О таможенных режимах

(Шестакова М.) ("Право и экономика", 2006, NN 9, 10) Текст документа

О ТАМОЖЕННЫХ РЕЖИМАХ

/"Право и экономика", 2006, N 9/

М. ШЕСТАКОВА

Шестакова Марина Петровна Ведущий научный сотрудник отдела международного частного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Кандидат юридических наук. Специалист в области международного частного права. Родилась в 1948 г. в г. Москве. Окончила юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Автор более 80 научных работ, в том числе глав в учебниках по международному частному праву 2000, 2001 и 2004 гг., в учебнике по таможенному праву 1998 г., в сборнике, посвященном памяти Л. А. Лунца "Проблемы международного частного права" (2000).

В соответствии с таможенным законодательством при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и вывозе их с этой территории соответствующие лица (импортеры, экспортеры и т. д.) обязаны поместить их под один из таможенных режимов, предусмотренных Таможенным кодексом РФ (далее - ТК РФ, Таможенный кодекс), и соблюдать этот режим (ст. 156 ТК РФ). Согласно п. 22 ст. 11 Кодекса таможенный режим - это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств (далее - товары) для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами. Под статусом товаров понимается наличие или отсутствие ограничений на пользование и распоряжение ими (п. 6 ст. 11 ТК РФ).

Предусматривая различные таможенные режимы в зависимости от характера внешнеэкономических операций, целей и обстоятельств, при которых они осуществляются, закон, таким образом, дает возможность участникам внешнеэкономической деятельности выбирать наиболее отвечающие их интересам условия перемещения товаров через границу, а государству - осуществлять регулирование и контроль за этой деятельностью в целях защиты экономических интересов и безопасности страны. Определению и регулированию таможенных режимов в законодательстве отведено значительное место. Основным законодательным актом, регламентирующим рассматриваемые вопросы, является Таможенный кодекс РФ. При этом соответствующие положения о таможенных режимах находятся в системной связи с другими нормами таможенного законодательства, что предопределено комплексностью самого понятия "таможенный режим". Такая взаимосвязь получила отражение в новом ТК РФ, в процессе подготовки и принятия которого были затронуты практически все разделы таможенного законодательства, включая регулирование таможенных режимов. Действующий Таможенный кодекс РФ является крупным современным законодательным актом, в котором сконцентрирован опыт правового регулирования отношений, связанных с внешнеэкономической деятельностью, накопленный за предшествующие годы в нашей стране, и одновременно учитывается опыт международно-правового регулирования, в результате чего многие его нормы в значительной степени соответствуют общепризнанным международным правовым стандартам, содержащимся в международных соглашениях и таможенных конвенциях <*>. Это относится и к нормам, касающимся таможенных режимов. -------------------------------- <*> Среди них в первую очередь следует назвать Стамбульскую конвенцию о временном ввозе 1990 г., Таможенную конвенцию о карнете АТА для временного ввоза товаров (Конвенция АТА 1961 г.), Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 г. (Киотская конвенция).

В действующем ТК РФ насчитывается 16 таможенных режимов. Их регулированию посвящены главы с 17 по 21 подраздела 2 раздела II. Новый Таможенный кодекс впервые ввел классификацию таможенных режимов, подразделив их на четыре группы: основные, экономические, завершающие и специальные таможенные режимы. Квалифицирующие признаки, по которым проведено такое деление, различны. Деление таможенных режимов на группы является в известной мере условным. Каждый режим имеет особенности в применении различных инструментов таможенного регулирования: взимании таможенных платежей, предоставлении определенных льгот или, напротив, введении специальных ограничений и т. д. Избранный таможенный режим влияет на возможность перемещения определенных категорий товаров, порядок таможенного оформления и таможенного контроля, размер таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и транспортных средств, а также определяет круг действий, которые могут быть осуществлены в отношении последних. В действующем ТК РФ решен ряд практических вопросов, не получивших отражения в прежнем Кодексе 1993 г. На них в основном хотелось бы обратить внимание в данной статье.

