Виртуальное пространство - новая сфера функционирования современного государства (теоретический аспект)

(Федосеева Н. Н.) ("Информационное право", 2008, N 3) Текст документа

ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО - НОВАЯ СФЕРА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Н. Н. ФЕДОСЕЕВА

Федосеева Н. Н., старший преподаватель кафедры ГиМПД Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета, соискатель Владимирского юридического института ФСИН России.

Всестороннее системное понимание феномена государства неразрывно связано с его изучением в рамках функционального подхода, который не просто предполагает рассмотрение государства как некой статичной системы, а требует его исследования в динамике, в процессе различного рода целенаправленной деятельности во всех сферах общественной жизни. Современные тенденции глобальной информатизации обусловили тот факт, что к основным традиционным сферам функционирования государства - политической, социальной, экономической, культурной и др. - добавились новые, по сути, охватывающие и дополняющие все ранее существовавшие. Одной из таких сфер функционирования современного государства является виртуальное пространство, возникающее и существующее благодаря работе компьютерной и иной электронной техники. Феномен виртуальности до последнего времени являлся предметом изучения преимущественно философской науки. Исследователи феномена виртуальной реальности этимологию термина "виртуальный" обычно возводят к римскому стоицизму и схоластической философии. С. И. Орехов, анализируя использование термина "virtus", показывает, что этот термин встречается уже в работах Марка Туллия Цицерона. В частности, в книге "О природе богов" можно найти слово "virtus" в значении "добродетель" <1>. Аналогично используют термин "virtus" - доблесть, сила, величие духа - представитель римского стоицизма Сенека, Августин Блаженный, Гуго Сен-Викторский и другие схоласты. Итак, в древней философии при употреблении термина "virtus" акцент делался на некое изменение в психике человека ввиду столкновения его с чем-то необычным, экстраординарным. -------------------------------- <1> См.: Орехов С. И. Поиск виртуальной реальности: Монография. Омск: Издательство ОМГПУ, 2002.

В период европейского Средневековья virtus рассматривается не столько как качество, сколько как способность к добродетельным поступкам. Это прекрасные свойства души человека, связанные с практическим опытом и ученостью, т. е. достоинства человеческого духа в превосходной степени. Наряду с этим на первый план выходят значения virtus, восходящие к "vi" - "внутренняя сила, мощь, потенция (возможность)". Такая трактовка virtus представлена в работах Фомы Аквинского <2>, Иоанна Дунса Скота <3>, Николая Кузанского <4>. Указанные авторы рассматривали виртуальное пространство как противоположность естественному физическому пространству. Виртуальное пространство содержит информационный эквивалент вещей и заставляет нас чувствовать, что мы имеем дело непосредственно с физической реальностью. -------------------------------- <2> См.: Носов Н. А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. 1999. N 10. С. 154. <3> См.: Скот И. Д. Оксфордские сочинения // http://antologi. rchgi. spb. ru/Jon_Duns_Scotus/scotus_9.php.10.09.2004. <4> См.: Кузанский Н. О видении Бога // Сочинения в 2 томах. Т. 2. Пер. / Общ. ред. В. В. Соколова и З. А. Тажуризиной. М.: Мысль, 1980. С. 33 - 94.

В Новое время, как отмечает С. И. Орехов, анализируя работы Канта, Лейбница, Гегеля, "происходит насыщение содержания данного понятия за счет трудноуловимых различий, интерпретаций, но все в пределах классической философии. В основном сохраняются стандартные значения virtus - добродетель, сила, потенция" <5>. -------------------------------- <5> Орехов С. И. Поиск виртуальной реальности: Монография. Омск: Издательство ОМГПУ, 2002. С. 14.

