Справочные правовые системы как информационно-коммуникационный элемент процесса обучения
(Мишулин Г. М., Паринов А. П., Карулин С. А.) ("Реклама и право", 2009, N 1) Текст документаСПРАВОЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ КАК ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Г. М. МИШУЛИН, А. П. ПАРИНОВ, С. А. КАРУЛИН
Мишулин Г. М., кандидат экономических наук, доцент кафедры рекламы и маркетинга КубГТУ, директор по маркетингу ООО "Консалтинговая группа "Дельта".
Паринов А. П., сотрудник отдела маркетинга ООО "Консалтинговая группа "Дельта", г. Краснодар.
Карулин С. А., сотрудник отдела маркетинга ООО "Консалтинговая группа "Дельта", г. Краснодар.
Рекомендации стандартов ISO 9000, принципы Всеобщего менеджмента качества (TQM) предполагают изменение и совершенствование всей совокупности организационной структуры вуза, документации процессов и ресурсов, изменение мотивации персонала. Результатом этих усилий должно стать высокое качество образования, под которым понимается уровень образовательных услуг и их результат, который создает у обучаемого такой комплекс знаний, умений и навыков, а также воспитанности, социальной активности и других полезных свойств, соответствующих требованиям, предъявляемым к специалисту современной жизнью, и обеспечивающих возможность человеку наиболее полно удовлетворить свои личные и общественные потребности. Весьма важное значение в достижении целей предоставления рынку труда высококвалифицированных и адаптированных специалистов является использование в процессе обучения возможностей единого информационного поля. Постоянное общение с аналитической информацией о рынке и потребителе, умение использовать ее в маркетинговом и рекламном планировании - качества, определяющие конкурентоспособность и эффективность специалистов по рекламе и маркетингу. Особое место в образовательном процессе принадлежит элементам, связанным с формированием правовых знаний. В частности, для специальностей 032401-Реклама и 080111-Маркетинг Государственные образовательные стандарты предписывают включение в учебный план таких дисциплин, как "Правоведение" (ГСЭ. Ф.06) для обеих специальностей, а также "Правовое регулирование рекламной деятельности" (ОПД. Ф.06) и "Правовое регулирование маркетинговой деятельности" (ОПД. Ф.13) соответственно. Последние блоки, входящие в федеральный компонент, требуют актуальных знаний преподавателя в конкретный момент времени в отличие от экономических блоков, где объективной информацией считается та, которая получена в течение достаточно продолжительного расчетного периода. Более того, такие явления, как маркетинг и реклама, являются объектами комплексного правового регулирования, а это значит, что, с одной стороны, кругозор преподавателя должен быть достаточно широк и междисциплинарен, а с другой стороны, необходим такой уровень информационной обеспеченности процесса обучения, при котором актуальность любого используемого правового массива гарантирована. Это крайне важно в условиях, когда нынешнее состояние законотворчества в России оценивается как интенсивный процесс, направленный на завершение формирования базовых блоков нормативно-правового поля, обеспечивающих трансформацию общественно-экономической системы в направлении принятых стратегических установок развития. При этом принятие большого количества новых и корректировка прежних нормативных правовых актов, касающихся интересов различных сфер человеческой деятельности, зачастую создает эффект правовой неопределенности. В значительной степени следствием этого является так называемый правовой нигилизм, о необходимости преодоления которого ныне заявляют руководители государства <1>. Без сомнения, тем, для кого это явление стало образом жизни, любые рецепты бесполезны. Для тех же, кто позиционирует себя на поле законопослушания, наряду с возможностью получения правовых знаний необходимы эффективные средства информирования и консультирования. Одним из наиболее оперативных и качественных способов получения актуальной правовой информации является использование компьютерных справочных правовых систем и комплексов. -------------------------------- <1> Выступление Дмитрия Медведева на II Гражданском форуме в Москве 22 января 2008 г. // rg. ru от 24 января 2008 г.
