Устав в оригинале

(Стуков Л.)

("ЭЖ-Юрист", 2008, N 49)

Текст документа

УСТАВ В ОРИГИНАЛЕ

Л. СТУКОВ

Лев Стуков, директор ООО "Независимые деловые консультации".

В течение последних полутора-двух лет многие предприятия и организации, регистрировавшие новые редакции своих учредительных документов, вдруг с удивлением стали обнаруживать, что сколько бы экземпляров учредительных документов они ни передали в регистрирующий орган, назад все возвращалось со штампом "Копия верна" и "Оригинал документа хранится в регистрирующем органе ИФНС России". Выводы в подобной ситуации напрашиваются следующие: подлинный экземпляр только один; храниться он должен в налоговом органе; чтобы сделать с него копию, каждый раз необходимо обращаться в регистрационное подразделение налогового органа. Так ли это?

Гражданский кодекс в п. 1 ст. 67 "Права и обязанности участников хозяйственного товарищества или общества" устанавливает, что участники хозяйственного товарищества или общества вправе получать информацию о деятельности товарищества или общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке.

Согласно п. 3 ст. 12 "Учредительные документы общества" Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и п. 4 ст. 11 "Устав общества" Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано в разумные сроки предоставить возможность участнику (акционеру) ознакомиться с учредительными документами общества, а также с изменениями в учредительных документах. Общество обязано по требованию участника предоставить ему копии действующих положений учредительного договора и устава (для общества с ограниченной ответственностью) или копию устава (для акционерного общества).

Очевидно, что для реализации этого права подлинник учредительных документов должен находиться в пределах досягаемости.

Исполнительный хранитель

В отношении обществ с ограниченной ответственностью этот вывод подтверждается нормами ст. 50 "Хранение документов общества" Закона N 14-ФЗ, в соответствии с которой общество обязано хранить свои учредительные документы, а также внесенные в них и зарегистрированные в установленном порядке изменения и дополнения, по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества.

Что касается акционерных обществ, порядок хранения их устава определяется ст. 89 "Хранение документов общества" Закона N 208-ФЗ, обязывающей хранить устав общества, внесенные в этот устав изменения и дополнения, зарегистрированные в установленном порядке, решение о создании общества, документ о государственной регистрации общества по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. И никаких иных мест хранения Законом не предусмотрено.

Существует также такой подзаконный нормативный акт, как Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденное Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 N 03-33/пс, который в п. 3.1 раздела III "Порядок хранения документов акционерных обществ" предусматривает, что организация хранения документов общества обеспечивается его единоличным исполнительным органом.

Поэтому со всей определенностью можно сказать, что подлинник учредительных документов акционерного общества должен находиться у исполнительного органа общества. То же самое относится к обществу с ограниченной ответственностью, в котором подобный порядок определен.

Считаем подлинники

Но необходимо сделать пояснение: тот факт, что подлинник учредительных документов должен храниться у исполнительного органа общества, не означает, что этот подлинник должен существовать в единственном экземпляре. Сколько же их может быть?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы проанализировали нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и нормы Федеральных законов "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "Об акционерных обществах" на предмет того, имеются ли в данных нормативных актах какие-либо указания на количество подлинников учредительных документов.

Так, согласно положениям п. 1 ст. 52 "Учредительные документы юридического лица" ч. I ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное в соответствии с настоящим Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

При этом никаких указаний на количество оформляемых экземпляров учредительных документов общества Гражданский кодекс не содержит, впрочем, как и Федеральные законы N 14-ФЗ и N 208-ФЗ. Нет там и каких-либо технических подробностей подобного оформления.

Основываясь на общепринятой деловой практике, полагаем, что количество подлинных экземпляров того или иного документа (договора) зависит от количества участников сделки.

То есть документы оформляются в таком количестве, чтобы каждая сторона сделки имела в своем распоряжении подлинный экземпляр. Кроме того, дополнительно могут быть оформлены подлинные экземпляры для исполнительного органа юридического лица и органа государственной регистрации, если такая регистрация необходима.

В том случае, если речь идет о хозяйственном обществе с большим количеством учредителей (участников) или об акционерном обществе с большим количеством акционеров, число подлинников учредительных документов может быть разумно сокращено, так как в любом случае участник или акционер общества имеют право с ними ознакомиться.

Таким образом, подлинных экземпляров может быть любое необходимое количество, поскольку какие-либо законодательные ограничения по этому поводу отсутствуют.

Печать всегда, печать везде?

Должна ли проставляться на подлиннике учредительных документов печать регистрирующего органа?

Если мы обратим внимание на текст подпункта ст. 12 "Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица" Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", то увидим, что при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии).

Из этого следует, что учредительные документы юридического лица приобретают соответствующий правовой статус не с момента их регистрации в государственном регистрирующем органе, а с момента их утверждения учредителями. И после этого с них могут и должны сниматься нотариально заверенные копии. Отказ нотариуса в нотариальном заверении копий с таких документов неправомерен и может быть обжалован в соответствующую нотариальную палату.

Какие-либо требования по поводу наличия печати регистрирующего органа на тексте учредительных документов в Гражданском кодексе отсутствуют, впрочем, как и подробные требования к их оформлению, помимо уже названного обязательного перечня содержащихся в них сведений.

Никаких деталей технического характера, касающихся порядка оформления учредительных документов, ни Закон N 14-ФЗ, ни Закон N 208-ФЗ также не содержат.

Так, может быть, какие-то упоминания об оформлении учредительных документов имеются в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"?

Исходя из п. 2 ст. 11 "Решение о государственной регистрации" указанного Закона моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр (п. 3 ст. 11). Форма и содержание документа устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Форма же свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 и представляет собой вполне самостоятельный документ.

Ранее на практике факт проведения государственной регистрации удостоверялся специальной регистрационной надписью и штампом, проставляемыми на оригиналах учредительных документов. Однако этот порядок не был закреплен ни в одном нормативном акте федерального уровня. Следовательно, печать регистрирующего органа на подлиннике учредительных документов общества проставляться не должна. Ее наличие или отсутствие на юридическую силу указанных документов никак не влияет.

Для подтверждения факта регистрации учредительных документов и произведенных в них изменений достаточно лишь свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц в установленной Правительством Российской Федерации форме.

Копия на заказ

В заключение следует сказать, что после того как функции государственной регистрации были переданы налоговым органам, копии с учредительных документов можно заказать у них либо заверить нотариально.

В первом случае действуют положения ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в соответствии с которыми содержащиеся в государственных реестрах сведения о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в том числе и в виде копии документа (документов), имеющегося в государственном реестре.

Срок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливается Правительством Российской Федерации и не может составлять более пяти дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса.

Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов согласно ст. 7 вышеупомянутого Закона осуществляется за плату, если иное не предусмотрено федеральными законами. Размер платы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Действующими в настоящее время Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438, установлено, что размер платы за выдачу копии документа (документов), имеющегося в регистрационном деле юридического лица, составляет 200 рублей за каждый экземпляр. Размер платы за срочное предоставление информации возрастает вдвое.

Если же будет принято решение обратиться к нотариусу, то тут уже придется руководствоваться главой 25.3 "Государственная пошлина" ч. II НК РФ, а именно ст. 333.18 "Порядок и сроки уплаты государственной пошлины", в соответствии с которой при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) необходимо уплатить государственную пошлину в размере, предусмотренном ст. 333.24 "Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий" за удостоверение учредительных документов (их копий) организаций, - 500 рублей.

Название документа