Типичные ошибки начинающего предпринимателя

(Сытова Е. В.)

("Налоги" (газета), 2010, N 4)

Текст документа

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Е. В. СЫТОВА

Сытова Е. В., соискатель кафедры экономики Всероссийской государственной налоговой академии.

Начинающие предприниматели часто совершают одни и те же ошибки. В принципе, такие же просчеты могут совершать не только начинающие предприниматели. Во многом ошибки, о которых пойдет речь, влияют на налогообложение, взаимоотношения с клиентами, выживаемость нового бизнеса.

Ошибки в выборе системы налогообложения

Над выбором системы налогообложения следует подумать до момента регистрации компании, при составлении бизнес-плана и предварительных расчетов показателей бизнеса. От этого могут зависеть и дальнейшие управленческие шаги, и налоговая нагрузка предприятия. Ведь последствия ошибки могут дорого стоить - сумма налогов в бюджет в случае неправильного решения может оказаться настолько высокой, что проще и дешевле будет зарегистрировать новую компанию. Если основная масса клиентов компании является физическими лицами, то удобнее применять упрощенную систему налогообложения. Если же подавляющее большинство клиентов - юридические лица, которым важно "поставить" НДС к зачету, то нужно работать на общем режиме налогообложения. В некоторых случаях, например при одновременной торговле товарами (работами или услугами), облагаемыми и не облагаемыми НДС, когда доля операций, не облагаемых НДС, составляет достаточно большой объем в общей массе, лучшим выходом может стать регистрация двух компаний. Одной - с применением общей системы налогообложения, которая будет реализовывать товары с НДС. И второй - на "упрощенке", которая будет заниматься реализацией необлагаемых товаров, так как НДС нет. В этом случае можно избежать проблем с ведением раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС операций, а также снизить общую налоговую нагрузку. Да и ставка единого налога (6% или 15%) значительно меньше текущей ставки налога на прибыль.

Также тщательно следует подходить и к выбору объекта налогообложения при применении УСН. Ведь в соответствии с п. 2 ст. 346.14 НК РФ изменить его можно будет только через год.

Кроме собственно единого налога по ставке 6% или 15% на УСН, стоит еще учитывать разницу в трудоемкости ведения учета на двух системах и в потенциальной возможности налоговых органов спорить с налогоплательщиком и доначислять налоги. В связи с тем что на УСН 15% налоговая база уменьшается на величину произведенных расходов, налоговые органы будут оспаривать расходы, если они не соответствуют требованиям налогового законодательства. Перечень расходов, принимаемых для целей исчисления единого налога и поименованных в ст. 346.16 Налогового кодекса, является закрытым. В связи с чем необходимо рассмотреть состав своих расходов и оценить, могут ли они быть учтены в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу.

Кроме собственных расчетов, стоит еще посмотреть на то, какую систему налогообложения используют предполагаемые конкуренты на том рынке, на котором собирается работать вновь созданная компания. Может оказаться, что несмотря на то, что большинство клиентов на этом рынке юридические лица (т. е. им вроде бы важен НДС), большинство участников работают на упрощенной системе налогообложения. В этом случае клиенты могут быть привычными к тому, что данный товар/услуга поставляется без НДС. С другой стороны, может оказаться, что использование основной системы налогообложения и возможность для клиента зачесть НДС станет конкурентным преимуществом новичка.

Расчетный счет открыт, но сообщение в налоговую инспекцию

не подано

Типичная ситуация: организация открыла расчетный счет, начались деятельность, движение денежных средств. А потом вдруг приходит требование об уплате штрафа за налоговые правонарушения. С момента открытия расчетного счета налогоплательщик обязан сообщить об этом факте в налоговый орган в течение 7 дней. Сообщение подается по установленной форме.

В случае нарушения ст. 118 НК РФ предусмотрен штраф в сумме 5000 руб. Следует иметь в виду, что данное требование распространяется на каждый открытый расчетный или валютный счет, а ведь бывает необходимость открыть несколько счетов. Кроме того, сообщать в инспекцию нужно и в случае закрытия счета.

Компания зарегистрирована, но отчетность не сдана

Самая распространенная ситуация - несдача отчетности в налоговые органы и фонды. Начинающие предприниматели либо просто забывают, либо не знают, что, куда и в какие сроки нужно сдавать.

