Проблемы и опыт преподавания информационного права в Удмуртском государственном университете
(Камалова Г. Г.) ("Информационное право", 2009, N 2) Текст документаПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА В УДМУРТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Г. Г. КАМАЛОВА
Камалова Г. Г., доцент кафедры криминалистики и судебных экспертиз Института права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета, кандидат юридических наук.
В статье освещаются проблемы и опыт преподавания информационного права в Удмуртском государственном университете, рассматриваются в том числе полемические подходы в определении методологии и методик изучения направлений информационной деятельности и их правового регулирования во всем многообразии. Существует большое количество различных точек зрения на сущность, содержание информационного права и его место, роль в системе права Российской Федерации. Признавая важность разрешения названных вопросов, хотелось бы высказать собственное мнение, сложившееся в силу ряда особенностей нашего учебного заведения. Институт права, социального управления и безопасности является структурным подразделением ГОУ ВПО "Удмуртский государственный университет". В нем обучаются студенты, получающие высшее образование по целому ряду специальностей: юриспруденция; государственное и муниципальное управление; организация и технология защиты информации; документоведение и документационное обеспечение управления. Имеются также взаимосвязанные с перечисленными специальностями ВПО и специальности средней профессиональной подготовки. Впоследствии с учетом изменения образовательных стандартов планируется переход на соответствующие направления подготовки по двухуровневой системе высшего профессионального образования. Изначально потребность преподавания информационного права возникла в связи с обучением студентов специальности "Организация и технология защиты информации". Изучаемая дисциплина согласно стандарту названной специальности носит наименование "Правовая защита информации" и преподается студентам в течение пятого и шестого семестров в объеме 110 часов аудиторных занятий (из них 64 часа - лекции и 44 часа - практические занятия в форме семинаров). В конце курса предусмотрена сдача экзамена. В целях более качественной подготовки студентов данной специальности дополнительной дисциплиной регионального компонента в шестом семестре введена "Защита интеллектуальной собственности" в объеме 64 аудиторных часов. Подготовка специалистов по организации и технологии защиты информации требует, помимо освещения основ информационного права, также углубленного изучения правового режима информации ограниченного доступа и правового регулирования деятельности в области защиты информации. Правовое регулирование такой деятельности включает в себя рассмотрение структуры государственных органов, функционирующих в сфере обеспечения информационной безопасности, особенностей деятельности данных органов, правового регулирования деятельности подразделений защиты информации предприятий, организаций, учреждений, вопросов лицензирования деятельности по защите информации, сертификации средств защиты информации. Преподавание ведется с учетом особенностей правовых знаний у студентов данной специальности и соответствующих данному обстоятельству методических решений в построения курса. Для студентов четвертого курса специальности "Юриспруденция" дисциплина "Правовая защита информации" была введена в 2003/2004 учебном году в порядке эксперимента при участии нашего института в международном проекте "Темпус" и читается по сегодняшний день в объеме 32 часов аудиторных лекционных занятий в седьмом семестре. Параллельно студенты имеют возможность изучить "Право интеллектуальной собственности", предлагаемое вузом в качестве дисциплины по выбору. Преподавание информационного права у студентов-юристов определяется потребностью более тщательного рассмотрения доктринальных вопросов регулирования правоотношений в информационной сфере. Кроме того, студенты-юристы старших курсов, избравшие уголовно-правовую специализацию, изучают спецкурс "Организация и тактика раскрытия отдельных видов преступлений", в который включен раздел "Обеспечение информационной безопасности деятельности по выявлению и раскрытию преступлений". В силу некоторой специфики преподавания правовой защиты информации в нашем вузе она разделена на три раздела, носящие следующие рабочие названия: - общие положения информационного права; - особенности защиты информации ограниченного доступа; - особенности правового регулирования информационной деятельности. Наибольшее внимание, как правило, уделяется таким темам, как: - информация как объект права; - информационное право: предмет и метод; - основные информационные права и свободы человека и гражданина; - защита персональных данных; - правовая защита информации ограниченного доступа (в том числе защита государственной тайны, коммерческой тайны, профессиональной тайны др.); - правовое регулирование деятельности средств массовой информации; - правовое регулирование деятельности подразделений по защите информации и другие темы. Содержание дисциплины ежегодно немного корректируется с учетом изменений законодательства РФ в информационной сфере. Многое в наполнении