Правовое регулирование отношений по размещению наружной рекламы

(Свит Ю. П.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2009, N 10) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ

Ю. П. СВИТ

Свит Юлия Павловна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.

В соответствии с Законом о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Как справедливо отмечается в теории, рекламу не следует отождествлять с информацией. Суть рекламы заключается в представлении объекта рекламирования, направленном на установление предварительных контактов с потенциальными контрагентами в целях извещения их о себе и своей деятельности <1>. Поэтому регулирование отношений, связанных с рекламой, направлено на установление определенных требований и ограничений, касающихся не только рекламной информации, но и способов ее доведения до третьих лиц. -------------------------------- <1> См.: Свиридова Е. А. Реклама как индивидуализирующее творческое представление: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: МИЭП, 2007. С. 10 - 11.

Одним из способов распространения рекламы является размещение на щитах, стендах, строительных сетках, перетяжках, электронных табло, воздушных шарах, аэростатах и иных технических средствах стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта. Такой способ распространения рекламы относится к наружной рекламе, а объекты, на которых такая реклама размещается, именуются рекламными конструкциями. Поскольку ст. 19 Закона о рекламе регулирует отношения по размещению наружной рекламы на специальных рекламных конструкциях, в теории преобладает мнение, что обязательным признаком наружной рекламы является размещение информации исключительно на таких конструкциях <2>. Представляется, что подобный подход не вполне обоснован. Действительно, ст. 19 Закона о рекламе регулирует отношения по размещению наружной рекламы на специальных рекламных конструкциях, однако это не означает, что наружная реклама невозможна без использования таковых. К примеру, реклама, размещенная непосредственно на стене здания, тоже должна считаться наружной, хотя специальных конструкций для этого не требуется <3>. Также спорным является утверждение о том, что необходимым признаком наружной рекламы является ее связь со стационарным объектом, как правило, недвижимым. Например, наружной рекламой признается ее размещение на объектах, которые вряд ли есть основания относить к стационарным: зонтиках, шатрах, палатках летних кафе и т. д. <4>. -------------------------------- <2> См., например: Страунинг Э. Л. О месте рекламных правоотношений в системе гражданских правоотношений // Реклама и право. 2008. N 2; Спиридонова М. А. Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс". <3> Данный вывод подтверждается и судебной практикой. Например, в Определении ВАС РФ от 27 октября 2008 г. N 14326/08 наружной рекламой признано размещение товарного знака на фасаде, арке, фризе, пилоне здания // СПС "КонсультантПлюс". <4> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13 января 2005 г. N А43-1729/2004-32-152.

Таким образом, можно утверждать, что ст. 19 Закона о рекламе регулирует лишь одну разновидность наружной рекламы - это наружная реклама, размещаемая на специальных конструкциях. В ст. 19 приводится примерный перечень таких конструкций, причем их существенные признаки не указываются, определяется лишь, что подобные конструкции являются техническими средствами стабильного территориального размещения. Однако понятия "техническое средство стабильного территориального размещения" законодательство не дает. В судебных актах также не разъясняется, что понимается под техническим средством стабильного территориального размещения, суды ограничиваются лишь решением вопросов о признании таковым отдельных объектов, однако четкие критерии при этом не указываются. Поэтому в теории и на практике возникают споры по поводу отнесения к наружной рекламы, размещенной на отдельных объектах. Как правило, первая составляющая рассматриваемого понятия - техническое средство - споров не вызывает. Таковыми, как показывает практика, признаются механические и иные приспособления, на которых размещается рекламная информация. Наибольшие сложности вызывает понятие "стабильное территориальное размещение". В частности, возникал вопрос о возможности отнесения к наружной рекламе фирменной одежды рекламодателей. Минфин РФ счел, что одежда не отвечает критерию стабильного территориального размещения (письмо Минфина России от 3 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/83). К этому следовало бы добавить, что вряд ли одежда отвечает и признакам технического средства. Что касается стабильного территориального размещения, то, вероятно, таковым следует признать наличие привязки рекламной конструкции к определенным физически недвижимым или иным объектам, имеющим относительно прочную связь с определенной территорией. Таким образом, к примеру, автомобиль нельзя считать техническим средством стабильного территориального размещения. Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Согласно ФЗ от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент - документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из Закона о техническом регулировании, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ (ст. 4 Закона). В силу ст. 19 ФЗ "О рекламе" все отношения, связанные с получением разрешений на установку объектов наружной рекламы, с вопросами эксплуатации и иными вопросами, касающимися производства, размещения и распространения рекламы, включая вопросы определения порядка выдачи разрешений на установку объекта наружной рекламы, относятся к ведению Российской Федерации. Субъекты РФ не вправе регулировать указанные отношения. Данный вывод подтверждается судебной практикой. Верховный Суд РФ в Определении от 14 января 2009 г. N 5-Г08-105 указал, что принятые Правительством г. Москвы Правила установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве не могут заменять собой те требования к рекламной конструкции, которые до принятия соответствующего технического регламента предусмотрены в ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений" в части обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе в целях охраны жизни и здоровья граждан <5>. -------------------------------- <5> СПС "КонсультантПлюс".

Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы. В отношении размещения иной информации способами, схожими с наружной рекламой, правила ст. 19 Закона о рекламе не применяются. Иногда отграничить рекламу от иной информации достаточно сложно. Основным критерием такого разграничения является цель доведения данной информации до третьих лиц. В письме ФАС РФ от 16 марта 2006 г. N АК/3512 разъясняется, что, к примеру, размещение в месте нахождения организации ее наименования (в том числе не совпадающего с наименованием владельца данной организации) служит целям идентификации данного заведения и не может рассматриваться как его реклама. Товарные знаки, выступающие в качестве наименования заведения и индивидуализирующие такие организации в месте их нахождения, по мнению ФАС России, не должны признаваться рекламой данных организаций. Такая информация может быть размещена на вывеске, и на нее не распространяются требования ФЗ "О рекламе", независимо от манеры исполнения указанных обозначений. В данном письме ФАС указала, что при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. Так, по мнению ФАС России, отвечают целям обозначения места нахождения организации и должны признаваться в качестве обязательной информации вывески, размещенные рядом с каждым входом в здание или на каждом из фасадов здания, расположенного на пересечении нескольких улиц. Однако если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. При этом обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке. Из приведенных разъяснений видно, что при оценке размещенной информации учитываются ее целевое назначение и обязательность размещения такой информации для субъекта гражданского оборота. В ст. 19 Закона о рекламе перечислены объекты, на которых размещаются конструкции наружной рекламы: здания, строения <6>, сооружения, остановочные пункты. Однако данный перечень также нельзя признать исчерпывающим, тем более что ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе не дает понятия наружной рекламы, а определяет субъекта, который осуществляет размещение соответствующих рекламных объектов. Таким субъектом является владелец рекламной конструкции. -------------------------------- <6> Не вполне понятным представляется выделение в качестве отдельного объекта строения. Как правило, понятие "строение" отождествляется с понятием "здание".

Поскольку в Законе указаны объекты размещения рекламных конструкций, возникает вопрос о возможности признания наружной рекламой рекламы на конструкциях, размещенных на иных объектах. Высказывается мнение, что витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики к наружной рекламе (рекламным конструкциям) не относятся <7>. В качестве обоснования сторонники данной точки зрения ссылаются на ч. 23 ст. 19 Закона о рекламе, в соответствии с которой на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики не распространяются требования данной статьи о получении разрешений на размещение рекламных конструкций. Однако представляется, что указание ч. 23 ст. 19 Закона о рекламе на то, что на размещение рекламных конструкций на данных объектах разрешения не требуется, свидетельствует об обратном, тем более что в рассматриваемом пункте оговаривается, что требования ст. 19 не распространяются на перечисленные выше объекты именно в части получения разрешений. Следовательно, иные положения ст. 19, касающиеся размещения наружной рекламы, к этим объектам применимы. -------------------------------- <7> См., например: Спектор Е. И. Комментарий к Федеральному закону "О рекламе" // СПС "КонсультантПлюс".

