Законодательство Российской Федерации в области общественной нравственности
(Дизер О. А.) ("Административное и муниципальное право", 2009, N 7) Текст документаЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ
О. А. ДИЗЕР
Дизер Олег Александрович - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России.
Необходимость регулирования отношений, возникающих в сфере общественной нравственности, приобретает в настоящее время особую актуальность, во-первых, в связи с резко возросшим оборотом продукции сексуального характера, во-вторых, поскольку это вытекает из международно-правовых обязательств РФ. Важнейшим средством правового противодействия правонарушениям в сфере общественной нравственности является административное законодательство. Ключевым нормативным правовым актом здесь является Кодекс РФ об административных правонарушениях. В гл. 6, предусматривающей ответственность за административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (заметим, что последний термин впервые использован в административно-деликтном законодательстве), содержатся административные правонарушения в сфере общественной нравственности, которые, на наш взгляд, могут быть подразделены на две группы: 1) сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (ст. 6.1 КоАП РФ); 2) административные правонарушения, связанные с проституцией: неисполнение родителями или законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ); занятие проституцией (ст. 6.11 КоАП РФ); получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (ст. 6.12 КоАП РФ). Таким образом, в КоАП РФ содержатся лишь отдельные нормы, направленные на запрет услуг сексуального характера. Необходимо обратить внимание на постоянно поднимающийся вопрос о введении уголовной ответственности за занятие проституцией. Одним из вариантов повышения эффективности борьбы с правонарушениями в сфере общественной нравственности, на взгляд некоторых авторов, является введение уголовно наказуемого деяния "занятие проституцией", но с административной преюдицией. Целесообразность этого обусловливается недостаточной эффективностью применения норм КоАП, а также тем, что проституция в последнее время приобретает все более и более профессиональный характер и организованные формы <1>. Кроме того, исследователями приводятся данные опросов о том, что каждая третья проститутка, по ее личному признанию, впредь отказалась бы от этого занятия, если бы над ней довлела угроза уголовной ответственности <2>. -------------------------------- <1> См.: "Жриц любви" посчитали // Российская газета. 2003. 18 июня. <2> См.: Дьяченко А. П. Вопросы, которые ждут решения // Проституция и преступность. М., 1990. С. 169.
Справедливости ради следует отметить, что предложения об установлении уголовной ответственности за ведение такого образа жизни оговариваются установлением определенных условий: после принятия к виновным мер административного наказания; при занятии таким промыслом систематически, несмотря на неоднократные предупреждения органов внутренних дел (специализированных подразделений милиции по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере общественной нравственности). Предлагается также ввести административную ответственность и "клиентов" проституток. При этом необходимо отметить, что репрессиями проблему искоренения проституции и правонарушений, ей сопутствующих, не решить. Отечественный опыт показывает, что для улучшения ситуации в сфере общественной нравственности необходим комплекс мероприятий (социальных, правовых т. п.), проводимых на федеральном уровне. Ужесточение же санкций правовых норм за совершение правонарушений в сфере общественной нравственности может повлечь лишь видоизменение форм существования указанных социальных аномалий. Следующим нормативным правовым актом в сфере охраны общественной нравственности является Уголовный кодекс РФ. Нормы об охране общественной нравственности содержатся в гл. 20 "Преступления против семьи и несовершеннолетних" и в гл. 25 "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности". Уголовным законодательством установлены следующие запреты в сфере общественной нравственности: 1) вовлечение в занятие проституцией (ст. 240 УК РФ); 2) организация занятия проституцией (ст. 241 УК РФ); 3) незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242 УК РФ); 4) изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 242.1 УК РФ). На сегодняшний день остро стоит вопрос об усилении уголовной ответственности за изготовление порнографической продукции с использованием детей, а также об установлении такой ответственности за создание и распространение порнографических сайтов в Интернете. По некоторым данным в компьютерных сетях "плавает" от потребителя к потребителю 11 миллионов порнографических фотографий. Ежегодный оборот "мерзкого" занятия, включая обслуживание через Интернет, составляет сумму в пять миллионов евро <3>. -------------------------------- <3> См.: По следу сексуальных маньяков // Контакт. N. 16 (212). 2003. 26. Julai - 08. August.
