Оценка материально-производственных запасов в бухгалтерском учете в организациях машиностроения и металлообработки

(Кулаева Н. С.)

("Налоги" (газета), 2006, NN 34, 35)

Текст документа

ОЦЕНКА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

МАШИНОСТРОЕНИЯ И МЕТАЛЛООБРАБОТКИ

/"Налоги" (газета), 2006, N 34/

Н. С. КУЛАЕВА

Кулаева Н. С., консультант по налогам ЗАО "BKR-Интерком-Аудит".

Правила формирования в бухгалтерском учете организации информации о материально-производственных запасах установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 44н (далее - ПБУ 5/01). Кроме того, в целях бухгалтерского учета материально-производственных запасов организации используют еще один документ - Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 119н (далее - Методические указания).

В соответствии с ПБУ 5/01 к материально-производственным запасам (далее - МПЗ) в организации относятся:

- сырье, материалы и другие активы, используемые при производстве продукции в течение периода, не превышающего 12 месяцев;

- активы, предназначенные для продажи (товары, готовая продукция);

- активы, используемые для управленческих нужд организации в течение периода, не превышающего 12 месяцев.

Все материалы, используемые производственными организациями, условно делятся на основные и вспомогательные. Так, например, основными конструкционными материалами в машиностроении являются, конечно же, черные и цветные металлы (прежде всего, алюминий), а также композиты и пластмасса. То есть основными материалами считаются те, из которых непосредственно изготавливается готовая продукция.

К вспомогательным материалам относятся топливо, тара, запасные части к оборудованию и т. д.

Материально-производственные запасы могут поступать в производственную организацию различными способами: приобретаться за плату у поставщиков, изготавливаться собственными силами, вноситься в счет вклада в уставный капитал, поступать по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, кроме того, организация может получать материалы и безвозмездно.

В соответствии с ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к учету по фактической себестоимости, определение которой зависит именно от способа поступления МПЗ в организацию.

Приобретение материалов по договору купли-продажи

В соответствии с п. 6 ПБУ 5/01:

"Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;

таможенные пошлины;

невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;

затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов; затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену материально-производственных запасов, установленную договором; начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;

затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.

Фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия материально-производственных запасов к бухгалтерскому учету в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате запасов, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения".

Обратите внимание!

По поводу включения в фактическую себестоимость материальных запасов консультационных и информационных услуг хотелось бы отметить, что некоторые специалисты считают, что такие расходы можно учитывать в себестоимости МПЗ только в том случае, если они оказаны именно организацией (юридическим лицом). Действительно, исходя из буквального прочтения бухгалтерского стандарта, напрашивается такой вывод. Но в связи с тем что бухгалтерское законодательство содержит открытый перечень затрат, которые могут учитываться в себестоимости МПЗ, на наш взгляд, консультационные и информационные услуги, оказанные индивидуальным предпринимателем, можно учесть в себестоимости МПЗ как "иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов".

Кроме того, следует помнить, что в фактическую себестоимость материалов могут быть включены расходы на оплату информационных и консультационных услуг, связанных с приобретением именно этих материалов. Например, если по заказу машиностроительного завода ему предоставлен обзор предлагаемых черных металлов на рынке, где перечислены разнообразные их виды, данные об их стоимости и производителях, то после приобретения партии материалов из этого перечня достаточно сложно точно определить, какая доля расходов на консультационные услуги относится именно к этой партии. В этом случае организация учтет эти расходы не в стоимости МПЗ, а в качестве общехозяйственных расходов.

Если по заказу организации произведен поиск конкретных материалов, исходя из определенных параметров (свойства, качество, цена и т. д.), и результат поиска выглядит приблизительно следующим образом: "Материалы А, удовлетворяющие Вашим требованиям к качеству, свойствам и стоимости, производятся в городе N в ООО "Дельта", то после приобретения именно этих материалов именно у этого поставщика и по указанной цене можно с большой долей вероятности включить расходы по оплате информационных услуг в себестоимость приобретенных материалов.

Есть еще один момент, на который следует обратить внимание при формировании фактической себестоимости МПЗ, - это учет процентов по займам и кредитам, взятым на приобретение материалов. Куда следует относить сумму начисленных процентов: на увеличение стоимости МПЗ или на операционные расходы?

Все зависит от вида кредита или займа. Если организация берет заемные средства именно на приобретение материальных запасов (целевые), то при начислении процентов за пользование заемными средствами она должна руководствоваться п. 15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 2 августа 2001 г. N 60н (далее - ПБУ 15/01):

"В случае если организация использует средства полученных займов и кредитов для осуществления предварительной оплаты материально-производственных запасов, других ценностей, работ, услуг или выдачи авансов и задатков в счет их оплаты, то расходы по обслуживанию указанных займов и кредитов относятся организацией-заемщиком на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой и (или) выдачей авансов и задатков на указанные выше цели. При поступлении в организацию заемщика материально-производственных запасов и иных ценностей, выполнении работ и оказании услуг дальнейшее начисление процентов и осуществление других расходов, связанных с обслуживанием полученных займов и кредитов, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке - с отнесением указанных затрат на операционные расходы организации-заемщика".