Формулировки некоторых частей ст. 19 Закона о рекламе создают впечатление, что конструкции наружной рекламы должны быть связаны исключительно с объектами недвижимости, например ч. ч. 5, 5.1. Но при толковании данных пунктов следует учитывать, что они не определяют признаков наружной рекламы, а устанавливают лишь отдельные правила ее размещения на отдельных объектах. Подтверждением возможности признания наружной рекламой информации, размещенной не только на специальных рекламных конструкциях, а также на объектах, прямо не указанных в ст. 19 Закона о рекламе, является также ч. 3 данной статьи, запрещающая распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения. Установление прямого законодательного запрета означает теоретическую возможность признания рекламы, размещенной на указанных объектах, наружной рекламой. Запрет размещения рекламы на приспособлениях, предназначенных для регулирования дорожного движения, объясняется тем, что реклама на знаке дорожного движения может затруднить его восприятие. Водители могут своевременно не заметить знак, на котором размещена реклама, кроме того, реклама может отвлекать внимание участников дорожного движения. Таким образом, наличие рекламной информации на приспособлениях для регулирования дорожного движения может создать угрозу безопасности дорожного движения. Запрет на размещение рекламы на дорожных знаках и иных приспособлениях регулирования дорожного движения установлен не только внутренним законодательством, но и международным договором. В соответствии со ст. 4 Конвенции о дорожных знаках и сигналах (Вена, 8 ноября 1968 г.) <8> запрещено: -------------------------------- <8> Конвенция вступила в силу 6 июня 1978 г. Указом Президиума ВС СССР от 29 апреля 1974 г. N 5939-VIII СССР ратифицировал Конвенцию.