Общие требования и правила, установленные ТК РФ

1. Обязанность помещать товары, подлежащие перемещению через таможенную границу, под определенный таможенный режим установлена императивной нормой и должна выполняться во всех без исключения случаях (ст. 156 ТК РФ). Помещение под таможенный режим осуществляется с разрешения таможенного органа, выдаваемого в соответствии с правилами, предусмотренными ТК РФ. 2. Виды таможенных режимов определяются исключительно Таможенным кодексом РФ (ст. 155 ТК РФ). Иными правовыми актами (законодательными или подзаконными) их перечень не может быть изменен. 3. Согласно п. 2 ст. 156 ТК РФ лицо, намеренное осуществлять перемещение товаров через таможенную границу, вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с Кодексом. В этой норме закон закрепляет общий принцип свободы выбора и изменения таможенного режима, указывая одновременно на рамки, в пределах которых такой выбор возможен: "в соответствии с настоящим Кодексом". Данное указание означает не только то, что режим может быть выбран из перечня, предусмотренного ТК РФ, но и что выбор его должен осуществляться с соблюдением предусмотренных Кодексом условий, необходимых для помещения товара под конкретный режим, в том числе с учетом цели перемещения товара через границу (экспорт, импорт, транзит) и т. д. Выбор режима, таким образом, не означает, что таможенный орган должен в обязательном порядке предоставить лицу этот режим. Такая обязанность возникает у таможенного органа только при соблюдении лицом всех условий, необходимых для помещения товара под конкретный таможенный режим. В определенных случаях право на свободу выбора и изменение режима ограничивается и самим Таможенным кодексом. Так, в соответствии со ст. 244 Кодекса исключается возможность помещения культурных ценностей, а также животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, под таможенный режим уничтожения. В конкретных ситуациях таможенный орган, наделенный соответствующими полномочиями, может принимать решение о применении или неприменении режима, выбранного декларантом. Это относится, в частности, к режимам переработки, реимпорта, временного ввоза, беспошлинной торговли. 4. Каждый режим, как уже отмечалось, имеет особенности в применении (взимании) таможенных платежей. При этом для некоторых режимов характерно полное или частичное освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин и других сборов (реимпорт, международный таможенный транзит, таможенный склад, временный ввоз и временный вывоз и др.), для других - уплата таможенных пошлин является одним из условий помещения товаров под данный таможенный режим (выпуск товаров для внутреннего потребления, экспорт). 5. Таможенный кодекс ограничивает нахождение товаров под отдельными таможенными режимами определенными сроками. Это относится к режимам международного таможенного транзита, реимпорта, таможенного склада, переработки на таможенной территории, реэкспорта, временного ввоза и временного вывоза товаров, уничтожения и др. 6. Элементом таможенного режима, согласно ст. 11 ТК РФ, является применение запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Запреты и ограничения отличаются по своему характеру, единых критериев их разграничения нет. ТК РФ в этой части отсылает к законодательству РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Но и в основном нормативном акте, применяемом в данной сфере, - Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <*> - четкая классификация их не проводится. Исходя из характера и содержания конкретных запретов и ограничений их можно подразделить на экономические и на не носящие экономического характера. Необходимо при этом учитывать цели введения соответствующих ограничений и методы их осуществления. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

