Порядок представления сведений, составляющих банковскую тайну, по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность
(Кайнов В. И.) ("Статут", 2008) Текст документаПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ БАНКОВСКУЮ ТАЙНУ, ПО ОПЕРАЦИЯМ И СЧЕТАМ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ГРАЖДАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ <1>
В. И. КАЙНОВ
-------------------------------- <1> Статья публикуется впервые.
Кайнов В. И. - профессор кафедры общетеоретических правовых дисциплин Северо-Западного филиала РАП, докт. юрид. наук.
Порядок представления кредитными организациями справок по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, существенно отличается от порядка представления справок по счетам и вкладам физических лиц. Согласно части 2 ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве <1>. -------------------------------- <1> ФЗ "О банках и банковской деятельности" // Российская газета. 1990. 2 декабря.
Таким образом, справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются органам предварительного следствия только при наличии согласия прокурора и только по делам, находящимся в производстве, а другим вышеуказанным органам власти - только в случаях, предусмотренных законодательными актами. Рассмотрим эти случаи детально. Судами общей юрисдикции по гражданским делам справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, могут истребоваться на основании ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ как доказательства, имеющие значение по делу <1>. -------------------------------- <1> Гражданский кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5.
При этом сведения, составляющие банковскую тайну, как доказательства на основании ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ не могут истребоваться судом самостоятельно, а только лишь по ходатайству лиц, участвующих в деле, и в случае, когда представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно <1>. -------------------------------- <1> Гражданский кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5.
В ходатайстве лица, участвующего в деле, об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место нахождения доказательства. На основании ходатайства лица, участвующего в деле, суд выдает стороне запрос для получения доказательства или запрашивает доказательство непосредственно. К сожалению, в Гражданском процессуальном кодексе РФ не указаны требования к содержанию запроса об истребовании доказательства, но с учетом вышеизложенных норм Гражданского процессуального кодекса РФ полагаю, что в запросе должно быть обязательно указано, на основании ходатайства какого лица и по какому делу истребуются какие-либо доказательства, в том числе и сведения, составляющие банковскую тайну. Кроме того, необходимо отметить, что в случае неизвещения суда с указанием причины невозможности представления доказательства (например, составляющего банковскую тайну), а также в случае невыполнения требования суда о представлении доказательства по причинам, признанным судом неуважительными, на виновных должностных лиц или на граждан, не являющихся лицами, участвующими в деле, налагается штраф: на должностных лиц - в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, на граждан - до пяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. Также необходимо иметь в виду, что наложение штрафа не освобождает соответствующих должностных лиц и граждан, владеющих истребуемым доказательством, от обязанности представления его суду. Таким образом, в случае отсутствия в запросе об истребовании доказательства вышеуказанных оснований (ходатайство лица, участвующего в деле, рассматриваемом в суде, и предмет дела, которое рассматривается) видится, что кредитная организация вправе отказать суду в представлении запрашиваемых им сведений. В то же время Уголовно-процессуальный кодекс РФ не содержит ясного порядка истребования доказательств судом по уголовным делам, хотя ст. 86 Уголовно-процессуального кодекса РФ указывает, что собирание доказательств может осуществляться в ходе уголовного судопроизводства не только дознавателем, следователем, прокурором, но и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий <1>. -------------------------------- <1> Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Российская газета. 2001. 22 декабря.
Также ст. 234 Уголовно-процессуального кодекса РФ указывает, что ходатайство стороны защиты об истребовании дополнительных доказательств или предметов подлежит удовлетворению, если данные доказательства и предметы имеют значение для уголовного дела, т. е. подразумевается, что сторона защиты вправе ходатайствовать перед судом об истребовании доказательств <1>. -------------------------------- <1> Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001.
Кроме того, ст. 286 Уголовно-процессуального кодекса РФ также говорит о том, что в ходе судебного следствия документы могут истребоваться судом <1>. -------------------------------- <1> См.: Там же.