То есть порядок отражения в бухгалтерском учете должен быть следующим:

Корреспонденция счетов Содержание операции

Дебет Кредит

51 "Расчетные 66 "Расчеты Получен кредит

счета" по краткосрочным

кредитам и займам"

60 субсчет 51 "Расчетные Произведена предварительная

"Авансы счета" оплата материалов

выданные"

60 субсчет 66 "Расчеты Начислена сумма процентов

"Проценты по краткосрочным банку за период до принятия

по кредиту" кредитам и займам" материалов к учету

После принятия к учету материально-производственных запасов

начисление процентов производится в обычном порядке

91 субсчет 66 "Расчеты Начислены проценты

"Прочие по краткосрочным за пользование кредитом

расходы" кредитам и займам"

Кстати, аналогичные требования в отношении целевых заемных средств установлены и в ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов".

В том случае, если заемные средства не носят целевого характера, то суммы начисленных процентов отражаются в бухгалтерском учете в составе операционных расходов. Таковы требования другого бухгалтерского стандарта - Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 г. N 33н (далее - ПБУ 10/99).

Согласно п. 11 ПБУ 10/99 расходы, связанные с оплатой процентов по заемным средствам, организация должна учитывать в составе операционных расходов.

Как видим, в отношении одного и того же вида расходов бухгалтерское законодательство предусматривает два разных варианта учета. Как быть? А ведь есть еще и налоговый учет, в котором проценты по заемным средствам учитываются в составе внереализационных расходов. Естественно, что любой бухгалтер старается сблизить бухгалтерский и налоговый учет, чтобы уменьшить себе трудоемкость работы. Исходя из этого в бухгалтерском учете наиболее целесообразно проценты по заемным обязательствам учитывать в составе операционных расходов. Однако даже если закрепить в учетной политике организации положение о том, что подобные расходы производственная организация в целях бухгалтерского учета учитывает в составе операционных расходов, претензии со стороны налоговых органов избежать не удастся, ведь формально организация нарушает требования ПБУ 15/01 и ПБУ 5/01.

Можно попробовать выйти из этой ситуации, закрепив в учетной политике положение о том, что проценты по заемным средствам, направленным на предоплату МПЗ, включаются в их стоимость только в том случае, если сумма таких процентов составляет существенную долю от стоимости приобретенных материалов, и соответственно установить критерий существенности.

Минфин России в Приказе от 22 июля 2003 г. N 67н рекомендует использовать в качестве такого критерия 5% от того или иного показателя:

"Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов".

Однако сложно сказать, как посмотрит на ваше решение налоговый орган, поэтому хочется дать совет организациям: при оформлении договоров займа или кредита не стоит указывать в качестве цели приобретение материально-производственных запасов, то есть не придавать займам и кредитам целевой характер. Если же при заключении договора избежать этого не удается, то организация должна решить, каким образом она будет учитывать величину процентов, начисленных до момента принятия к учету МПЗ: использовать критерий существенности, сближая бухгалтерский и налоговый учет, или формировать разную фактическую себестоимость МПЗ в бухгалтерском и налоговом учетах.

Итак, в бухгалтерском учете в покупную стоимость материально-производственных запасов включаются все фактические затраты организации, непосредственно связанные с их приобретением, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

Пример 1

Машиностроительный завод ОАО "Эталон" приобрел партию литьевого алюминия (в чушках) АК 5М2 в количестве 2 тонн.

Затраты, связанные с приобретением данной партии материалов, у ОАО "Эталон" составили:

Стоимость алюминия согласно договору купли-продажи - 90860 рублей (в том числе НДС - 13860 рублей).

Стоимость услуг перевозчика - 5900 рублей (в том числе НДС - 900 рублей).

Стоимость услуг посредника, через которого ОАО "Эталон" приобрело данные материалы, - 5310 рублей (в том числе НДС - 810 рублей).

Учетной политикой ОАО "Эталон" предусмотрено, что учет материалов ведется без применения счетов 15 и 16.

Тогда в учете ОАО "Эталон" операции, связанные с приобретением МПЗ, будут выглядеть следующим образом:

Корреспонденция Сумма, Содержание операции

счетов рублей

Дебет Кредит

10 60 77000 Отражена договорная стоимость алюминия

19 60 13860 Отражена сумма НДС, предъявленная

к оплате поставщиком алюминия

10 76 5000 Учтена сумма транспортных расходов

в стоимости материалов

19 76 900 Учтен НДС по транспортным расходам

10 76 4500 Учтены в стоимости материалов услуги

посредника

19 76 810 Учтен НДС по комиссионному вознаграждению

68 19 15570 Принят к вычету НДС по принятым на учет

материалам

60,76 51 102070 Погашена задолженность перед поставщиком,

перевозчиком и посредником

Обратите внимание!

