Повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации в контексте задач административной реформы

(Зайцева Г. А.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2008, N 5) Текст документа

ПОВЫШЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ

Г. А. ЗАЙЦЕВА

Зайцева Г. А., старший юрист ЗАО "Аудиторско-консультационная группа "Развитие бизнес-систем", соискатель Московской государственной юридической академии.

Открытость и прозрачность деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации являются важнейшими показателями эффективности их функционирования при реализации установленных полномочий, а также необходимым элементом осуществления постоянной и качественной связи между гражданами и органами исполнительной власти. Для правового и демократического государства вопрос об открытости и прозрачности власти является первостепенным. Как следует из Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р, по данным международных исследований по индексу непрозрачности Россия среди 48 крупнейших держав занимает 40-е место. В соответствии с вышеуказанной Концепцией для достижения целей административной реформы необходимо, в частности, решить задачу повышения прозрачности деятельности органов исполнительной власти. Информационная открытость власти позволяет гражданам получать адекватное представление и формировать критические суждения о состоянии российского общества и органах публичной власти, укрепляет действенность и эффективность общественного контроля за деятельностью органов публичной власти. Информационная прозрачность деятельности органов власти всех уровней призвана обеспечить реальную доступность для населения информации о принимаемых ими решениях, об их текущей деятельности <1>. Открытость носит социально-коммуникативный характер, а прозрачность - функциональный, способствующий оптимизации регулятивных процессов в стране <2>. -------------------------------- <1> См.: Обеспечение открытости органов власти для граждан и юридических лиц / Под ред. А. В. Иванченко. М., 2007. С. 4. <2> См.: Чуклинов А. Е. Прозрачность как антикоррупционный механизм в системе государственного управления // http://lawportal. ru/doc/document. asp? docID=1114985.

Воплощение принципов открытости и прозрачности органов исполнительной власти непосредственно связано с антикоррупционным направлением административной реформы. Введение механизмов открытости и прозрачности в систему органов исполнительной власти и реальное их обеспечение можно рассматривать в качестве одной из форм противодействия коррупции. Реализация такого направления в рамках административной реформы особенно актуальна, учитывая, что введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти называется одной из задач административной реформы. На прямую взаимосвязь между свободой информации и уровнем коррупции неоднократно обращалось внимание в средствах массовой информации <3>. -------------------------------- <3> См., например: выступление руководителя МОО ВПП ЮНЕСКО "Информация для всех" А. Демидова на Круглом столе "Обеспечение доступа к официальной информации в России" 3 сентября 2007 г. // http://www. ifap. ru/pr/2007/070904a. htm.

Прозрачность и открытость государственных органов являются неотъемлемыми признаками их демократичности. Право на участие в управлении делами государства входит в число основных политических прав и свобод граждан. В современном обществе именно существование гарантий и реальное использование политических прав и свобод являются показателем правового и демократического государства. В свою очередь, право на информацию о решениях органов публичной власти - одно из основных и неотъемлемых прав человека. Основываясь на знании того, как в том или ином обществе юридически оформлено и защищается право человека на информацию о решениях органов публичной власти, можно судить о степени демократичности данного общества. Правовое регулирование отношений, связанных с доступом граждан и организаций к информации о деятельности органов государственной власти, основывается на следующих положениях Конституции Российской Федерации: - каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29); - каждому предоставляется возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24); - граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); - каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42). Таким образом, обращаясь за информацией о деятельности органов публичной власти, граждане реализуют свое конституционное право, а на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению этой информации. При этом государство закрепляет правовые гарантии осуществления этого права, о которых будет сказано далее. Принцип свободы поиска, получения и распространения информации, закрепленный в Конституции Российской Федерации, воспроизводит аналогичную норму ст. 19 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Базовым законом, гарантирующим доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Так, ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона закрепляет право на информацию и выступает правовой основой права граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не может быть ограничен, и такая информация предоставляется бесплатно (кроме случаев, установленных федеральными законами). На государственные органы и органы местного самоуправления возлагается обязанность по обеспечению доступа к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения. Такое право на доступ к информации является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления. Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд <4>. -------------------------------- <4> В качестве примера судебного обжалования бездействия государственного органа, обязанного обеспечить доступ к социально значимой информации, можно привести дело N 2-583/06 от 20 февраля 2006 г. Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга признал незаконным бездействие Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирования) и обязал это Федеральное агентство обеспечить на своем официальном сайте (www. gost. ru) публикацию текстов национальных стандартов и общероссийских классификаторов, которые до этого фактически не были опубликованы. На практике вместо того, чтобы предоставить потребителям свободный доступ к этой информации, на сайте Ростехрегулирования содержалась ссылка на возможность приобретения указанной информации с помощью определенных коммерческих структур (интернет-магазинов ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ" и фирмы "ИНТЕРСТАНДАРТ"). При этом не только нарушались права граждан, но и создавались условия для проявления коррупции.