С учетом изложенного полагаю, что в ходе уголовного судопроизводства суд вправе истребовать какие-либо сведения у кредитных организаций (в том числе и сведения, составляющие банковскую тайну) как самостоятельно, так и на основании ходатайства стороны защиты. Согласно части 2 ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией Счетной палате Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами о ее деятельности <1>. -------------------------------- <1> ФЗ "О банках и банковской деятельности" // Российская газета. 1990. 2 декабря.
В соответствии со ст. 13 ФЗ от 11.01.1995 N 4-ФЗ "О Счетной палате РФ" при проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. По требованию Счетной палаты Центральный банк Российской Федерации, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны представлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов <1>. -------------------------------- <1> ФЗ от 11.01.1995 N 4-ФЗ "О Счетной палате РФ" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 3. Ст. 167.
Таким образом, Счетная палата РФ вправе истребовать у кредитных организаций сведения, составляющие банковскую тайну, только в случае проверки деятельности какого-либо юридического лица или индивидуального предпринимателя, а кредитная организация обязана представлять сведения, составляющие банковскую тайну, только после получения письменного запроса Счетной палаты РФ о представлении такого рода сведений со ссылкой в нем на проводимую проверку. Данные сведения должны представляться в форме справки. Согласно части 2 ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам Государственной налоговой службы в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности <1>. -------------------------------- <1> ФЗ "О банках и банковской деятельности".
В соответствии со ст. 86 Налогового кодекса РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа <1>. -------------------------------- <1> Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
Таким образом, после мотивированного запроса налогового органа банки обязаны выдавать справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В соответствии со ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются налоговым органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. Статья 31 Налогового кодекса закрепляет положение о том, что налоговый орган вправе требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов. Ранее согласно ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдавались кредитной организацией органам налоговой полиции в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности <1>. -------------------------------- <1> ФЗ "О банках и банковской деятельности" // Российская газета. 1990. 12 февраля.
Права органов налоговой полиции были чрезвычайно широки. Например, федеральным органам налоговой полиции для выполнения возложенных на них задач было предоставлено право пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов. В связи с этим возникает вопрос: могли ли органы налоговой полиции с учетом предоставленных ст. 11 Закона РФ от 24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" прав пользоваться правом требования у банков сведений, составляющих банковскую тайну, которое предоставлено налоговым органам ст. 86 Налогового кодекса РФ? <1> -------------------------------- <1> Закон РФ от 24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" // Российская газета. 1993. 15 июля.
Хотя с первого взгляда вроде бы все ясно (раз органы налоговой полиции при исполнении служебных обязанностей пользуются правами налоговых органов, то они вправе требовать у кредитных организаций сведения, составляющие банковскую тайну), на самом деле все не так однозначно. Статья 30 Налогового кодекса РФ дает понятие налоговых органов РФ и органов, которые в некоторых случаях могут обладать полномочиями налоговых органов. В данной статье не указывалось, что органы налоговой полиции могли обладать полномочиями налоговых органов <1>. -------------------------------- <1> Налоговый кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
Статья 86 Налогового кодекса РФ также указывает на обязанность банков представлять сведения, составляющие банковскую тайну, только налоговым органам <1>. -------------------------------- <1> См.: Там же.
Получается, что законодатель, внося изменения в Налоговый кодекс РФ, забыл внести соответствующие изменения в другие законодательные акты, породив этим очередные противоречия в законодательстве. Тем не менее с учетом того, что полномочия органов налоговой полиции регулировала отдельная глава Налогового кодекса РФ, полагаем, что правом пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными Налоговым кодексом должностным лицам налоговых органов, должностные лица органов налоговой полиции не могли. Также органы налоговой полиции, согласно ст. 36 Налогового кодекса РФ, были вправе проводить оперативно-розыскную деятельность, производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к их ведению, а также проводить предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к их подследственности. В практике именно на вышеуказанные законодательные акты и ссылались органы налоговой полиции при направлении запросов о представлении сведений, составляющих банковскую тайну. Рассматривая вышеуказанные нормативные акты, отметим, что ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" предоставляет право органам, проводящим оперативно-розыскные мероприятия (в т. ч. и органам налоговой полиции), осуществлять такое оперативно-розыскное мероприятие, как наведение справок, а п. 9 ст. 11 Закона РФ от 24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" предоставлял органам налоговой полиции право получения от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, физических лиц информации, необходимой для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции обязанностей, но ограничивает право получения информации случаями, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации <1>. -------------------------------- <1> ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ // Российская газета. 1995. 18 августа; Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" // Российская газета. 1993. 15 июля.