Независимо от того, в какой момент получено свидетельство о регистрации, даже если в последний день квартала, организация обязана предоставить налоговую и бухгалтерскую отчетность в том объеме и в те сроки, которые предусмотрены текущим законодательством РФ. Исключение составляют случаи, когда компания зарегистрирована в четвертом квартале, т. е. в период с октября по декабрь. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первую бухгалтерскую отчетность компания, созданная после 1 октября, будет сдавать с момента создания по первый квартал следующего года. А первую налоговую в соответствии со ст. 55 НК РФ организация, созданная с 1 декабря по 31 декабря, за период с момента создания по конец календарного года, следующего за годом создания. Если же по какому-либо налогу установлен налоговый период, равный месяцу или кварталу, то сроки сдачи первой отчетности по ним будут отличаться друг от друга.

Начинающему предпринимателю нужно помнить, что в состав бухгалтерской отчетности входят бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним, аудиторское заключение и пояснительная записка. Для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)" предусмотрен упрощенный порядок формирования бухгалтерской отчетности.

Следует помнить, что отсутствие деятельности не освобождает от обязанности по представлению налоговой отчетности. Те компании, чьи руководители забыли об этом, в соответствии со ст. 119 НК РФ заплатят штраф, как минимум он составляет 100 руб. за "нулевую" декларацию.

Если не сдана расчетная ведомость в Фонд социального страхования, то придется уплатить штраф в сумме 1000 руб., при повторном нарушении срока сдачи в течение одного календарного года сумма штрафа возрастает до 5000 руб. Кроме того, необходимо сдавать отчетность в органы государственного статистического наблюдения, а также в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования, за непредставление отчетности в которые предусматривается ответственность в соответствии с КоАП РФ. А за несданную декларацию в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации налоговым органом может быть принято решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Дивиденды и отсутствие бухгалтерского учета на "упрощенке"

Если владельцы бизнеса собираются распределять прибыль и выплачивать дивиденды, бухгалтерский учет придется вести. В соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" чистая прибыль общества, которая подлежит распределению между участниками (акционерами), определяется по данным бухгалтерского учета, несмотря на то, что в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ предприятия, перешедшие на УСН, освобождены от ведения бухгалтерского учета (за исключением операций с основными средствами и нематериальными активами). При этом следует помнить, что бухгалтерский учет нельзя начать вести, например, через год с момента начала хозяйственной деятельности.

Осуществление предпринимательской деятельности

без лицензии (разрешения)

Выбирая, чем будет заниматься вновь созданная компания, следует помнить, что существуют виды деятельности, подлежащие лицензированию. Часть из них перечислена в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Другие регулируются федеральными законами в отношении самого вида деятельности, например Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" или Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" и так далее.

Чем может грозить осуществление таких операций без должных документов? В соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ за ведение деятельности без специального разрешения (лицензии) юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму от сорока до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья, а также возможно административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Извлечение дохода в особо крупном размере (один миллион рублей) при осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, наказывается штрафом до пятисот тысяч рублей или лишением свободы на срок до 5 лет.

Для некоторых видов деятельности лицензия может быть заменена какими-то другими требованиями, например членством в саморегулируемой организации (СРО). Например, для ведения деятельности в области строительства или проектирования с 1 января 2010 г. требуется членство в СРО. Причем стоит учитывать, что это не только строительство крупных объектов, квартирный ремонт или прокладка компьютерных сетей также подпадают под эти требования.

Нарушение порядка ведения кассовых операций и работа

без применения контрольно-кассовой техники (ККТ)

Если организация не переведена на уплату ЕНВД (с июля 2009 г. таким налогоплательщикам разрешено не применять ККТ), то при наличных расчетах за товары, работы или услуги необходимо применять кассовый аппарат, зарегистрированный в налоговом органе, и выдавать покупателям кассовые чеки. Такие правила установлены в РФ при работе с наличными денежными средствами Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", в том числе и для компаний, применяющих УСН. Если организация занимается оказанием услуг населению, то возможно использование бланков строгой отчетности (БСО) вместо кассового аппарата. Однако следует помнить, что к порядку оформления, выдачи, хранения, учета и списания бланков строгой отчетности предъявляются жесткие требования.