В качестве метода государственного регулирования деятельности в области внешней торговли товарами в законе названо нетарифное регулирование, осуществляемое путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера. Целью установления таких запретов могут служить защита внутреннего рынка, отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику, защита внешнего финансового положения и поддержания платежного баланса РФ. К методам, посредством которых осуществляются запреты и ограничения экономического характера, относятся лицензирование и квотирование ввоза и вывоза товаров, предоставление исключительного права на экспорт или импорт отдельных видов товаров, введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Лицензирование в сфере внешней торговли устанавливается в случаях введения временных количественных ограничений экспорта и импорта товаров, реализации разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений. Следует отметить, что запреты и ограничения экономического характера применяются только в отношении четырех таможенных режимов: выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления. Запреты и ограничения неэкономического характера вводятся для обеспечения безопасности и обороноспособности государства, охраны жизни и здоровья людей и окружающей среды, защиты прав потребителей и т. п. К ним относятся технические барьеры: подтверждение соответствия различным стандартам (техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим), опробование, клеймение и другие меры подобного характера, соблюдение разрешительного порядка перемещения через границу отдельных категорий товаров. Примером запрета, не носящего экономического характера, является запрет на ввоз печатной продукции, кино-, фото-, аудио - и видеоматериалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, должны применяться независимо от заявленного таможенного режима. Вне зависимости от заявленного таможенного режима для лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, устанавливается обязанность соблюдения правил валютного контроля (ст. 158 ТК РФ). Согласно ст. 39 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" валютный контроль рассматривается как особый вид ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью <*>. -------------------------------- <*> В настоящее время вопросы валютного контроля регулируются Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и принятыми в его развитие инструкциями Центрального банка РФ. (См., напр.: Инструкция ЦБ РФ от 30 марта 2004 г. N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" и др.)

Группы таможенных режимов

К группе основных отнесены три таможенных режима, которые наиболее часто применяются при осуществлении внешнеторговой деятельности, связанной с продажей товаров российских производителей за рубеж и приобретением иностранных товаров для реализации их на территории РФ: выпуск для внутреннего потребления, экспорт и международный таможенный транзит. Выпуск для внутреннего потребления. Название этого режима в действующем Таможенном кодексе уточнено и приближено к принятому в международной практике <*>. Он является одним из наиболее часто используемых; в соответствии с его условиями на территорию России ввозятся различные товары в рамках заключенных договоров международной купли-продажи. Данный режим применим и к товарам, ранее вывезенным с таможенной территории РФ без обязательства об их обратном ввозе, а также к товарам, ранее ввезенным на таможенную территорию РФ и помещенным под таможенный режим, сопряженный с ограничениями, установленными в отношении возможности пользоваться и распоряжаться такими товарами. -------------------------------- <*> В Таможенном кодексе 1993 г. этот режим назывался "выпуск для свободного обращения".