По вопросу предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, на основании ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" необходимо отметить, что такая информация должна получаться также оперативными методами. Что же касается прав, предоставляемых органам налоговой полиции п. 9 ст. 11 Закона РФ от 24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции", то возникает вопрос: являлась ли норма ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" в части, касающейся органов налоговой полиции, специальным порядком получения такой информации? <1> -------------------------------- <1> Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции".
Из анализа ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" видно, что она носит отсылочный характер (справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам налоговой полиции в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности) и не предусматривает четкого специального порядка их представления <1>. -------------------------------- <1> ФЗ "О банках и банковской деятельности".
Кроме того, ст. 857 Гражданского кодекса РФ разрешает предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, государственным органам и должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом. Таким образом, с одной стороны, законодательные акты (п. 9 ст. 11 Закона РФ от 24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции") предоставляли органам налоговой полиции право получать информацию, составляющую банковскую тайну <1>. -------------------------------- <1> Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции".
С другой стороны, из смысла главы 6 Налогового кодекса РФ следовало, что функция налогового контроля из полномочий органов налоговой полиции исключена и органы налоговой полиции согласно Налоговому кодексу РФ действуют исключительно как органы предварительного следствия, но в то же время полномочия, предусмотренные ст. 11 Закона РФ от 24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" и относящиеся к налоговому контролю, у органов налоговой полиции остались <1>. -------------------------------- <1> Налоговый кодекс РФ.
Налицо противоречия в действующем на тот момент законодательстве, которые порождало и порождает споры по правомерности представления органам налоговой полиции сведений, составляющих банковскую тайну. Например, Верховный Суд РФ, являющийся правоприменительным органом, считает, что органы налоговой полиции не вправе были получать информацию об операциях, счетах и вкладах клиентов кредитных организаций вне рамок предварительного расследования, находящихся в их производстве дел, отнесенных к их подследственности, так как со времени вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации полномочия органов налоговой полиции изменились, сфера налогового контроля была исключена из их компетенции <1>. -------------------------------- <1> Письмо Верховного Суда РФ от 19.11.2001 N 110-5 общ.
На исключение сферы налогового контроля из компетенции органов налоговой полиции также специально было обращено внимание в п. 23 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 41/9 <1>. -------------------------------- <1> ПП ВС РФ и ВАС РФ N 41/9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса РФ" // Российская газета. 1999. 6 июля.
Кроме того, органы налоговой полиции как органы предварительного следствия по нескольким составам преступлений, относящихся к их подведомственности, при наличии санкции прокурора были вправе требовать у кредитных организаций представления сведений, составляющих банковскую тайну. При этом в соответствии со ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" запрос органов налоговой полиции должен быть мотивированным и содержать ссылку на дело, находящееся в их производстве <1>. -------------------------------- <1> ФЗ "О банках и банковской деятельности".
После того как налоговая полиция прекратила свое существование, ее функции перешли к Департаменту экономической безопасности МВД России. Согласно ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией таможенным органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности <1>. -------------------------------- <1> См.: Там же.
Рассмотрим эти случаи. Статья 186 Таможенного кодекса РФ предоставляет право должностным лицам таможенных органов Российской Федерации при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности требовать безвозмездного представления и знакомиться с любой документацией (включая банковскую) и информацией, касающейся осуществления внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности, имеющей отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов Российской Федерации <1>. -------------------------------- <1> Таможенный кодекс РФ (с изм.). М.: Норма, 2004.