В наше время наблюдается использование термина "виртуальный" как синонима возможного или потенциального, например, для обозначения сослагательного наклонения в истории как "виртуальной истории", контрфактического моделирования исторического прошлого, попытку представить, как развивались бы исторические события, "если бы альтернатива, побежденная в действительности, одержала воображаемую победу и получила возможность развиваться" <6>. Причем в современной трактовке рассматриваемого термина можно увидеть "антиномичную игру противоположных смыслов: среднев. латинск. virtualis - "возможный"; англ. virtual - "действительный, фактический" <7>. -------------------------------- <6> Еременко А. М. О виртуальности виртуальной истории... // Человек. 2002. N 3. С. 124. <7> Бычков В. В., Маньковская А. Б. Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта // Вопросы философии. 2006. N 11. С. 47.

Сегодня феномен виртуальности изучается с позиций не только философии <8>, но и других наук: социологии, политологии, экономики <9>, педагогики <10> и т. д. В 1992 г. в Институте человека РАН была организована лаборатория виртуалистики, которая в 1997 г. преобразована в Центр виртуалистики <11>, занимающийся исследованием виртуальных реальностей в их философском, техническом, естественно-научном и гуманитарном аспектах. Основателем центра является Н. А. Носов, разработавший новое парадигмальное направление в науке - виртуальный подход, основанный на признании полионтологичности реальности и позволяющий интегрировать в единых комплексных междисциплинарных моделях технические, биологические, гуманитарные и философские аспекты виртуальной проблематики. -------------------------------- <8> См.: Кирик Т. А. Виртуальная реальность: сущность, критерии, типология: Дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2004; Гвоздиков Р. Н. Виртуальная реальность как модулятор социума: Дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2005; Степаненко П. А. Виртуальная реальность в структуре отношений человека и мира: Дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2006; Малкова Е. В. Виртуальная реальность: социально-философский аспект: Дис. ... канд. филос. наук. Пермь, 2005; Николаев И. А. Виртуальность как естественно-научный, технический и культурный феномен: Дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 2004; и др. <9> См.: Афонина С. В. Виртуальная торговля: Дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2001. <10> Лапшина И. В. Виртуальная информационно-образовательная лаборатория в профессиональной подготовке студентов: Дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2002. <11> Официальный сайт: www. virtualistika. ru. Адрес: 119992, Россия, Москва, Волхонка, 14/1, строение 5.

Сформировались отдельные отрасли науки, основанные на данном подходе, - виртуальная этика, виртуальная генеалогия (Г. П. Юрьев, Н. А. Юрьева, Е. И. Лебедь), медицинская виртуалистика (А. Н. Михайлов, М. А. Пронин, Г. П. Юрьев, Ю. Т. Яценко и др.), виртуальная психология (Н. А. Носов, Т. В. Носова и др.) <12>. -------------------------------- <12> См.: www. virtualistika. ru.

Сложность рассматриваемого явления вызвала разные точки зрения на проблему определения термина "виртуальность". Основные подходы к пониманию виртуальной реальности, которые трактуют ее как продукт человеческого способа отражения и преобразования действительности, Т. А. Кирик считает возможным поделить на три группы. Первая группа - это предельно широкое понимание виртуальной реальности, где под ней понимается вся реальность - полагается, что реальность вообще виртуальна, поскольку субъект взаимодействует не столько с объективным миром, сколько с представлениями о нем (Ф. И. Гиренок, О. Е. Баксанский, С. А. Борчиков, Д. В. Иванов, М. Кастельс, И. Г. Корсунцев, Ф. Г. Майленова и др.). Например, М. Кастельс пишет, что "реальность так, как она переживается, всегда была виртуальна - она воспринималась через символы" <13>. Д. В. Иванов, основываясь на идеях Кастельса, выдвинул концепцию виртуализации общества. В ее основе лежит использование понятия виртуальной реальности как обозначающего многие новые экономические, политические, культурные феномены, "не связанные непосредственно с компьютеризацией, но обнаруживающие сходство логики человеческой деятельности с логикой виртуальной реальности. Сущностный принцип данной логики - замещение реальных вещей и поступков образами-симуляциями" <14>. -------------------------------- <13> Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. С. 351. <14> Иванов Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. С. 6.