преподаваемого определяется концептуальными и методологическими подходами. Основой построения информационного права должны выступать особенности общественных отношений, регулируемых данной отраслью. Указанные особенности, в свою очередь, определяются спецификой их основного объекта (информации), а также его ролью в системе человеческой деятельности. Разные авторы, рассматривая свойства и признаки информации как объекта права, выделяют различную их совокупность. К основным признакам обычно относят: системность информации, ее селективность, субстанциональную несамостоятельность, преемственность информации, ее неисчерпаемость, массовость информации, ее трансформируемость, способность к ограничению, универсальность информации <1>, содержательность, независимость формы представления сведений <2>, физическую неотчуждаемость, обособляемость информации, свойство информационной вещи, тиражируемости (распространяемости) информации, свойство организационной формы, экземплярности информации <3> и многие другие. Следует отметить необходимость проведения исследования в целях упорядочения, систематизации выделяемых свойств информации на базе логически завершенной стройной теории, построенной с учетом имеющихся позиций и их обоснованности. -------------------------------- <1> Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: Учебник / Под ред. Б. Н. Топорнина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 39 - 41; Лапина М. А., Ревин А. Г., Лапин В. И. Информационное право: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. И. Ш. Кисляхсанова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2004. С. 10 - 11; Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство / Санкт-Петерб. ун-т МВД России. СПб.: Фонд "Университет", 2000. С. 29 - 30. <2> Городов О. А. Основы информационного права России: Учеб. пособие. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 14 - 15. <3> Копылов В. А. Информационное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 51.
Недостаточное внимание уделяется одному из важнейших свойств информации - ее системности. Под системностью информации понимается как то, что информация выступает средством организации материи, так и наличие системной организованности в ней самой как отражение степени организованности материи <4>. -------------------------------- <4> Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Указ. соч. С. 39.
Однако системность информации имеет еще один немаловажный аспект. Информация является основой функционирования человека в процессе его деятельности, что позволяет рассматривать ее как системообразующий фактор деятельности. Как известно, система человеческой деятельности компонентно состоит из мотивационно-целевого комплекса, собственно субъекта деятельности, объекта, совокупности операционализмов (действий, движений, операций), системы технических и интеллектуальных средств деятельности, а также ее результата - продукта деятельности. Мотивационно-целевой комплекс является совокупностью образов в сознании человека, детерминированных его потребностями и интересами. Данный комплекс, являясь по своей сути информацией, представленной в идеальной форме, определяет характер и особенности всей деятельности субъекта. Кроме того, осуществляя деятельность, лицо также использует сведения, накопленные им лично или человечеством в процессе развития. Информация может выступать в разнообразных формах: - знаний как совокупности сведений о технологии, способах осуществления действий, возможных операциях, а также информации о технологии изготовления технических средств, отображающейся в самих технических средствах; - информации, используемой человеком на уровне подсознательного; - сведений о составе, пространственно-временных характеристиках объектов, с которыми субъект деятельности вступает во взаимодействие; - иных форм представления. Ход и результаты человеческой деятельности отображаются в объектах, с которыми субъект, орудия его деятельности вступают во взаимодействие. Данные отображения являются проявлениями одного из законов существования материи - закона отражения и представляют по своей сущности информационные сигналы, которые могут быть использованы для познания прошедшей деятельности, являясь информацией в потенциальной неактуализированной форме. Таким образом, можно утверждать, что информация пронизывает всю человеческую деятельность, является либо сущностью определенной составной части системы человеческой деятельности (знания, умения и др.), либо элементом таковой (конструкторская, инженерная мысль в составе технических средств и др.). Последнее обстоятельство и позволяет рассматривать информацию в качестве системообразующего фактора деятельности человека - ее основы или метасредства. На информационную основу деятельности конкретного человека, сообществ и человечества в целом обращали внимание представители многих наук, в том числе историки, генетики и другие специалисты. Отмечая, что различные биологические существа, к которым, безусловно, относится и человек, различаются молекулярно, анатомически и функционально, ученые констатируют, что за всю историю существования человечества наблюдаются незначительные изменения человека на молекулярном и анатомическом уровне и существенные - на функциональном. Последнее