Среди основных нормативных правовых актов, составляющих правовую базу реализации некоторых способов доступа граждан к информации о деятельности органов власти, можно назвать также Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации". В соответствии со ст. 38, 39 и 54 данного Закона гарантируются право граждан на получение информации через средства массовой информации (в том числе зарубежные), а также право редакций средств массовой информации на получение сведений непосредственно от органов государственной власти на основании запроса. Однако субъектом права на подачу запроса о предоставлении информации "о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц" являются лишь редакции средств массовой информации, и, что важно, данный Закон касается права на доступ к информации о деятельности только органов государственной власти. Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" предусматривает распространение в государственных средствах массовой информации некоторого обязательного минимума информации (например, обращения и заявления Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, ст. 5), а также непосредственное присутствие представителей средств массовой информации (журналистов) на заседаниях органов власти (например, при проведении дебатов представителей депутатских объединений в Государственной Думе, ст. 10). Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" утвержден Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования. Кроме того, на федеральные органы исполнительной власти возлагаются обязанности по обеспечению доступа граждан и организаций к информации об их деятельности, по своевременному и регулярному размещению указанных информационных ресурсов в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет, по систематическому информированию граждан и организаций о деятельности федеральных органов исполнительной власти иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации <5>. -------------------------------- <5> В отношении обязанности федеральных органов исполнительной власти публиковать на официальных сайтах информацию о своей деятельности имеется определенная судебная практика. Так, например, Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга в судебном решении от 18 октября 2005 г. N 2-1133/2005 обязал Федеральную службу охраны Российской Федерации в срок до 1 января 2006 г. разместить в сети Интернет собственные информационные ресурсы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти". При этом Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службе по оборонному заказу, Министерству регионального развития Российской Федерации, Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, Федеральной службе судебных приставов, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации в срок до 1 января 2006 г. было предписано привести информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет, в соответствие с названным Постановлением Правительства Российской Федерации.

Порядок обеспечения доступа к информации о деятельности федерального органа исполнительной власти регламентирован в разделе XIII Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти". Федеральные органы исполнительной власти, руководствуясь вышеуказанными Постановлениями Правительства Российской Федерации, разрабатывают ведомственные нормативные правовые акты по обозначенным вопросам. Так, например, приняты Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 133н "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Министерства финансов Российской Федерации", Приказ Федерального казначейства от 6 марта 2007 г. N 2н "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов". В данных нормативных правовых актах урегулированы вопросы по установлению требований к обеспечению доступа граждан и организаций к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, формированию и размещению информации, взаимодействию структурных подразделений центрального аппарата между собой и с территориальными органами, определению состава информационных ресурсов, распределению ответственности и др. Помимо этого, предусматривается порядок предоставления информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти средствам массовой информации, в том числе по их запросам. Кроме сведений, доступ к которым должен быть обеспечен со стороны федеральных органов государственной власти в соответствии с вышеуказанными Постановлениями Правительства Российской Федерации, размещению на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, участвующих в исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги), и в местах оказания государственных услуг подлежат также административные регламенты исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) (п. 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг"). Анализ принятых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти показывает, что в настоящее время далеко не всеми государственными органами разработаны и приняты соответствующие документы. Представляется, что подробная регламентация процесса доступа граждан и организаций к информации о деятельности конкретного федерального органа исполнительной власти, учитывающего специфику его функционирования, является необходимым условием повышения прозрачности его деятельности. Ежегодно экспертами Института развития свободы информации оценивается уровень открытости информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, представленной на их официальных сайтах. Так, в 2006 г. уровень открытости информации составил 23,57%, в 2007 г. - 26,85%. Сайты оценивались по 300 параметрам: наличие или отсутствие информации как таковой, ее полнота, социальная значимость, актуальность, доступность расположения, специфика компетенции каждого ведомства и т. д. Меньше всего информации на сайтах федеральных органов исполнительной власти было представлено по кадровому обеспечению ведомств, по государственным закупкам, по информационным системам (кадастры, учеты, реестры и пр.) и по расходованию бюджетных средств и денежных поступлений. В 2007 г. первые три места в плане информативности заняли федеральные сайты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - 49,29%, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - 45,88% и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации - 44,28%, последние три места - ведомства, у которых сайты отсутствуют: Федеральное агентство по обустройству Государственной границы Российской Федерации, Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи <6>. -------------------------------- <6> По сообщениям ИА REGNUM.

В отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" содержится рекомендательная норма о принятии ими мер по обеспечению доступа граждан и организаций к информации о своей деятельности с учетом положений этого документа. В ряде субъектов Российской Федерации приняты специальные законы, с различной степенью детализации регулирующие вопросы информационной открытости региональных органов власти (например, Законы Санкт-Петербурга от 27 сентября 1995 г. N 101-14 "О гарантиях конституционных прав граждан на информацию о решениях органов власти Санкт-Петербурга", Калининградской области от 6 июля 2002 г. N 164 "О порядке предоставления информации органами государственной власти Калининградской области", Красноярского края от 30 июня 2003 г. N 7-1171 "О праве граждан на информацию о деятельности и решениях органов государственной власти Красноярского края и порядке предоставления информации органами государственной власти Красноярского края"). Проведенный Институтом развития свободы информации в 2007 г. мониторинг сайтов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации показал, что одним из лидеров по поддержке принципа максимальной прозрачности органов власти является Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, в котором сегодня действует 160 законодательных актов регионального уровня, регламентирующих порядок раскрытия органами местной власти информации о своей деятельности, а к услугам граждан - 1117 точек общественного доступа к этой и иной социально значимой информации. Последние места в рейтинге заняли Администрация Амурской области и Правительство Кабардино-Балкарской Республики, у которых сайты отсутствуют вообще <7>. -------------------------------- <7> См.: выступление руководителя МОО ВПП ЮНЕСКО "Информация для всех" А. Демидова на Круглом столе "Обеспечение доступа к официальной информации в России" 3 сентября 2007 г. // http://www. ifap. ru/pr/2007/070904a. htm.

Некоторыми специалистами отмечается, что, несмотря на довольно успешную региональную практику нормотворчества по обозначенной тематике, даже детально проработанные законы субъектов Российской Федерации не гарантируют полноценного обеспечения прав граждан на получение информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Не в последнюю очередь это связано с тем, что действие законов субъектов Российской Федерации не может в полной мере распространяться на федеральные органы государственной власти. Поэтому необходимо скорейшее принятие самостоятельного федерального закона <8>. При этом законами субъектов Российской Федерации должны устанавливаться дополнительные гарантии на получение информации о решениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления <9>. -------------------------------- <8> На необходимость скорейшего принятия Закона об информационной открытости государственных органов обращалось внимание также в Послании Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2005 г. <9> См.: Обеспечение открытости органов власти для граждан и юридических лиц / Под ред. А. В. Иванченко. М., 2007. С. 19.

Следует отметить попытки российского законодателя урегулировать вопрос по установлению механизма реализации права каждого свободно искать и получать информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления на уровне самостоятельного федерального закона. Первоначально подобный законопроект был подготовлен в 2004 г., однако до настоящего времени закон, который обеспечивал бы фактическую реализацию конституционного права в отношении доступа к информации о деятельности органов власти, до сих пор не принят. Последний из аналогичных законопроектов (проект Федерального закона N 386525-4 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", далее - законопроект) в апреле 2007 г. был принят в первом чтении. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, основными его целями являются обеспечение открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, активное использование информационных технологий, объективное информирование граждан Российской Федерации и структур гражданского общества о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Предметом регулирования законопроекта являются отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информации (физических и юридических лиц) к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также с определением порядка и общих условий такого доступа. Законопроект предполагает распространение сферы своего действия на отношения государственных органов и органов местного самоуправления с пользователями информации, возникающие в процессе доступа к информации, за исключением отношений, возникающих в сфере получения информации, порядок доступа к которой определен иными федеральными законами. Принятие вышеуказанного законопроекта призвано повысить открытость и прозрачность деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, что будет способствовать выполнению поставленной задачи в рамках административной реформы. При этом уместно заметить, что в большинстве демократических стран уже приняты специальные законы, регулирующие транспарентность власти ("законы о праве народа знать"). Так, например, старейшему в мире шведскому Закону о доступе к информации уже больше 250 лет. Первой страной, начавшей утверждать принцип транспарентности государственных органов, стала Швеция, принявшая в 1776 г. Закон о свободе изданий, который в 1949 г. был модифицирован в Закон о свободе печати. В настоящее время он является составной частью Конституции Швеции и гарантирует всем гражданам страны свободу получения информации в государственных органах на безвозмездной основе. В США в 1966 г. был принят Закон о свободе информации, согласно которому все данные, которые собираются и хранятся государственными структурами, являются общественным достоянием. Доступ к ним имеют граждане США на бесплатной основе. В Великобритании в 2000 г. принят Закон "О свободе информации", по которому гражданам должны предоставляться любые документы, кроме имеющих отношение к формулированию и определению политики правительства <10>. -------------------------------- <10> См.: Там же. С. 4, 31.