За нарушение порядка осуществления наличных денежных расчетов можно получить административный штраф в размере от четырех до пяти тысяч рублей на должностное лицо организации, и от сорока до пятидесяти тысяч рублей - на юридических лиц (ст. 15.1 КоАП РФ). Необходимо правильно оформлять все документы - отчеты кассира за день, вести книгу кассира-операциониста и кассовую книгу, бережно хранить Z-отчеты.

Наличная выручка должна сдаваться в банк - ее нельзя хранить в кассе предприятия свыше сумм установленного банком лимита. Направление расходования выручки также согласуется с банком. Эти требования установлены Порядком ведения кассовых операций в РФ (утв. решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. N 40). Просто так потратить наличные также нельзя - всегда должны быть оправдательные документы. Командировочные расходы, покупка хозтоваров, представительские расходы - все нужно оформлять должным образом и составлять авансовые отчеты.

Часто начинающие владельцы бизнеса воспринимают средства компании как свои собственные, ошибочно полагая, что, владея организацией, можно свободно распоряжаться всей ее наличностью. Последствия таких суждений бывают весьма печальными. Периодически обслуживающий банк требует у всех своих клиентов документы для проверки соблюдения кассовой дисциплины. Если же организацией документы не представлены, банк обязан сообщить об этом и в налоговый орган, и в финмониторинг, если сумма средств, за которую организация не отчиталась, превысит шестьсот тысяч рублей. И даже если сумма будет меньше, банк имеет право сообщать о подозрительных операциях.

Существует также ограничение на предельный размер взаиморасчетов наличными деньгами между юридическими лицами и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Согласно указанию ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У расчеты наличными деньгами в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем сто тысяч рублей.

Халатное отношение к оформлению, сбору и хранению

документов

Статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Эти же документы служат первичными документами для ведения налогового учета, правила ведения которого устанавливаются Налоговым кодексом.

Отсутствие так называемых корпоративных (юридических) документов, неправильное оформление или отсутствие первичных учетных документов, несоблюдение хронологии оформления совершаемых хозяйственных операций - все это может повлечь за собой большие неприятности.

Во-первых, сложности в отношениях между учредителями. Нет надлежащим образом оформленных документов - нет возможности разобраться в финансовом положении фирмы. Во-вторых, увеличение налоговой базы и сумм налогов к уплате в бюджет. Ведь если входящие документы от поставщиков оформлены неправильно, такие расходы нельзя учитывать при исчислении единого налога при УСН или налога на прибыль. При некорректно оформленном входящем счете-фактуре также нельзя принять НДС к вычету. В-третьих, проблемы с контрагентами. Если наименование товара в приходных и расходных документах не соответствует действительности, придется доказывать, что продан именно тот товар, который был ранее приобретен, и т. д. Причем это касается не только внешних документов, полученных от поставщиков либо выданных покупателям и заказчикам, но также внутренних учетных бухгалтерских и иных документов - по учету материалов, основных средств, нематериальных активов. Наиболее часто допускаются ошибки при оформлении документов по учету заработной платы и движению кадров. Небрежное отношение к кадровым документам может привести к проблемам в отношениях с наемными работниками, а впоследствии - с Пенсионным фондом и другими государственными органами. Согласно требованиям Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" такого рода документы должны храниться в течение всего срока существования организации, но не менее 75 лет, а в случае ликвидации организации передаваться в государственные или муниципальные архивы.

Принимаясь за собственное дело, начинающий предприниматель должен помнить, что он теперь не наемный работник, а владелец бизнеса, его руководитель и должностное лицо, поэтому решать вопросы, связанные с деятельностью компании, - его обязанность. И для того чтобы бизнес был успешным, лучше заранее получить информацию, проконсультироваться со специалистами, чем потом тратить время и силы на решение проблем, которых вполне можно было избежать.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

3. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп.).

4. ИА BISHELP (Помощь бизнесу).

5. Самохвалова Ю. Кассовые операции при УСН // Малая бухгалтерия. 2008. N 4, май - июнь.

6. Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2009, август. N 8.

7. Денисова М. О. Применение УСНО не освобождает от ведения бухгалтерского учета // Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009, июль. N 7.

------------------------------------------------------------------

Название документа