Информационная услуга: проблемы определения и классификации

(Ситдикова Л. Б.) ("Юридический мир", 2008, N 4) Текст документа

ИНФОРМАЦИОННАЯ УСЛУГА: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ

Л. Б. СИТДИКОВА

Ситдикова Л. Б., профессор кафедры гражданского права и процесса Академии труда и социальных отношений, г. Москва, кандидат юридических наук.

Рынок информационных услуг в России сегодня многообразен и динамичен. Его составляющие - это и традиционные средства массовой информации, постоянно публикующие новостную информацию либо транслирующие рекламу о товарах, справочные издания и справочно-информационные службы (энциклопедии, учебники, словари, каталоги, справочные бюро и т. д.), консалтинговые службы (юридические, маркетинговые и др.), компьютерные информационные системы ("Кодекс", "Гарант", "КонсультантПлюс", "Яндекс" и др.) и т. п. Если обратиться к статистике, то в 2005 г. российский рынок информационных услуг составил порядка 45 млрд. руб. (около 1,5 млрд. долл.). С 2000 по 2005 г. доля информационных услуг в ВВП выросла более чем в 3 раза <1>. Динамичное развитие информационных услуг требует установления отвечающих этому развитию правовых норм. -------------------------------- <1> Агафонов А. Н. Формирование системы управления информационными услугами: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Самара, 2007. С. 12.

Исходя из норм гл. 39 ГК РФ, следует признать, что информационная услуга выступает в качестве объекта обязательственного правоотношения, при этом законодатель в нормах статей ГК РФ не раскрывает понятия данной дефиниции. До недавнего времени определение "информационная услуга" содержалась в ст. 2 ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" <2>, под которой законодатель понимал "действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами", т. е. документированной информацией (документами), подготовленной в соответствии с потребностями пользователей и предназначенной или применяемой для удовлетворения потребностей пользователя. С отменой данного законодательного акта легальное определение понятия "информационная услуга" на сегодняшний день отсутствует, однако правовая регламентация отношений по оказанию информационных услуг содержится в различных правовых актах. -------------------------------- <2> ФЗ от 04.07.1996 N 85-ФЗ утратил силу.

Так, в ст. 5 ФЗ "О кредитных историях" договор, заключенный между бюро кредитных историй и источниками формирования кредитных историй - заимодавцами по договору займа (кредита), именуется договором об оказании информационных услуг. В соответствии с ним источники формирования кредитных историй представляют в бюро кредитных историй информацию в отношении своих заемщиков, давших на это разрешение. Договором возмездного оказания информационных услуг является и договор, по которому бюро кредитных историй предоставляет пользователю кредитной истории кредитный отчет, т. е. документ, содержащий информацию, входящую в состав кредитной истории (п. 2 ст. 6 Закона "О кредитных историях"). С точки зрения гражданского права отношения между кредитной организацией и бюро кредитных историй опосредуются гражданско-правовыми договорами возмездного оказания информационных услуг, с той лишь разницей, что на первой стадии в действия бюро кредитных историй входят услуги по принятию, обработке, формированию и хранению кредитных историй, а на второй стадии бюро кредитных историй предоставляет услуги в виде кредитного отчета пользователю (а также субъекту) кредитной истории. Закон "О связи" в п. 3 ст. 46 также закрепляет обязанность за оператором связи в целях информирования пользователей услугами связи о действующей на его сети связи нумерации создать систему бесплатного информационно-справочного обслуживания, а также предоставлять на платной основе, исходя из экономически обоснованных затрат, сведения об абонентах его сети организациям, заинтересованным в создании своих систем информационно-справочного обслуживания. С целью определения понятия "информационная услуга" следует обратиться и к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности продукции и услуг ОК 004-93 <3>, содержащему несколько разновидностей услуг, которые можно квалифицировать как информационные: -------------------------------- <3> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (в ред. 01.02.2002), утвержден Постановлением Госстандарта РФ N 17 от 06.08.1993. М.: ИПК Изд-во стандартов, 1996.

