Объект преступления в сфере электронно-цифровой (компьютерной) информации и вопросы квалификации (российский и зарубежный опыт)
(Маляров А. И.) ("Общество и право", 2008, N 2) Текст документаОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВОЙ (КОМПЬЮТЕРНОЙ) ИНФОРМАЦИИ И ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ (РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)
А. И. МАЛЯРОВ
Маляров Андрей Иванович, соискатель кафедры уголовного права Кубанского государственного университета, помощник начальника по правовой работе Краснодарского высшего военного училища (военного института).
С введением в действие в 1997 г. Уголовного кодекса РФ продолжают возникать научные дискуссии о целесообразности и необходимости включения в Уголовный кодекс (УК) РФ гл. 28 - "Преступления в сфере компьютерной информации". Споры идут как о самой обоснованности объекта данного вида преступлений, так и об оптимальности конструкций составов преступлений, терминов и определений, используемых в них. Анализ научной литературы показывает, что сейчас в России, как и в международной уголовной политике, существует несколько подходов к решению данной проблемы <1>. Так, некоторые западные исследователи полагают, что все названные преступления являются особой формой существующих "традиционных" преступлений. Особенностью здесь является, по их мнению, только использование для достижения противоправных целей компьютера или компьютерных технологий. При аргументировании данной позиции они обращают внимание на то, что, например, телефон также может использоваться при совершении ряда преступлений, однако такие преступления не выделяются в категорию "телефонных". Представители этой точки зрения, продолжая научные рассуждения, приходят к выводу, что необходимость в создании новых уголовных законов (составов преступлений), касающихся компьютерных преступлений, полностью отсутствует. Поэтому в соответствующих случаях должны использоваться только существующие законы. По их мнению, в будущем с развитием научно-технического прогресса проблема преступлений в сфере компьютерной информации исчезнет сама по себе, так как большинство преступлений будет в той или иной мере связано с применением компьютера. Поэтому все преступления станут "компьютерными". -------------------------------- <1> Осипенко А. Л. Борьба с преступностью в глобальных компьютерных сетях: Международный опыт: Монография. М., 2004. С. 198.
На наш взгляд, данная научная позиция является необоснованной потому, что здесь во главу угла ставится не объект и предмет преступного посягательства, а способ и орудие совершения преступления. В связи с этим для обоснования необходимости введения в уголовное законодательство государств мирового сообщества отдельных составов преступлений в сфере компьютерной информации необходимо более детально исследовать объект и предмет соответствующего преступного посягательства. В теории уголовного права под объектом преступления принято понимать конкретные общественные отношения. Объект - обязательный признак любого преступления. Государство всегда охраняет уголовно-правовыми средствами круг общественно значимых интересов <1>. Если деяние ни на что не направлено, не посягает, то в силу отсутствия объекта оно не может быть признано преступлением. Под охрану уголовного закона ставятся только те из них, причинение вреда которым серьезно затрагивает интересы личности, общества и государства. Объект (его характер) определяет социальное содержание преступления. Он позволяет отграничить область преступного и не преступного. Объект четко характеризует меру общественной опасности преступления. -------------------------------- <1> Галиакбаров Р. Р. Уголовное право. Общая часть: Учебник. Краснодар, 2005. С. 110 - 111.