С 1 января 2006 г. налогоплательщик НДС вправе получить вычет по сумме налога, предъявленного ему к оплате поставщиками товаров (работ, услуг), имущественных прав после их принятия на учет, без наличия факта оплаты (п. 1 ст. 172 НК РФ в редакции Федерального закона N 119-ФЗ).

В результате на счете 10 "Материалы" ОАО "Эталон" сформировало фактическую себестоимость данной партии алюминия, которая составила 86500 рублей.

Приобретение материалов по внешнеторговому контракту

Если материалы приобретаются по внешнеторговым контрактам, то бухгалтеру производственной организации следует обратить внимание на следующее.

В соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", вступившего в действие с 18 июня 2004 г., импорт товара - это ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе.

Под товарами, являющимися предметом внешнеторговой деятельности, понимаются:

- движимое имущество;

- отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного плавания и космические объекты;

- электрическая энергия и другие виды энергии.

Определение движимых и недвижимых вещей содержится в ст. 130 ГК РФ. К движимому имуществу кроме непосредственно товаров могут быть отнесены оборудование, сырье, материалы, комплектующие и т. д.

Государственное регулирование импорта товаров включает в себя:

- лицензирование импорта;

- установление порядка определения таможенной стоимости ввозимых товаров;

- таможенный контроль при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

- налоговое регулирование.

Обратите внимание!

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 г. N 364 "Об утверждении Положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий" утверждено Положение о лицензировании в сфере внешней торговли товарами. В соответствии с указанным документом лицензирование импорта осуществляется в следующих случаях:

- введение временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров;

- реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

- предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

- выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Согласно данному документу импортеру могут быть выданы следующие виды лицензий:

- разовая лицензия, выдаваемая на основании договора (контракта), предметом которой является импорт отдельного вида товара в определенном количестве, срок действия которой не может превышать 1 год со дня ее выдачи;

- генеральная лицензия, выдаваемая на основании решения Правительства Российской Федерации, разрешающая импорт отдельного вида товара в определенном количестве, срок действия которой также не превышает 1 года со дня ее выдачи;

- исключительная лицензия, предоставляющая заявителю исключительно право на импорт отдельного вида товара, определенное соответствующим федеральным законом.

Для получения лицензии заявитель должен представить в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, копию договора (в случае получения разовой лицензии), копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, другие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Международные договоры купли-продажи товаров регулируются Конвенцией Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров, которая была подписана в Вене 11 апреля 1980 г.

В соответствии со ст. 30 Конвенции продавец обязан поставить товар, передать относящиеся к нему документы и передать право собственности на товар в соответствии с требованиями договора и Конвенции.

Покупатель же в соответствии со ст. 53 Конвенции обязан уплатить цену за товар и принять поставку товара в соответствии с требованиями договора и Конвенции.

Внешнеторговая операция оформляется контрактом. Главным элементом контракта является контрактная стоимость товара, представляющая собой цену сделки, на основании которой формируется покупная стоимость импортных товаров. Контракт является основанием для оформления паспорта импортной сделки.

Первичными документами, отражающими импорт товаров, являются:

- заключенный внешнеэкономический контракт;

- счет иностранного продавца;

- транспортные, экспедиторские, страховые документы (международные авто-, авиа-, железнодорожные накладные, багажные квитанции, коносамент, страховые полисы и сертификаты и другие документы);

- таможенная декларация, подтверждающая пересечение товаром таможенной границы Российской Федерации;

- справки об уплате пошлин, сборов;

- складская документация (накладные, акты приемки, подтверждающие фактическое поступление товаров на склад импортера);

- техническая документация.

Переход права собственности

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 10 января 2000 г. N 2н, датой совершения операции в иностранной валюте является день возникновения у организации права в соответствии с законодательством РФ или договором принять к бухгалтерскому учету активы и обязательства, которые являются результатом этой операции.

В момент перехода права собственности на приобретенный по внешнеторговому контракту товар у организации-импортера возникает обязанность отразить этот товар в бухгалтерском учете. В основном право собственности у приобретателя возникает с момента передачи товара. Обратите внимание, что к передаче приравнивается передача коносамента, поскольку получение этого документа дает право распоряжения товаром.