Представляется целесообразным изучение передовых юридических решений зарубежного законодательства с целью их использования при регламентации информационной открытости государственных органов. Наличие доступных источников информации о деятельности исполнительных органов государственной власти, например об условиях предоставления государственных услуг, является одним из важных элементов, влияющих на их качество. Открытость и доступность этой информации расширяют доступ к услугам, а также дают возможность потребителям услуг знать о своих правах и обязанностях и оценивать качество предоставленной услуги. В свою очередь, исполнительный орган государственной власти через эту обратную связь имеет возможность совершенствовать систему предоставления государственных услуг. Проанализировав федеральное законодательство, нормативные правовые акты некоторых субъектов Российской Федерации, а также научные материалы открытых источников, можно выделить следующие возможные способы доступа к информации о деятельности государственных органов: 1) обнародование (опубликование) информации; 2) размещение информации в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в Интернете); 3) размещение информации в общественно доступных местах (на стендах, досках объявлений и т. п.); 4) ознакомление с документами государственных органов; 5) присутствие на заседаниях государственных органов; 6) предоставление информации по запросу. При этом основными принципами доступа к информации о деятельности государственных органов должны быть: - общедоступность и открытость информации; - обеспечение безопасности личности, общества и государства; - информирование граждан о деятельности органов власти; - законность поиска, получения и передачи информации; - предоставление достоверной информации; - защита права на информацию. Ограничение права доступа к информации возможно только в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации (например, доступ к сведениям, составляющим один из установленных законом видов тайн). Качество и достаточность правовой регламентации способов информирования населения о деятельности исполнительных органов государственной власти оказывают непосредственное влияние на степень обеспечения гарантий соблюдения принципа доступа граждан и организаций к информации о деятельности органов исполнительной власти. Изучив положительную практику деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти некоторых субъектов Российской Федерации, направленную на повышение уровня информированности населения о деятельности исполнительных органов государственной власти, следует отметить, что в число приоритетных направлений такой деятельности входят следующие: - подготовка и издание органами исполнительной власти публичных отчетов о своей деятельности (как показывает практика, распространение таких отчетов (за квартал, год) повышает уровень информированности населения о деятельности исполнительных органов; такие отчеты являются критерием для определения рейтинга государственного органа, где основным показателем является прозрачность ее деятельности); - издание буклетов, листовок, других массовых информационных материалов о работе органов исполнительной власти; - привлечение внимания средств массовой информации к работе органов исполнительной власти (содействие средствам массовой информации в конструктивном освещении работы органов исполнительной власти, содействие в подготовке аналитических материалов); - определение рейтинга органов исполнительной власти по критерию открытости (опыт составления рейтингов таких органов признан экспертами весьма успешным в качестве одной из форм стимулирования к обеспечению прозрачности деятельности государственной власти); - проведение масштабной разъяснительной работы среди населения (подача информации о целях, преимуществах и необходимости общественного участия и мониторинга деятельности органов исполнительной власти должна быть системной, осуществляться с привлечением средств массовой информации и общественных организаций). Помимо этого, органам исполнительной власти Российской Федерации необходимо продолжать работу по установлению и реальному обеспечению различных способов доступа граждан и организаций к информации о своей деятельности, в частности по наполнению официальных сайтов в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами (исполнение одного Постановления Правительства Российской Федерации "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" существенно продвинет ситуацию по обеспечению доступа к информации в положительном направлении, в том числе снизит коррупционные явления). Реализация вышеуказанных предложений позволит повысить уровень информированности населения о деятельности органов исполнительной власти и обеспечит реализацию не только задачи административной реформы по повышению прозрачности деятельности органов исполнительной власти, но и задачи по противодействию коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти.

------------------------------------------------------------------

Название документа