Как следует из Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления <2>. Правовая информация в широком смысле означает содержание данных (сообщений), использование которых предопределяет решение той или иной правовой задачи или способствует ее решению. В научной литературе и практике юридической деятельности термин "правовая информация" начал активно использоваться лишь в конце 1960-х годов, что хронологически совпадает с периодом развития исследований по использованию компьютеров для решения конкретных правовых задач. Категория "правовая информация" охватывает такие понятия, как "источник права", "правовой материал", "правовые акты", "правовые документы" <3>. К правовой информации относятся прежде всего законодательные и иные нормативные правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов; материалы их обсуждения и принятия, учета и упорядочивания, толкования и реализации правовых норм; материалы изучения практики применения этих норм. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права <4>. Перечисленные материалы являются базой информационных систем (ИС), которые представляют собой совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств <5>. -------------------------------- <2> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ст. 2. <3> Большой юридический словарь // URL: http://slovari. yandex. ru. <4> Морозов Н. П., Чернокнижный С. Б. Справочные правовые системы. СПб.: ИД "ВЕСЬ", 2003. С. 13. <5> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ст. 2.
Информационно-правовая система (ИПС) <6> - это автоматизированный банк данных правовой информации, устанавливаемый на ЭВМ и способный с помощью специального программного комплекса выполнять различного рода поисковые функции (поиск актов по названию документа, дате принятия, виду нормативного акта и т. д.). Современные ИПС (СПС) состоят обычно из собственно программной оболочки и подключаемых к ней различных баз данных (например, по отраслям права) <7>. -------------------------------- <6> Иногда используется термин "справочная правовая система (СПС)" (авт.). <7> Большой юридический словарь // URL: http://slovari. yandex. ru.
В настоящее время в нашей стране существует целый ряд СПС. Лидерами в этой области в России считаются три из них: система "Гарант", разработанная НПП "Гарант-Сервис"; система "Кодекс" Центра компьютерных разработок при мэрии Санкт-Петербурга и система "КонсультантПлюс", созданная НПО "Вычислительная математика и информатика" <8>. Другие СПС, к примеру "Эталон", разработанная Научным центром правовой информации при Министерстве юстиции России; "Юрисконсульт", выпущенная АО "Информационные системы и технологии", и др., также функционируют в информационном пространстве, но имеют ограниченного потребителя и менее популярны. -------------------------------- <8> В данном случае системы перечислены в алфавитном порядке.
Обозначенные выше СПС обладают определенным набором качеств, позволяющим позиционироваться на рынке информационных продуктов и услуг. В целях выявления маркетинговых аспектов лидирующих на рынке региона СПС был проведен их анализ, в основу методики которого были положены разработанные показатели, формирование которых явилось следствием воздействия совокупности значимых факторов рынка. Взаимодействие факторов и показателей представлено на рисунке.