Продавец и покупатель могут указать в контракте любой момент перехода права собственности на товар, например отгрузку товаров перевозчику, оплату импортных товаров, оформление таможенной декларации, и указанный момент может не совпадать с моментом перехода риска случайной гибели товара. Таких ситуаций следует избегать, ведь если право собственности на товар перейдет к импортеру на дату оформления таможенной декларации, а риск случайной гибели - в момент сдачи товаров перевозчику и товар погибнет в пути или будет поврежден, покупатель будет обязан выплатить поставщику стоимость товара. Это следует из ст. 66 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров, в соответствии с которой утрата или повреждение товара после того, как риск перешел на покупателя, не освобождают его от обязанности уплатить цену товара, если только утрата или повреждение не были вызваны действиями или упущениями продавца.

В международной практике момент перехода права собственности обычно связывают с переходом риска случайной гибели или повреждения товаров от продавца к покупателю. Но если стороны при заключении внешнеторгового контракта не предусмотрели в нем момент перехода права собственности, он может быть определен с помощью правил толкования торговых терминов "Инкотермс", которые носят рекомендательный характер. Эти правила касаются порядка поставки товаров, их страхования, оплаты транспортных расходов, других вопросов, но главным является то, что они определяют переход рисков случайной гибели товаров от продавца к покупателю.

Правильное определение момента перехода собственности при импорте товаров позволит избежать ошибок при отражении на счетах бухгалтерского учета контрактной стоимости товара, курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курсов валют по отношению к рублю, транспортных расходов и т. д.

Таможенная стоимость ввозимых товаров и таможенные платежи

К таможенным платежам в соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса Российской Федерации относятся:

- ввозная таможенная пошлина;

- вывозная таможенная пошлина;

- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

- акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

- таможенные сборы.

Согласно ст. 331 Таможенного кодекса РФ таможенные пошлины и налоги уплачиваются в кассу или на счета таможенного органа, причем уплата может производиться по выбору плательщика, как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ. Пересчет валюты Российской Федерации в иностранную валюту для целей уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленных в валюте РФ, производится по курсу, действующему на день принятия таможенным органом таможенной декларации, а в случаях, когда обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов не связана с подачей таможенной декларации, - на день фактической уплаты.

Таможенные пошлины, налоги могут быть уплачены в любой форме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 322 Таможенного кодекса РФ объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов является таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Согласно п. 1 ст. 323 Таможенного кодекса РФ таможенная стоимость определяется согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством РФ, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

Таможенная стоимость определяется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон РФ N 5003-1). Методы определения таможенной стоимости установлены ст. 12 Закона РФ N 5003-1, из которой следует, что определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем применения следующих методов:

- метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

- метода по стоимости сделки с идентичными товарами;

- метода по стоимости сделки с однородными товарами;

- метода вычитания;

- метода сложения;

- резервного метода.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.

Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная на:

1) расходы в размере, в котором они произведены покупателем, но которые не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

- на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;

- на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами;

- на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

2) соответствующим образом распределенную стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в Российскую Федерацию оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

- сырья, материалов и комплектующих, которые являются составной частью ввозимых товаров;

- инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров;

- материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров;

- проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением Российской Федерации, и необходимых для производства оцениваемых товаров;

3) платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в Российской Федерации), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, при условии, что такие платежи относятся только к ввозимым товарам;

4) любую часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу;

5) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

6) расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

7) расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.

Положение о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утверждено Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 5 января 1994 г. N 1.

Обратите внимание!

Пунктом 15 ПБУ 5/01 предусмотрено, что оценка материально-производственных запасов, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату принятия материально-производственных запасов к бухгалтерскому учету.

Стоимость имущества, приобретенного организацией-импортером, отражается в бухгалтерском учете в момент перехода права собственности в рублевой оценке по курсу Банка России, который действовал на эту дату, и в дальнейшем эта стоимость не пересчитывается. Пересчету подлежит лишь задолженность перед иностранным поставщиком в рубли по курсу Банка России на каждую отчетную дату (дату составления отчетности), а также на дату погашения задолженности.

Операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ признаются объектом налогообложения по НДС. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база по НДС определяется импортером в соответствии с гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ и таможенным законодательством РФ (п. 1 ст. 153 НК РФ).

Организация имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ:

"Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов".

Обратите внимание!

При приобретении за иностранную валюту товаров (работ, услуг), имущественных прав иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Пример 2

Машиностроительный завод ОАО "Эталон" импортирует из Гамбурга партию двигателей для стиральных машин, их стоимость составляет 10000 евро. Условия поставки МПЗ - CIF Гамбург (МПЗ переходят в собственность покупателя в момент фактического перехода материалов через поручни судна в указанном порту отгрузки (2 февраля)). Таможенная декларация была подана 10 февраля. Ставка таможенной пошлины составляет 10%. МПЗ не облагаются акцизами и облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 18%. Задолженность перед иностранным поставщиком погашена 15 февраля. Учетной политикой ОАО "Эталон" определено, что фактические расходы на приобретение материалов, транспортные расходы и таможенные пошлины отражаются на счете 10 "Материалы".