Круг общественных отношений, охраняемых уголовным правом, в разные периоды развития общества может меняться в зависимости от конкретных исторических условий (уровень научно-технического прогресса, экономические условия, политический режим и т. п.). Поэтому именно этим обстоятельством объясняются изменения, вносимые в уголовное законодательство различных государств в период интенсивного развития информационных технологий. Так, не вызывает сомнения тот факт, что информационные технологии постепенно проникают во все сферы жизнедеятельности человечества и функционирования государства - объекты жизнеобеспечения, транспортные и оборонные системы, системы связи и атомной энергетики. Поэтому на современном этапе развития человечества преступления в сфере компьютерной информации становятся одним из наиболее опасных видов преступных посягательств. Учитывая потенциально высокую опасность преступлений в сфере компьютерной информации и исходя именно из объекта преступления, представители другой научной точки зрения обосновывают необходимость разработки комплекса особых уголовных законов, направленных на борьбу с преступлениями в сфере компьютерной информации. Во многих государствах такую позицию разделяет и законодатель. Так, большинство европейских государств пошли по пути разработки специализированных норм о преступлениях в сфере компьютерной информации. Уже в 1973 г. в Швеции был принят Закон, в соответствии с которым была установлена уголовная ответственность за неправомерное изменение, уничтожение или доступ в отношении записей на компьютерных носителях (информационное злоупотребление) <1>. Впоследствии специальные нормы о компьютерных преступлениях были приняты в США (1977 г.), Великобритании (1990 г.), Австрии, Канаде (1999 г.), Дании, Австралии, Франции, Германии (1986 г.) и других странах. Уже в 1986 г. в Париже группой экспертов Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) было дано криминологическое определение компьютерного преступления, под которым понималось любое незаконное, неэтичное или неразрешенное поведение, затрагивающее автоматизированную обработку и (или) передачу данных. -------------------------------- <1> Уголовное право РФ. Особенная часть: Учебник / Под ред. проф. Б. В. Здравомыслова. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2001. С. 351.
Позиции необходимости существования специальных составов преступлений в сфере компьютерной информации придерживался и отечественный законодатель, выделив в отдельную главу УК РФ (гл. 28) - "Преступления в сфере компьютерной информации". Анализ раздела IX и гл. 28 УК РФ позволяет сделать вывод, что видовым (групповым) объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения по поводу поиска, получения, передачи, производства и распространения компьютерной информации, а предметом преступления - компьютерная информация. Легальное определение информации дано в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <1>. В соответствии с указанным Законом под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" указано, что электронный документ - это документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме <2>. Поэтому наиболее юридически правильно использовать в УК РФ понятие электронно-цифровой информации вместо компьютерной информации. Так определение предмета преступления как компьютерной информации необоснованно ограничивает место нахождения указанной информации - находящейся на машинном носителе, ЭВМ, системах ЭВМ или их сетях. Это не позволяет правоприменителю квалифицировать преступные действия в отношении информации, находящейся в других автоматизированных информационных системах (аппараты сотовой связи, контрольно-кассовые машины, электронно-расчетные терминалы торговых сетей и т. д.), которые формально не попадают под определение ЭВМ. Это также необоснованно ограничивает предмет преступного посягательства - только компьютерная информация. Это приводит к тому, что российское уголовное законодательство оказалось жестко привязано к конкретному уровню информационных технологий, существующих на определенный момент времени. Но в настоящее время ученые работают над созданием и внедрением более производительных квантовых, нейронных и оптических компьютеров, основными элементами хранения информации которых является элементарная частица - электрон. Поэтому необходимо однозначно определить предмет преступления - как информацию в электронно-цифровой форме (электронно-цифровая информация). -------------------------------- <1> Собрание законодательства РФ от 31 июля 2006 г. N 31 (1 ч.). Ст. 3448. <2> Собрание законодательства РФ от 14 января 2002 г. N 2. Ст. 127.
Следует отметить, что УК РФ охраняет общественные отношения не только в сфере электронно-цифровой (компьютерной) информации. Ряд статей УК РФ также предусматривает охрану общественных отношений в сфере информации в зависимости от ее правового режима. Эти вопросы квалификации и отграничения различных составов преступлений в информационной сфере, стоящие пред теорией уголовного права, вызывают определенные трудности в правоприменительной практике. Несмотря на большую актуальность, до недавнего времени эта проблема не являлась предметом научного исследования в нашей стране <1>. -------------------------------- <1> Единственно комплексной научной работой в этой области является параграф "Общая классификация преступлений, совершаемых с использованием компьютерной информации и технологий" в монографии А. Г. Волеводза "Противодействие компьютерным преступлениям: правовые основы международного сотрудничества". М., 2002. С. 54 - 56.