В. М. Быченков утверждает, что все существующие институты социальной реальности (в том числе государство и право) представляют собой проявления виртуальности, так как они условны, абстрактны, воображаемы, и закон им приписывает статус и свойства лица: "В своей предельной абстрактности, отвлеченности институт есть не более чем фикция, признаваемая людьми как существующая в действительности и действительная в своем субъектном существовании" <15>. -------------------------------- <15> Быченков В. М. "Ничто" как "другой". Виртуальное измерение социальной реальности // Виртуальные реальности: Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. Труды центра профориентации. М., 1998. С. 21, 22.

Вторая группа - понимание виртуальной реальности в контексте современных информационных технологий. Для него характерно включение в виртуальную реальность сложной технической системы - компьютера и его аппаратного и программного обеспечения. Предмет интереса данного направления - прежде всего виртуальные компьютерные миры, главная отличительная черта которых - интерактивность, т. е. возможность взаимодействия пользователя с компьютерными порождениями (В. С. Бабенко, С. Дацюк, М. Б. Игнатьев, Дж. Ланье, К. Макмиллан, А. А. Родионов, М. Хайм, Ф. Хэмит, Д. И. Шапиро и др.). В рамках данного подхода виртуальная реальность понимается сугубо техническим образом - как кибернетическое пространство, созданное на базе компьютера, в котором техническими средствами предпринята полная изоляция пользователя от внешнего мира, т. е. перекрытие всех каналов тактильной, слуховой, зрительной или любой иной информации с окружающим пространством. При этом пользователю предъявляется особый мир, имеющий собственные пространство, время и законы существования <16>. В этом смысле говорят о виртуальной библиотеке, музее, экскурсии, представительстве и других аналогах организаций, предоставляющих информацию в электронном виде по каналам электросвязи (сети Интернет, локальной сети и т. д.). Е. А. Шаповалов отмечает, что "если сопоставить виртуальную реальность с технической реальностью, то станет ясно, что они соотносятся как часть и целое. Виртуальная реальность является частью, фрагментом или новой модификацией технической реальности" <17>. -------------------------------- <16> См.: Бабенко В. С. Таксономия систем виртуальной реальности // Виртуальные реальности: Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. М., 1998. <17> Шаповалов Е. А. Философские проблемы виртуальной реальности // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры: Материалы 1-го Всероссийского симпозиума по философским проблемам виртуальной реальности. СПб., 1996. С. 8 - 9.

В рамках данного подхода виртуальная реальность есть процесс имитации пространства и поведения в нем субъектов, создания у человека иллюзии нахождения в моделируемом компьютером пространстве <18>. Иными словами, под виртуальностью подразумевается трехмерное, компьютером генерируемое, имитационное окружение, предъявляемое пользователю в реальном времени его поведения <19>. Такая трактовка виртуальности, по мнению С. В. Петровского, получила поддержку в массовой и прежде всего молодежной культуре. С данных позиций компьютерная виртуальная реальность - созданная искусственными средствами аудиовизуальная (и воздействующая на иные органы восприятия, т. е. расширяющая сферу своего воздействия) смысловая среда, которая выдается или принимается субъектом ее воздействия за подлинную или близкую к подлинной <20>. -------------------------------- <18> См.: Шменк А. Мультимедиа и виртуальные миры. М., 1998. С. 47. <19> См.: Бабенко В. С. Две книги о виртуальной реальности // Труды лаборатории виртуалистики Института проблем человека РАН. М.: Институт проблем человека РАН, 1997. С. 57. <20> См.: Петровский С. В. Правовое регулирование оказания интернет-услуг: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 42.

В исследованиях, отнесенных Т. А. Кирик к третьей группе, понятие виртуальной реальности применяется к реальности когнитивных и социальных моделей, абстрактных понятий и категорий, которым не всегда соответствуют реальные физические процессы, художественному вымыслу и образам фантазии - книгам, фильмам, живописи, а также снам, мечтам, измененным состояниям сознания (О. С. Анисимов, О. Н. Астафьева, О. Р. Маслов, Е. Е. Пронина, А. И. Неклесса, Н. А. Носов, Ю. М. Осипов и др.). В рамках данного подхода исследователи предлагают применять понятие виртуальной реальности к отдельным видам реальности (чаще всего психологическим). Наиболее последовательно эту точку зрения выразил Н. А. Носов, который утверждал, что понятие виртуальной реальности в его общем виде приложимо ко всем видам реальности: и физической, и технической, и психологической, и т. д. <21>. -------------------------------- <21> См.: Носов Н. А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. 1999. N 10. С. 154.

