Китайская модель правового регулирования рекламы
(Минбалеев А. В.) ("Реклама и право", 2009, N 2) Текст документаКИТАЙСКАЯ МОДЕЛЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ
А. В. МИНБАЛЕЕВ
Минбалеев А. В., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры предпринимательского и коммерческого права ЮУрГУ.
В Китайской Народной Республике с 1 февраля 1995 г. действует Закон "О рекламе", принятый для стандартизации рекламной деятельности, стимулирования здорового развития рекламы, защиты законных интересов потребителей, охраны порядка и полного раскрытия активной роли рекламы в сфере социалистической рыночной экономики. Как и российский Закон, он имеет приоритет при регулировании рекламных отношений перед другими законами. По своей структуре Закон устанавливает ряд общих требований и стандартов, а также специальные требования к отдельным видам рекламируемых товаров. При этом специальных норм не так много, поскольку в отношении многих объектов рекламирования устанавливается обязательная процедура предварительной проверки рекламных объявлений. К общим требованиям к рекламным объявлениям относятся следующие: 1. Реклама должна быть правдивой и законной, соответствовать требованиям социалистической духовной культуры (ст. 3). 2. Реклама не должна содержать ложные сведения, обманывать и вводить в заблуждение потребителей (ст. 4). 3. Рекламодатель, рекламный работник, распространитель рекламы, занимаясь рекламной деятельностью, должны соблюдать законы, распоряжения властей, руководствоваться принципами доверия и справедливости (ст. 5). К общим стандартам рекламной деятельности Закон Китайской Народной Республики "О рекламе" относит следующие правила: 1. Содержание рекламы должно служить духовному и физическому оздоровлению народа, способствовать повышению качества товаров и услуг, защищать законные интересы потребителей, придерживаться общественной и профессиональной этики, охранять престиж и интересы государства. В рекламе не должно быть нижеследующих проявлений: - использования знамени Китайской Народной Республики, государственного герба и гимна; - использования наименований государственных учреждений, а также имен их работников; - использования формулировок государственных идей, цитат, высоких, прекрасных и других подобных выражений; - угрозы общественной стабильности, безопасности личности, ущерба общественным интересам; - препятствования общественному порядку, искажения добрых общественных нравов; - непристойностей, суеверий, содержания, разжигающего терроризм, насилие, прославляющего уродливые стороны жизни; - дискриминации по национальному, расовому, религиозному, половому признаку; - препятствования охране окружающей среды и природных ресурсов; - иных проявлений, находящихся под запретом законодательства (ст. 8). 2. Реклама не должна причинять ущерб духовному и физическому здоровью инвалидов и несовершеннолетних (ст. 8). 3. Содержащиеся в рекламе сведения о товаре (его характеристики, место происхождения, назначение, качество, цена, изготовитель, срок годности, гарантии) или сведения об обслуживании (его видах, качестве, цене, гарантиях) должны быть разборчивыми и понятными. Если в рекламе утверждается, что продажа товара, предоставление услуги сопровождаются выдачей приза, то должны быть указаны ассортимент подарков и их качество (ст. 9). 4. При использовании в рекламе цифровых данных, статистических материалов, результатов опросов, отрывков из текстов, цитат необходимо соблюдать их подлинность, правильность, а также указать их первоисточник (ст. 10). 5. Если в рекламе затрагивается лицензия на продукт или говорится о лицензировании, нужно указать номер лицензии и вид лицензирования. О том, на что нет лицензии, не следует с обманом говорить как о лицензированном. Запрещается использовать в рекламе не прошедшее рассмотрение заявление о лицензировании, равно как и лицензии с истекшим сроком действия, аннулированные и недействующие (ст. 11). 6. Реклама не должна умалять качества товаров и услуг других предприятий (ст. 12). 7. Реклама должна иметь легко узнаваемые признаки, на основании которых потребитель мог бы ее распознавать. Средствам массовой информации не следует подавать рекламу в виде репортажа о новостях. Реклама, распространяющаяся в СМИ, должна иметь специальную пометку и отличаться от другой информации нерекламного характера, чтобы не быть ложно понятой потребителем (ст. 13). Законом запрещаются разработка, изготовление и публикация рекламы товаров и услуг, запрещенных к производству, продаже или оказанию; а также товаров или услуг, реклама которых запрещена согласно закону или административным положениям (ст. 31). Кроме того, специально устанавливается, что не рекламируются наркотические, психотропные, токсичные, радиоактивные и другие опасные препараты (ст. 16) <1>. -------------------------------- <1> См.: Закон Китайской Народной Республики "О рекламе" // Законодательство и практика масс-медиа. 2008. Вып. 1; URL: http://www. medialaw. ru/publications/zip/161/1.php.