Опыт автора преподавания правовых дисциплин в высшем учебном заведении, готовящем специалистов в сфере защиты информации, позволяет оптимизировать для правоприменительной практики предложенные А. Г. Волеводзом критерии отграничения различных составов преступлений в сфере информации. Так, к первой группе преступных посягательств следует отнести преступления, совершенные с использованием компьютерных информационных технологий. Основным признаком здесь является специфический способ совершения преступления - использование компьютера как орудия совершения преступления. В этом случае целесообразно включить в соответствующие статьи УК РФ квалифицирующий признак - с использованием компьютерных информационных технологий. Ко второй группе преступных посягательств следует отнести преступления в сфере электронно-цифровой (компьютерной) информации. В этом случае предметом преступного посягательства является электронно-цифровая (компьютерная информация), т. е. информация в электронно-цифровой форме (информация на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети - по действующему УК РФ). Тогда содеянное необходимо квалифицировать по соответствующей статье гл. 28 УК РФ (ст. ст. 272, 273, 274). Третью группу преступлений в сфере информации представляют преступления в информационном пространстве. Информация здесь имеет специальный режим: сведения, составляющие государственную тайну (ст. ст. 283, 284 УК РФ), конфиденциальная информация (ст. 310, 183 УК РФ), сведения, составляющие интеллектуальную собственность (ст. ст. 146, 147 УК РФ) и т. п. Здесь квалификация затруднений не вызывает - по соответствующей статье УК РФ, где защищаемая информация обладает специальным режимом. В определенных случаях информация еще может обладать определенным признаком - являться электронно-цифровой (компьютерной) информацией, т. е. информацией в электронно-цифровой форме (на машинном носителе, в ЭВМ, системе ЭВМ или их сети). В этом случае преступное посягательство необходимо квалифицировать по совокупности преступлений: соответствующая статья, где информация обладает специальным режимом и статья за преступление в сфере электронно-цифровой (компьютерной) информации. Определенные трудности при квалификации в правоприменительной практике вызывает и сама терминология, понятия и определения, используемые в гл. 28 УК РФ. Вполне естественно, что правотворчество сопровождается необходимостью использования уже существующих и введением новых понятий и определений <1>. Это относится и к рассматриваемому случаю, так как эффективное применение норм уголовного права в области защиты электронно-цифровой (компьютерной) информации вызывает необходимость использования бланкетных норм, отсылающих к другим нормативным правовым актам, однозначно раскрывающих содержание специальных терминов, понятий и определений. Поэтому при использовании специальных терминов целесообразно руководствоваться методическими указаниями Госстандарта России по разработке стандартов на термины и определения <2>. В основных положениях методических указаний определено, что "основной целью стандартизации научно-технической терминологии является установление однозначно понимаемой и непротиворечивой терминологии в нормативной документации". Далее в указаниях подчеркивается, что "упорядочение терминологии предусматривает анализ и оценку каждого термина как элемента системы и рассмотрение ее как необходимого и достаточного минимума для описания объекта и предмета какого-либо знания". -------------------------------- <1> Вишняков С. М. Еще раз о терминологии // Системы безопасности. 2003. N 1(49). С. 24. <2> Методические указания Госстандарта России. М., 2000.
Анкетирование и опрос работников правоохранительных органов выявил определенные трудности в понимании значения терминов, используемых при квалификации составов преступлений гл. 28 УК РФ, таких как компьютерная информация, электронно-вычислительная машина, уничтожение, блокирование, модификация, копирование, вредоносная программа для ЭВМ. Это связано с тем, что не у всех терминов есть официальное определение в законодательных актах, а авторы многих изданных в России комментариев Уголовного кодекса позволяют себе произвольно интерпретировать большинство технических терминов в области информационных технологий, забывая об особенностях квалификации бланкетных норм. Поэтому необходимо для уяснения значения терминов, понятий и определений в области уголовно-правовой охраны электронно-цифровой (компьютерной) информации применять понятия, используемые в федеральном законодательстве - легальные определения, а также понятия, указанные в различных ГОСТах и руководящих документах гостехкомиссии - стандартизированные определения. Это позволит правоприменителю избежать существенных ошибок при квалификации преступлений в сфере электронно-цифровой (компьютерной) информации, что, в свою очередь, обеспечит необходимый баланс между интересами общественной безопасности и уважением прав и основополагающих свобод человека и гражданина.
------------------------------------------------------------------
Название документа