Актуальные вопросы соблюдения тайны связи

(Юшкевич А. В.) ("Правовые вопросы связи", 2008, N 1) Текст документа

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОБЛЮДЕНИЯ ТАЙНЫ СВЯЗИ

А. В. ЮШКЕВИЧ

Юшкевич А. В., соискатель кафедры предпринимательского права Уральской государственной юридической академии.

Тот факт, что любой человек имеет право на неприкосновенность своей частной жизни, не вызывает сомнений. Составляющей частной жизни любого лица является соблюдение тайны личной корреспонденции, содержащейся в переписке, телефонных переговорах, почтовых, телеграфных и иных сообщениях. Статья 23 Конституции Российской Федерации закрепила право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения, что относит судебный контроль к числу гарантий, препятствующих необоснованным ограничениям указанного права человека и гражданина. Статья 24 Конституции Российской Федерации запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. В п. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации закрепляется право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Конституционно-правовые нормы нашли свою детализацию и дальнейшее развитие в гражданском законодательстве и специальных нормативно-правовых актах о связи. Так, ст. 53 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" устанавливает, что сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются конфиденциальной информацией и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, а сведения об абонентах-гражданах не могут быть включены в данные для информационно-справочного обслуживания и использоваться для оказания справочных и иных информационных услуг без письменного согласия абонента. Аналогичная норма содержится в ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <1>: предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией. -------------------------------- <1> Российская газета. 2006. 29 июля.

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" декларирует гарантии тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи (п. 1 ст. 63). Несмотря на то что ст. 23 Конституции Российской Федерации допускает ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных отправлений только на основании судебного решения, п. 3 ст. 63 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" предусматривает возможность ограничения этих прав также в случаях, предусмотренных федеральными законами. Учитывая, что Конституция Российской Федерации имеет прямое действие и обладает высшей юридической силой, полагаем, что включение в ст. ст. 63, 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" дополнительных ограничений прав, предусмотренных ст. 23 Конституции Российской Федерации, как то: "в случаях, предусмотренных федеральными законами", является явным противоречием Основному Закону Российской Федерации. Возможность ограничения рассматриваемого права только на основании судебного решения подчеркивалась также в ряде решений Верховного Суда Российской Федерации. Так, в силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 13 "О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации" <2> судьей выносится мотивированное постановление о разрешении провести оперативно-розыскные или следственные действия, связанные с ограничением права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных отправлений, либо об отказе в этом. Наличие судебного решения является универсальным средством соблюдения законности для проведения любого из следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий. Особое правоприменительное значение имеет п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" <3>, в соответствии с которым результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, могут быть использованы в качестве доказательств лишь тогда, когда "они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством". -------------------------------- <2> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 3. С. 2. <3> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 1. С. 5.

Предполагаем, что понятие "судебное решение", составляющее норму ст. 23 Конституции Российской Федерации, не ограничено только судебным решением как одной из форм судебного акта, а предполагает решение суда, выраженное в любой форме, предусмотренной законодательством. Учитывая, что действующее законодательство не содержит четкого определения понятия "тайна связи", а также не указывает, какие гарантии предоставляет это конституционное право, в ст. ст. 63, 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" считаем необходимым сформулировать определение тайны связи; указать перечень сведений, составляющих понятие "тайна связи"; регламентировать порядок предоставления соответствующих сведений; установить перечень обязательных гарантий, которые должен предоставлять оператор связи; предусмотреть меры ответственности за нарушение тайны связи. Введение в Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" понятия "тайна связи" позволит избежать его неоднозначного толкования, а также обусловлено тем, что отдельно существующие "тайны" переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений являются лишь способами (средствами) опосредованной передачи информации. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" не устанавливает субъектов, которым гарантируется тайна связи, поэтому возможно сделать заключение, что гарантии распространяются на всех пользователей услуг связи: и юридических, и физических лиц, как являющихся гражданами, так и не являющихся таковыми. С другой стороны, конституционным основанием ограничения рассматриваемого права является личное волеизъявление лица. Декриминализирующим фактором при выполнении гарантий по сохранению тайны связи выступает добровольное согласие лица на ограничение его права на тайну связи. Законодательно должно быть закреплено право на распоряжение субъектом принадлежащим ему правом на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. В любом случае переписка, переговоры и сообщения (за исключением сообщений посредством радио) предусматривают наличие как минимум двух адресатов, полагаем, что согласие должно быть получено хотя бы от одного из них. Следует обратить внимание, что человек не может отказаться от своего права на тайну связи ввиду его неотчуждаемости, но разрешение на ознакомление с одним или несколькими сообщениями не является полным отказом от конституционного права. Интерес представляет вопрос обеспечения тайны связи физического лица, когда связь исходит со средств коммуникации работодателя. В некоторых предприятиях и государственных органах под предлогом мер по обеспечению режима коммерческой тайны вводится комплексный мониторинг всех каналов связи, включая электронную почту. На рынке имеется несколько программных продуктов для такого комплексного мониторинга. Обладание коммерческой тайной дает предприятию некоторые права, обеспечивающие ее сохранение. Они перечислены в Федеральном законе от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" <4>, но среди этих прав нет права на мониторинг всех служебных сообщений. -------------------------------- <4> Российская газета. 2004. 5 авг.