С 1 августа 2006 г. в Китае распоряжением Государственного управления по делам радиовещания, кинематографии и телевидения КНР был введен запрет на рекламу медицинских препаратов на телевидении и радио. "Некоторые рекламные ролики значительно преувеличивают эффективность медицинских препаратов и оборудования. К рекламе привлекаются так называемые счастливые пациенты, якобы избавившиеся с помощью данной продукции от хронических заболеваний. Все это вводит в заблуждение потенциальных покупателей и причиняет ущерб их законным интересам", - отмечалось в распоряжении Госуправления. На китайском телевидении до этого практически круглые сутки демонстрируются ролики, рекламирующие "чудодейственные" лекарства, например средства для похудения, с помощью которых якобы можно сбросить минимум 10 килограммов за несколько дней <2>. -------------------------------- <2> См.: В Китае будет запрещена реклама лекарств // URL: http://www. medportal. ru/mednovosti/news/2006/07/20/pills/.
Специальные стандарты устанавливаются в отношении рекламы медикаментов, медицинского оборудования; агрохимических препаратов; продуктов питания, напитков, косметических средств (ст. 14 - 17, 19). Особо запрещено использовать радио, кино, телевидение, газеты, периодические издания для рекламы табакокурения. Запрещена реклама табака в различного рода залах ожидания, кино и драмтеатрах, залах собраний, спортзалах, стадионах и других общественных местах и сооружениях. Реклама табака должна снабжаться пометкой "Курение вредит здоровью". С 2007 г. действует запрет на рекламу табакокурения в общественном транспорте. К сожалению, ограничение рекламы табакокурения не оказывает должного эффекта. Нередко человека с сигаретой можно увидеть даже в больничной палате. Китайский рынок производства и потребления табака постоянно и стабильно растет, что вызывает серьезное беспокойство у международных медицинских организаций. По данным ВОЗ, если ситуация не изменится, то к 2020 г. от болезней, вызываемых курением, погибнут 2,2 млн. жителей страны. В связи с подобными цифрами Китай собирается запретить всю рекламу табачных изделий к 2011 г. <3>. -------------------------------- <3> См.: Китай собирается запретить рекламу сигарет к 2011 году // URL: http://www. medicinform. net/news/news4468.php.