Товары, помещенные под режим внутреннего потребления, приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ при условии уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В отличие от Кодекса 1993 г. к условиям помещения товаров под рассматриваемый таможенный режим в новом Таможенном кодексе не отнесена уплата таможенных сборов за таможенное оформление. Иначе стал определяться объект обложения таможенными пошлинами и налогами. Согласно ст. 322 ТК РФ 2003 г. таким объектом являются сами товары, которые вводятся в гражданский оборот на территории России, а не ввоз товаров на таможенную территорию РФ, как предусматривалось в ранее действовавшем Таможенном кодексе. Исследователи отмечали соответствие этого изменения сущности таможенного законодательства, направленность его на исключение формального подхода к вопросу возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов. Размер подлежащей уплате таможенной пошлины зависит от нескольких факторов, среди которых имеет значение страна происхождения товаров. В настоящее время эти вопросы решаются в Кодексе (§ 1 гл. 6), и их регламентация соответствует положениям двух международных договоров - Соглашения по правилам происхождения ВТО от 15 апреля 1994 г. и Киотской конвенции (Специальное приложение "К"). В новом Таможенном кодексе решен также ряд практических вопросов, возникающих при помещении товаров под режим выпуска для внутреннего потребления. К ним относятся, в частности, определение дня истечения сроков уплаты таможенных платежей при нецелевом использовании условно выпущенных товаров (п. 4 ст. 329), предоставление импортеру права выбора формы обеспечения уплаты таможенных платежей, а также права декларировать товары различных наименований, содержащихся в одной товарной партии, с указанием одного классификационного кода ТН ВЭД России. Экспорт. Прежде всего изменения касаются статуса товаров, которые могут быть вывезены в соответствии с данным таможенным режимом. В статье 165 ТК РФ четко определено, что экспортировать можно товары, находящиеся на таможенной территории РФ в свободном обращении, т. е. речь идет только о российских товарах. Под российскими в данном случае понимаются товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ, т. е. не вывезенные с таможенной территории России, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории России, и товары, изготовленные в РФ из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенную территорию РФ (п. 2 ст. 11 ТК РФ). Принципиально важное значение при перемещении товаров в соответствии с режимом экспорта имеет новое положение, предусматривающее, что российские товары могут быть вывезены в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенный таможенный режим, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров (п. 3 ст. 122 ТК РФ). Принятие этой нормы обусловлено тем, что оставление на таможенной территории РФ товаров, находящихся в свободном обращении, не может иметь экономического влияния на внутренний рынок. В ТК РФ 1993 г. такая норма отсутствовала, что позволяло рассматривать вывоз экспортируемых товаров в меньшем количестве как правонарушение, за которое в КоАП РФ предусматривалось наказание в виде административного штрафа. Международный таможенный транзит. Это новый режим, введенный ТК РФ и отражающий особенности движения иностранных товаров через территорию РФ (в Кодексе 1993 г. транзитное перемещение товаров осуществлялось в рамках таможенного режима транзита). Названный режим имеет сходство с порядком, установленным для внутреннего таможенного транзита. В этой связи Таможенный кодекс допускает в ряде случаев применение при международном транзите правил, установленных для внутреннего таможенного транзита (в частности, это касается порядка получения разрешения на транзит товаров, сроков транзита, осуществления идентификации товаров, определения места их доставки, принятия мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства РФ и др.). Товары, помещенные под режим международного таможенного транзита, не потребляются на территории России, а пересекают ее территорию для доставки в другое государство. Характерной особенностью данного международного таможенного транзита является то, что в качестве источников его правового регулирования, помимо Таможенного кодекса, широко применяются международные соглашения - Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 г. (Киотская конвенция), Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г. <*>, Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 г., решение Совета глав государств СНГ от 10 февраля 1995 г. "Об основах таможенных законодательств государств - участников Содружества независимых государств" и др. -------------------------------- <*> См.: Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXVIII. М., 1984. С. 266 - 281.