Сбор за таможенное оформление составляет 1000 рублей (Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863).

В данном примере налоговая база по НДС равна сумме таможенной стоимости импортируемого товара и уплачиваемой при ввозе таможенной пошлины (ст. 160 НК РФ).

Предположим, что курс евро составляет (условно):

- на 2 февраля - 34,60 рубля/EUR;

- на 10 февраля - 34,50 рубля/EUR;

- на 15 февраля - 34,40 рубля/EUR.

Рабочим планом организации предусмотрено, что к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" открыты следующие субсчета:

76-1 "Расчеты по таможенным пошлинам";

76-2 "Расчеты по таможенным сборам".

В бухгалтерском учете ОАО "Эталон" сформированы следующие записи:

Корреспонденция Сумма, Содержание операции

счетов рублей

Дебет Кредит

2 февраля

10 60 346000 Отражена стоимость материалов, находящих -

ся в пути, на основании полученной

накладной (10000 EUR x 34,60 рубля/EUR)

10 февраля

10 76-1 34500 Отражена сумма таможенной пошлины

(10000 EUR x 34,50 рубля/EUR x 10%)

10 76-2 1000 Отражена сумма сбора за таможенное

оформление

19 68 68310 Отражена сумма налога на добавленную

стоимость, уплаченная на таможне ((10000

EUR + 1000 EUR) x 34,50 рубля/EUR x 18%)

68 51 68310 Уплачен налог на добавленную стоимость

на таможне ((10000 EUR + 1000 EUR) x

x 34,50 рубля/EUR x 18%)

76-2 51 1000 Перечислен таможенный сбор

76-1 51 34500 Перечислена таможенная пошлина

68 19 68310 Принят к вычету НДС, уплаченный на

таможне и относящийся к принятым на учет

импортным материалам ((10000 EUR + 1000

EUR) x 34,50 рубля/EUR x 18%)

15 февраля

60 52 344000 Погашена задолженность перед иностранным

поставщиком (10000 EUR x 34,40 рубля/EUR)

60 91-1 2000 Отражена положительная курсовая разница

по задолженности иностранному поставщику

на дату совершения операции

(346000 рублей - 344000 рублей)

/"Налоги" (газета), 2006, N 35/

Материалы, вносимые учредителями в качестве взноса

в уставный капитал

Производственная организация может получить материалы и от собственника организации в качестве взноса в уставный капитал. Рассмотрим, каким образом определяется фактическая себестоимость материалов, если они поступают в организацию таким образом.

Согласно п. 8 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость МПЗ, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Проводки, с помощью которых в бухгалтерском учете образуемой организации будет отражено поступление материалов, следующие:

Корреспонденция Содержание операции

счетов

Дебет Кредит

75-1 80 Отражена задолженность учредителей по формирова -

нию уставного капитала

10 75-1 Отражено поступление материалов в оценке согла -

сованной учредителями организации

Напомним, что современные хозяйствующие субъекты в Российской Федерации представлены в основном обществами с ограниченной ответственностью и акционерными обществами закрытого или открытого типа. Исходя из этого при внесении вклада в уставный капитал неденежными средствами субъекты хозяйственной деятельности должны выполнять требования, предъявляемые законодательством к организациям соответствующей организационно-правовой формы.

Деятельность акционерных обществ в настоящее время регулируется Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", а деятельность обществ с ограниченной ответственностью - Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Так, например, согласно п. 3 ст. 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по согласованию между учредителями. Для определения рыночной стоимости, которая вносится в уставный капитал неденежными средствами, должен привлекаться независимый оценщик. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями и советом директоров (наблюдательным советом) общества, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком.

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" выдвигает аналогичное требование. Так, в п. 2 ст. 15 указанного Закона содержится положение о том, что денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал общества утверждается решением общего собрания участников общества, причем такое решение принимается единогласно.

В отношении обществ с ограниченной ответственностью законодательство также выдвигает требование о независимом оценщике, который производит оценку неденежного вклада. Правда, в отличие от акционерных обществ оценка независимого оценщика является обязательной лишь в том случае, если номинальная стоимость доли участника, вносящего имущество, составляет более двухсот МРОТ.

Минимальный размер оплаты труда для исчисления платежей по гражданско-правовым обязательствам в момент написания статьи составляет 100 рублей (ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").

При передаче имущества в уставный капитал есть еще один момент, на котором следует остановиться несколько подробнее, правда, эта информация больше касается передающей стороны. Но так как речь далее пойдет о налоге на добавленную стоимость, порядок исчисления которого предусматривает вычеты по налогу, то для стороны, получающей МПЗ в качестве взноса в уставный капитал, эти вопросы также будут интересны.

Нужно ли начислять НДС по такой передаче и следует ли восстанавливать "входной" налог по передаваемому имуществу?