а) помещать на знаке, на его опоре или на любом другом приспособлении, предназначенном для регулирования движения, что-либо, что не имеет отношения к этому сигнальному знаку или приспособлению; однако если Договаривающиеся Стороны или их территориальные подразделения разрешают какой-либо ассоциации, не имеющей целью получение материальной выгоды, устанавливать указательные знаки, они могут допустить, чтобы эмблема этой ассоциации обозначалась на этом знаке или на его опоре при условии, что это не затруднит его понимания; б) помещать плакаты, афиши, производить разметку и устанавливать приспособления, которые либо могут быть приняты за сигнальные знаки или другие приспособления для регулирования движения, либо могут уменьшать их видимость или эффективность, либо ослеплять пользователей дороги или отвлекать их внимание, создавая тем самым опасность для дорожного движения. В соответствии с Государственным стандартом РФ N Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", утвержденным 22 апреля 2003 г., средства наружной рекламы не должны быть размещены на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами. В соответствии с п. 7.1 указанного ГОСТ допускается размещать информационно-указательные знаки индивидуального проектирования (знаки 5.20.1, 5.20.2, 5.21, 5.27 по ГОСТ N 10807-78 "Знаки дорожные. Общие технические условия") с элементами рекламной информации при условии выполнения следующих требований: рекламную информацию размещают на отдельном щите непосредственно под знаком индивидуального проектирования, при этом ширина щита должна быть равна ширине знака индивидуального проектирования, щит должен быть конструктивно связан со знаком индивидуального проектирования; рекламные надписи выполняют на желтом фоне и др. Регулирование особенностей наружной рекламы в ст. 19 Закона о рекламе сводится в основном к определению порядка заключения договора и получения разрешения на размещение рекламной конструкции. Таким образом, особенности наружной рекламы касаются не ее содержания, а условий и порядка размещения. Что касается содержания, требования к нему определяются общими требованиями к рекламной информации, а в отношении отдельных товаров - специальными нормами. Следует отметить, что специальными нормами устанавливаются также запреты и ограничения на размещение рекламы отдельных категорий товаров, в том числе на размещение наружной рекламы. Так, не допускается реклама с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, алкогольной продукции, а также табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (ч. 2 ст. 21, ч. 2 ст. 23 Закона о рекламе). Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений; в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений. Реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий (ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе). Одной из ключевых фигур отношений, связанных с наружной рекламой, является владелец рекламной конструкции. Таковым Закон признает физическое или юридическое лицо, являющееся собственником соответствующей конструкции либо обладающее вещным правом на нее или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником. Таким образом, владельцем рекламной конструкции будет считаться любое лицо, владеющее и пользующееся данной конструкцией на любом законном основании. Владелец рекламной конструкции осуществляет ее установку и эксплуатацию. Поскольку владелец рекламной конструкции чаще всего не является собственником объекта недвижимости, на котором такая конструкция размещена, возникает необходимость в оформлении отношений с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Согласно ст. 19 Закона о рекламе отношения владельца рекламной конструкции и собственника (уполномоченного лица) должны регулироваться договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В теории существуют различные взгляды на правовую природу данного договора. Некоторые ученые относят его к смешанным <9>, другие полагают, что данный договор - разновидность договоров об оказании услуг (гл. 39 ГК) <10>, третьи считают рассматриваемый договор самостоятельным видом договоров арендного типа <11>. Также высказывается мнение, что данный договор, по сути, является договором аренды и должен регулироваться гл. 34 ГК <12>. Однако данная позиция прямо противоречит сложившемуся в теории и практике толкованию объекта аренды. Таковым может выступать вещь в целом, а не ее конструктивный элемент <13>. Наиболее приемлемой представляется точка зрения, согласно которой рассматриваемый договор следует считать непоименованным договором арендного типа, поскольку предметом данного договора является предоставление конструктивного элемента объекта недвижимости для размещения рекламы. Учитывая это, вряд ли можно квалифицировать договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции как договор возмездного оказания услуг. Услуга предполагает осуществление обязанной стороной определенной деятельности, имеющей ценность для заказчика. В рассматриваемом договоре интерес представляют не действия собственника объекта недвижимости, а возможность использования элемента данного объекта для размещения рекламы. Вероятно, отнесение данного договора к возмездному оказанию услуг обусловлено неудачным законодательным названием договора, содержащим указание на совершение определенных действий - установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Однако эти действия совершает сам владелец рекламной конструкции или привлеченное им третье лицо. Справедливой представляется позиция А. А. Филипповой, что "заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции можно признать допустимым между рекламораспространителем (владельцем рекламной конструкции) и рекламодателем или между владельцем рекламной конструкции и рекламопроизводителем... Целью (каузой) данного договора является выполнение работ по установке и (или) оказание услуг по эксплуатации рекламной конструкции. Собственник объекта недвижимости не может рассматриваться в качестве стороны такого договора" <14>. Действительно, в результате заключения исследуемого договора владелец рекламной конструкции в течение определенного срока приобретает возможность установить и эксплуатировать данную конструкцию, т. е. совершение указанных действий контрагентом по договору - собственником объекта недвижимости не предполагается. Учитывая, что традиционно название договора предполагает указание на действия, составляющие его предмет, более корректным было бы назвать данный договор договором на использование конструктивного элемента объекта недвижимости. При этом существенное значение имеет цель использования - размещение рекламной конструкции. Соответственно, положения гл. 34 ГК РФ к этому договору могут применяться только в порядке аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ). Что касается оценки рассматриваемого договора в качестве смешанного, то она справедлива в отношении договора между владельцем рекламной конструкции и рекламодателем или рекламопроизводителем, предполагающего совершение контрагентом действий по установке и эксплуатации рекламной конструкции. -------------------------------- <9> См.: Филиппова А. А. Правовое регулирование отношений между собственником недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции // СПС "КонсультантПлюс". <10> См.: Свердлык Г. А., Нечуй-Ветер В. Л. Основные вопросы обязательств по оказанию рекламных услуг. М.: МГИУЭ, 2002. С. 114. <11> См.: Аполлонов А. О., Страунинг Э. Л. Товарищество собственников жилья как субъект отношений в сфере наружной рекламы // СПС "КонсультантПлюс". <12> См.: Измайлова Е. В. Наружная реклама в коммерческой деятельности // Актуальные проблемы коммерческого права. Выпуск 2 / Под ред. проф. Б. И. Пугинского. М.: Зерцало, 2005. С. 67. <13> Пункт 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" // Вестник ВАС РФ. 2002. N 3. <14> Филиппова А. А. Указ. соч.