В работах Ю. М. Осипова <22>, И. В. Бестужева-Лады <23>, В. М. Коллонтай <24> и др. виртуальные реальности рассматриваются как реальности науки, финансового мира, политики и т. д. -------------------------------- <22> См.: Осипов Ю. М. Между реальностью и виртуальностью по пути мифотворчества и обновления // Философия хозяйства: Альманах центра общественных наук экономического факультета МГУ им. Ломоносова. 1999. N 2. С. 8 - 31. <23> См.: Бестужев-Лада И. В. Виртуализация мировоззрения в философии, экономике и социологии // Философия хозяйства: Альманах центра общественных наук экономического факультета МГУ им. Ломоносова. 1999. N 2. С. 31 - 42. <24> См.: Коллонтай В. М. Неолиберализм: реалии, мифы и виртуальность // Философия хозяйства: Альманах центра общественных наук экономического факультета МГУ им. Ломоносова. 1999. N 2. С. 42 - 52.

Следует согласиться с современными исследователями <25> в том, что невозможно разработать единую теорию виртуальности, охватывающую все подходы и все феномены человеческого сознания. В связи с этим большинство исследований виртуальной реальности относятся к компьютерной виртуальной реальности - самой распространенной форме, являющейся, однако, только одним из проявлений рассматриваемого феномена. -------------------------------- <25> См.: Кирик Т. А. Виртуальная реальность: сущность, критерии, типология: Дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2004; Маслов В. М. Виртуальная реальность: сущность и перспективы господства: Монография. Нижний Новгород, 2008.

Необходимо отметить, что понятие "виртуальная реальность" вошло в научный оборот и стало широко использоваться именно в связи с распространением компьютерной техники и других электронных устройств. Данное понимание виртуальной реальности является наиболее распространенным. В проанализированной нами литературе выдвигаются два претендента на введение названия "виртуальная реальность" для компьютерной виртуальной реальности. Согласно одним данным это понятие было придумано в Массачусетском технологическом институте в конце 70-х годов XX, в. либо И. Сазерлендом, либо его окружением. Согласно другим данным его ввел Д. Ланьер в начале 80-х годов XX в. Как бы то ни было, это название не является единственным и официально утвержденным. До сих пор компьютерную виртуальную реальность с не меньшим правом называют: особой реальностью, воображаемой реальностью, средой, миром, мнимой реальностью, внутрикомпьютерной средой, гиперреальностью, средой имитационного моделирования, электронной виртуальной реальностью <26>, виртуально-компьютерной реальностью <27> и т. д. Однако, по мнению автора, указанные обозначения нельзя признать приемлемыми для использования в юридической науке и практике, так как они по большому счету метафоричны. -------------------------------- <26> См.: Стерледева Т. Д. Мир человека в виртуальной реальности: Монография. Пермь, 2003. <27> См.: Маслов В. М. Виртуальная реальность: сущность и перспективы господства: Монография. Нижний Новгород, 2008. С. 6 - 8.

