Противодействие экстремизму в сети Интернет

(Денисов Ю. Д.)

("Законность", 2009, N 6)

Текст документа

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Ю. Д. ДЕНИСОВ

Денисов Ю. Д., прокурор Самарской области.

Противодействие экстремистской деятельности - актуальная проблема, которая требует от органов прокуратуры принятия эффективных мер и согласованных действий, направленных на предупреждение и пресечение проявлений любых форм экстремизма.

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности государства ФЗ от 25 июля 2002 г. "О противодействии экстремистской деятельности" не только определил правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, но и установил ответственность за ее осуществление. Однако одного установления и привлечения к ответственности виновных лиц явно недостаточно. Другая важнейшая составляющая противодействия экстремизму - сохранение духовного здоровья нации от вредоносных идей, распространяемых посредством различного рода публикаций.

Одна из наиболее острых проблем последнего времени - размещение деструктивными организациями, в том числе зарубежными, экстремистских материалов и публикаций в международной сети Интернет.

Органы прокуратуры Самарской области этой проблеме уделяют особое внимание, поскольку сейчас Интернет - один из основных источников информации, которым пользуется многонациональное население России, в том числе молодежь. Именно на молодежь больше всего и рассчитывают экстремистски настроенные лица, организации и объединения, поскольку она (особенно студенты) больше всего подвержена негативному влиянию деструктивных течений.

Органы прокуратуры Самарской области в 2008 г. направили в суды области 13 представлений о признании экстремистскими информационных материалов и публикаций, из них 3 представления в отношении сайтов сети Интернет. В 2009 г. прокуратура области направила 2 заявления о признании интернет-сайтов экстремистскими. Все требования прокуроров удовлетворены.

Вместе с тем при систематическом мониторинге сети Интернет выявлены несколько интернет-ресурсов, на которых размещена информация, не являющаяся откровенно экстремистской, тем не менее, как мы полагаем, ознакомление с нею неограниченного количества граждан может повлечь негативные последствия, вплоть до совершения преступлений террористического и экстремистского характера.

К сожалению, законом прямо не предусмотрена возможность прекращения деятельности подобных сайтов. Для выхода из сложившейся ситуации прокуратура Самарской области использовала полномочия, предусмотренные ст. 45 ГПК, а именно - направление исковых заявлений в суд к интернет-провайдерам с требованием об ограничении доступа к сайтам путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адресов указанного сайта. Эта методика пресечения деятельности интернет-сайтов впервые разработана и успешно использована на практике прокуратурой Самарской области и, как мы полагаем, может быть рекомендована для использования в других региональных прокуратурах. Своим положительным опытом по ограничению доступа к таким интернет-сайтам мы уже поделились с прокуратурами Пензенской, Воронежской, Омской и других областей.

Так, прокуратурой области в 2008 г. в ходе мониторинга сети Интернет выявлен сайт www. nazbol. ru межрегиональной общественной организации "Национал-большевистская партия", которая 19 апреля 2007 г. решением Московского городского суда, вступившим в законную силу, признана экстремистской, и ее деятельность на территории Российской Федерации запрещена.

На указанном сайте не было откровенно экстремистской информации и лозунгов, однако были размещены фотографии с изображением публичных акций организации, ее активных участников и сторонников, символика НБП, партийная программа, статьи пропагандистского толка, анкета для привлечения новых участников, указаны контактные телефоны.

Информация с приложением материалов этого сайта была направлена прокуратурой области в УФСБ России по Самарской области для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых установлено, что интернет-ресурс зарегистрирован в Москве, однако инициаторами его функционирования на территории г. Самары были студент одного из самарских вузов М. и его приятель Ш.

М. и Ш., будучи участниками самарской ячейки Национал-большевистской партии (НБП), на протяжении 2008 г. вели активную пропаганду деятельности партии в Самаре, в том числе с помощью указанного сайта, вербуя в ее ряды новых сторонников. В отношении М. и Ш. следственный отдел УФСБ в июне 2008 г. возбудил уголовное дело по ч. 2 ст. 282.2 УК, которое сейчас находится в стадии судебного рассмотрения.

