Пути создания благоприятного климата для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику

(Кузьмичева Е. А.)

("Безопасность бизнеса", 2006, N 4)

Текст документа

ПУТИ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО КЛИМАТА ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ

ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ

Е. А. КУЗЬМИЧЕВА

Кузьмичева Е. А., МГЮА.

Современная Россия сравнительно поздно встала на путь привлечения зарубежных инвестиций в свою экономику. Лишь в 1991 г. был принят Закон об иностранных инвестициях.

Тормозом инвестирования зарубежными компаниями в экономику России является повышенный инвестиционный риск политического, юридического и инфляционного характера. Иностранные инвесторы, работающие в производственной сфере, особо отмечают неполноту и отрывочность, а зачастую и недоступность объективной информации о потенциальных объектах крупных вложений капиталов.

Для создания благоприятного инвестиционного климата в России с точки зрения юриспруденции необходимы:

1. Существование специального законодательства об иностранных инвестициях. Изучение опыта различных стран показывает, что потребность в таком законодательстве велика в странах с многоукладной экономикой, которые стремятся создать льготный режим, благоприятный климат для иностранных инвестиций. Так было в Африке, где принимались кодексы иностранных инвестиций и иные инвестиционные законы, в странах Латинской Америки, где наряду с законами об иностранных инвестициях (Аргентина, Бразилия) принимались и специальные отраслевые кодексы (например, Нефтяной закон 1958 г., Горный закон 1965 г. в Мексике). Известно, что в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия, Франция) специальных законов об иностранных инвестициях нет.

В современных условиях, когда желательно, с одной стороны, привлечь иностранные инвестиции в страну, а с другой - проводить политику протекционизма, нашей стране пока необходимо специальное законодательство об иностранных инвестициях.

2. Двусторонние международные договоры (соглашения). Цель любого такого соглашения - именно поощрить взаимные капиталовложения и защитить иностранную собственность. На практике распространена разработка типовых (модельных) соглашений, которые не только облегчают ведение переговоров с другими государствами, но и позволяют обеспечить единообразие их содержания. Специфика ситуации при переговорах с отдельными странами может быть учтена в ходе конкретных переговоров.

3. Многосторонние соглашения. Одним из таких соглашений является Сеульская конвенция 1985 г., подписанная и ратифицированная Россией в 1992 г.

Благодаря этой Конвенции система государственного и частного страхования дополняется международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций.

Второе широко применяемое в настоящее время многостороннее соглашение - Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров. Россия подписала Вашингтонскую конвенцию в 1992 г.

4. Обеспечение приоритета международного права. Когда положения международного договора отличаются от положений законодательства данной страны, подлежат применению положения международного договора.

5. Формирование государственной программы в инвестиционной политике и совершенствование законодательства об иностранных инвестициях. В качестве инструмента государственного регулирования в действующем законодательстве России предлагается использовать перечни приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных проектов, а также регионов, в отношении которых введены льготные условия привлечения иностранных инвестиций. Сюда включаются создание особых экономических зон, организация проведения международных тендеров, подготовка концессионных договоров о разделе продукции, организация работы по наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых организаций и иностранных государств.

6. Обеспечение стабильности регулирования иностранных инвестиций. Необходимо обеспечить инвестору гарантии в случае принятия в стране законодательства, ухудшающего условия инвестирования.

Необходима незыблемость договорных условий (условия договоров сохраняют свою силу в течение всего срока его действия). Одностороннее расторжение договора не допускается.

Особо опасна для любого инвестора национализация, то есть возможность отчуждения его собственности и переход ее в собственность государства, применение иных принудительных мер. Государство обязано предусмотреть гарантию от национализации, реквизиции и конфискации.

К иным гарантиям, предусмотренным Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в РФ" относятся:

- гарантия возмещения убытков, причиненных инвестору в результате выполнения указаний государственных органов, а также ненадлежащим осуществлением ими обязанностей по отношению к иностранному инвестору или предприятию с иностранными инвестициями;

- гарантия перевода платежей в свободно конвертируемой валюте за границу;

- гарантия возмещения убытков, причиненных вооруженным конфликтом или гражданским беспорядком;

- гарантия, касающаяся разрешения споров, возникших связи с осуществлением иностранных инвестиций.

------------------------------------------------------------------

Название документа