Библиотека как центр межкультурной коммуникации

(Гениева Е. Ю.)

("Культура: управление, экономика, право", 2008, N 1)

Текст документа

БИБЛИОТЕКА КАК ЦЕНТР МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Е. Ю. ГЕНИЕВА

Гениева Е. Ю., генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино, доктор педагогических наук.

Модель коммуникационной (плюралистической) библиотеки

Ценностная установка

Прежде всего в новой модели библиотеки разрушается фундаментальное ядро старой конструкции. Культурные формы, безусловно, должны сохраняться, к ним должен быть обеспечен доступ. Но что они значат для человека, который их воспринимает? Да и умеет ли человек их воспринимать, понимать? Несут ли они для него какой-либо смысл, не являются ли закрытой книгой или мертвым грузом устаревших знаний? Помогут ли такие знания адаптироваться в сложном современном мире?

Альтернатива представляется в виде такого универсума, устройство и функции которого не навязывали бы нам готовые образцы, не определяли бы заранее смыслы и цели, но всячески стимулировали наш интерес к пониманию различных культурных феноменов.

Как же может быть организован такой универсум, ценностью которого является плюрализм?

Пространственный код

Библиотека нового типа не должна мыслиться изолированным островком, замкнутым на себе самом пространством; она должна устанавливать связи с природной средой, вписываться в ансамбль внешнего социума, представляя одну из граней, вариантов, аспектов, "языков" мира. Уходит в прошлое монументализм классических форм, фронтоны, тяжелые фасады, пышный декор, парадные лестницы. Библиотечные здания теряют сакральность, делаются более функциональными и ориентированными на живые и меняющиеся потребности человека.

В отличие от просвещенческой библиотеки внутреннее пространство библиотеки коммуникационной не имеет логического центра, в нем существует лишь "узловое место" - "площадка", где встречаются и взаимодействуют все персонажи и все смыслы. Если прежде библиотека мыслилась как своеобразная гелиоцентрическая система, в центре которой находился фонд, то новая модель может быть уподоблена галактике, где на равных правах сосуществует множество звездных систем.

Эти системы не подчинены иерархии, они равноправны. Ими могут быть: система комплексных читальных залов - каждый со своей специализацией (детский, искусства, религии, справочной литературы, восточной литературы и т. п.); система культурных центров, представляющих различные страны, и тому подобные образования. Основное качество каждого "куска" такого пространства в том, что оно дает возможность каждому "представителю культуры" наглядно передать собственный взгляд на мир и тем самым реально включить пользователя в свой культурный контекст.

Локальные пространства не остаются неизменными, они постоянно "меняют декорации", сдвигают контекст, для того чтобы можно было ощутить разнообразие, движение, развитие форм и смыслов. Особую роль при этом играют выставки. Они могут организовываться каждым локальным пространством самостоятельно - в этом случае мы получаем представление о синхроническом или диахроническом срезе данной культуры, развертывании некоторых свернутых форм или их связи с глубинными константами. Выставки могут быть организованы и в "нейтральных", "ничейных" зонах, иными словами, на границах, в промежутках отдельных локусов: тогда мы получаем представление о пересекающихся мирах, накладывающихся один на другой, перекрещивающихся и связанных в едином пространстве. Достигаемая при этом цель - постоянная смена впечатлений - подобна тому эффекту, который мы наблюдаем в калейдоскопе при встряхивании трубки: всякий раз как разноцветные стеклышки меняются местами, возникает новый рисунок.

Коренным образом преобразуется место читателя. В новом пространстве оно никак не выделено, не маркировано, не индивидуализировано: преобладают общие столы, за которыми работают по 4, 8, 12 человек, что позволяет им во время работы свободно общаться, обмениваться мнениями. Можно работать в любом месте - у книжного стеллажа, выдвинутого в читальный зал, у кафедры, в зоне выставки, в патио; в Центре Жоржа Помпиду в Париже многие предпочитают даже не садиться за стол, а располагаются прямо на полу. Фонд не подавляет читателя своим авторитетом, библиотека обеспечивает ему максимум комфорта - такая обстановка подчеркивает свободу и естественность поведения человека, не связанного жестким ритуалом, он ощущает себя не объектом воздействия, а полноценным субъектом, ради которого создана данная среда.