/"Право и экономика", 2006, N 10/

Экономические таможенные режимы. Эта группа включает в себя режимы переработки товаров на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории, временный ввоз, таможенный склад, свободную таможенную зону (свободный склад). Переработки на таможенной территории - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ на определенный срок (ст. 173 ТК РФ). Правовое регулирование данного режима содержит ряд новелл, включенных в Таможенный кодекс и соответствующих действующим нормам международных соглашений, среди которых в первую очередь следует назвать Специальные приложения к Киотской конвенции. Это касается, в частности, освобождения продуктов переработки от вывозных таможенных пошлин, уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении отходов, образовавшихся в результате переработки товаров на таможенной территории, и др. Основное отличие правовой регламентации рассматриваемого режима от соответствующих положений ТК РФ 1993 г. касается порядка взимания таможенных платежей: если раньше суммы ввозных таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории уплачивались в полном объеме и возвращались при вывозе продуктов переработки в соответствии с таможенным режимом экспорта, то теперь в отношении товаров, предназначенных для переработки, предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных платежей. Переработка для внутреннего потребления. Этот режим заменил в новом Таможенном кодексе режим переработки товаров под таможенным контролем. Введенный таможенный режим существенно отличается от ранее применявшегося режима таможенного контроля, кардинально меняет его содержание и в значительной степени отражает концепцию, заложенную в Киотской конвенции. Под данный таможенный режим помещаются товары, ввезенные и используемые на таможенной территории РФ в течение установленного срока для проведения операций по их переработке, с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения на территории РФ с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки. Принципиальное значение имеет установление сроков переработки товаров для внутреннего потребления (они не могут превышать одного года). Переработка вне таможенной территории. При этом режиме товары вывозятся с таможенной территории РФ для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. Режим также содержит новеллы, принятые с учетом положений международных соглашений. Новым является положение п. 4 ст. 202 ТК РФ, предусматривающее возможность установления стандартных норм выхода продуктов переработки вне таможенной территории. Оно было принято с учетом рекомендаций Всемирной таможенной организации к Специальному приложению F к Киотской конвенции. Были учтены рекомендации этой организации и при установлении общего и упрощенного порядка получения разрешения на переработку товаров вне таможенной территории (ст. 203 ТК РФ). В отличие от Кодекса 1993 г. в действующем Таможенном кодексе не предусмотрена возможность аннулирования разрешения на переработку товаров, а допускается только одно основание для его отзыва - принятие Правительством РФ нормативного правового акта, устанавливающего запреты и ограничения на помещение товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории. Регулирование порядка перемещения товаров в соответствии с таможенным режимом временного ввоза в новом Таможенном кодексе в значительной степени учитывает положения действующих международных актов - Киотской конвенции 1973 г., Таможенной конвенции о карнете A. T.A для временного ввоза товаров (Конвенция A. T.A 1961 г.) и Стамбульской конвенции о временном ввозе 1990 г. С принятием этих соглашений страны-участницы могут применять унифицированные правила и нормы для регламентации режима временного ввоза (вывоза) в отношении новых операций, возникающих в практике международной торговли, а также связанных с развитием гуманитарных контактов. Согласно ст. 209 ТК РФ временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории РФ с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера. По аналогии с указанными конвенциями в Таможенный кодекс включено положение о том, что товары помещаются под таможенный режим временного ввоза только в случае, если они могут быть идентифицированы при их обратном вывозе (реэкспорте) (ст. 210). Отвечают общепризнанным международным стандартам и нормы ТК РФ о налоговом режиме временного ввоза, о завершении действия данного таможенного режима, положения, предусматривающие ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами (ст. 211, 212). Иначе, чем в Кодексе 1993 г., решается вопрос об установлении более коротких или более продолжительных предельных сроков временного ввоза применительно к отдельным видам товаров. Сейчас законодатель наделяет этим правом Правительство РФ, в то время как в ТК РФ 1993 г. такое право было предоставлено ГТК России. Таможенный склад. Регулирование этого режима в Таможенном кодексе 2003 г. совпадает с положениями, содержащимися в Специальном приложении D к Киотской конвенции. Таможенный склад - это таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся под таможенным