Контроль за рекламной деятельностью в Китае осуществляют народные правительства, начиная с уровня уезда и выше, административно-хозяйственные ведомства. Единый специальный орган по контролю за рекламой в Китае отсутствует. Так, Государственное управление по делам радиовещания, кинематографии и телевидения КНР контролирует и курирует теле - и радиовещателей. В отношении рекламной деятельности как вида предпринимательства государством устанавливается ряд ограничений. Так, любое лицо, намеренное учредить рекламное агентство, должно иметь в своем распоряжении специалистов, технический персонал и производственное оборудование, также, прежде чем получить право на занятие рекламной деятельностью, пройти регистрационные процедуры. Рекламная деятельность радиостанций, телевизионных станций, газет и периодических изданий должна проводиться отделами, специализирующимися в сфере рекламы; регистрация их рекламного бизнеса проводится в соответствии с законом. Рекламный агент или издатель должен в соответствии с законом и существующими административными положениями проверять соответствующие подтверждающие документы и контролировать содержание рекламы. В случае если рекламное объявление содержит недостоверную информацию или не подкрепляется полным набором документов, рекламный агент не имеет права заниматься разработкой рекламы, ее производством или оказывать агентские услуги, а издатель не имеет права публикации такого рекламного объявления. Также рекламный агент или издатель должен в соответствии с действующими государственными положениями разработать и усовершенствовать систему регистрации, проверки, контроля и оперативного учета в своем рекламном деле. Законом запрещается и завышение тарифных расценок за оказание рекламных услуг. Цены оказания рекламных услуг должны быть известны общественности, о них сообщается в органы, ведающие вопросами ценообразования и в торгово-промышленные административные отделы. Рекламный агент или издатель рекламы должен обнародовать свои расценки стоимости рекламных услуг. На очень высоком уровне в Китае находится наружная реклама. По материалам The Wall Street Journal Online, в 2004 г. официально насчитывалось порядка 80 тыс. рекламных фирм, занимающихся наружной рекламой <4>. В регулировании наружной рекламы в Китае установлены требования, во многом аналогичные российским. В частности, запрещается размещение наружной рекламы в случае, если эта наружная реклама: -------------------------------- <4> См.: Tom Group и Clear Media - титаны наружной рекламы Китая / Пер. Е. Ендягиной // URL: http://www. media-online. ru/index. php3?id=2457.
1. Использует средства обеспечения безопасности уличного движения либо дорожные знаки и указатели. 2. Затрудняет работу общественного транспорта, средств обеспечения безопасности уличного движения либо использование дорожных знаков и указателей. 3. Мешает производственной деятельности, либо мешает людям или портит внешний вид городов, либо ухудшает экологическую обстановку. 4. Располагается в зоне деятельности государственных органов, учреждений по защите культурного наследия или исторических мест или культурно-спортивных учреждений. 5. Располагается в районах, где размещение наружной рекламы запрещено местной администрацией на уровне уезда и выше. Местная администрация на уровне уезда и выше создает соответствующие отделы, такие, как отдел надзора и контроля рекламы, отдел городского планирования, защиты окружающей среды и общественной безопасности, с тем, чтобы разработать планы по размещению наружной рекламы и меры контроля. Рекламные объявления таких товаров, как фармацевтические препараты, медицинские инструменты и оборудование, сельскохозяйственные пестициды или ветеринарные снадобья, которые рекламируются на радиостанциях, в кинокартинах, телевизионных программах, газетах, периодике и других СМИ, а также другие рекламные объявления, которые согласно закону и административным положениям должны пройти проверку, подлежат обязательной проверке с точки зрения содержания в административных учреждениях (органах по проверке рекламных объявлений). В случае если такая проверка не проводится, объявление не публикуется. Если рекламодатель обращается с просьбой проверить его рекламное объявление, то ему в соответствии с законом или административными положениями надлежит представить в орган по проверке рекламных объявлений соответствующие подтверждающие документы. Орган по проверке рекламных объявлений должен в соответствии с законом и административными положениями, проверив рекламное объявление, вынести по нему свое решение. Требования по проверке рекламных объявлений были эффективны в девяностые годы. С активным развитием в Китае интернет-рекламы данные требования в отношении ее зачастую не исполняются, особенно если реклама размещается иностранными лицами. Достаточно детально в китайском законодательстве закреплены санкции за нарушение норм о рекламе. Так, если в нарушение положений закона, в рекламном