Помимо "узлового места" (под которым подразумевается все целиком пространство библиотеки как репрезентационной площадки, культурной тусовки) и локусов ("смысловых центров", носителей разных "языков" и "культур"), в библиотеке существенную роль играет виртуальная среда.

Ее основная роль - принципиальное разрушение границ библиотеки как замкнутого пространства.

Виртуальный принцип работает в двух направлениях: извне и изнутри библиотеки. Внешняя виртуальная среда - это все электронные документы, все средства вещания, находящиеся за ее физическими стенами, но "втягиваемые" в библиотеку посредством электронных сетей передачи данных и электронных СМИ. Принципиально то, что внешние ресурсы библиотеки неотделимы от внутренних, они столь же общедоступны, сколь и естественны, переход между ними незаметен. В свою очередь, виртуальная среда самой библиотеки (к примеру, оцифрованные фонды, электронные каталоги), будучи доступна извне для любого пользователя в любой точке мира, вписывает ее в общемировое виртуальное единство.

Вторая существенная черта заключается в том, что виртуализация не только расшатывает физические границы библиотеки, она обеспечивает для индивида связь между реальностью и нереальностью, миром, в который он привычно погружен, и миром, искусственно созданным, виртуальным.

Отличительная особенность этого мира - в том, что он опирается на человеческое воображение. В психологическом плане воображение связано с понятием будущего, задает измерение понятий и предметов во временной перспективе некоего "проекта". Таким образом, виртуальные объекты связывают понятие пространства с понятием времени.

Временной код

Время в пространстве такого социума имеет особое качество. Во-первых, оно представлено всеми своими категориями: прошлым, настоящим и будущим. Прошлое реализуется через связь с "памятью мира", запечатленной, как мы установили ранее, в документном фонде библиотеки. Настоящее связано с реальностью, присутствием конкретного посетителя библиотеки в физически реальном пространстве - здании, читальном зале и т. п. и его участием в текущих мероприятиях. Будущее связано с деятельностью воображения, которое активизируется у читателя при общении с виртуальной реальностью, а также тогда, когда он погружается в вымышленные миры (что возможно, к примеру, при чтении художественной литературы). Все эти типы времени линейны, развиваются последовательно из определенной точки. Однако в коммуникационной библиотеке важно и то, что измерение времени в ней подчинено закону относительности, т. е. зависит от точки зрения каждого "культурного персонажа" и системы отсчета, которую он выбирает. Это позволяет не только следовать заданными "линейными маршрутами", но и самостоятельно выбирать любой временной аспект, который можно пропустить или бегло просмотреть, но в котором возможно и надолго задержаться, погрузиться, остаться.

К примеру, "линейный маршрут" с заданной целью может быть представлен как экскурсия по библиотеке с гидом. Библиотека рассчитана также и на самостоятельную "прогулку" посетителя, где в каждой "узловой точке" он встречается с новым пространством (центром, залом, экспозицией), при этом переход из одного пространства в другое создает эффект путешествия, линейность которого может быть прервана посетителем в любой момент, когда его внимание захватывает определенный "рельеф", определенная временная перспектива, которую он открывает для себя в каком-то заинтересовавшем его "подмире" и начинает иное путешествие - в глубь этого нового пространства, с его собственными представлениями о времени. Особенно наглядно путешествие представлено в свободном странствовании по электронному пространству: базам данных, каталогам (внутренней сети) с переходами по гиперссылкам к ресурсам всемирной паутины.

