Утечка капиталов из России: просчеты ФСФР
(Прокудин А. А.) ("Таможенное дело", 2006, N 2) Текст документаУТЕЧКА КАПИТАЛОВ ИЗ РОССИИ: ПРОСЧЕТЫ ФСФР
А. А. ПРОКУДИН
Прокудин А. А., аспирант кафедры финансового права и бухгалтерского учета Московской государственной юридической академии, ведущий специалист, Отдел внешнего долга Министерства финансов Российской Федерации.
В последние годы вместе с ростом доходов населения наметился рост инвестиций в российскую экономику. Опосредованно этот рост связан и с инвестициями средств населения страны, превысивших размеры необходимых сбережений на жизнь. Граждане вкладывают свои средства в инвестиционные инструменты в основном через банки и инвестиционные фонды. Последние быстро растут, и хотя их число на порядок меньше, чем в странах Запада, в перспективе они должны занять не менее важное место в экономике как средство для инвестирования пенсионных накоплений, а также посредника, снижающего расходы при вложении средств в иностранные активы и драгоценные металлы. Именно второй аспект существования инвестиционных фондов сегодня в России не может развиваться из-за ограничений, налагаемых на размещение активов российских фондов, неудивительным поэтому будет отток капитала за рубеж, где такие ограничения отсутствуют. А теперь обо всем по порядку. Закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" и принятое на его основе Положение о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов <1> содержат три существенных ограничения, налагаемых на активы всех российских инвестиционных фондов, которые не встречаются за рубежом. Во-первых, максимальный размер активов фонда, которые могут быть вложены в иностранные ценные бумаги, составляет не более 20% активов фонда. Это не дает возможности даже фондам денежного рынка вкладывать средства в иностранные облигации, а размещение средств в депозитах иностранных банков и в валютах вообще запрещено. Каким образом человек может купить паи фонда денежного рынка, который разместит его средства под процент в растущую стабильную иностранную валюту? Наше население с 1990-х годов привыкло к размещению средств в валютах других стран, Банк России размещает свои золотовалютные резервы за рубежом, а рядовые граждане, не посещающие регулярно Цюрих, Лондон, Нью-Йорк и Токио, могут только открывать депозиты в российских банках, причем за любую конверсию (обмен) валют с них взыщут около 1 - 1,5% от обмениваемой суммы, тогда как средняя стоимость расходов крупных фондов за рубежом составляет лишь 0,78% в год <2>, при этом фонды облигаций <3> взыскивают в среднем 0,88% в год на обслуживание и вознаграждение управляющего фондом <4>. Единственным выходом для российских граждан является вложение средств в иностранные фонды денежного рынка (возможно, прежде всего кипрские оффшорные фонды), которые не заставят себя долго ждать при повышении спроса в России и откроют здесь свои офисы. Причем их деятельность не будет подпадать под регулирование российской Федеральной службы по финансовым рынкам (далее - ФСФР), а средства "утекут" за рубеж. -------------------------------- <1> Утверждено Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 30 марта 2005 г. N 05-8/пз-н. <2> Investement Company Institute Fact Book 2005, page 27. Обычно расходы фондов денежного рынка намного ниже расходов других фондов, данные по которым приведены здесь. <3> Хотя фонды облигаций и не являются фондами денежного рынка, по составу активов в России и за рубежом они стоят ближе всего к фондам денежного рынка, поэтому данные по их расходам взяты в качестве ориентира для презентации положения фондов денежного рынка. Данных по расходам фондов денежного рынка в статистике развитых стран почти нет. <4> Investement Company Institute Fact Book 2005, page 26.
Вторая проблема, связанная с существующим набором ограничений на размещение активов фондов, заключается в отсутствии механизма хеджирования (страхования) рисков. Инвестиционные фонды отсечены от рынка деривативов <*>, который набирает обороты сегодня. Это делает более рискованными вложения российских граждан и не позволяет уменьшать риски управляющим компаниям, хотя другие финансовые учреждения активно пользуются такой возможностью. Даже управление государственным долгом, как утверждает заместитель директора Департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов Министерства финансов Российской Федерации К. В. Вышковский <**>, сопряжено с использованием деривативов. Почему же ФСФР не считает возможным дать такую возможность инвестиционным фондам? Стоит отметить, что в США одним из самых успешных фондов последних лет стал фонд, проводивший большую часть инвестиций на рынке опционов, т. е. деривативов. Хотя отсутствие возможности проведения операций с деривативами и не отпугивает российских инвесторов, оно ослабляет конкурентные возможности российских фондов по сравнению с западными. -------------------------------- <*> Инструментами страхования финансовых рисков являются прежде всего производные ценные бумаги (инструменты срочных сделок) - деривативы, к которым относятся форварды (в том числе фьючерсы), опционы и свопы. <**> Вышковский К. В. Деривативы как инструмент управления рыночным риском // Банковское дело. 2003. N 6. С. 28 - 30.