- рекламно-информационные услуги туристских организаций; - услуги справочно-информационных кабинетов; - услуги информационных агентств и других организаций по распространению информации; - услуги информационно-справочных служб; - услуги по информационному обеспечению различных сфер деятельности. Приведенный перечень услуг Классификатора, которые могут быть объектами различных обязательств, вытекающих из различных договоров, позволяет объединить их в единую группу под названием "услуги информационной сферы". Таким образом, несмотря на отсутствие законодательной дефиниции содержательного понятия "информационная услуга", законодатель тем не менее довольно широко оперирует данным термином. В науке гражданского права среди ученых также предпринимались попытки дать определение понятия "информационная услуга". Ряд ученых под информационными услугами понимают "деятельность, обеспечивающую по заданию заказчика процесс сбора, обработки, накопления, хранения и передачи заказчику информации либо предоставление заказчику полезной информации из имеющихся в распоряжении услугодателя информационных ресурсов" <4>. -------------------------------- <4> Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник: В 2 т. Т. 2 / Отв. ред. О. М. Олейник. М., 2002. С. 437.

Ближе к изложенному является определение, данное Е. Г. Шабловой. По мнению автора, информационная услуга - это такой способ удовлетворения заказчика, который предполагает не просто передачу информации клиента, а осуществление координируемой с заказчиком деятельности, например по сбору, поиску, переработке, распространению, систематизации, порядку использования информации <5>. Р. Н. Мородумов, в целом соглашаясь с предложенным определением автора, в то же время считает необходимым конкретизировать его в части "предоставления исключительно общедоступной информации". С учетом изложенного вышеприведенный автор под информационной услугой понимает "предоставление заказчику определенного объема информации, полученного путем сбора, выработки, анализа, синтеза общедоступной информации" <6>. Необходимо отметить, что с определением, предложенным Р. Н. Мородумовым, не согласуется действующее законодательство, которое выделяет и такую особенность информационных услуг, как предоставление информации ограниченного доступа <7>. -------------------------------- <5> Шаблова Е. Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: Автореф. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 21. <6> Мородумов Р. Н. Договор возмездного оказания информационных и консультационных услуг: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004. С. 147. <7> Совокупность информации, содержащейся в кредитной истории и полученной бюро кредитных историй, является информацией ограниченного доступа. См.: ст. 7 ФЗ "О кредитных историях".

В то время как Е. В. Измайлова под информационной услугой понимает "деятельность специальных субъектов информационного рынка (информационных посредников, к примеру сервис-провайдеров) по доведению информационного продукта от его обладателя (владельца информационного ресурса) до конечного пользователя, информационная услуга по своей сути представляет собой телекоммуникации и связь" <8>. -------------------------------- <8> Измайлова Е. В. Информация в коммерческих отношениях // Вестник Моск. университета. Сер. 11. Право. 2005. N 1. С. 72.

Несмотря на множественность высказанных позиций, среди ученых-цивилистов так и не сложилось единого понимания столь сложного и многогранного феномена, которым является информационная услуга. Данная проблема не обойдена вниманием и учеными-экономистами. Так, А. Н. Агафонов отмечает, что "информационная услуга является экономической формой информации, формой ее экономической реализации, обмена, присвоения, использования и потребления" <9>. Исходя из представленных сущностных характеристик услуги как экономической категории, автор дает следующее понятие информационной услуги: "Информационная услуга - это услуга, ориентированная на удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов" <10>. Аналогичным образом дает определение понятия "информационная услуга" О. С. Глущенко <11>. В то время как Н. К. Тулонов определяет информационную услугу как доведение информации до потребителей в удобной для них форме и с применением технических средств <12>. -------------------------------- <9> Агафонов А. Н. Формирование системы управления информационными услугами: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Самара, 2007. С. 9. <10> Там же. С. 9. <11> Глущенко О. С. Структура рынка информационных продуктов и услуг: Сборник научных трудов. Серия "Экономика", Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь, 2002. С. 37. <12> Тулонов Н. К. Формирование конкурентных преимуществ организации в условиях информационной экономики: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Улан-Удэ, 2006. С. 14.

Исходя из приведенных выше определений, можно сделать вывод, что большая часть авторов склоняются к определению, аналогичному тому, который был представлен законодателем в ФЗ "Об участии в международном информационном обмене", и под термином "информационный продукт" учеными понимается документированная информация, предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователя и подготовленная в соответствии с потребностями пользователей. Таким образом, в экономической литературе производится смешение понятий "информационный продукт" и "информационная услуга", и, с точки зрения Н. К. Тулонова, "в функциональном плане они являются одинаковыми" <13>. -------------------------------- <13> Там же. С. 15.