Каналы коммуникации

Создание плюралистического пространства и многоаспектного временного континуума в библиотеке достигается наличием и распределением потоков информации внутри сообщества. Они формируются тремя основными каналами: каналом невербальной коммуникации, письменным документным каналом (использование фонда) и каналом устной коммуникации культурной тусовки - многочисленными совместными "действами" и диалогическими мероприятиями библиотеки.

Со средствами невербальной коммуникации мы сталкиваемся, главным образом воспринимая физическое пространство библиотеки: путешествуя по нему, мы формируем свое представление интуитивно, опираясь на разбросанные повсюду знаки, которые наше сознание воспринимает помимо слов. Библиотека "говорит" с нами через символы, эмблемы своих локусов: мы "читаем" язык их дизайна, пространственных форм, запахов, звуков и цветовой гаммы.

Подобным же образом мы "считываем" информацию о людях, населяющих это пространство: их одежда, манера поведения, тембр голоса говорят нам многое об их социальном статусе, темпераменте, культурном уровне.

Одним из каналов документной коммуникации, как и в библиотеке старого типа, является фонд на традиционных носителях, т. е. книги, периодические издания и т. п. - вся печатная продукция, фиксирующая знания, понятия, объекты в письменной форме. Но в отличие от просвещенческой библиотеки здесь фонд теряет свою центральную роль единственно достойного носителя культурных смыслов и тем самым теряет свою сакральность. Становясь лишь одним - наряду со многими другими - источником информации, священная книга превращается в куда более скромный документ, который может быть легко скопирован (т. е. массово тиражирован), перенесен на другой носитель (например, на микрофильм, на электронный носитель), иными словами, существенным образом демифологизирован и профанирован.

Документный канал представлен не только традиционными книгами и периодикой, значительную роль в нем играют электронные документы, а также всевозможные смешанные, гибридные формы, создаваемые за счет использования различных технических средств: радио, телевидения, мультимедиа.

Однако самый мощный поток информации, доступный в коммуникационной библиотеке, - это коммуникация устная, представленная в межличностном общении. К ней относится вся деятельность, связанная с организацией мероприятий, в которой осуществляется активное диалогическое взаимодействие всех членов данного социума лицом к лицу, из уст в уста.

Персонажи и роли

Библиотека-социум членится на два сообщества: читатели (пользователи) и библиотекари.

Общее место встречи, которое связывает два сообщества, - сама библиотека, а точнее, имеющиеся в ней документы и происходящие в ней мероприятия. В социологическом смысле "площадка" библиотеки играет роль ядра консолидации социума, своего рода места тусовки, где происходит общение индивидов друг с другом, с документами, с представителями других сообществ (с художниками - на выставке или презентации, с музыкантами - на музыкальной гостиной, с учеными-гуманитариями - на конференции и т. п.).

Основная функция ядерной структуры - вовлечение членов в сообщество и постепенная их интеграция в социум. Библиотека заинтересована в создании постоянного контингента читателей, привлечении к ее работе определенных партнерских организаций, спонсоров, друзей библиотеки. Это делается не столько за счет обеспечения "выживаемости" учреждения, сколько для обеспечения фундаментальной функции библиотеки по социализации членов сообщества.

В соответствии с этой задачей распределяются и социальные роли в рамках локальных сообществ. Это, во-первых, роли тех, кто формирует и транслирует основные ценностные смыслы библиотеки, и во-вторых, роли тех, кто эти смыслы и ценности "потребляет".

В коммуникационной библиотеке роли не закреплены жестко, персонажи могут меняться местами и взаимно влияют друг на друга, их отношения не подчинены ценностной иерархии. Если в просвещенческой библиотеке мы наблюдаем "священнослужителей" и "паству", то в коммуникационной библиотеке перед нами скорее "команда игроков" (актеров) и "команда зрителей", а форма их общения в тусовке - перфоманс (исполнение).