Кроме того, ст. 422 Таможенного кодекса РФ указывает, что законные распоряжения или требования должностного лица таможенного органа Российской Федерации обязательны для исполнения предприятиями, учреждениями и организациями, государственными органами и их должностными лицами и иными работниками, а также физическими лицами <1>. -------------------------------- <1> См.: Там же.
Таким образом, Таможенный кодекс РФ предоставляет право таможенным органам требовать представления информации, составляющей банковскую тайну. С учетом изложенного таможенные органы вправе запрашивать у кредитных организаций сведения, составляющие банковскую тайну, как при проведении таможенного контроля (ст. 186 Таможенного кодекса РФ), так и при проведении дознания (ст. 422 Таможенного кодекса РФ) <1>. -------------------------------- <1> См.: Там же.
Согласно ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией при наличии согласия прокурора органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве <1>. -------------------------------- <1> ФЗ "О банках и банковской деятельности" // Российская газета. 1996. 10 февраля.
Полагаем, что вышеуказанная формулировка Закона несовершенна и подлежит существенной корректировке. Поясню на примере. Согласно вышеуказанной статье справки выдаются только органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. В соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ предварительное следствие проводится органами прокуратуры, Федеральной службы налоговой полиции, внутренних дел, федеральной службы безопасности, которые и являются органами предварительного следствия <1>. -------------------------------- <1> Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
Согласно ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ дознание также проводится органами прокуратуры, Федеральной службы налоговой полиции, внутренних дел, федеральной службы безопасности и др., которые являются органами дознания. В соответствии со ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Таким образом, при проведении предварительного расследования может осуществляться как предварительное следствие, так и дознание. Разница между ними заключается в том, что дознание проводится по менее общественно опасным преступлениям. Например, расследование такого преступления, как незаконное предпринимательство (ст. 171 Уголовного кодекса РФ), проводится органами внутренних дел как органом дознания, но если это преступление совершено организованной группой или причинило особо крупный ущерб, то производится предварительное следствие теми же органами внутренних дел, но как органами предварительного следствия. Можно привести еще множество других примеров. Таким образом, дознание и предварительное следствие являются формами предварительного расследования и могут проводиться одними и теми же уполномоченными органами <1>. -------------------------------- <1> Там же.
В то же время ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" разделяет органы дознания и предварительного следствия, одним предоставляя право на получение информации, составляющей банковскую тайну (органам предварительного следствия), а другим - нет (органам дознания). Ситуация возникает абсурдная. Если, например, осуществляется предпринимательская деятельность без регистрации и это деяние сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то органами внутренних дел проводится дознание, а если то же деяние сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере, то теми же органами внутренних дел проводится предварительное следствие. При этом при проведении дознания органы внутренних дел не имеют права требования на представление сведений, составляющих банковскую тайну, а в случае, если проводится предварительное следствие, имеют. Между тем граница между дознанием и предварительным следствием очень условна, так как согласно ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса РФ дознание может проводиться по письменному указанию прокурора и по другим уголовным делам, прямо не отнесенным к подследственности органов дознания, а предварительное следствие - по уголовным делам, не отнесенным к подследственности органов предварительного следствия. На месте банка трудно бывает разобраться в правомерности требований уполномоченных органов власти. Далеко не просто разобраться, что проводится в данном случае - дознание или предварительное следствие. А если решение нужно принимать незамедлительно? Кредитная организация попадает в трудную ситуацию, выход из которой во многом зависит от компетентности ее сотрудников. Но нужно ли всегда определять правильный выбор? Не проще ли внести изменения в закон? Ведь в части разделения органов, проводящих предварительное расследование, на органы предварительного следствия и органы дознания норма ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" явно неудачна и нуждается в изменении. Полагаем, что случаи представления сведений, составляющих банковскую тайну, при расследовании уголовных дел необходимо прописать в законе детально, не ставя представление сведений в зависимость от формы предварительного расследования, при этом, указав конкретные статьи Уголовного кодекса РФ, при возбуждении уголовного дела по которым уполномоченным органам представляются