В случае, когда объект недвижимости находится в общей собственности, договор заключается со всеми собственниками. Чаще всего в качестве объекта общей собственности, передаваемого для размещения рекламы, выступает общее имущество многоквартирного дома (ст. 36 ЖК РФ). Договор на размещение рекламной конструкции на объектах общего имущества многоквартирного дома заключается на основании решения общего собрания собственников помещений. Если в многоквартирном доме создано ТСЖ, полномочия по принятию решения о размещении рекламы могут быть переданы товариществу. В противном случае даже при наличии товарищества решение должно принимать общее собрание. Следует отметить, что собственники помещений многоквартирного дома относительно недавно стали активно участвовать в решении вопроса о размещении на элементах дома рекламных конструкций. Ранее, несмотря на наличие ст. 290 ГК РФ, договоры заключались государственными и муниципальными органами, уполномоченными на то нормативными правовыми актами субъектов РФ. Причем некоторые из этих нормативных актов продолжали применяться и после вступления в силу ЖК РФ, что породило ряд конфликтных ситуаций. Так, в Постановлении Правительства г. Санкт-Петербурга от 10 октября 1996 г. N 6 "О совершенствовании деятельности по упорядочению размещения наружной рекламы и информации и проведения массовых мероприятий в коммерческих целях в Санкт-Петербурге" устанавливалось, что "единственным лицом, которое вправе предоставлять в пользование имущество, независимо от его формы собственности, для размещения наружной рекламы является Санкт-Петербургское ГУП "Городской центр размещения рекламы", выступающее в таких случаях от имени Санкт-Петербурга и действующее на основании договора поручения и доверенности Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга. Оплата по договорам, заключаемым центром с рекламодателями и рекламораспространителями, о передаче им в пользование имущества, независимо от его формы собственности, для размещения наружной рекламы должна была производиться последними на счета и в кассу центра с последующим перечислением определенной ее части в бюджет Санкт-Петербурга. Данные положения были оспорены в суде, и судебные инстанции признали, что они частично противоречат федеральному законодательству, в том числе основным началам и принципам гражданского законодательства. Этот вывод был подтвержден и в Определении Верховного Суда РФ от 31 мая 2006 г. <15>. -------------------------------- <15> СПС "КонсультантПлюс".

Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является срочным: он заключается на пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются, т. е. он представляет собой исключение из общего правила о действии договора до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства (абз. 2 п. 3 ст. 425 ГК РФ). Установленный законом максимальный пятилетний срок является императивным, соответственно, если договор заключен на срок более пяти лет, он будет действовать лишь в течение максимально допустимого срока. Предоставление возможности установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагает беспрепятственный доступ к недвижимому имуществу, к которому данная конструкция присоединяется. Такое право владельца рекламной конструкции предусмотрено п. 8 ст. 19 Закона о рекламе. При этом указывается, что пользование недвижимым имуществом возможно в пределах, необходимых для целей, связанных с осуществлением прав владельца рекламной конструкции, в том числе с ее эксплуатацией, техническим обслуживанием и демонтажем. Рассматриваемое право, по сути, является сервитутом (ст. ст. 274, 277 ГК РФ). Законодатель не предусматривает преимущественного права владельца рекламной конструкции, должным образом исполнявшего договор, на заключение договора на новый срок. Положения ст. 621 ГК РФ по аналогии неприменимы, так как они ограничивают свободу договора. А такие ограничения могут устанавливаться лишь в случаях, прямо предусмотренных законом либо добровольно принятым на себя обязательством (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами Закона о рекламе и гражданского законодательства. Закон о рекламе устанавливает особенности заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности. В таких случаях договоры заключаются по результатам торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными организациями. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Участником торгов (в форме аукциона или конкурса) не вправе быть лицо, занимающее преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах. Преимущественным положением лица в сфере распространения наружной рекламы на территории муниципального района или городского округа, территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга признается положение лица, при котором его доля в этой сфере на указанных территориях превышает 35% (за исключением случаев, если на территории муниципального района или городского округа установлено не более чем десять рекламных конструкций). Если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим соответствующим правом также на основании результатов аукциона или конкурса. Если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, передано собственником в доверительное управление, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с доверительным управляющим при условии, что договор доверительного управления не ограничивает доверительного управляющего в совершении таких действий. Для размещения рекламной конструкции помимо договора с собственником или иным уполномоченным субъектом требуется также наличие разрешения - административного акта, выдаваемого на основании заявления собственника, или иного законного владельца недвижимого имущества, либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Как следует из ст. 19 Закона о рекламе, разрешение должно быть получено до установки рекламной конструкции, но после заключения договора с собственником недвижимого имущества или иным уполномоченным лицом. При этом действие разрешения тесно связано с наличием договора - оно выдается на срок действия договора и аннулируется в случае его прекращения. Закон о рекламе не предусматривает возможности выдачи разрешения после установления рекламной конструкции даже в случаях, когда такая конструкция установлена с соблюдением всех требований к ее размещению. Однако возможность выдачи последующего разрешения не должна исключаться, если рекламная конструкция установлена без нарушений требований к ее размещению. Разрешение на установку рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, независимо от формы собственности, выдается лицу, не занимающему преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы. Отказать в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции можно только по основаниям, предусмотренным законом. Частью 15 ст. 19 Закона о рекламе предусмотрены следующие основания отказа: 1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; 2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану; 3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта; 4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа; 5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании; 6) нарушение порядка заключения договора в случаях, когда договор заключается на торгах. В случае отказа органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в выдаче разрешения заявитель в течение трех месяцев со дня получения решения об отказе вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого решения незаконным. Отказ в выдаче разрешения делает невозможным исполнение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ст. 417 ГК РФ). Соответственно, договор прекращается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (ч. 10 ст. 19 Закона о рекламе). В рассматриваемом положении Закона указывается на необходимость демонтажа вновь установленной конструкции. Такое указание может быть истолковано как требование о демонтаже только повторно установленной рекламной конструкции. Однако если речь идет о повторной установке, значит, первоначальная также должна была быть демонтирована. Следовательно, положения о демонтаже должны распространяться как на впервые самовольно установленные рекламные конструкции, так и на те, которые были самовольно установлены повторно. Если основания для прекращения использования рекламной конструкции появляются после ее размещения, разрешение аннулируется. Аннулирование разрешения производится: 1) в течение месяца со дня направления владельцем рекламной конструкции уведомления в письменной форме о своем отказе от дальнейшего использования разрешения; 2) в течение месяца с момента направления в орган местного самоуправления собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, документа, подтверждающего прекращение договора, заключенного между таким собственником или таким владельцем недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции; 3) в случае, если в течение года со дня выдачи разрешения рекламная конструкция не установлена; 4) в случае, если рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы, социальной рекламы; 5) нарушен предусмотренный ч. ч. 5.1 - 5.7 ст. 19 Закона о рекламе порядок заключения договора либо результаты аукциона