Изучение нормативных актов, а также концептуальных подходов авторов к изучению заданной проблемы уже в первом приближении позволяет сделать вывод о том, что понятие "информационная услуга" в правовом контексте шире, нежели в экономическом. Если ученые-экономисты в своих определениях ограничиваются только действиями по предоставлению (доведению) информации до потребителя, то в исследованиях данного вопроса учеными-цивилистами охватывается весь комплекс действий с информацией, объединенных по признаку НАПРАВЛЕННОСТИ (выделено мной. - Л. С.). Данный вывод позволяет учитывать то, что уже изначально правовому явлению "информационная услуга" присущи те же свойства, что и услугам вообще: это действия или деятельность, способные порождать тот правовой эффект, на который они направлены. При этом все те же действия сводятся к двум связанным между собой элементам: целям и средствам достижения этих целей. Таким образом, налицо особое правовое явление, состоящее: - из особой целевой направленности, определяемой заданием заказчика; - оно исполняется путем поиска, сбора, переработки, систематизации, распространения и предоставления информации; - в фиксации хода процесса информационной услуги, которая выражается в нематериальном результате или эффекте самой услуги. Объединение этих элементов является квалифицирующим для выделения понятия "информационная услуга". Значимость информационных услуг, особенно в рыночной экономике, обусловливает необходимость не только их разработки, но и законодательного закрепления. Выстроенная система, объединяющая взгляды ученых, как юристов, так и экономистов, дает нам основание рассматривать информационную услугу не изолированно, а как единую правовую категорию и представляет возможным сформулировать общее понятие "информационная услуга". Под информационной услугой следует понимать деятельность по поиску, сбору, переработке, систематизации, предоставлению и распространению определенного объема информации, в соответствии с целями и запросом, которые определяются заказчиком. На основании вышеизложенного целесообразно предложенное определение закрепить в ст. 2 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" путем внесения п. 13: "информационная услуга - деятельность по поиску, сбору, переработке, систематизации, предоставлению и распространению определенного объема информации, в соответствии с целями и запросом, которые определяются заказчиком". Одним из необходимых этапов исследования гражданско-правовых дефиниций, как указывает И. В. Москаленко, является анализ их видов <14>. Совокупность различных видов информационных услуг невозможна без соответствующей классификации, которая представляет собой деление объема понятия на основании существенных признаков для данного явления, закономерного в развитии и функционировании гражданско-правовой формы общественных отношений. Поэтому для анализа и понимания правоотношений, регулируемых договором об оказании информационных услуг, по нашему мнению, существенным является вопрос относительно критериев их классификации. -------------------------------- <14> Москаленко И. В. Сравнительные основания классификации гражданско-правовых дефиниций // Современное право. 2005. N 2. С. 66.

В настоящее время еще не сложилось общепризнанной классификации информационных услуг. Попытки разработки классификации информационных услуг учеными предпринимались неоднократно. Так, И. И. Родионов, анализируя уже сформировавшийся мировой рынок информационных услуг, предлагает следующую их классификацию <15>: -------------------------------- <15> Родионов И. И. Мировой рынок информационных услуг: электронная деловая и коммерческая информация. М., 1993. С. 21.

- подготовка источников информации; - подготовка баз данных; - выпуск печатных информационных изданий; - информационное обслуживание, которое подразделяется на: справочное (предоставление сведений об источниках информации или самой информации); избирательное распределение информации (сортировка новых поступлений на основе заранее сформулированного конечным потребителем тематического запроса); ретроспективный поиск информации (поиск сведений по определенной тематике или проблеме в информационных массивах); - предоставление копий источников информации. Приведенная классификация показывает всю степень широты социально-правовой действительности сферы информационных услуг и в этом контексте представляет несомненный интерес для дальнейшей научной разработки и может служить одним из базовых оснований классификации с точки зрения гражданско-правового подхода. М. Я. Дворкина, исследуя функциональные признаки информационных услуг, установила, что на практике большая их часть предоставляется по предмету запроса пользователя (клиента), и на основании этого приводит следующую их классификацию: документные услуги; справочные услуги; новостные услуги; исследовательские услуги; организационно-вспомогательные услуги; комплексные услуги <16>. -------------------------------- <16> Дворкина М. Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход. М., 2003.

