Жилищные права приемных детей

(Доржиева С. В.) ("Семейное и жилищное право", 2010, N 4) Текст документа

ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ <*>

С. В. ДОРЖИЕВА

Доржиева Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Бурятского государственного университета.

Данная статья предлагает анализ судебной практики и обзор законодательства, регулирующего жилищные права приемных детей.

Ключевые слова: жилищные права приемных детей, приемные родители, органы опеки и попечительства, договор о приемной семье.

The article proposes analysis of judicial practice and review of legislation regulating housing rights of adopted children.

Key words: housing rights of adopted children, adopted parents, agencies of trusteeship and guardianship, contract of foster family.

В ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Однако, несмотря на принимаемые на разных уровнях меры по решению "квартирного вопроса" в Российской Федерации, последний остается одним из наиболее актуальных, а особенно для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку с ним, во-первых, связана реализация права жить и воспитываться в семье, а во-вторых, наличие своего жилья является важной гарантией социальной адаптации данной категории детей в самостоятельной жизни. С учетом такой ситуации хотелось бы остановиться на некоторых жилищных правах приемных детей как наиболее динамично развивающейся форме семейного устройства детей. Так, приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором (ст. 153 СК РФ). Опекун несовершеннолетнего во всех случаях является лицом, не только управомоченным представлять права и интересы ребенка, но и обязанным это делать <1>. -------------------------------- <1> См.: Шерстнева Н. С. Опека и попечительство как форма воспитания несовершеннолетних // Семейное и жилищное право. 2007. N 2. С. 27.

Раздельное проживание попечителя с подопечным возможно только по достижении последним шестнадцати лет, с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Предпосылками для этого могут стать учеба или работа подопечного вне места жительства попечителя <2>. Совместное проживание приемных родителей и детей связано с необходимостью постоянного процесса воспитания подопечных, контроля за обучением и, как указано в п. 3 ст. 36 ГК РФ, заботы о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защиты прав и интересов. По общему правилу приемные дети должны проживать в жилом помещении приемных родителей, однако в особых случаях, когда это соответствует интересам приемных детей, с согласия органов опеки и попечительства, возможно их проживание в своей квартире или доме совместно с приемными родителями. Например, если сложились неприязненные отношения с другими членами семьи приемного родителя или жилое помещение приемного родителя расположено далеко от образовательного учреждения, в котором обучается ребенок, и смена учебного заведения нежелательна. В таком случае приемный родитель должен за счет собственных средств вносить за себя плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а также принимать меры по содержанию жилья (производить текущий ремонт). Данное условие необходимо включать в договор о приемной семье. С учетом того что договор о приемной семье носит срочный характер, у приемных детей и приемных родителей по отношению друг к другу не возникает правового положения членов семьи собственника или нанимателя жилого помещения, который закреплен в ст. 31, 69 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), и соответственно не возникает таких правовых последствий, как сохранение права пользования жилым помещением после прекращения договора о приемной семье. -------------------------------- <2> См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева. М., 2008. С. 167.

Противоположная ситуация возникает в жилищных правоотношениях между приемным ребенком, его кровными родителями и другими родственниками, с которыми он проживал до изъятия из родной семьи. Так, орган опеки и попечительства, в течение трех дней со дня получения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей либо в других случаях отсутствия родительского попечения, обязан обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве (ст. 121, 122 СК РФ), в том числе принять меры по закреплению жилья. В дальнейшем, вне зависимости от формы устройства детей, их законные представители в случае, когда несовершеннолетние остались проживать в жилом помещении одни, обязаны в трехмесячный срок с момента устройства ребенка оформить договор передачи жилого помещения в собственность ребенка (приватизировать <3>) и в случае длительного отсутствия там несовершеннолетнего принять меры для его использования в интересах ребенка <4>. -------------------------------- <3> См.: ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изм. на 11.06.2008) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 11 июля 1991 г. N 28. Ст. 959. <4> См.: письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июня 1999 г. N 244/26-5 "О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних" // Вестник образования. 1999. N 8.