или конкурса признаны недействительными в соответствии с законодательством Российской Федерации; 6) в случае нарушения требований антимонопольного законодательства или обязанности информировать орган местного самоуправления, выдавший разрешение, о возникновении права на рекламную конструкцию у третьих лиц. Разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае: 1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства о рекламе - по иску антимонопольного органа; 2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов; 3) несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану - по иску органа местного самоуправления; 4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа - по иску органа местного самоуправления; 5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта; 6) возникновения преимущественного положения - по иску антимонопольного органа. Как видно, аннулирование разрешения, в отличие от признания его недействительным, осуществляется в административном порядке и не всегда связано с нарушением требований законодательства. Кроме того, основания для аннулирования появляются в период действия разрешения. Аннулирование разрешения осуществляется на будущее время. Разрешение может быть аннулировано по требованию владельца рекламной конструкции или собственника недвижимого объекта, на котором размещена конструкция. Признание разрешения недействительным производится только в судебном порядке по требованию уполномоченных на то законом органов и связано с нарушением действующего законодательства о рекламе, а также иных обязательных норм и правил. Причем нарушение должно присутствовать на момент выдачи разрешения. Последствия аннулирования разрешения и признания его недействительным схожи: владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней. При невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции. В случае принятия судом или арбитражным судом решения о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляются за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца такого недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции. К собственнику или иному владельцу объекта недвижимости также предъявляются требования об удалении размещенной на рекламной конструкции информации в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным, если данная обязанность не была исполнена добровольно. Интересно отметить, что Закон предусматривает предъявление требований о принудительном демонтаже, а также об удалении размещенной информации не к владельцу рекламной конструкции, а к собственнику недвижимого имущества, на котором размещена конструкция. Возможности предъявления подобного требования непосредственно к владельцу рекламной конструкции не предусмотрено. Такой подход законодателя представляется не вполне оправданным, поскольку владелец объекта недвижимости никакими правами на рекламную конструкцию не обладает и вряд ли есть основания возлагать на него неблагоприятные последствия нарушений, допущенных другим лицом. Ведь обеспечить соответствие размещения рекламной конструкции требованиям законодательства, равно как и размещенной на данной конструкции рекламы, должно лицо, владеющее рекламной конструкцией. Обязанность владельца недвижимости заключается лишь в предоставлении возможности размещения рекламы. Рассматриваемое законодательное положение фактически вынуждает собственника недвижимого имущества контролировать соблюдение владельцем рекламной конструкции требований законодательства к размещению рекламы, а также к самой рекламной информации. Вместе с тем отношения между владельцем рекламной конструкции и обладателем объекта недвижимости близки к арендным и заключаются в предоставлении возможности размещения рекламной конструкции, как правило, на возмездной основе. Из договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции непосредственно не следует право собственника недвижимого имущества контролировать правильность установки соответствующей конструкции, равно как и право требовать прекращения договора в случае, если при ее размещении допущены нарушения законодательства. Однако указанные правомочия могут быть специально предусмотрены договором. Включение в договор права собственника объекта недвижимости требовать расторжения договора в случае нарушения владельцем рекламной конструкции законодательства, устанавливающего правила размещения соответствующих конструкций и рекламы на них, позволит собственнику до предъявления требований органом местного самоуправления потребовать от владельца конструкции устранения допущенных нарушений либо расторжения договора. В противном случае формальных оснований для расторжения договора о размещении рекламной конструкции не будет, если только она не размещена с нарушениями условий договора, например в отношении использования конструктивных элементов объекта недвижимости либо в отношении внесения платежей. Итак, представляется очевидным, что положения законодательства о размещении наружной рекламы нуждаются в совершенствовании. Прежде всего следует четко определить понятие наружной рекламы, дабы отграничить ее от схожей информации, а также от рекламы, размещаемой иными способами. При этом вряд ли следует считать обязательными признаками наружной рекламы размещение на специальных конструкциях, а также связь этих конструкций с объектами недвижимости. Размещение на специальных конструкциях, монтируемых (устанавливаемых) на объектах недвижимости, весьма распространенный, но отнюдь не единственный вариант наружной рекламы. Таковая может находиться непосредственно на объектах недвижимости, например в виде надписи на стене здания, а также на объектах, к недвижимости не относящихся, например на тентах, зонтиках и т. д.

Библиографический список

1. Аполлонов А. О., Страунинг Э. Л. Товарищество собственников жилья как субъект отношений в сфере наружной рекламы // СПС "КонсультантПлюс". 2. Измайлова Е. В. Наружная реклама в коммерческой деятельности // Актуальные проблемы коммерческого права. Выпуск 2 / Под ред. проф. Б. И. Пугинского. М.: Зерцало, 2005. С. 67. 3. Свердлык Г. А., Нечуй-Ветер В. Л. Основные вопросы обязательств по оказанию рекламных услуг. М.: МГИУЭ, 2002. С. 114. 4. Свиридова Е. А. Реклама как индивидуализирующее творческое представление: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: МИЭП, 2007. С. 10 - 11. 5. Спектор Е. И. Комментарий к Федеральному закону "О рекламе" // СПС "КонсультантПлюс". 6. Спиридонова М. А. Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс". 7. Страунинг Э. Л. О месте рекламных правоотношений в системе гражданских правоотношений // Реклама и право. 2008. N 2.

------------------------------------------------------------------

Название документа