По поводу вопроса о необходимости начисления налога на добавленную стоимость отметим, что в соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер, в частности вклады в уставный (складочный) капитал хозяйствующих субъектов. Исходя из этого объекта налогообложения по НДС при передаче имущества в качестве вклада в уставный капитал у передающей стороны не возникает (на основании подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Вопрос о необходимости восстановления сумм входного налога долгое время был предметом споров между налогоплательщиками НДС и представителями налоговых органов. Однако Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ поставил точку в этих спорах.

Указанным Законом в п. 3 ст. 170 НК РФ внесены изменения, согласно которым сумму "входного" налога при такой передаче необходимо восстановить. Согласно подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ:

"Суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях:

1) передачи имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость имущества, нематериальных активов и имущественных прав и подлежат налоговому вычету у принимающей организации в порядке, установленном настоящей главой. При этом сумма восстановленного налога указывается в документах, которыми оформляется передача указанных имущества, нематериальных активов и имущественных прав".

Таким образом, начиная с 1 января 2006 г. налогоплательщики НДС при передаче имущества, нематериальных активов, имущественных прав в уставный капитал обязаны восстанавливать суммы "входного" налога.

Восстановленные суммы налога не включаются в стоимость имущества, нематериальных активов и имущественных прав и подлежат налоговому вычету у принимающей стороны в порядке, предусмотренном ст. 171 и 172 НК РФ.

Согласно п. 11 ст. 171 НК РФ:

"Вычетам у налогоплательщика, получившего в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд) имущество, нематериальные активы и имущественные права, подлежат суммы налога, которые были восстановлены акционером (участником, пайщиком) в порядке, установленном пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, в случае их использования для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой".

На основании п. 8 ст. 172 НК РФ указанные вычеты производятся принимающей стороной после принятия на учет имущества, в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав, полученных в качестве оплаты уставного капитала.

Рассмотрим такую передачу материалов на примере.

Пример 3

Машиностроительный завод ОАО "Эталон" в качестве вклада в уставный капитал дочерней организации ООО "Точные приборы" в августе текущего года передал партию материалов. Денежная оценка передаваемого имущества произведена независимым оценщиком и составляет 300000 рублей, что соответствует номинальной стоимости доли ОАО "Эталон" в уставном капитале "дочки".

Переданные в уставный капитал материалы были приобретены ОАО "Эталон" в январе этого же года для производства продукции. Балансовая стоимость передаваемых материалов составляет 250000 рублей. НДС в сумме 45000 рублей был принят организацией ОАО "Эталон" к вычету.

В бухгалтерском учете ОАО "Эталон" данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:

Корреспонденция Сумма, Содержание операции

счетов рублей

Дебет Кредит

В январе

10 60 250000 Приняты к учету материалы от поставщика

19 60 45000 Отражен НДС, предъявленный к оплате

поставщиком

68 19 45000 Принят к вычету НДС

60 51 295000 Оплачена поставщику стоимость материалов

В августе

58-1 10 250000 Отражена передача МПЗ в уставный капитал

дочерней организации

68 19 45000 СТОРНО!

Восстановлен НДС в части передаваемых

материалов

58-1 19 45000 Отражен вклад в уставный капитал с

учетом восстановленного НДС

58-1 91-1 5000 Списана оценка между стоимостью МПЗ по

результатам оценки независимого оценщика

и их балансовой стоимостью

91-9 99 5000 Списано сальдо прочих доходов и расходов

заключительными оборотами месяца (без

учета других операций)

В бухгалтерском учете "дочки" - ООО "Точные приборы" операции по отражению полученных материалов будут отражены следующим образом:

Корреспонденция Сумма, Содержание операции

счетов рублей

Дебет Кредит

В августе

75-1 80 300000 Отражена задолженность ОАО "Эталон" по

формированию уставного капитала

10 75-1 255000 Приняты к учету материалы в качестве

взноса в уставный капитал

19 75-1 45000 Отражен НДС согласно документам,

полученным от ОАО "Эталон"

68 19 45000 Принят к вычету НДС на основании докумен -

тов, полученных от передающей стороны

Обратите внимание!

ООО "Точные приборы" будет получать вычет по НДС на основании документов, полученных от передающей стороны. Заметим, что текст НК РФ не уточняет, что собой представляют документы, которыми оформляется передача, поэтому, на наш взгляд, лучше перечислить состав таких документов в решении о внесении вклада.

Изготовление материально-производственных запасов

собственными силами

В том случае, если организация самостоятельно изготавливает продукцию, которая в дальнейшем используется в качестве сырья и материалов, фактическая себестоимость таких МПЗ определяется организацией самостоятельно как сумма фактических затрат по их производству.

На это указывает п. 7 ПБУ 5/01:

"Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет и формирование затрат на производство материально-производственных запасов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции".

