождаются принятием тех или иных решений государством, нарушившим правила, в том числе и решений нормативного характера. Однако главным, по нашему мнению, направлением влияния, оказываемого Соглашениями ГАТТ'94 на национальное законодательство, является обеспечение общего направления работы по его совершенствованию в сторону создания наилучших условий для рыночных отношений. Правила международной торговли препятствуют тому, чтобы в государстве-участнике были созданы или продолжали бы существовать привилегированные условия для какого-либо из участников рынка (иностранного или национального). Исполнение этого общего принципа рыночной экономики обеспечивается действием Соглашений ГАТТ'94. Правила международной торговли, таким образом, являются правилами международной конкуренции и представляют собой нормы "законодательства" о конкуренции, аналогичного действующему в рамках Европейского союза (ст. 85, 86 Римского договора), однако в отличие от европейского "законодательство", действующее в рамках ВТО, "регулирует" нормативную деятельность государства-участника. В отличие от других норм унифицированного международного "законодательства" указанные нормы не имеют прямого действия и не могут применяться непосредственно в том виде, в каком они сформулированы в соглашении. Они представляют собой обязательство государства включить в национальную систему права нормы, обеспечивающие получение соответствующего результата. Краткое описание инструментария, используемого государством - участником ВТО, включает в себя обзор некоторых соглашений, содержащихся в пакете ГАТТ'94, а также обязательств, принимаемых на себя государством, вступающим в ВТО. Заключительный акт (Final Act) содержит результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров и предусматривает, что Соглашение об учреждении ВТО (Соглашение по ВТО), а также декларации, решения министров и договоренность об обязательствах в области финансовых услуг являются неотъемлемой частью Заключительного акта <5>. Заключительный акт формулирует обязательство обеспечить доступ на рынок. В соответствии с этим обязательством государства идут по пути сокращения тарифных и нетарифных барьеров. При вступлении в ВТО в общую систему договоренностей включаются национальные перечни обязательств (national schedules), которые берет на себя каждое государство. Вместе с текстами соглашений, которые занимают 550 страниц, общий текст достигнутых договоренностей, включая национальные обязательства участвующих в ВТО государств, составляет 26 тыс. страниц. Переговоры о содержании национального перечня обязательств, принимаемых на себя Россией, в настоящее время практически завершены <6>. -------------------------------- <5> См.: Всемирная торговая организация. Документы и комментарии. М.: Издательство Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, 2001. С. 19. <6> См. информацию на сайтах: http://www. usrbc. org и http://www. wto. ru.
Соглашение по ВТО (Agreement Establishing the World Trade Organization) касается учреждения ВТО как самостоятельного института, в структуру которого входят конференция государств-участников на уровне министров (проводится один раз в два года) и Генеральный Совет, осуществляющий контроль за исполнением соглашений ГАТТ/ВТО на постоянной основе. Генеральный Совет исполняет также функции Органа по разрешению споров, предусмотренного договоренностью о разрешении споров (Understanding on Rules and Procedures Governing the Settlement of Disputes), а также функции Органа по обзору торговой политики (Trade Policy Review Mechanism). Генеральный Совет наделен полномочиями создавать вспомогательные органы, каковыми являются действующие в настоящее время Совет по торговле товарами, Комитет по финансовым услугам, а также комитеты, связанные с соглашениями (Комитет по инвестициям, связанным с торговлей; Комитет по техническим барьерам в торговле и др.). В структуру ВТО входит также Секретариат (на него возложены чисто организационные задачи), возглавляемый генеральным директором. Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (Agreement on Trade Related Investment Measures), или ТРИМС, включает в себя иллюстративный список мер регулирования, которые рассматриваются как меры регулирования, противоречащие ст. III (национальный режим) и ст. XI (запрещение устанавливать количественные ограничения при регулировании внешней торговли) ГАТТ. Государства берут на себя обязательство по данному Соглашению уведомлять ВТО, если принимаются такие меры, и устранять их в течение двух (для промышленно развитых стран) и пяти лет (для развивающихся стран). В перечень мер, несовместимых с ГАТТ, входят меры, касающиеся регулирования деятельности коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Так, в законодательстве отдельных стран создание предприятий с иностранным капиталом часто связывается с решением чисто внутренних проблем, например увеличением продаж на внутреннем рынке продукции таких предприятий, использованием иностранными инвесторами национальных товаров в процессе производства, а также местной рабочей силы, так называемое требование "национальной составляющей". Требование "национальной составляющей", а также осуществления иностранным партнером по бизнесу или коммерческой организацией с иностранными инвестициями обязательного экспорта, обязательной поставки на определенный рынок, передачи технологии и другие требования используются в качестве условия для получения разрешения иностранным инвестором на создание коммерческих организаций с иностранными инвестициями или ведение предпринимательской деятельности, что не допускается по правилам ТРИМС. Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services), или ГАТС, содержит общие обязательства, принимаемые всеми государствами - членами ВТО, и конкретные обязательства по отдельным отраслям и видам услуг, которые фиксируются в национальных перечнях обязательств. Секторальные (специфические) обязательства по доступу на рынок услуг определяют уровень доступа иностранных поставщиков на внутренний рынок услуг и условия их деятельности. Особенностью ГАТС является то, что оно не предусматривает применение национального режима. В качестве обязательств фиксируются меры регулирования, определяющие максимальный уровень требований, которые должны соблюдать поставщики услуг, чтобы функционировать на рынке. Поскольку исключительно внутреннее законодательство, а не меры регулирования внешней торговли, является объектом международных обязательств государства, то основным условием исполнения таких обязательств становится создание единой системы законодательства, позволяющего органам государства принимать быстрые и адекватные административные решения на рынке услуг. Такая система законодательства призвана охватывать собой предпринимательские отношения, участниками которых являются физические и юридические лица. В основу системы законодательства должны быть положены нормы, не позволяющие монопольным образованиям на национальном рынке (в том числе поставщикам услуг, поставщикам, пользующимся исключительными правами) злоупотреблять своим монопольным положением на рынке. Рынок услуг как правовая категория и как предмет регулирования в международном соглашении является новой категорией. Генеральное соглашение по торговле услугами стало первым многосторонним соглашением, охватывающим торговлю и инвестиции в секторе услуг. Ограничительная деловая практика постоянно находится в центре внимания органов, регулирующих рынок услуг в государствах - членах ВТО. ГАТС включает в себя обязательства по выполнению государствами-участниками требований к процедурам авторизации, лицензирования и сертификации на рынке услуг. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights), или ТРИПС, касается авторских прав (включая права на компьютерные программы, торговые знаки и знаки обслуживания) и патентных прав. ТРИПС включает в себя обязательства государств - участников ВТО предусматривать в законодательстве процедуры и способы защиты прав интеллектуальной собственности как собственных, так и иностранных правообладателей. Меры, принимаемые по защите прав интеллектуальной собственности, должны быть эффективными и справедливыми. Законодательством должно предусматриваться судебное обжалование административных решений, принимаемых с целью защиты прав интеллектуальной собственности. ГАТТ в редакции Соглашений 1994 г. (ГАТТ'94), ГАТС и ТРИПС являются тремя основными элементами мировой торговой системы. Обязательства, принимаемые участвующими в ней государствами, направлены на развитие международной торговли, под которой понимается как внешняя торговля, так и инвестиции. Внешняя торговля и инвестиции как две стороны одной медали не могут быть оторваны друг от друга. Внешнеторговое законодательство способно стимулировать развитие производственной деятельности на территории страны-импортера. Оно также способно "убить" интерес инвестора в осуществлении производственной деятельности на территории другого государства, если законодательство будет препятствовать ему осуществлять внешнеторговую деятельность. Взаимосвязь торговли и инвестиций выражена в понятии "доступ на рынки". Создание законодательства, обеспечивающего доступ на рынки, предполагает использование мер регулирования в рамках, предложенных в Соглашениях ГАТТ'94.
