Развитие "электронной демократии" в странах Запада

(Сундатова О. Ю., Ходина Э. В.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2008, N 9) Текст документа

РАЗВИТИЕ "ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ" В СТРАНАХ ЗАПАДА <1>

О. Ю. СУНДАТОВА, Э. В. ХОДИНА

Сундатова О. Ю., ведущий советник ситуационного отдела Аналитического управления.

Ходина Э. В., консультант ситуационного отдела Аналитического управления.

Во всем мире активно создаются "электронные правительства" <2> (e-government) на базе сети Интернет. Это объясняется повышением политической активности населения в связи с появлением новых возможностей влияния на политическую и экономическую жизнь через сайты и порталы. -------------------------------- <2> Под "электронным правительством" обычно понимается единая социально ответственная и информационно открытая, с постоянной обратной связью, организация власти.

По данным ООН, в мире отмечается существенное продвижение в развитии "электронного правительства" <3>. На сегодня из 192 стран - членов ООН только три страны не проводят политику информатизации государственного управления (Центрально-Африканская Республика, Сомали и Замбия). -------------------------------- <3> United Nations e-government Survey 2008: From e-government to Connected Governance. ST/ESA/PAD/SER. E/112, United Nations, New York, 2008.

Согласно исследованию ООН в 2007 г. Швеция оказалась самой подготовленной страной по предоставлению Правительством своих услуг в режиме онлайн, затем идут Дания, Норвегия и США. Россия находится на 60-м месте. В США самый высокий индекс участия граждан в диалоге с Правительством, далее следуют Республика Корея, Дания и Франция. Россия занимает 98-е место. В соответствии с развитием концепции "электронного правительства" возникла и стала бурно развиваться идея "электронной демократии" <4> (e-democracy). -------------------------------- <4> Термин "электронная демократия" (e-democracy) впервые предложили ученые США и Великобритании, и он довольно быстро приобрел популярность в научных кругах. Как правило, под "электронной демократией" понимают использование новых информационных технологий для защиты и развития основных демократических ценностей, и в первую очередь для участия граждан в процессе принятия решений органами власти, т. е. в целях приобщения граждан к политическому процессу.

Концепция "электронной демократии" направлена на предоставление гражданам возможности участвовать в политической жизни страны и видеть результативность своих действий. Возможности использования Интернета и его информационной структуры в данной области практически неисчерпаемы. Это информирование населения о претендентах на выборные должности, распространение информации о партиях, участие граждан в электронных форумах политической направленности, в электронном голосовании и выборах. В разных странах есть свои особенности в продвижении мероприятий "электронной демократии". В США "электронная демократия" развивается все интенсивнее, вытеснив "теледемократию" на второй план. Наиболее популярна в США такая сторона "электронной демократии", как компьютерное лоббирование (интернет-лоббирование). Оно включает в себя три основных направления: использование компьютерных сетей в качестве информационного ресурса для лоббирования; прямое информационное давление через компьютерные сети; использование компьютерных сетей для непосредственного общения с должностными лицами органов государственной власти или органов местного самоуправления. Например, компания бывшего советника Президента США Билла Клинтона Дика Мориса "Голосуй. ком" (Vote. Com) информирует общественность (на наиболее рейтинговых веб-порталах) о планах законодательных работ Конгресса США и дополняет законопроекты различными экспертными и аналитическими материалами, а также предлагает посетителям данных сайтов голосовать "за" или "против" по разным вопросам, которые рассматриваются в парламенте. Итоги интернет-голосования в электронном виде направляются официальному лицу законодательного органа. Помимо этого, данная служба берет на себя обязательства сообщать участникам голосования о количестве проголосовавших лиц по конкретному вопросу, а также о том, как проголосовал в парламенте конгрессмен или сенатор, получивший это электронное послание. Таким образом, Интернет постепенно становится одним из основных каналов информации в лоббировании, в особенности на национальном уровне. С самого начала появления сети Интернет общественностью обсуждается возможность участия в выборах и референдумах, не выходя из дома. Несомненно, что прямые выборы через Интернет увеличат число голосующих. В 2001 г. председатель Палаты общин британского парламента Робин Кук сообщил, что граждане Великобритании смогут голосовать через Интернет на следующих парламентских выборах. Такая инициатива была предложена в связи с чрезвычайно низкой избирательной активностью на выборах 2001 г. Тогда на участки пришло рекордно низкое для Великобритании количество граждан - 59%. Британские парламентарии надеются, что возможность голосования через Интернет привлечет к избирательному процессу молодежь. Пилотные проекты - использование сети Интернет - были неоднократно опробованы на местных выборах в течение последних лет. Так, 3 мая 2007 г. в Великобритании состоялись выборы в местные органы власти. В 13 городах (Шеффильд, Свиндон и др.) выборы проходили с использованием голосования через Интернет, почту и телефон. Избирательная комиссия представила в Правительство свои выводы, на основании чего Правительство должно разработать стратегию модернизации избирательного процесса. Аналогичные предложения получили поддержку парламентов Франции и Эстонии. Кроме того, подобные проекты рассматриваются законодательными собраниями ряда других европейских и азиатских стран. Для США, учитывая, что более 70% взрослого населения имеют дома доступ к сети Интернет, большинство школ и библиотек подключены к Сети, характерно появление сетевых сообществ, позволяющих не только общаться, но и координировать свои действия. Причем материалы включают тексты, фотографии, звуковые файлы, видеоматериалы. Социальные сети ведут работу по поддержке своего кандидата, проводят сбор средств, привлекают на свою сторону граждан. В парламенте Шотландии работает система подачи прошений (e-petitioning), которая позволяет каждому гражданину предложить для рассмотрения любой вопрос. Все запросы рассматриваются, и на каждый готовится ответ. Это новый тип политических дебатов. Подобную систему попытается внедрить парламент Великобритании. В 2007 г. более 7% граждан обратились в парламент. В настоящее время не налажен механизм обработки обращений граждан. Члены парламента выступают за то, чтобы рассматривать обращения на заседаниях соответствующих комитетов. В Великобритании существует ряд сайтов, относящихся к деятельности парламента и позволяющих гражданам не только получать подробную информацию о деятельности парламента, но и участвовать в обсуждении наиболее важных вопросов жизни страны. На сайте парламента можно найти подробную информацию о рассматриваемых законопроектах, этапах их прохождения. Однако отсутствует возможность участия граждан в обсуждении, обратная связь.

Название документа