Таким образом, в современной научной литературе термин "виртуальный" преимущественно используется в сочетаниях со словами "реальность", "среда", "сфера", "мир" и "пространство". Проанализировав этимологические и лексические значения указанных слов, автор пришел к выводу, что для обозначения места или протяженности распространения виртуальной реальности представляется наиболее предпочтительным использовать слово "пространство", которое обычно в законодательстве и научной литературе применяется для обозначения промежутка, не ограниченного видимыми пределами, обладающего специфическими чертами и свойствами, порождающего особые общественные отношения (например, воздушное пространство, морское пространство, водное пространство и т. д.) <28>. Указанный термин ("виртуальное пространство") является наиболее нейтральным, поэтому его можно использовать также в нормативных правовых актах, регулирующих информационные отношения <29>. -------------------------------- <28> См., например: Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. // Российская газета. 1997. 26 марта; Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства РФ"; и др. <29> Слово "среда" традиционно используется преимущественно для обозначения географических объектов (природная среда, окружающая среда и т. д.). Сферой обычно именуют какую-либо воображаемую поверхность или пространство распространения чего-либо. Традиционно данное слово используется в следующих сочетаниях: социальная сфера, политическая сфера, экономическая сфера и т. п. Использование в нормативных актах термина "реальность" может вызвать неоднозначность в его толковании, поскольку подчеркивает наличие как бы параллельной материальному миру информационной реальности, состоящей из потоков информации, рождаемой и воспринимаемой только человеческим мозгом.

Д. В. Грибанов активно использует термин "киберпространство" и утверждает, что именно киберпространство как термин должно лечь в основу правового регулирования информационных отношений. Аргументируя свое предпочтение данного термина, Д. В. Грибанов отмечает, что термин "киберпространство" активно используется в научном обороте <30>, а также в зарубежном законодательстве <31>. Он определяет киберпространство как сферу управления информацией <32>. Однако, по нашему мнению, сфера управления информацией не всегда связана с компьютерными системами (поэтому термин "киберпространство" очень широкий), а цель настоящего исследования диктует именно такую привязку. Также термин "киберпространство" можно считать прямой калькой с английского "cyberspace". Данный термин носит явно выраженный технический аспект и подходит для определения виртуальности только в техническом смысле. -------------------------------- <30> См.: Самуэльсон П. Авторские права в киберпространстве: необходимы ли новые международные нормы // Бюллетень по авторскому праву. 1997. N 2; Федотов М. А. Киберпространство как сфера обитания права // Бюллетень по авторскому праву. 1999. N 1; Кравец Л. Трансформация авторских прав в современных информационных сетях // Интеллектуальная собственность. 1998. N 4; Ваганов П. А. Правовая защита киберпространства в США // Правоведение. 2006. N 4; Керевер А. Интеллектуальная собственность: анализ закона, применимого к цифровой передаче данных // Бюллетень по авторскому праву. 1997. N 2; и др. <31> Например, "Защита киберпространства Америки - Национальный план по защите информационных систем" 2000 г. (Defending America's Cyberspace - National Plan for Information System Protection); Национальная стратегия по защите киберпространства США 2003 г. (National Strategy To Secure Cyberspace of 2003); и др. <32> См.: Грибанов Д. В. Правовое регулирование кибернетического пространства как совокупности информационных отношений: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 112.

Сегодня виртуальное пространство стало частью жизни многих членов общества. Компьютерные технологии, электронные сети послужили причиной возникновения новых общественных отношений и серьезно видоизменили некоторые из существующих. Представляется необходимым оговорить, что при анализе виртуального пространства мы будем иметь в виду информационные отношения, складывающиеся при использовании компьютерной и иной электронной техники и (или) их сетей. То есть речь пойдет о сфере управления информацией, связанной с ее восприятием, обработкой и передачей электронно-вычислительными устройствами. Основным таким устройством является компьютер (или ЭВМ), который представляет собой комплекс технических и программных средств, основанных на использовании электроники и предназначенных для автоматической и автоматизированной обработки данных в процессе решения вычислительных и информационных задач. Информационно-вычислительная сеть - это группа электронно-вычислительных устройств, соединенных между собой специальными средствами связи (кабельной, оптико-волоконной, радиосвязью, спутниковой и другой беспроводной связью), позволяющими свободно передавать и обмениваться информацией <33>. Поэтому неправовое определение виртуального пространства можно обозначить как сферу управления информацией, обрабатываемой с помощью электронно-вычислительных устройств и передаваемой (перемещаемой) посредством различных средств связи. -------------------------------- <33> См.: Ашинянс Р. А. Основы программирования: Учеб. пособие. М., 1998. С. 2 - 3.