обусловлено включенностью человека в социальную деятельность и совершенствованием в ходе развития не физической (материальной) его сущности, а информационной, передаваемой в форме накопленного опыта из поколения в поколение. Делая вывод об информации как системообразующем факторе человеческой деятельности из нашего краткого анализа, мы обязаны остановиться на понятии "информационная деятельность", так как оно достаточно часто используется в информационном праве, в том числе при определении его предмета, и определиться с его сущностью. Необходимо разграничить человеческую деятельность в целом и информационную деятельность как один из ее подвидов. Осуществляя такое разграничение, И. Л. Бачило считает, что деятельность структурируется по целям и операциям <5>. В целом соглашаясь с ней, особенно в части целей деятельности, хотелось бы высказать возражение в части операций, действий. Думается, что информационные процессы (операции и действия), включенные в неинформационные виды человеческой деятельности, сохраняют свою природу. И поэтому невозможно информационные процессы как таковые, их операции и действия рассматривать как особый, специфический компонент информационной деятельности, не присущий иным видам деятельности. Действительно, субъект деятельности по производству материальных продуктов также производит сбор информации о необходимых ресурсах, используемых технологиях производства и рынках сбыта. Это, однако, не позволяет говорить об информационном характере его деятельности. -------------------------------- <5> Бачило И. Л. Информационное право: основы практической информатики: Учеб. пособие. М., 2001. С. 156.
Представляется, что разграничение лежит в области основных продуктов деятельности. Информационная деятельность имеет своим основным результатом, ради которого она осуществляется, разнообразные информационные продукты и информационные услуги. Информационные продукты деятельности могут выступать в виде сведений о составе и структуре различных объектов, программ для ЭВМ, технологий производства, отдельных документов и информационных массивов, знаний, информации в сети Интернет и других форм представления информации. В качестве информационных услуг - услуги обработки, систематизации информации, ее защиты и т. д. Одним из многочисленных примеров информационной деятельности может выступать, например, деятельность по производству и выпуску средств массовой информации. Редакция средства массовой информации не только осуществляет информационные процессы сбора, накопления, обработки информации и иные процессы, но и основным результатом ее деятельности является информационный продукт - средство массовой информации, под которым, как известно, понимается в соответствии с законодательством периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации (включая и содержание такового). При таком разграничении информационной деятельности от иных видов и избрании такой методологической позиции, при которой системность информации, ее системообразующий характер для всякой деятельности человека рассматривается как основополагающая идея информационного права, на наш взгляд, создается возможность непротиворечиво определить предмет информационного права и его место в системе иных отраслей права, считая, что информационное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе информационной деятельности. Общественные отношения, объектом которых является информация, но возникающие в процессе других видов человеческой деятельности: трудовой, экономической, политической, государственно-управленческой и иных, - регулируются иными отраслями права. Исходя из этого, предмет информационного права следует определять как правовое регулирование общественных отношений в процессе информационной деятельности, создания условий для ее осуществления и использования ее результатов. Право в целом как система регулятивных норм в большей или меньшей степени воздействует на различные сферы человеческой деятельности, и этим определяется взаимосвязь и взаимозависимость различных отраслей права, а также наличие во всякой отрасли права норм, регулирующих общественные отношения, основным объектом которых является информация в различных своих формах. Данное обстоятельство затрудняет отделение собственно информационных правоотношений (правоотношений в информационной сфере) от смежных норм. В то же время системность информации относительно деятельности субъекта как личности и как социальной общности детерминирует существование правовых норм, выступающих одновременно нормами информационного права и иной отрасли. При этом для объективности следует говорить о том, что нормы права, в которых проявляется данное двуединство, не исчерпывают содержания рассматриваемой отрасли. Существуют правоотношения, которые регулируют отношения, не регулируемые ни одной другой отраслью права, кроме информационного. В этой части следует признать справедливой точку зрения А. А. Тедеева, относящего к последним правоотношения, возникающие при использовании глобальных сетей. Памятуя о свойстве распространяемости информации и возможности без изменения ее содержания представлять сведения в различных формах, полагаем, что содержание информационного права должно охватывать нормы как первого, так и второго типа. Формирование