Принятие таких материально-производственных запасов к учету может отражаться следующими бухгалтерскими проводками:

дебет 10 "Материалы", кредит 20 "Основное производство";

дебет 10 "Материалы", кредит 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)";

дебет 10 "Материалы", кредит 43 "Готовая продукция".

Пример 4

Вспомогательное производство (столярный цех) машиностроительного завода ОАО "Эталон" занят изготовлением деревянной тары, в которую упаковывается готовая продукция завода - электрические двигатели.

За отчетный период столярный цех изготовил 200 единиц тары, затраты на производство которой составили:

- стоимость использованных материалов - 20000 рублей;

- заработная плата (в том числе ЕСН и страховые взносы от несчастных случаев на производстве) - 75000 рублей;

- амортизация основных средств - 8000 рублей;

- общехозяйственные расходы - 10000 рублей.

Учет тары ведется по нормативной (плановой) себестоимости, которая составляет 500 рублей. Учетной политикой организации предусмотрено использование счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)". Изготовленная силами вспомогательного производства тара передана на склад готовой продукции для упаковки двигателей.

В бухгалтерском учете ОАО "Эталон" операции по изготовлению тары отражены следующим образом:

Корреспонденция Сумма, Содержание операции

счетов рублей

Дебет Кредит

23 10-4 20000 Переданы материалы в столярный цех

для изготовления тары

23 02 8000 Начислена амортизация основных средств,

используемых во вспомогательном произ -

водстве

23 70,69 75000 Отражено начисление заработной платы,

ЕСН и страховых взносов от несчастных

случаев на производстве работникам

вспомогательного производства

23 26 10000 Списана часть общехозяйственных расхо -

дов, относящихся к вспомогательному

производству

40 23 113000 Отражены фактические расходы на изготов -

ление тары

10-4 40 100000 Принята к учету готовая тара по норма -

тивной себестоимости (200 штук x 500

рублей)

44 10-4 100000 Передана тара на склад готовой продукции

для упаковки

90-2 40 13000 Списано отклонение фактической себестои -

мости тары над нормативной себестои -

мостью (113000 рублей - 100000 рублей)

Обратите внимание!

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н, в случае, когда готовая продукция полностью предназначена для использования в самой организации, можно учитывать эту продукцию на счете 10 "Материалы" и других аналогичных счетах в зависимости от назначения этой продукции, минуя счет 43 "Готовая продукция".

Поступление материалов в организацию по договорам,

предусматривающим оплату неденежными средствами

В этом случае производственная организация должна определять фактическую себестоимость получаемых материалов в соответствии с п. 10 ПБУ 5/01:

"Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные материально-производственные запасы".

Как показывает наша аудиторская практика, именно при отражении в учете операций поступления материалов по товарообменным договорам бухгалтеры совершают большое количество ошибок, которые нередко ведут к нежелательным последствиям. Поэтому, на наш взгляд, стоит несколько подробнее остановиться на отражении операций по учету материалов, полученных по договорам мены, тем более что такие операции в хозяйственной деятельности организаций встречаются достаточно часто.

Товарообменные операции регулируются гл. 31 "Мена" ГК РФ.

В соответствии с положениями ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. Причем к договору мены применяются правила о купле-продаже, изложенные в гл. 30 ГК РФ, если это не противоречит существу мены и правовым основам последней.

Особенность договора мены заключена в том, что каждая из сторон договора мены одновременно выступает и покупателем, и продавцом. Выступая продавцом товара, сторона договора передает товар, выступая покупателем - принимает товар от другой стороны договора.

Товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, если самим договором мены не предусмотрено иное. Расходы на передачу и приемку товара осуществляются в каждом случае той стороной, на которую возложены соответствующие обязанности.

Если по договору обмениваемые товары признаются неравноценными, то сторона, которая передает товар по более низкой цене, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после передачи товара, если иное не предусмотрено самим договором.

Обратите внимание!

По договору мены право собственности на приобретаемый товар переходит к сторонам после того, как они исполнили свои обязанности в качестве продавцов, то есть обязанности по передаче товара. Однако договором может быть предусмотрен иной порядок перехода права собственности.

Приобретая материалы по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, необходимо руководствоваться п. 10 ПБУ 5/01.

Кроме того, осуществляя операции по договорам мены, организация должна особое внимание обратить на п. 6.3 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации", утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 г. N 32н, согласно которому величина поступления и (или) дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости товаров, полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость товаров, полученных или подлежащих получению, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров.

При невозможности установить стоимость товаров, полученных организацией, величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется стоимостью товаров, переданных или подлежащих передаче организацией, которая устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичных товаров.

Покажем на примере, каким образом определяется фактическая себестоимость материалов, полученных машиностроительной организацией по договору мены.