Потребность субъектов рынка в получении достоверной правовой информации и Уровень консультировании в Усиление развития интересах развития контроля и средств ужесточение мер информатизации ответственности и коммуникации за нарушение V законов > < СПС Объем и Стоимость полнота < > информации информации и сервиса V V < > Достоверность Уровень и Степень Оперативность информации удобство дифференциации обновления информационной рубрикатора информации технологии V V V
Уровень Наличие Качество юридической средств сервиса и глубина продвижения консультационной информации проработки об СПС
Анализ полученной в результате исследования информации позволил сделать следующие выводы: 1. Справочные правовые системы востребованы на рынке информации и информационных услуг. 2. Основным потребителем и постоянным пользователем СПС являются юридические лица. Физические лица в основном пользуются СПС в бесплатном режиме через ограниченный по времени свободный доступ в Интернете или посредством сокращенных и неактуальных версий, распространяемых на CD-дисках. 3. Основными факторами, формирующими потребность в СПС, являются следующие: - уровень развития средств информатизации и коммуникации; - усиление контроля и ужесточение мер ответственности за нарушение законодательства со стороны государства; - потребность субъектов рынка в получении достоверной правовой информации и консультировании в интересах развития бизнеса. Руководствуясь полученными данными, а также в интересах углубления представлений о потребительских качествах и востребованности СПС в профессиональной среде, авторы в течение 2006 - 2007 гг. совместно с сотрудниками ООО "Консалтинговая группа "Дельта" проводили опрос специалистов в области маркетинга и рекламы, руководителей рекламных и маркетинговых структур, а также сотрудников различных предприятий, обеспечивающих реализацию функции предприятия как рекламодателя. К проведению этой работы авторов также подвигла следующая информация: по данным Управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства ФАС России, в течение 2005 г. в результате проделанной антимонопольными органами работы было пресечено 6213 нарушений законодательства РФ о рекламе (2000 г. - 4505, 2001 г. - 4222, 2002 г. - 4130, 2003 г. - 4383) <9>. В то же время реклама и рекламная деятельность регулируются большим количеством законодательных и иных нормативных актов, в частности только на федеральном уровне: содержание рекламы - отдельными положениями, содержащимися в двадцати трех федеральных законах, одном указе Президента РФ, двух постановлениях Правительства РФ, семи документах министерств и ведомств; размещение рекламы - отдельными положениями, содержащимися в тринадцати федеральных законах, двух указах Президента РФ, двух постановлениях Правительства РФ, десяти документах министерств и ведомств; экономические и финансовые аспекты - отдельными положениями, содержащимися в пяти федеральных законах, одном указе Президента РФ, одном постановлении Правительства РФ, пяти документах министерств и ведомств; организационные аспекты - отдельными положениями, содержащимися в двенадцати федеральных законах, двух указах Президента РФ, трех постановлениях Правительства РФ, пяти документах министерств и ведомств. -------------------------------- <9> Пузыревский С. А. Государственный контроль соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе // Российский рекламный ежегодник. 2006. С. 84.
Налицо явное противоречие: количество законодательных и иных нормативных правовых актов выросло и измеряется несколькими десятками, а количество нарушений законодательства не уменьшается. Таким образом, конечной целью проведенного опроса было выяснить причины такого положения дел и выявить возможности использования СПС для разрешения этого противоречия. Качественный состав респондентов, опрошенных в процессе исследования, следующий: 7% - руководители различного уровня в рекламных и маркетинговых фирмах, 10% - сотрудники рекламных и маркетинговых служб предприятий-рекламодателей; 30% - маркетологи; 53% - сотрудники структур, занимающихся производством и распространением рекламы. Кроме того, было посещено 20 юридических фирм и взято 30 интервью у юристов, практикующих в области гражданского права. В результате опроса была получена следующая информация: - из руководителей различного уровня в рекламных и маркетинговых фирмах лишь 15% пользуются СПС лично, 56% - имеют выход в СПС на предприятии; ни один из опрошенных не заявил о наличии внутренней правовой оценки создаваемых рекламных продуктов, а также о наличии в составе предприятия специалиста в области рекламного законодательства; - опрошенные сотрудники рекламных и маркетинговых служб предприятий-рекламодателей вообще не пользуются услугами СПС, при этом они заявляют, что в вопросах соблюдения рекламного законодательства вполне доверяют рекламопроизводителям и рекламораспространителям, поэтому на вопросы, связанные с положениями нового Закона "О рекламе" N 