Законодательная деятельность в России и перспектива участия в ВТО
Стратегической задачей в сфере законодательной деятельности является создание единой системы хозяйственного законодательства, обеспечивающего конкурентоспособность государства на мировых рынках. Вопрос о вступлении России в ВТО - вопрос о применении правовых концепций, институтов и категорий законодательства государств - членов ВТО, которые благодаря развитому международному сотрудничеству в области экономических отношений уже давно стали частью международных стандартов регулирования тех или иных отношений. В условиях совершенствования механизма регулирования рыночных отношений в России нельзя не учитывать, что государства, участвующие в ВТО, говорят на едином и понятном для всех языке права международной торговли. Поэтому, чтобы расширять сферу предпринимательской деятельности как у себя в стране, так и за рубежом, необходимо свободно владеть этим языком. Особенности национальной юриспруденции способны создать известные препятствия на пути международной торговли. За истекшие века человечество усовершенствовало международное частное право настолько, что и при условии национальных различий в правовом регулировании можно обеспечить предсказуемость и определенность в применении судебными органами норм национального законодательства. Однако международное частное право ни одного государства не может обеспечить предсказуемость и определенность, когда речь идет о действиях государства, связанных с выполнением государственных функций при реализации экономической политики. Достигнутые в рамках ВТО договоренности обеспечивают предсказуемость и определенность экономической и торговой политики государства. Принятие концепций, институтов и категорий законодательства государств - членов ВТО способствует тому, что государство при реализации своей внешней политики пользуется уже признанными в международной организации правомерными мерами регулирования при решении своих экономических проблем. Вступление в ВТО решает основную проблему экономического развития в XXI в. - проблему перехода на принципы регулирования рыночной экономической системы. В настоящее время работа по совершенствованию российского законодательства ведется в направлении создания правового механизма регулирования рыночных отношений в условиях сохраняющегося в сознании людей социалистического метода хозяйствования. Одним из наиболее сложных направлений в проведении Россией переговоров по вступлению в ВТО являются переговоры по системным вопросам, в содержание которых входит определение мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО <7>. -------------------------------- <7> См.: http://www. usrbc. org
Для переходного периода характерным является широкое использование таких методов регулирования, как заключение договоров на основании государственного заказа, когда в договорных отношениях хотя и участвует орган управления, государственная организация, находящаяся в структуре министерства и наделенная властными полномочиями, однако заключаемый государством или от имени государства договор является гражданско-правовым договором и регулируется нормами гражданского права. К такой же категории договоров относится и концессионный договор (соглашение), который в отличие от государственного заказа предоставляет частному предпринимателю свободу не только произвести определенный продукт, но и самому использовать его для покрытия затраченных на его создание средств из полученных в результате такого использования доходов. И государственный заказ и концессионные соглашения могут широко применяться в переходный период. К чисто рыночным правовым формам, т. е. к договорным формам, исключающим прямое участие государства в договоре, применяются рыночные методы регулирования. Однако и применяемые в переходный период правовые формы договоров относятся к правомерным методам регулирования рыночных отношений в отличие от методов прямого вмешательства государства в частнопредпринимательские отношения. Унификация правового регулирования в указанной области отношений ведется в ЮНСИТРАЛ (Комиссия ООН по праву международной торговли) и в ВТО. Изучение документов, готовящихся для обсуждения в этих организациях, представляет большой интерес для целей совершенствования российского законодательства. Расхождение российского законодательства с международными стандартами регулирования можно показать на примере правового регулирования иностранных инвестиций. Отдельные категории и понятия, используемые в российском законодательстве об иностранных инвестициях, отличаются от сложившихся в мировой практике. В современном законодательстве об иностранных инвестициях, применяемом в промышленно развитых капиталистических странах, в основе государственного управления инвестициями лежит законодательство о конкуренции. Такой же подход к регулированию инвестиций отражают нормы международных соглашений, в том числе Соглашения ГАТТ'94. Так, например, прямое участие государства в гражданско-правовых отношениях требует особых правил международной торговли. Такие правила конкурентной борьбы содержатся в нормах Соглашения ГАТТ'94, носящего название "Соглашение по правительственным закупкам". Это Соглашение является необязательным для участия при вступлении в ВТО, однако оно позволяет сориентироваться при разработке национального законодательства в этой сфере отношений. Отдельные случаи участия государства в экономической деятельности рассматриваются как исключения из общих правил ГАТТ и регулируются специально. К таким исключениям, в частности, относятся случаи: когда государство (или государственная организация) участвует в производственной деятельности, одновременно осуществляя функции управления; когда государство (или государственная организация) заключает соглашения с иностранным частным инвестором, в котором присутствует одновременно условие о предоставлении иностранному частному лицу разрешения на осуществление предпринимательской деятельности (концессионные соглашения); когда государство или государственная организация становится участником совместных или смешанных (государственно-частных) предприятий и т. п. Эти случаи регулируются нормами ТРИМС. В 80-х гг. стало возможным говорить о появлении нового типа законодательства об иностранных инвестициях. Оно появилось в промышленно развитых странах и его целью стало выравнивание условий конкурентной борьбы на внутреннем рынке в соответствии с правилами международной торговли, предусмотренными в ГАТТ <8>. Принятый в 1985 г. Закон об инвестициях в Канаде и Регламент об инвестициях в Канаде 1986 г. включают в себя нормы, касающиеся иностранных инвестиций, иного содержания, чем законодательство развивающихся стран 60 - 70-х гг. В законодательстве об иностранных инвестициях нового типа основу составляют нормы, определяющие условия допуска иностранных инвесторов на национальный рынок. -------------------------------- <8> См.: Investment Canada Act // Statutes of Canada 1985. V. 1. Ch. 20; Investment Canada Regulations. Minister of Supply and Services. Canada, 1986.