объявлении помещается ложная информация, касающаяся товаров или услуг, то надзорно-контрольный орган, отвечающий за рекламу, приказывает рекламодателю прекратить публикацию рекламных объявлений и использовать сумму, равную полученной плате за рекламу, для публичных опровержений в районах распространения ложной информации, с тем чтобы устранить негативные последствия, и этот же орган налагает на рекламодателя штраф в сумме не ниже полученной за рекламу платы, но не превышающей эту сумму более чем в 5 раз; у рекламного агента и издателя, отвечающих за выход в свет такого рекламного объявления, конфискуется полученная плата, и на них налагается штраф в сумме не меньше полученной за рекламу платы, но не превышающей эту сумму более чем в 5 раз; если случай представляется серьезным, то рекламная деятельность таких нарушителей должна быть приостановлена в соответствии с законом; если в деле имеется состав преступления, то в соответствии с законом против нарушителей проводится уголовное расследование. В случае если в нарушение положений Закона КНР "О рекламе" рекламные объявления, содержащие ложную информацию, публиковались для того, чтобы обмануть потребителей и ввести их в заблуждение, ущемляя, таким образом, законные интересы потребителей, купивших товар и воспользовавшихся услугой, то рекламодатель в соответствии с законом несет за это гражданскую ответственность; если рекламный агент или издатель, точно знающий или обязанный знать, что информация, содержащаяся в рекламе, является ложной, тем не менее продолжает разрабатывать, изготовлять и публиковать рекламные объявления, то он в соответствии с законом несет за это общую с рекламодателем и отдельную ответственность. В случае нарушения отдельных норм китайского Закона надзорно-контрольный орган, отвечающий за рекламу, приказывает рекламодателю, рекламному агенту и издателю прекратить публикацию объявления, конфискует полученную за рекламу плату и налагает на них штраф в сумме не ниже, чем плата, полученная за рекламу, но не превышающей эту сумму в 5 раз, или штраф не ниже 1000 юаней и не больше 10 000 юаней. В случае если рекламодатель представляет фальшивые разрешительные документы, надзорно-контрольный орган, отвечающий за рекламу, налагает на него штраф в сумме не менее 10 000 юаней и не более 100 000 юаней. Если кто-либо подделывает, изменяет или передает документ о проверке рекламного объявления, то надзорно-контрольный орган, отвечающий за рекламу, конфискует у такого лица незаконно полученную прибыль и налагает штраф в сумме не менее 10 000 юаней и не более 100 000 юаней. Если в деле присутствует состав преступления, то согласно Закону против нарушителя проводится уголовное расследование. Согласно Закону КНР "О рекламе" гражданская ответственность для рекламодателя, рекламного агента или издателя наступает в случае, если он совершает одно из действий в нарушение положений данного Закона, а именно: 1) выпускает рекламное объявление, из-за которого наступает ухудшение физического здоровья и умственного состояния несовершеннолетнего либо инвалида; 2) выдает себя в качестве собственника чужого патента; 3) принижает качество товаров или услуг других производителей или торговцев; 4) использует имя либо образ другого лица без разрешения; 5) совершает другие действия, нарушающие законные гражданские права и интересы других лиц. В том случае, если сторона не согласна с решением относительно наложенных на нее административных санкций, эта сторона имеет право в течение 15 дней от даты получения уведомления о наложенном наказании обратиться с апелляцией в орган, стоящий на один уровень выше органа, принявшего решение о наказании, также данная сторона может в течение 15 дней от даты получения уведомления о наложенном наказании подать иск в народный суд. Орган по повторному рассмотрению должен в течение 60 дней после получения апелляции принять решение о повторном рассмотрении. Если сторона не согласна с решением, принятым на повторном рассмотрении, то эта сторона может в течение 15 дней после получения решения, принятого на повторном рассмотрении, подать иск в народный суд. Если орган по повторному рассмотрению не может принять решение в течение времени, отведенного под повторное рассмотрение, то заинтересованная сторона может в течение 15 дней со дня истечения времени, отведенного для повторного рассмотрения, подать иск в народный суд. Если сторона не обратилась с апелляцией о повторном рассмотрении и не обратилась в суд в течение положенного времени и не согласилась с решением о наказании, то орган, вынесший решение о наказании может обратиться в народный суд для того, чтобы добиться исполнения принятого решения <5>. -------------------------------- <5> См.: Закон Китайской Народной Республики "О рекламе" // Законодательство и практика масс-медиа. 2008. Вып. 1; URL: http://www. medialaw. ru/publications/zip/161/1.php.
------------------------------------------------------------------
Название документа