Большой познавательный интерес как с практической, так и с теоретической точек зрения имеет предложенная классификация В. В. Брежневой. Исследуя вопросы информационного обслуживания, автор приводит следующие многоаспектные классификационные группы информационных услуг, выделяя типы услуг по их видам <17>: -------------------------------- <17> Брежнева В. В. Информационное обслуживание: концепция сервисного развития: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. СПб., 2007. С. 26.

- информационные услуги, предоставляемые в результате документного обслуживания (адресные справки, предоставление во временное пользование документов из фондов, предоставление в постоянное пользование документов из полнотекстовых баз данных, электронная доставка документов); - информационные услуги, предоставляемые в результате библиографического обслуживания (предоставление устных справок, библиографических пособий, тематические подборки, списки цитируемой литературы и т. д.); - информационные услуги, предоставляемые в результате фактографического обслуживания (фактографические справки, базы данных, справочники, досье, бизнес-справки, новостные ленты, дайджесты прессы); - информационные услуги, предоставляемые как результат проведения информационных исследований (дифференцированное обеспечение руководства, тематические аналитические обзоры, отчеты о результатах библиографических исследований, отчеты о маркетинговых исследованиях, отчеты о патентных исследованиях, отчеты по результатам коммуникативного аудита и т. д.); - консультационные услуги (обучение пользователей, консультации по поиску в сетевых ресурсах, фонде и т. д.). При этом автор, обосновывая предложенную классификацию, говорит об открытом ее характере, позволяющем легко ее корректировать под влиянием развития информационных технологий и новых достижений в информационной деятельности. Представленные классификации информационных услуг не являются исчерпывающими. Проведенное исследование показало, что информационная услуга представляет собой достаточно сложное общественное явление и различные научные взгляды ученых на проблему определения и отнесения тех или иных услуг к категории информационных не имеют четких критериальных подходов. Авторы, проводя классификацию информационных услуг, вводят в классификационные группы не только информационные услуги в чистом виде, но и оказание услуг информационной сферы - консультационные услуги, услуги информационного аудита, обеспечения доступа в глобальную сеть Интернет - фактически услуги связи, обеспечения передачи данных по сетям, услуги разработки и размещения рекламы, информационные услуги как результат проведения маркетинговых исследований. Учитывая, что в рамках нашего исследования рассматриваются договоры возмездного оказания информационных услуг, интерес будет представлять классификация, которая позволит разделить все договоры возмездного оказания услуг в информационной сфере по тем существенным признакам, которые будут выражать особенности их правового режима, складывающиеся в результате гражданско-правового опосредования экономических отношений. Поэтому было бы целесообразно разделить всю совокупность представленных информационных услуг на две большие группы по принципу направленности. 1. Непосредственно в виде договоров на возмездное оказание информационных услуг по предмету запроса пользователя (клиента). По предмету запроса пользователя информационные услуги можно классифицировать: - справочные услуги - представляют доступ к библиографическим, фактографическим, концептографическим банкам и базам данных, в том числе мультимедийным, и отвечают (форма-справка) на библиографические и фактографические запросы пользователей устно, письменно, в режиме on-line и через электронную почту; - документные услуги - обеспечивают доступ к изданиям (распространение периодических изданий по подписке), архивным документам на разных носителях (бумажных, аудио - и видеокассетах, электронных, компакт-дисках, микрокартах и др.), в режиме отложенного времени (через электронную почту), в режиме реального времени (on-line), для ознакомления и временного пользования (абонемент, читальный зал), для постоянного пользования (копирование, электронная и почтовая доставка документов); - новостные услуги - предлагают сообщения об актуальных событиях и темах, предоставляют рекламную информацию, извещают о новых изданиях и показывают их, в том числе через телекоммуникационные каналы в режиме реального и отложенного времени (в формах: новости, выставка и список новых поступлений, дайджест, прайс-лист, биржевые сделки и др.); - комплексные услуги - обслуживание по договорам с предоставлением различных услуг по выбору заказчика. 2. Договоры услуг информационной сферы как составная часть в других видах договоров возмездного оказания услуг, где деятельность субъектов связана с созданием, преобразованием и потреблением информации. К таким договорам относятся: договор на проведение маркетинговых исследований, рекламных услуг, аудит, услуги связи, оценочной деятельности, услуги детективного характера и др.

------------------------------------------------------------------

Название документа