всякой юридической науки, отрасли права обусловлено наличием социального заказа на регулирование определенной группы общественных отношений. На наш взгляд, информационное право формируется на этапе перехода общества к информационной стадии развития. Хотя следует, при реалистичном взгляде на современные реалии, признать, что в России начала двадцать первого века информационная деятельность пока не заняла главенствующей позиции. Однако идет процесс движения в данном направлении. Не претендуя на полноту нижеобозначенной совокупности, следует отметить, что всякая информационная деятельность образуется из структурно взаимосвязанной совокупности информационных процессов, которые могут быть поделены на четыре большие группы: - процессы в ходе производства, создания информации, в том числе деятельность редакций средств массовой информации по созданию их продукции; научная, опытно-конструкторская и иная деятельность; - процессы поиска и получения информации. Основными информационными процессами данного типа являются сбор, хранение, систематизация информации; - процессы передачи и распространения информации; - защита информации, осуществляемая государственными органами в соответствии с возложенными на них полномочиями и подразделениями по защите информации коммерческих структур. Анализируя современное состояние информационного права как науки, отрасли права и учебной дисциплины, можно констатировать наличие существенного пробела в ее содержании, вызванного отсутствием четких концептуальных положений, лежащих в основе его формирования. В современном информационном праве достаточно часто анализируются особенности правового регулирования оборота информации определенного вида, взятой как бы в отрыве от деятельности, которой детерминированы ее специфические черты. Вследствие этого, с одной стороны, создается некоторая однобокость проводимого анализа, а с другой - за пределами информационного права оказываются собственно информационная деятельность и ее правовое регулирование. Едва ли не единственным исключением является деятельность субъектов в области производства, распространения средств массовой информации. Вызывает некоторые сомнения точка зрения А. А. Тедеева, выраженная в целом ряде его работ и значительно сужающая предмет правового регулирования информационного права. Согласно его позиции предметом информационного права должны выступать лишь общественные отношения, формируемые в процессе электронной деятельности (гуманитарной и экономической) в информационной среде. Относя к информационной среде виртуальную среду глобальных вычислительных сетей, и прежде всего сети Интернет, А. А. Тедеев приводит достаточно развернутую аргументацию. Нисколько не сомневаясь в развитии правового регулирования информационной среды как среды взаимодействия различных субъектов, тем не менее позволю себе с ним и его аргументами не согласиться. Информационная среда сети Интернет и иных глобальных информационных сетей является не единственной виртуальной средой, в пределах которой могут взаимодействовать субъекты в процессе своей деятельности. Электронная форма представления информации является именно формой и не охватывает всей сущности данного понятия. На наш взгляд, информация представляет собой прежде всего содержание некоторого знания, образов, отображающих результаты познания человечеством окружающего мира. Эта нематериальная субстанция, конечно, не может существовать сама по себе, так же как и энергия, - ей необходим материальный носитель. Однако утверждать, что "информация - это материя и одновременно свойство материи" <6>, невозможно, так как еще на заре становления наук, изучающих информационные процессы, один из основоположников сказал, что информация - это не материя и не энергия, и на сегодняшний день информация, наряду с материей и энергией, приобретает статус общенаучного понятия. -------------------------------- <6> Тедеев А. А. Информационное право (право Интернета): Учеб. пособие. М., 2005. С. 7.
Информация в своей содержательной сущности отделима от ее носителя без потери своего содержания, может свободно распространяться, циркулировать в обществе, и, следовательно, всякое изменение носителя как материального объекта (вещи) и (или) информационных сигналов, их передающих (знаки, символы и др.), информационных кодов, конечно, выступает преобразованием формы представления информации, но не может свидетельствовать о наличии иного действия с информацией, иного информационного процесса или о вступлении субъектов в иные общественные отношения относительно информации. Поэтому сфера осуществления информационных процессов не может выступать отличительным признаком предмета правового регулирования информационного права. Кроме того, при подходе, предложенном А. А. Тедеевым, вне рамок правового регулирования остаются вопросы защиты информации в информационных системах, в том числе в таком немаловажном их виде, как информационные системы персональных данных. Вышеизложенная точка зрения является мнением автора, появившимся при столкновении с некоторыми проблемами преподавания информационного права в высшей школе, и не претендует на полноту и всесторонность изложения ее в пределах одной статьи.
------------------------------------------------------------------
Название документа