Наряду с приемными родителями и органами опеки и попечительства правомочиями по защите прав приемных детей обладает и прокурор, при этом ст. 45 ГПК РФ <5> теперь по-иному регулирует участие прокурора в делах этой категории. Если в 2005 г. обращение прокурора в суд в интересах несовершеннолетнего, находящегося под опекой, в силу ст. 45 и 131 ГПК РФ было признано возможным лишь в случае, если в заявлении содержится обоснование невозможности предъявления данного иска опекуном <6>, то в 2009 г. Верховный Суд РФ пришел к выводу, что в силу действующего законодательства право прокурора на обращение в суд в интересах силу действующего законодательства право прокурора на обращение в суд в интересах несовершеннолетнего гражданина не зависит от наличия либо отсутствия у ребенка законного представителя, обладающего правом на такое обращение, но не использующего его, но не использующего его <7>. -------------------------------- <5> См.: Федеральный закон от 5 апреля 2009 г. N 43-ФЗ "О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 14. Ст. 1578. <6> См.: Определение судьи Верховного Суда РФ от 27 июня 2005 г. N 58-впр05-76 // БВС РФ. 2006. N 3. <7> См.: Определение по делу N 75-Впр08-39. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 1-й квартал 2009 г. // БВС РФ. 2009. N 9.

К сожалению, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, далеко не всегда имеют закрепленные за ними жилые помещения, и тем более в собственности. В этом случае нужно иметь в виду, что если ранее правильной признавалась позиция судов, которые, разрешая дела по искам о предоставлении данным детям жилья, надлежащим ответчиком признавали органы местного самоуправления, несмотря на их доводы о том, что указанная категория лиц должна обеспечиваться жильем органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, но за счет средств субъекта РФ <8>, то 5 февраля 2009 г. Конституционный Суд РФ определил, что абзац второй п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <9> в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями <10>. То есть в том числе и с передачей необходимых для осуществления государственных полномочий, материальных и финансовых средств (ст. 132 Конституции РФ, ст. 86 Бюджетного кодекса РФ), в противном случае полномочия будут явно невыполнимыми, даже несмотря на судебные решения. Что говорить о финансах муниципальных образований, если, по сведениям Генеральной прокуратуры РФ, объемы денежных средств субъектов Российской Федерации с учетом субсидий из федерального бюджета не позволяют в полной мере реализовать жилищные права указанных лиц. Более того, в бюджетах, например, республик Ингушетия, Марий Эл, Забайкальского края, Чукотского автономного округа средства на эти цели вообще не предусмотрены <11>. В связи с этим вызывает интерес предложение большинства субъектов Российской Федерации о создании единой федеральной программы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также о разработке единых федеральных стандартов предоставляемого государством жилья <12>. По нашему мнению, реализация данного предложения действительно явилась бы гарантией решения жилищных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей независимо от того, в каком регионе они проживают, в экономически развитом или дотационном. -------------------------------- <8> См.: Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // БВС РФ. 2008. N 10. <9> См.: Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880. <10> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 г. N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2009. N 5. <11> См.: Органы прокуратуры РФ принимают меры к исправлению ситуации, связанной с непредоставлением в срок жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ: www. genproc. gov. ru. <12> См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2007 г. // Российская газета. 2008. 14 марта.

Следует отметить, что определенную сложность для защиты прав приемных детей представляет и многообразие нормативных актов, которыми нужно руководствоваться приемным родителям, прежде чем разобраться в сути правового регулирования жилищных отношений с участием их подопечных. В связи с этим полагаем целесообразным дополнить п. 2 Правил осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства... <13> и закрепить профессиональное сопровождение приемных семей, в том числе и юридическое, на весь срок договора о приемной семье, а не только на этапе ее создания. Полагаем, что приемным родителям будет проще получить консультацию у специалистов, с которыми они знакомы с первых шагов создания приемной семьи, а уже в случае необходимости обратиться за помощью в органы опеки и попечительства, прокуратуру. -------------------------------- <13> См.: Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" // СЗ РФ. 2009. N 21. Ст. 2581.

Название документа