Таким образом, можно сделать вывод, что в целом уголовное законодательство в сфере охраны общественной нравственности отличает фрагментарность, пробельность и разрозненность. Для изменения сложившейся ситуации целесообразно объединить в Уголовном кодексе РФ преступления против общественной нравственности в одну главу с аналогичным названием, при этом расширив количество уголовно наказуемых деяний в сфере оборота продукции и оказания услуг сексуального характера. По нашему мнению, такая глава может состоять из следующих статей: занятие проституцией (в случае решения установить уголовную ответственность за данный деликт с административной преюдицией); получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией; содействие занятию проституцией; вовлечение в занятие проституцией несовершеннолетнего; вовлечение в занятие проституцией несовершеннолетнего родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего; вовлечение в занятие проституцией; организация или содержание притона для оказания услуг сексуального характера; незаконное изготовление или распространение порнографических материалов или предметов; использование несовершеннолетнего в целях изготовления или распространения порнографических материалов или предметов; торговля людьми в целях сексуальной эксплуатации; создание и распространение порнографических сайтов в компьютерных информационных пространствах. Каждый совершеннолетний человек имеет право на самостоятельное формирование представлений и взглядов на фактическую и нравственную сторону сексуальных отношений. Для этого он может читать литературу, обращаться за помощью к специалистам и другим источникам, обладающим, по его мнению, достаточной компетенцией в этом вопросе. Возникают отношения между человеком, стремящимся к пополнению знаний о сексуальной сфере, и окружающими его людьми, с которыми он сознательно вступает в контакты по поводу сведений об этой области жизни. Содержанием таких отношений является право личности на самостоятельное, независимое от чьего-либо вмешательства получение информации о сексе, которому противостоит обязанность не нарушать соответствующие правовые нормы, охраняющие сексуальную свободу других граждан. В связи с этим важным является вопрос о существовании правовых норм, которые одновременно реализуют право конкретного гражданина на получение интересующей информации о сексуальной стороне жизни и защищают других граждан от вмешательства в их интимную жизнь, а также ограждают их и особенно несовершеннолетних от "навязанного" им столкновения с продукцией сексуального характера в повседневной жизни. На федеральном уровне оборот эротической продукции ограничен Законом РФ "О средствах массовой информации" <4>. Его ст. 37 определяет, что распространение выпусков специализированных радио - и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала допускается только с 23 часов до 4 часов по местному времени, если иное не установлено местной администрацией. В данной статье также содержится норма, в которой говорится, что розничная продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией. -------------------------------- <4> См.: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в редакции Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 10-ФЗ) // Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 7. Ст. 300.
Данная норма, регламентирующая оборот продукции сексуального характера, на наш взгляд, не решает в полной мере задач ограждения граждан от столкновения с "агрессивным" коммерческим оборотом продукции эротического характера в повседневной жизни и защиты несовершеннолетних от несвоевременного знакомства с подобного рода материалами. Для цивилизованной регламентации оборота продукции эротического характера и решения названных задач, по нашему мнению, необходимо закрепление в специальном федеральном законе общих и обязательных норм и ограничений. Таковыми могут являться: время демонстрации продукции сексуального характера по телевидению; места, в которых может осуществляться оборот данной продукции (время работы, удаленность от детских, образовательных, культурных учреждений, религиозных объединений, "культовых" зданий и помещений и т. п.). Подобным образом должно регламентироваться проведение зрелищных мероприятий сексуального характера. В целом, как видим, федеральное законодательство в рассматриваемой сфере является фрагментарным, пробельным и разрозненным. В существующих нормах, регулирующих отношения в сфере общественной нравственности, отсутствуют единая законодательная линия, определяющая государственную политику; основные понятия, необходимые для определения рамок законодательного регулирования в рассматриваемой области. В настоящее время федеральное законодательство содержит лишь отдельные черты общей стратегии сдерживания правонарушений в сфере общественной нравственности, которых явно недостаточно для системного правового регулирования общественных отношений. Отдельные нормы, регулирующие оборот продукции, оказание услуг и проведение зрелищных мероприятий сексуального характера вкраплены в различные по направленности нормативные правовые акты, поэтому в настоящее время сложно говорить о цельности и системности федерального законодательства в области охраны общественной нравственности. При этом необходимо отметить, что указанные нормы могут, в свою очередь, выступать в качестве ориентиров законопроектной деятельности. Необходимо отметить также, что общественные отношения в сфере общественной нравственности есть особая область человеческой жизни, вторжение в которую может повлечь нарушение прав и законных интересов граждан. В связи с эти полагаем, что нормативное правовое регулирование отношений в сфере оказания услуг сексуального характера в силу своей специфичности (неприкосновенность личной жизни) должно осуществляться только на основании соответствующего федерального закона. Подобное положение в полной мере будет соответствовать положениям Конституции РФ относительно возможности ограничения прав и свобод граждан только федеральным законом. Правовые основы оборота продукции и проведения зрелищных мероприятий сексуального характера должны также регламентироваться специальным федеральным законом, с той лишь разницей, что нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться нормы, регулирующие отношения в рассматриваемых сферах и имеющие определенные особенности в отдельных регионах страны и которые не рассматриваются в федеральном законе. Прогрессивной попыткой законодателя цивилизованно регламентировать оборот продукции, оказание услуг и проведение зрелищных мероприятий сексуального характера явилась разработка проекта Федерального закона "О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера". Первоначальное наименование данного законопроекта было "О контроле за оборотом продукции, оказанием услуг и проведением зрелищных мероприятий сексуального характера" (направлен в качестве законодательной инициативы Законодательным Собранием Омской области в 1995 г.). Несмотря на важность подобного закона, нормативный правовой акт, регламентирующий оборот продукции, оказание услуг и проведение зрелищных мероприятий сексуального характера, так до сих пор и не принят. Таким образом, можно отметить, что федеральное законодательство в сфере общественной нравственности на сегодняшний день не отвечает существующей ситуации, сложившейся в данной области. Нормативное правовое регулирование оборота продукции, оказания услуг и проведения зрелищных мероприятий сексуального характера является эпизодическим, фрагментарным и бессистемным. На федеральном уровне практически отсутствует правовая регламентация оборота продукции и проведения зрелищных мероприятий сексуального характера. Для изменения сложившейся ситуации необходимо принятие соответствующего федерального закона, устанавливающего определенные правовые границы в рассматриваемой сфере.
Библиографический список:
1. Дьяченко А. П. Вопросы, которые ждут решения // Проституция и преступность. М., 1990. 2. "Жриц любви" посчитали // Российская газета. 2003. 18 июня. 3. По следу сексуальных маньяков // Контакт. N. 16 (212). 2003. 26. Julai - 08. August.
------------------------------------------------------------------
Название документа