контролем на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ (ст. 215). В Кодексе закреплено положение Киотской конвенции, касающееся особого обращения с товарами, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения (ст. 217). Соответствуют Киотской конвенции положения, устанавливающие максимальный срок хранения товаров на таможенном складе (ст. 218), а также посвященные налогообложению иностранных товаров, помещенных на таможенный склад и предназначенных для последующего вывоза (ст. 220). В отличие от Кодекса 1993 г. в этой статье установлены раздельные правила для иностранных и российских товаров. Иностранные товары, предназначенные для вывоза с территории РФ, при их помещении на таможенный склад освобождаются от ввозных таможенных пошлин и налогов либо уплаченные суммы возвращаются; при помещении на таможенный склад российских товаров, предназначенных для последующего вывоза, возвращаются уплаченные внутренние налоги. В ТК РФ включено новое положение относительно сроков хранения товаров: товары, имеющие ограниченные сроки годности и (или) реализации, должны быть вывезены с таможенного склада не позднее чем за 180 дней до истечения такого ограниченного срока. Новеллой является норма п. 4 ст. 219 ТК РФ, предусматривающая возможность передачи права собственности на товары, находящиеся на хранении на таможенном складе. Допускается отчуждение товаров, находящихся на таможенном складе, передача в отношении их прав владения, пользования или распоряжения при условии предварительного уведомления таможенного органа в письменной форме. Аналогичная норма содержится в Киотской конвенции. Данное правило не распространяется только на крупногабаритные товары, находящиеся под таможенным режимом таможенного склада без фактического помещения их на склад. В отличие от ранее действовавших правил, устанавливавших для таможенных складов трехмесячный срок для осуществления фактического вывоза товаров, в отношении которых предоставлено освобождение от уплаты внутренних налогов, новый ТК РФ увеличил этот срок до шести месяцев. С учетом международного законодательства в ТК РФ 2003 г. включена норма, касающаяся товаров, пришедших в негодность, испорченных или поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их хранения на таможенном складе. В соответствии со ст. 221 такие товары подлежат помещению под определенный таможенный режим, как если бы были ввезены на таможенную территорию РФ в негодном, испорченном или поврежденном состоянии. Свободная таможенная зона (свободный склад). Также в Кодексе отражен вопрос определения таможенной стоимости товаров при выпуске их для свободного обращения. Если для целей исчисления таможенных пошлин, налогов используется таможенная стоимость товаров и (или) их количество после хранения товаров на таможенном складе при выпуске товаров для свободного обращения, то таможенная стоимость товаров и (или) их количество определяются на день выпуска товаров для свободного обращения (ст. 222). Иначе, чем в Кодексе 1993 г., решается вопрос об использовании склада закрытого типа: согласно ст. 224 такой склад может предназначаться для хранения только товаров владельца таможенного склада. В Кодексе 1993 г. таможенным складом закрытого типа считался склад для хранения товаров конкретного круга лиц, которые определялись владельцем таможенного склада по согласованию с таможенным органом при учреждении склада. В настоящее время, в отличие от ранее действовавшего порядка, для учреждения таможенного склада не требуется получения лицензии. Владелец склада должен быть включен в специальный Реестр, который ведется ФТС России. Иначе в новом законодательстве решается и вопрос об ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов в случае утраты товаров, хранившихся на таможенном складе. Согласно ст. 233 за такую утрату отвечает таможенный орган, а не лица, поместившие товары на таможенный склад, как это было предусмотрено в Кодексе 1993 г. Завершающие таможенные режимы: включены реимпорт, реэкспорт, уничтожение и отказ в пользу государства. Под режим реимпорта, согласно ТК РФ, могут помещаться не только товары, являющиеся на момент вывоза российскими, но и продукты переработки иностранных товаров на таможенной территории. В действующем Кодексе сокращен срок заявления товаров к данному таможенному режиму: если по Кодексу 1993 г. он составлял 10 лет с момента вывоза товаров, то сейчас равен трем годам (ст. 235). Принципиально иначе решается вопрос об определении товаров, которые могут перемещаться в соответствии с режимом реимпорта. Согласно п. 3 ст. 235 под таможенный режим реимпорта могут помещаться товары, ранее помещенные под другой таможенный режим. Реэкспорт. Содержание этого таможенного режима определено ст. 239 ТК РФ. Он применяется при вывозе с таможенной территории РФ товаров, ранее ввезенных на эту территорию. Указанные товары вывозятся согласно указанной статье без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В числе товаров, помещаемых под названный режим, могут быть товары, ввезенные на территорию РФ с нарушением запретов, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Согласно ст. 