Подобный вид взаимодействия возникает тогда, когда его участники принадлежат к совершенно различным коллективам, стратам, группам, руководствуются разными целями и ценностями. Сплотить - хотя бы на время - такой разнородный коллектив возможно только путем создания условных ролей, которые отдельные индивиды принимают на себя "на время действа". В мире плюралистических ценностей это - действенный способ равноправного общения, которое не навязывает его участникам мнения, но лишь организует "ситуацию" диалога.

Нормы и правила

Как и любой социум, коммуникационная библиотека не обходится без своего морального кодекса - норм и правил поведения. В сообщество может войти каждый, будь то "читатель" или "неграмотный", ребенок или взрослый, интеллектуал или безработный, житель данного государства или иностранец. При этом каждый может принести в социум свой "смысл", "язык", точку зрения. Необходимо только одно - уважение к иным смыслам, иным языкам, иным точкам зрения. Роль регуляторов играют не внешние насильственные правила (правила внутреннего распорядка и т. п.): они формально присутствуют, но не определяют характер отношений между членами сообщества, его законы внутреннего бытия. Основной закон сообщества - негласный консенсус относительно правил вежливости и приличия, определяемый теми самыми ролями, которые возникают в "спектаклях" и "инсценировках". Они лишены принудительной силы, подобны лозунгу Телемского аббатства "Делай, что хочешь", хотя и с существенным добавлением в духе кантовского императива: "но так, чтобы не мешать самовыражению других".

Архетип

Если метафора просвещенческой библиотеки - миф, то метафора коммуникационной библиотеки - это утопия, воображаемое сообщество. В самом деле, как иначе можно назвать такое поликультурное единство, где "все индивиды, его составляющие, имеют между собой много общего и в то же время они забыли многое, что их разъединяет"? Такого сообщества нет в реальности, оно "воображаемое - потому что все его члены никогда не встретятся со всеми остальными представителями, не будут знать их в лицо, в то время как в их представлении будет существовать образ их общности". Подобное сообщество воображается безграничным (поскольку потенциально призвано объединить все человечество, с которым находится в родстве) и атопичным (не имеющим места в реальной действительности, вынесенным за ее границы). Такое сообщество - идеально, поскольку существующие в мире противоречия, барьеры непонимания сняты в нем или сведены к минимуму.

Но несмотря на все эти характеристики, подобное воображаемое сообщество, его обыгрываемая в условном поведении модель, реализованная в коммуникационной библиотеке, представляет, быть может, единственный шанс для обучения поведению в многополярном, глобализированном, мозаичном пространстве современной действительности.

Структура вышеописанного социума - это условная модель внешней действительности. Его цель - наглядная демонстрация мира в многообразии, "общежитии", сосуществовании разных культур.

Все это достижимо именно тогда, когда библиотека ставит своей целью не сохранение идеалов прошлых эпох, а удовлетворение реальных проблем и запросов своих пользователей, когда она стремится обнаружить, обнажить общезначимые проблемы, сосредоточить на них внимание; предоставить свои помещения, информационные ресурсы и каналы связи для организации современных "переговорных площадок" с максимальным количеством сервисов для диалога.

Итогом такого общения является не истина в последней инстанции, а возникающее в процессе общения чувство сопричастности и своего рода катарсис, снятие напряжения, снятие барьеров непонимания. В отличие от театра - школы жизни - поликультурная библиотека прежде всего школа общения наподобие древнего римского Форума.

На подобных площадках и в подобных акциях ненавязчиво и естественно осуществляется преодоление границ между различными социальными и национальными группами, между представителями разных культур.

Если библиотеки как важнейшие институты культуры сумеют отречься от собственных стереотипов мышления, преодолеть свой культурный монологизм, воплотить в своей деятельности дыхание современности, осознать свою роль творцов и медиаторов поликультурного сознания в новом мире, они обеспечат не только собственное будущее, но и будущее миллионов своих читателей - членов грядущего сообщества мировых культур.

------------------------------------------------------------------

Название документа