Третьим и, возможно, самым неприятным недостатком российского регулирования деятельности инвестиционных фондов является то, что вышеназванные акты не позволяют фондам осуществлять инвестиции в драгоценные металлы и драгоценные камни. На первый взгляд это незначительное упущение, однако более детальный анализ показывает его существенность в этой области. Рынок драгоценных камней является не очень ликвидным, поэтому вложения в них связаны с большими издержками. К тому же государственное регулирование оборота драгоценных камней заставляло долгое время граждан покупать камни только в драгоценностях, а не в "чистом" виде. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", действовавший до 15 июня 2004 г., относил драгоценные металлы и драгоценные камни к валютным ценностям, оборот которых находился под контролем со стороны Банка России. Их нельзя было свободно вывозить из страны после приобретения, операции с валютными ценностями осуществляли уполномоченные банки, они должны были оформлять паспорта сделок при перемещении слитков через границу и т. д. Необходимость оформления специальных документов валютного контроля при совершении сделок с валютными ценностями значительно усложняла операции с ними и делала их очень затратными. Действующий сегодня Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" исключил драгоценные камни и драгоценные металлы из числа валютных ценностей и освободил операции с ними от валютного контроля. Регулирование этого рынка осуществляется сегодня в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Гражданским кодексом Российской Федерации и некоторыми другими актами. Так, экспорт природных алмазов и бриллиантов лицензируется МЭРТом <*>, порядок учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней регулируются соответствующими Правилами <**>, однако на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, они не распространяются. Государственное регулирование в этой области ослабло, но не исчезло целиком. Пересечение таможенной границы без декларирования таких ценностей невозможно. Вложения в достаточно стабильный антиинфляционный инструмент - драгоценные камни остаются сегодня весьма неудобной операцией, так как инвестиционные фонды, которые могли бы сделать этот рынок легкодоступным и ликвидным, не имеют права вкладывать свои активы в них. -------------------------------- <*> См.: Указ Президента РФ от 30 ноября 2002 г. N 1373. <**> См.: Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. N 731.
Не лучше обстоит дело и с драгоценными металлами. Спред <1> по золоту - наиболее ликвидному из драгоценных металлов товару - составляет более 5% <2> у крупнейшего коммерческого банка страны - Сбербанка России. Инвестор теряет при инвестировании в золото 5%! Инвестиционный фонд, который инвестировал бы получаемые средства в драгоценные металлы, быстро уменьшил бы размеры спреда. А золото в последнее время выросло в цене: американские и другие западные инвесторы своими покупками повысили цены на него с 250 - 260 долларов США <3> до 730 долларов за тройскую унцию <4>. Инвестиционный фонд Rydex Precious Metals, компания Central Fund of Canada Ltd. и ряд аналогичных организаций за рубежом сделали этот рынок очень ликвидным, государственное регулирование рынка драгоценных металлов в США в результате было ослаблено. В странах с "тяжелым" государственным регулированием оборота драгоценных металлов банки нередко прибегают к такой уловке: они выпускают сертификаты, подтверждающие право на владение неаллокированным <5> золотом, что снижает издержки по операциям с драгоценными металлами, но создает риск, связанный с возможностью дефолта банка; эти сделки также не подлежат государственному регулированию и не облагаются налогом на операции с драгоценными металлами, существующим в некоторых странах мира. Аналогичная практика получает распространение и в России. Тем не менее ФСФР посчитала и золото слишком рискованным вложением активов инвестиционных фондов, не разрешив инвестировать средства в драгоценные металлы даже фондам особо рисковых (венчурных) инвестиций в России. Итогом такого просчета опять станет утечка средств инвесторов за рубеж. -------------------------------- <1> Разница между ценой покупки и продажи слитков дилером. <2> По данным на 27 мая 2006 г. с сайта www. sbrf. ru. <3> В 1999 г. была зафиксирована минимальна цена на золото за последнее десятилетие. По данным утреннего лондонского фиксинга 21 июля 1999 г. она составила 252,90 дол. США за тройскую унцию (по данным с сайта www. kitco. com/gold. londonfix99.php). <4> Максимальная цена за последнее десятилетие была зафиксирована 12 мая 2006 г., по данным утреннего лондонского фиксинга она составила 725,25 дол. США за тройскую унцию (по данным с сайта www. kitco. com/gold. londonfix. html). <5> Аллокированное золото - конкретные монеты и слитки, находящиеся на хранении в банке, неаллокированное золото - физически не выделенное в хранилище золото в слитках.
В результате рассмотрения действующего Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов можно сделать вывод о явных упущениях ФСФР и излишних ограничениях, налагаемых на размещение активов инвестиционных фондов. Такое положение дел, видимо, является рудиментом советской эпохи, в которую государство излишне заботилось о защите своего народа от финансовых махинаций и рисков, присущих капиталистическим странам. Вместе с тем стоит отметить, что так поощряемые ФСФР вложения в государственные ценные бумаги являются высокорисковыми с точки зрения возможности объявления дефолта по ним - право, которым государство пользовалось неоднократно <*>, в отличие от драгоценных металлов и драгоценных камней, а также валют развитых стран Запада. Деривативы также необходимы для деятельности инвестиционных фондов с целью управления рисками - направления, которое активно развивается пока в страховых компаниях и банковском секторе. -------------------------------- <*> В последний раз дефолт произошел 17 августа 1998 г., когда было принято Постановление Правительства Российской Федерации N 980, утвердившее принудительную новацию государственного внутреннего долга, представленного облигациями ГКО и ОФЗ. Оно было признано, по сути, незаконным Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 декабря 2002 г. N 4174/00, N 8446/01 и N 488/01.
------------------------------------------------------------------
Название документа