сведения, составляющие банковскую тайну. Как уже отмечалось выше, согласно ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" справки выдаются только органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Из данной нормы можно сделать вывод, что информация может быть затребована органами предварительного следствия в рамках возбужденного уголовного дела по любым участникам уголовного дела: обвиняемым, свидетелям, потерпевшим. Но если правомерность затребования информации, составляющей банковскую тайну, по обвиняемому, потерпевшему можно объяснить при расследовании уголовного дела целесообразностью, то по свидетелям - нет. Если у правоохранительных органов возникли подозрения по участию в совершении преступления в отношении свидетеля, то такого рода подозрения должны проверяться оперативными методами или должно возбуждаться в отношении его уголовное дело и запрашиваться необходимая информация. С учетом изложенного считаем, что формулировка ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности", касающаяся того, что справки выдаются органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, нуждается в уточнении в части указания на конкретных участников уголовного дела (обвиняемого, потерпевшего), в отношении которых могут запрашиваться сведения, составляющие банковскую тайну <1>. -------------------------------- <1> ФЗ "О банках и банковской деятельности".
Согласно п. 2 ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, также могут быть представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Но данный момент не нашел отражения в ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности", что, в свою очередь, лишний раз указывает на явную неурегулированность данного вопроса. Представляется возможным решение возникшего противоречия существующих законодательных актов путем внесения соответствующих поправок в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", что, в свою очередь, повлечет установление единообразия в существующей законодательной базе, регулирующей вопрос представления информации, составляющей банковскую тайну.
Порядок представления сведений, составляющих банковскую тайну, по счетам и вкладам физических лиц
Рассмотрев случаи представления сведений, составляющих банковскую тайну, по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, следует осветить вопрос представления сведений, составляющих банковскую тайну, по счетам и вкладам физических лиц. Согласно ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Рассматривая состав сведений, составляющих банковскую тайну, по физическим лицам, необходимо обратить внимание, что состав сведений изменился. Банковскую тайну составляют сведения по счетам и вкладам физических лиц, т. е. к сведениям по счету добавились сведения по вкладу физического лица, но в то же время исключены из числа сведений, составляющих банковскую тайну, сведения по операциям по счетам и вкладам физических лиц. Кроме того, список лиц, имеющих право требовать предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, по счетам и вкладам физических лиц, существенно меньше, чем по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К лицам, имеющим право требовать предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, по счетам и вкладам физических лиц, согласно ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" относятся суд и органы предварительного следствия <1>. -------------------------------- <1> ФЗ "О банках и банковской деятельности".
Необходимо обратить внимание, что арбитражные суды не отнесены к лицам, имеющим право требовать сведения, составляющие банковскую тайну. Органы предварительного следствия (прокуратура, федеральная служба налоговой полиции, органы внутренних дел и органы Федеральной службы безопасности) вправе требовать представления сведений по счетам и вкладам физических лиц только по делам, находящимся в их производстве, и при наличии согласия прокурора. Запрос органов предварительного следствия о представлении информации, составляющей банковскую тайну, должен быть мотивирован и содержать ссылку на номер дела, находящегося в их производстве, и санкцию прокурора. Сведения по запросу органов предварительного следствия должны предоставляться в виде справки. Документы (подлинники или копии с них) по запросу органов предварительного следствия не представляются, так как ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" определяет форму документа, содержащего сведения, составляющие банковскую тайну, как справку. Но это не означает, что при расследовании дела органы предварительного следствия не имеют права требовать представления документов по счетам и вкладам физических лиц. Органы предварительного следствия на основании ст. 183 Уголовно-процессуального кодекса РФ вправе производить выемку документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях. При этом выемка производится только на основании судебного решения <1>. -------------------------------- <1> Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
Так же как и для юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, для физических лиц не решен вопрос представления информации в бюро кредитных историй.
------------------------------------------------------------------
Название документа