С одной стороны, служебная корреспонденция не имеет отношения к частной жизни того, кто ее отправляет или получает. С другой стороны, невозможно заведомо утверждать, что любая корреспонденция, отправляемая через служебные каналы связи, только служебная. Человек вполне может отправить по этим каналам личное письмо. Представляется, что право на тайну связи распространяется на все сообщения, передаваемые по служебным каналам связи. Просмотр сообщений и прослушивание телефонных разговоров работников работодателем есть не что иное, как нарушение прав на тайну связи. Уведомление работника о том, что служебный канал связи прослушивается (контролируется), не является эквивалентом вышеуказанного разрешения от работника. Для работодателя решение данного вопроса представляется следующим образом. Учитывая, что трудовой договор между работником и работодателем является соглашением, т. е. проявлением свободного волеизъявления, возможно включение в его условия согласия работника на то, что все его коммуникации в рабочее время не являются конфиденциальными. В некоторых видах связи в силу их технических особенностей допускается ознакомление с сообщением отдельных работников связи, как, например, при передаче телеграммы. В таких случаях нарушением будет считаться не ознакомление, а разглашение содержания сообщения. К тайне связи должны приравниваться и сведения о таких сообщениях. Это лишний раз подтверждено рядом решений Верховного Суда Российской Федерации. Так, решением Верховного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. N ГКПИ00-1064 определено, что для телефонной связи такими "сведениями" являются данные, фиксируемые биллинговой системой: время разговора, его продолжительность, номера вызывающего и вызываемого абонентов. По аналогии можно заключить, что применительно к электронной почте такими сведениями, подлежащими охране наравне с самим сообщением, являются: адреса отправителя и получателя, время отправления или доставки, длина сообщения. В ст. 63 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" сказано, что операторы связи обязаны обеспечить тайну связи. Представляется, что обеспечить - не то же самое, что гарантировать. Обеспечить - означает предпринять все меры (в разумных пределах), чтобы тайна связи была соблюдена при обычных условиях эксплуатации сети связи. В связи с двусмысленностью изложенной в п. 2 ст. 63 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" нормы возникает ситуация, при которой обязанность обеспечить соблюдение тайны связи становится лишь формальностью. Учитывая технические особенности оказания услуг связи, важным является замечание, что каждый оператор должен гарантировать тайну связи лишь на собственной сети, в сфере своей ответственности. С учетом изложенных выше соображений и предположений считаем, что в ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" необходимо внести определение понятия "тайна связи", которое возможно изложить в следующей редакции: "Тайна связи - юридически охраняемые сведения, передаваемые по сетям электросвязи и сетям почтовой связи от одного пользователя к другому опосредованно через исполнителя любым способом передачи информации: телефонные сообщения, почтовые, телеграфные и иные сообщения, входящие в сферу деятельности оператора связи. К тайне связи приравниваются данные, фиксируемые биллинговой системой оператора связи: время разговора, его продолжительность, номера вызывающего и вызываемого абонентов. Применительно к электронной почте такими сведениями являются: адреса отправителя и получателя, время отправления или доставки, длина сообщения". Диспозиция абз. 4 п. 2 ст. 53 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" может выглядеть следующим образом: предоставление третьим лицам сведений об абонентах может осуществляться только с их согласия, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами на основании судебного акта. Предполагается, что диспозиция ст. 63 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" может выглядеть следующим образом: 1. На территории Российской Федерации гарантируется тайна связи. Ограничение права на тайну связи допускается только на основании судебного акта; 2. Операторы связи обязаны гарантировать соблюдение тайны связи; 3. Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие и просмотр почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются в соответствии с федеральными законами только на основании судебного акта; 4. Сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям либо в соответствии с федеральными законами на основании судебного акта; 5. За нарушение тайны связи оператор связи несет ответственность, предусмотренную законодательством. Если нарушение тайны связи повлекло материальный ущерб или моральный вред, оператор связи несет также ответственность, предусмотренную гражданским законодательством.

------------------------------------------------------------------

Название документа