По нашему мнению, для перехода к новому типу правового регулирования иностранных инвестиций в российском законодательстве следует изменить понимание самой категории "инвестиция", "иностранная инвестиция". Необходимо принять определение инвестиции как совершение юридических действий, связанных с передачей денежных средств и (или) иного имущества, стоимость которого имеет денежную оценку (необходимость в денежной оценке передаваемого имущества объясняется тем, что и в случае передачи материальных объектов речь идет о передаче денежных средств) с целью извлечения прибыли. Лицо, передающее денежные средства, или инвестор, в этих обстоятельствах (если он передает средства исключительно для целей получения прибыли) может сохранять право контроля за порядком использования переданных им денежных средств (прямые инвестиции) или вправе претендовать на предусмотренные в законе или в ином акте, принимаемом государством, особые средства защиты своих имущественных интересов (портфельные инвестиции). Эти средства защиты прав инвестора должны быть максимально приближены к средствам защиты, предоставляемым собственникам имущества, вещным правам. Важным элементом в определении иностранной инвестиции является критерий контроля, который иностранный инвестор сохраняет за собой или приобретает при инвестировании капитала. В современном законодательстве об иностранных инвестициях критерий контроля приобретает самостоятельное значение, когда речь идет о мерах государственного регулирования при осуществлении иностранных инвестиций в форме слияния, поглощения и приобретения действующих компаний (предприятий) иностранными физическими и юридическими лицами. Для России использование критерия контроля при регулировании иностранных инвестиций приобретает особое значение в переходный период, когда речь идет о выполнении программы приватизации предприятий <9>. -------------------------------- <9> См. раздел 10 "Использование иностранных инвестиций" Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284 // САПП РФ. 1994. N 1. Ст. 2.
Критерий контроля широко используется в регулировании иностранных инвестиций во всех промышленно развитых странах, в том числе и в тех, которые приняли специальный закон об иностранных инвестициях. О применении критерия контроля в практике зарубежных стран писали в нашей литературе <10>. В части использования критерия контроля особый интерес представляет законодательство Европейского общего рынка, которое применяет особые критерии оценок соглашений на передачу технологий, соглашений, связанных со специализацией и кооперированием производства (квалифицируя их в определенных случаях как соглашения типа joint venture, т. е. как инвестиции). Так, критерий оценки соглашений, связанный с определением цели соглашения и анализом условий о переходе права контроля за деятельностью лица - участника сделки его контрагенту, означает использование "критерия контроля" при принятии государственным органом решения о соответствии соглашения требованиям антимонопольного законодательства, т. е., в конечном счете, о допуске иностранного капитала. В Федеральном законе от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" критерий контроля не имеет применения при регулировании иностранных инвестиций, так как отсутствует система допуска иностранного капитала. -------------------------------- <10> См.: Лунц Л. А. Курс международного частного права. Особенная часть. М., 1975. С. 42 - 43; Кожевников О. В., Смирнов П. С. Торгово-экономическое сотрудничество Восток - Запад и дискриминационные меры США // Советское государство и право. 1983. N 3; Богуславский М. М., Ляликова Л. А., Светланов А. Г. Экспортное законодательство США и международное частное право // Советское государство и право. 1983. N 3; Кулагин М. И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо. М., 1987. С. 146 - 166.
Принятие в промышленно развитых странах законов об иностранных инвестициях было вызвано усилением взаимного проникновения иностранного капитала и возникшей в связи с этим потребностью защитить национальный рынок от негативных последствий деятельности иностранных монополий. В основу мер, принимаемых государством по регулированию инвестиций, была положена доктрина конкуренции. Назначение доктрины конкуренции заключается в том, чтобы дать обоснование принятию государством актов в области регулирования экономических отношений, в которых одна сторона совершает действия, направленные на ограничение деятельности другой стороны в гражданском правоотношении. Рассматривая инвестиции как правовую форму гражданско-правовых отношений, государство может, основываясь на нормах законодательства о конкуренции, защитить интересы национальных производителей и инвесторов, не допуская при этом нарушений международного "законодательства о конкуренции", частью которого являются положения Соглашений ГАТТ'94.
------------------------------------------------------------------
Название документа