240 ТК РФ данный режим может применяться и в отношении товаров, выпущенных для свободного обращения, но с соблюдением условий, предусмотренных ст. 242 ТК РФ. Указанные статьи содержат важные для российских покупателей положения, дающие им возможность без ущерба для себя решать вопрос о возврате иностранным поставщикам некачественных или иных, не отвечающих условиям внешнеэкономических контрактов, товаров. В пункте 1 ст. 242 ТК РФ сказано, что товары, выпущенные для свободного обращения, в отношении которых установлено, что на день пересечения границы у них имелись дефекты либо они иным образом не соответствовали условиям внешнеэкономической сделки по количеству, качеству, описанию или упаковке и по этим причинам возвращаются поставщику либо указанному им лицу, могут быть помещены под режим реэкспорта. При этих обстоятельствах покупателю таких товаров возвращаются суммы таможенных пошлин и налогов, уплаченные им при их ввозе (п. 2 ст. 242). Устанавливая данное правило, закон в то же время определяет условия, при которых оно может быть применено: если указанные товары не использовались и не ремонтировались в РФ, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров; могут быть идентифицированы таможенными органами; вывозятся в течение шести месяцев со дня их выпуска для свободного обращения (п. 1 ст. 242). Таким образом, ТК РФ устанавливает четкие правила, обеспечивающие защиту интересов добросовестных покупателей и исключающие необоснованное ущемление интересов поставщиков товаров, что создает благоприятные условия для урегулирования спорных ситуаций, которые прежде, при отсутствии необходимых указаний на этот счет, нередко приводили к затяжным конфликтам. Уничтожение и отказ в пользу государства. В Таможенном кодексе 2003 г. практически полностью восприняты подходы и конкретные положения действующих международно-правовых актов, регламентирующих эти таможенные режимы. В его нормах нашли отражение правила, содержащиеся в Киотской конвенции, Протоколе изменений к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Брюссель, 26 июня 1999 г.). Под таможенный режим уничтожения в случае необходимости могут помещаться иностранные товары, находящиеся на таможенной территории РФ. Их уничтожение производится под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин и налогов. В тех случаях, когда перемещаемые через границу товары безвозмездно передаются в федеральную собственность, они подлежат оформлению в соответствии с режимом отказа в пользу государства без уплаты таможенных пошлин и налогов. Режим отказа в пользу государства часто используется при невозможности или неэффективности реализации импортного товара на российском рынке. Это может быть вызвано, в частности, повышением ставок таможенных пошлин, в результате чего импортный товар становится неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией российского производства, ошибками, допущенными при расчете рентабельности внешнеторговой сделки, и т. п. В таких ситуациях выбор режима отказа в пользу государства позволяет коммерсанту сократить материальные затраты. Специальные таможенные режимы: временный вывоз, беспошлинная торговля и перемещение припасов. Временный вывоз выделен в ТК РФ 2003 г. в самостоятельный таможенный режим. В ранее действовавшем Кодексе существовал единый режим временного ввоза (вывоза) товаров. Разделение этих режимов объясняется их экономическим значением. В отличие от временного ввоза временный вывоз не влияет на торговый оборот внутри страны и конкурентоспособность аналогичных товаров на внутреннем рынке. Вследствие этого условия и требования таможенного режима временного вывоза менее жесткие по сравнению с временным ввозом. Беспошлинная торговля. (В Кодексе 1993 г. данный режим назывался "магазин беспошлинной торговли".) В соответствии с новыми требованиями решается вопрос о местах организации магазинов беспошлинной торговли. Если раньше такие магазины создавались по решению таможенных органов в пределах таможенной территории РФ, то теперь продажа товаров в режиме беспошлинной торговли может осуществляться только в пунктах пропуска через государственную границу. Внесены изменения и в порядок открытия магазинов беспошлинной торговли. Кодекс 1993 г. предусматривал получение соответствующей лицензии у таможенных органов. В настоящее время открытие таких магазинов должно осуществляться в соответствии с порядком установления режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ, т. е. по согласованию с органами и войсками пограничной службы, другими государственными контролирующими органами. Важное практическое значение имеет четкое определение в новом Таможенном кодексе товаров, которые могут быть помещены под таможенный режим беспошлинной торговли. Согласно ст. 258 ТК РФ ими могут быть как российские, так и иностранные товары. В отношении российских товаров предусматривается возможность освобождения от уплаты (возврат или возмещение) внутренних налогов. В соответствии с п. 2 ст. 259 право декларировать товары, помещаемые под таможенный режим беспошлинной торговли, предоставляется только владельцу магазина беспошлинной торговли.