Виртуальное пространство можно определить как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе использования функционирующей электронной компьютерной сети, складывающихся по поводу информации, обрабатываемой с помощью ЭВМ, и услуг информационного характера, предоставляемых с помощью ЭВМ и средств компьютерной сети, совокупность отношений, участвовать в которых можно только посредством ЭВМ и других средств связи. Объект регулирования виртуального пространства - информационные отношения, возникающие в связи с использованием электронных устройств в информационных сетях, в том числе и в сетях общего пользования. Используя разработки Д. В. Грибанова, можно утверждать, что сущность виртуального пространства образуют две составляющие. Во-первых, это информационная база виртуального пространства, т. е. многочисленные информационные потоки, процесс движения и переработки информации, механизмы ее образования и распространения. С другой стороны, виртуальное пространство является набором технических и программных средств сложно функционирующей электронной системы - это есть техническая база виртуального пространства. Техническая база носит служебный характер по отношению к информационной и служит для организации и обеспечения функционирования последней. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что и техническая составляющая, и информационная должны выступать объектами правового регулирования, хотя и в разной степени. Специфика информационных отношений, возникающих в виртуальном пространстве, не позволяет в полной мере применить к ним существующие термины, нормы и механизмы традиционных отраслей права. Современное законодательство призвано учесть все особенности оборота и движения информации, внести во всю систему права необходимые изменения, отражающие эти особенности. Исходя из данного определения, можно сформулировать следующие признаки виртуального пространства. Во-первых, оно порождает возникновение информационных отношений, т. е. отношений в связи и по поводу информации и информационных услуг. Понятие информации ранее нами было рассмотрено. Информационные услуги можно определить как услуги по поиску, подбору и предоставлению информации одним лицом другому. Содержанием таких отношений являются взаимные права и обязанности их субъектов - пользователей информационной системы в отношении информационных объектов виртуального пространства - информации и информационных услуг. Причем слово "пользователь" можно понимать в двух смыслах: 1) технический - любое лицо, осуществляющее вхождение в электронную сеть, т. е. пользователь сети; 2) информационный - любое лицо, каким-либо образом использующее информацию, размещенную в сети. Так, автор, размещающий свое произведение на сайте в Интернете, является пользователем сети, но не пользователем информации, так как он сам ее туда помещает <34>. -------------------------------- <34> См.: Грибанов Д. В. Правовое регулирование кибернетического пространства как совокупности информационных отношений: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 132.

Во-вторых, объектом таких отношений всегда выступает информация, преимущественно обработанная электронными средствами связи, т. е. внесенная в память компьютера, размещенная в компьютерной сети, обработанная (оцифрованная) с помощью других электронных устройств. В-третьих, виртуальное пространство существует на основе технического средства - функционирующей электронной компьютерной сети, определяющей специфику возникающих гражданско-правовых отношений, способов реализации полномочий компетентными властными органами государства и местного самоуправления, форм взаимодействия работника и работодателя. Во всех этих случаях содержание соответствующих гражданских, административных и трудовых правоотношений практически не меняется. Изменению подвергается их юридическая форма, что требует внесения изменений и дополнений в законодательство. Виртуальное пространство обусловливает существенные изменения, происшедшие в механизме функционирования современного государства: процесс реализации всех функций государства видоизменился с переходом государственных органов на электронный документооборот и построением системы электронного государства. Таким образом, рассмотрение виртуальности с правовой точки зрения является нетрадиционным для современной науки. Вместе с тем, учитывая темпы и масштабность влияния виртуального пространства, создаваемого современными информационными технологиями, на государство и право, представляется целесообразным изучать данный феномен и с точки зрения права. Однако современные исследователи государства и права при анализе категории виртуальности используют в основном философские ее трактовки, отмеченные выше, не стремясь выработать единое юридическое определение. Термин "виртуальное пространство" легально не закреплен в нормативных правовых актах. Однако ввиду его широкого использования в современной юридической доктрине представляется своевременным и необходимым выработать приемлемое определение рассматриваемого феномена, а затем закрепить его в законе.

Название документа