Проблема формирования информационной компетентности студентов и курсантов юридических вузов

(Мелихов А. И., Видюков Р. А.)

("Военно-юридический журнал", 2008, N 11)

Текст документа

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СТУДЕНТОВ И КУРСАНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

А. И. МЕЛИХОВ, Р. А. ВИДЮКОВ

Мелихов А. И., старший научный сотрудник отдела научной информации и координации научных исследований Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук.

Видюков Р. А., заместитель начальника следственного отделения при ОВД Городищенского района Волгоградской области.

Еще не так давно учебная дисциплина "Конституционное (государственное) право" воспринималась курсантами и студентами как инертная система знаний, маловостребованная в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел и потому не пользовавшаяся большой популярностью. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась по ряду причин внешнего и внутреннего характера. С внешней стороны, после развала международной системы сдержек и противовесов, существовавшей во время "холодной войны", международные отношения не отличаются стабильностью. В силу этого государственно-правовая действительность стала обладать весьма высокой динамикой. Каждый день в мире и стране происходят события, требующие конституционно-правовой оценки: разваливаются и реорганизуются межгосударственные союзы, образуются новые и изменяются формы старых государств, оказывается бесполезным старый инструментарий предотвращения международных конфликтов (ООН, ОБСЕ) и появляются новые эффективные средства установления мира (гуманитарная интервенция).

Внутригосударственная обстановка также изменилась - активная деятельность Конституционного Суда РФ уже не позволяет говорить о Конституции РФ и конституционных законах как о декларативных источниках права. Процесс конституциализации отраслей права, начавшийся в начале 90-х годов прошлого века, породил значительный массив судебных решений, имеющих наивысшую юридическую силу и обязательных к исполнению. Реализация конституционных норм стала начальной точкой в оценке деятельности сотрудников органов внутренних дел.

В силу указанных преобразований преподаватели конституционного и международного права имеют возможность оперировать богатым выбором примеров для иллюстрации преподаваемого материала. Однако удачное усвоение учебного материала предполагает воспитание у обучаемых навыка самостоятельного понимания сущности реализации норм конституционного права в государственно-правовой действительности. К сожалению, не все курсанты и студенты справляются с данным заданием из-за своей информационно-правовой инфантильности.

Особенности современного информационного века таковы, что человек не в силах воспринимать все потоки информации. Новостные каналы и аналитические передачи обойдены вниманием студентов не столько из-за их недобросовестности, столько из-за острой нехватки времени, вызванной одновременным получением второго высшего образования, обучением иностранным языкам, наличием большого объема работ в вузе, не связанных с образовательным процессом (последнее характерно для вузов МВД, где каждый шестой день проводится курсантами в нарядах). Поэтому большинство курсантов, несмотря на наличие хорошей теоретической базы, на занятиях весьма посредственно ориентируются в политической жизни страны, неудовлетворительно знают хронологию государственно-правовых событий за последние несколько лет, путаются в фамилиях политических деятелей и названиях субъектов государственно-правовых отношений.

Бороться с информационно-правовой безграмотностью можно разными путями. Во времена СССР проводились вторники политинформации, а их преемниками в практике вузов МВД России стали лекции по социально-политической обстановке в стране и мире, проводимые отделом воспитательной работы в рамках занятий по служебно-боевой подготовке. Однако эффективность их незначительна в силу небольшого объема (4 часа в год в соответствии с тематическим планом занятий служебно-боевой подготовки) и неприменима в системе невоенизированных вузов.

Наиболее действенным и современным методом решения проблемы дефицита времени у студентов, по нашему мнению, является так называемое фоновое восприятие информации, под которым понимается процесс успешного запоминания информации во время занятия обыденными делами, без специальной концентрации внимания слушателя. Реализовать данный метод в вузе возможно посредством установления телевизоров, транслирующих новостные каналы в местах праздного пребывания студентов и курсантов на территории вуза (например, места для курения, столовые и буфеты, места ожидания занятий). Указанный метод воспитания более соответствует духу гражданского общества, чем возрождение принудительных вторников политинформации.

Другая проблема информационного обеспечения преподавания государственно-правовых дисциплин - достоверность информации, воспринимаемой студентами и курсантами.

По материалам анкетирования, проведенного нами по завершении учебной дисциплины "Конституционное право" на 1-м курсе факультета следователей Волгоградской академии МВД России, основными источниками информации о государственно-правовых событиях для курсантов являются: Интернет (39%); телевидение (31%); вербальный контакт, в том числе с преподавателями (16%); радио (12%); периодические печатные издания (2%).

Как видно из результатов опроса, подавляющее количество курсантов узнает об основных событиях в стране и мире из сенсационных заголовков в рекламе социальных и поисковых сетей типа "Яндекс", "Гудли", "Майл", "Рамблер", "Одноклассники", "В контакте". Как известно, у большинства источников информации в сети нет пока той репутации, которая сложилась у offline-источников (газет, телевидения, издательств, радиоканалов) за долгий период их существования. Пока не выявлены технические возможности отслеживания авторства информационных сообщений, не разработан юридический механизм привлечения к ответственности владельцев сайтов за заведомо ложную информацию. Очень часто содержание информационного сообщения прямо противоположно его анонсированному заголовку. Вследствие этого у обучаемых может сложиться неправильное мнение о толковании и практике реализации правовых норм и привести в будущем к серьезным ошибкам.

Однако нельзя отрицать, что Интернет является самым демократичным средством массовой информации, предоставляющим самый высокий спектр взглядов на государственно-правовой сектор общественных отношений. Для правильного использования этого источника информации будущие юристы должны быть информационно компетентны, т. е. должны свободно ориентироваться в информационных потоках, уметь самостоятельно получать информацию, обрабатывать и использовать ее с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи и в конечном счете использовать информационные технологии при решении задач, которые стоят перед будущим юристом.

Воспитание информационной компетентности у студентов требует от преподавателя юридических дисциплин более серьезного отношения к составляемым им методическим материалам, в частности, в списки рекомендуемой литературы включать не только литературные следует источники информации, но и ссылки на достоверные интернет-ресурсы.

В настоящее время подготовка юристов, умеющих работать с информационным массивом, является одной из наиболее важных задач юридических вузов и в значительной степени обусловливает объективную потребность в модернизации российского высшего профессионального образования.

------------------------------------------------------------------

Название документа