Пример 5

Организация ООО "Орион", изготавливающая контрольно-кассовую технику, заключила договор мены с мебельной фабрикой, в соответствии с которым она передает 10 единиц контрольно-кассовой техники модели ЭКР-2102К, а взамен получает 100 стульев. Договором установлено, что обмениваемое имущество признано равноценным, цена сделки составляет 106200 рублей (в том числе НДС - 16200 рублей).

ООО "Орион" обычно приобретает аналогичные стулья по цене 1062 рубля за штуку (в том числе НДС - 162 рубля), а мебельная фабрика обычно приобретает такую контрольно-кассовую технику по цене 13500 рублей, в том числе НДС - 2060 рублей. Себестоимость единицы готовой продукции у ООО "Орион" составляет 7000 рублей, себестоимость одного стула составляет - 680 рублей.

Обычная цена реализации контрольно-кассовой техники составляет 11800 рублей (в том числе НДС - 1800 рублей), а обычная цена реализации стульев 1121 рубль (в том числе НДС - 171 рубль). Указанные цены соответствуют рыночному уровню цен.

Предположим, что ООО "Орион" первым осуществило поставку своей продукции. Так как договор мены осуществляется с временным разрывом, то в учете ООО "Орион" бухгалтер это отразит следующим образом:

Корреспонденция Сумма, Содержание операции

счетов рублей

Дебет Кредит

45 43 70000 Передана контрольно-кассовая техника

по договору мены (7000 рублей x 10 шт.)

После получения партии стульев от мебельной фабрики ООО "Орион"

на основании п. 6.3 Приказа Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н

"Доходы организации" обязано отразить в бухгалтерском учете

выручку от продажи контрольно-кассовой техники

62 90-1 106200 Отражена выручка от продажи контрольно -

кассовой техники, рассчитанная из

стоимости полученных стульев, согласно

договору мены (1062 рубля x 100 шт.)

Отклонение стоимости, указанной в договоре мены, от рыночной

цены составляет: ((100000 рублей - 90000 рублей): 100000 руб -

лей) x 100% = 10%, что менее 20%, следовательно, начисление НДС

производится исходя из цены сделки

90-3 68 16200 Начислен НДС, причитающийся к уплате

в бюджет с операции по реализации

контрольно-кассовой техники

90-2 45 70000 Списана себестоимость готовой продукции

ООО "Орион"

Теперь бухгалтер ООО "Орион" должен отразить в учете поступление

стульев. Их стоимость рассчитывается, исходя из стоимости пере -

данной взамен продукции, причем стоимость контрольно-кассовой

техники определяется по цене ее обычной реализации

10-9 60 100000 Отражена стоимость стульев, исходя из це -

ны обычной реализации контрольно-кассовой

техники

19 60 16200 Учтен НДС по принятым к учету стульям на

основании счета-фактуры, полученного от

мебельной фабрики

Обратите внимание!

Сумма "входного" НДС по приобретенным стульям, подлежащая выче -

ту, должна быть исчислена, исходя из балансовой стоимости пере -

данной по договору мены продукции (контрольно-кассовой техники)

(70000 рублей x 18% = 12600 рублей).

Основание - п. 2 ст. 172 НК РФ

68 19 12600 Принят к вычету "входной НДС" по получен -

ным стульям

60 62 106200 Произведен зачет задолженностей

60 91-1 10000 Списана разница между стоимостью отгру -

женной собственной продукции и стоимостью

приобретенных стульев

91-2 19 3600 Списана сумма НДС, не подлежащая вычету

Обратите внимание!

До 1 января 2006 г. в своих рекомендациях мы не советовали организациям, желающим обменяться каким-либо имуществом, заключать договоры мены в связи со сложностью отражения таких операций в бухгалтерском учете и особенностями применения вычетов по НДС. В качестве альтернативы мы предлагали схему, согласно которой стороны заключали договоры купли-продажи, предусматривающие оплату денежными средствами с последующим зачетом встречных требований. В этом случае бухгалтерский учет операций, связанных с приобретением МПЗ, осуществлялся в обычном порядке, кроме того, в этом случае можно было поставить всю сумму НДС к вычету.

С 1 января 2006 г. ситуация несколько изменилась. То есть при использовании данной схемы в условиях после 1 января 2006 г. у организации также не будет проблем с определением покупной стоимости полученного имущества. Несмотря на то что в целях гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ взаимозачет больше не признается оплатой (отменен подп. 2 п. 2 ст. 167 НК РФ), ситуация по применению вычета стала несколько проще, ведь с указанной даты для применения вычета по НДС факт оплаты не нужен. То есть, осуществив отгрузку, продавец начислит НДС к уплате, получив имущество от другой стороны и приняв его к учету, - применит вычет. Таким образом, схема заключения договоров купли-продажи с последующим зачетом все так же остается наиболее оптимальным вариантом для организаций, желающих обменяться товарами.

------------------------------------------------------------------

Название документа