38-ФЗ в части ответственности рекламодателя за ненадлежащую рекламу, ответить не смогли; - среди маркетологов и сотрудников структур, занимающихся производством и распространением рекламы, лишь 8% обращаются в СПС и то для того, чтобы отследить изменения и дополнения в Законе "О рекламе"; всего 20% из них смогли назвать еще 2 документа, регулирующих рекламу; 20 опрошенных специалистов вообще руководствуются в своей деятельности утратившим в силу еще в июле 2006 г. Федеральным законом "О рекламе" N 108-ФЗ; - среди причин прохладного отношения к СПС опрошенные называли отсутствие концентрации информации по отдельным вопросам рекламы и рекламной деятельности, отграничения рекламы от рекламной деятельности, прямого консультационного канала; - ни один из опрошенных сотрудников 20 юридических фирм не взялся консультировать по вопросам рекламного законодательства, а просьба дать правовую оценку содержания предложенного макета рекламного продукта, содержащего заранее внесенные в него явные нарушения требований Законов "О рекламе", осталась без внимания. Анализ результатов опроса показал, что пределы совершенствования СПС далеко не достигнуты. Представляется возможным сформулировать пути повышения маркетинговых характеристик СПС на примере создания вписанного в систему блока "Государственное и иное регулирование рекламы и рекламной деятельности". Этот блок, с одной стороны, может стать привлекательным для специалистов рекламной сферы, работающих в реальном бизнесе, если учтет их пожелания, а с другой стороны, станет актуальной информационной площадкой процесса обучения правовым дисциплинам. Концепция этого блока представляет собой следующее. Блок "Государственное и иное регулирование рекламы и рекламной деятельности", будучи информационным ресурсом, технологически вписанным в СПС, является не только тождественным действующему нормативно-правовому полю, регулирующему рекламную и смежные с ней сферы деятельности, но и позволяет управлять этим ресурсом по дифференцирующим, группирующим, процессным и результирующим функциям в интересах обеспечения потребителя достоверной и логически правильно выстроенной правовой информацией в ответ на запрос, выбираемый из рубрикатора, который отражает максимально полный набор типовых проблем рекламной сферы. Блок может включать следующие информационные уровни, полученные методом дифференциации и группировки отдельных положений нормативных документов: - первый уровень: содержание рекламы, размещение рекламы, экономические и финансовые аспекты рекламной деятельности, организационные аспекты рекламной деятельности, государственный контроль и ответственность за соблюдение рекламного законодательства; - второй уровень: размещение рекламы на различных рекламоносителях; - третий уровень: реклама отдельных видов товаров (услуг). Самостоятельным массивом может размещаться саморегулирование. Доступ к этим уровням может осуществляться напрямую. Следующие уровни формируются на основе выстраивания процесса рекламной деятельности (включая и процессуальные вопросы, связанные с нарушением рекламного законодательства). Количество и содержание процессных карт определяется рубрикатором, который следует сформировать и подвергнуть экспертизе со стороны представителей рекламной сферы. В процессе создания рекламного продукта участвует большое количество специалистов различных областей знаний: дизайнеры, художники, копирайтеры и др., уровень правовых знаний которых для сферы рекламной деятельности формируется на этапах получения профессиональных знаний недостаточно глубоко. Формирование в рамках СПС, с ее возможностями оперативной актуализации информации, нового по составу и информационной логике ресурса, который может привлечь внимание представителей динамично развивающейся сферы деятельности, позволит не только повысить маркетинговые характеристики СПС, но и благотворно воздействовать на качество рекламы как объекта правового регулирования. В то же время СПС с такими характеристиками может рассматриваться как элемент процесса обучения дисциплинам правового блока. Реализовать это возможно в рамках Программы сотрудничества образовательных структур в сфере рекламы и маркетинга и разработчиков СПС. Для оценки реализуемости приведенной выше модели авторами были привлечены специалисты ООО "Кубнет", которые предложили достаточно широкий перечень потенциальных технико-технологических решений. Среди возможных платформ были рассмотрены как коммерческие Windows, MacOS, так и платформы с открытым кодом Linux, кроссплатформенная среда Java. По мнению экспертов, идеология предлагаемого блока задач не подразумевает серьезных ограничений в выборе платформы или инструментария для технического исполнения и может быть реализована как в виде самостоятельного программного продукта, так и в виде компонента для одной из существующих СПС при условии поддержки данной разработки ее авторами.
------------------------------------------------------------------
Название документа