В целях недопущения дальнейшего распространения антигосударственных идей и пропаганды деятельности НБП, а также вовлечения в ее ряды новых сторонников прокуратурой принято решение о направлении в городские и районные суды области исковых заявлений к интернет-провайдерам по месту их регистрации об ограничении доступа к указанному сайту. Все исковые требования прокуратуры были удовлетворены судами в полном объеме, в итоге в настоящее время доступ к сайту www. nazbol. ru на территории Самарской области полностью ограничен, тем самым его деятельность в регионе фактически пресечена.

Прокуратурой области в 2008 г. выявлены и сайты, информация которых представляет откровенную угрозу антитеррористической защищенности и безопасности государства.

Так, в октябре 2007 г. Тольяттинский городской отдел СУ СКП возбудил уголовное дело по признакам составов преступлений, предусмотренных п. п. "а", "е" ч. 2 ст. 105, ч. 1 ст. 205, ч. 1 ст. 222 УК, по факту приведения неустановленным лицом в действие взрывного устройства в салоне пассажирского автобуса перед перекрестком улиц Гагарина и Карла Маркса г. Тольятти, в результате чего был совершен подрыв автобуса. На момент взрыва в салоне автобуса находилось не менее 74 человек, из которых от полученных ранений непосредственно на месте скончались 8 пассажиров автобуса, 53 пассажира и кондуктор автобуса получили телесные повреждения различной степени тяжести.

В ходе предварительного следствия установлено, что подрыв автобуса совершил житель г. Тольятти В., погибший в результате взрыва. Также установлено, что он ранее занимался кустарным изготовлением в домашних условиях самодельных взрывных устройств, которые испытывал за пределами города. В каких-либо террористических и экстремистских организациях В. никогда не состоял, умысла на совершение террористического акта у него в ходе следствия не установлено, в связи с чем в июне 2008 г. уголовное дело прекращено на основании п. п. 2 и 4 ч. 1 ст. 24 УПК.

Вместе с тем прокуратурой области во взаимодействии со следственной группой, в производстве которой находилось это уголовное дело, установлено, что при изготовлении самодельных взрывных устройств В. использовал интернет-сайты www. pirotek. ru и www. steelrats. net, на которых размещены информационные материалы с инструкцией и методикой изготовления в кустарных условиях самодельных взрывчатых веществ и взрывных устройств, что подтверждено заключениями специалистов и экспертов-взрывотехников. Поскольку распространение в сети Интернет сведений об изготовлении кустарным способом взрывных устройств может использоваться террористическими организациями для проведения диверсионно-террористических акций, а также способствовать подстрекательству к их совершению, что, в свою очередь, может привести к нарушению прав и свобод человека и гражданина, подорвать оборону страны и безопасность государства, прокуратура области в декабре 2008 г. направила исковые заявления в суды в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК об ограничении доступа к этим интернет-сайтам. Работа на этом направлении была продолжена в отношении других сайтов аналогичного содержания.

В настоящее время из 16 исковых заявлений прокуратуры области судами рассмотрено 8, требования прокуратуры удовлетворены в полном объеме. Остальные заявления находятся в стадии судебного рассмотрения. Эта работа проводится постоянно.

В заключение хотелось бы отметить, что наряду с достигнутыми положительными результатами есть и проблемные вопросы в работе при ограничении доступа к интернет-сайтам указанной категории. Так, ограничение доступа пользователей к конкретным сайтам не гарантирует того, что его информационные материалы не появятся на других ресурсах с несколько видоизмененным названием в адресе сайта. Не секрет, что достаточно изменить всего лишь одну букву или символ в названии закрытого, ограниченного сайта и вся информация, размещенная на нем, вновь будет доступна для широкого круга лиц. При указанных обстоятельствах работа органов прокуратуры по пресечению деятельности подобных сайтов становится малоэффективной без активного содействия специальных подразделений ФСБ России и БСТМ МВД России, на которых возложены не только функции по выявлению и пресечению деятельности интернет-сайтов, содержащих информационные материалы противоправного характера, в том числе экстремистские, но и лиц, причастных к публикациям такой информации в сети Интернет.

Полагаю также, что было бы целесообразно на законодательном уровне упростить процедуру ограничения доступа к интернет-сайтам противоправного толка, например, путем направления в адрес провайдеров актов прокурорского реагирования (представлений) с приложением заключений соответствующих специалистов и информации органов внутренних дел либо ФСБ, в которых бы обосновывалась необходимость ограничения доступа к конкретным сайтам исходя из специфики представленной в них информации.

------------------------------------------------------------------

Название документа