***

Помимо рассмотренных таможенных режимов в ТК РФ выделены иные специальные режимы (§ 4 гл. 21). Они установлены в отношении пяти групп товаров, перемещаемых через таможенную границу и имеющих определенную целевую направленность (ст. 268 - 269). Так, новый таможенный режим предусмотрен для случаев, когда российские товары должны перемещаться через территорию иностранного государства. До введения в действие Таможенного кодекса 2003 г. такое перемещение товаров осуществлялось в соответствии с требованиями таможенного режима транзита. Необходимость в установлении для указанных целей самостоятельного таможенного режима обусловлена географическими особенностями таможенной территории РФ, транспортной инфраструктурой и рядом других обстоятельств, сложившихся еще на этапе существования СССР. Данный специальный таможенный режим может применяться в отношении товаров, перемещаемых между Калининградской областью и остальной территорией РФ, товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом по территории Казахстана и Украины, и некоторых других случаях. Кроме определения и регламентации таможенных режимов, связанных с внешнеторговыми операциями, Кодекс регулирует порядок перемещения товаров через таможенную границу в связи с осуществлением российскими организациями дипломатической и иной международной деятельности, не в рамках внешней торговли. Во-первых, это касается товаров, вывозимых с таможенной территории РФ и предназначенных для обеспечения функционирования посольств, консульств, представительств при международных организациях и иных официальных представительств РФ за рубежом. Порядок перемещения этих товаров регулируется Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1067 "Об установлении таможенного режима вывоза товаров для представительства Российской Федерации за рубежом" <1>. Товары, заявленные к данному таможенному режиму, вывозятся с таможенной территории РФ без взимания таможенных пошлин и налогов. -------------------------------- <1> Данное Постановление применяется в части, не противоречащей новому Таможенному кодексу.

Во-вторых, сказанное выше относится к товарам, перемещаемым через таможенную границу воинскими частями РФ, дислоцированными на таможенной территории России и за пределами этой территории. Использование этого таможенного режима возможно определенным кругом воинских частей. В-третьих, товары, перемещаемые через таможенную границу для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, - это товары, передаваемые пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований. В части, не противоречащей ТК РФ, перемещение таких товаров регулируется законами и Постановлениями Правительства РФ, принятыми до 2003 г. <2> Для таких товаров ст. 67 ТК РФ предусматривает упрощенный порядок их таможенного оформления. -------------------------------- <2> К ним относятся, в частности, Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе", Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 8 сентября 1994 г. N 1041 "О порядке освобождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимых с этой территории в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий, от обложения таможенными пошлинами", Постановление Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 644 "О порядке оказания помощи иностранным государствам и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и др.

В-четвертых, это товары, вывозимые в государства - бывшие республики СССР с целью обеспечения деятельности расположенных на территориях этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых находится в собственности РФ или субъектов РФ, а также проведения на территориях указанных государств российскими организациями научно-исследовательских работ в интересах РФ на некоммерческой основе. Таможенный режим ввоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР регулируется в части, не противоречащей новому Таможенному кодексу, Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1994 г. N 1290 "Об установлении таможенного режима вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР", а также Положением о таможенном режиме вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР, утв. Приказом ГТК России от 2 марта 1995 г. N 136. Установлены ограничения для товаров, помещаемых под рассматриваемый режим: они не подлежат вывозу в третьи страны и не могут использоваться в целях извлечения дохода от сделок с иностранными лицами. При помещении товаров под специальные таможенные режимы предусматривается полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также неприменение к ним запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При этом не производятся возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, а также освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов, за исключением случаев, когда избранный специальный таможенный режим изменен на таможенный режим экспорта. Установленные в ТК РФ таможенные режимы являются обязательными как для организаций и физических лиц, так и для таможенных органов. Нарушение таможенных правил, включая нормы, регулирующие перемещение товаров в соответствии с конкретными таможенными режимами, влечет ответственность виновных лиц. Соответствующие меры ответственности предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях РФ, Налоговым кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ и другими законодательными актами РФ. Действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц, касающиеся применения таможенных режимов, могут быть обжалованы в суд в случае ущемления прав и законных интересов лиц, перемещающих товары.

------------------------------------------------------------------

Название документа