Комментарий к изменениям в Законе РФ "О защите прав потребителей"

(Парций Я. Е.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КОММЕНТАРИЙ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ЗАКОНЕ РФ

"О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ"

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 22 февраля 2008 года

Я. Е. ПАРЦИЙ

В 2006 и 2007 гг. в Закон РФ "О защите прав потребителей" (далее - Закон) были внесены следующие изменения.

1. Федеральным законом от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ пункт 2 статьи 9 Закона изложен в новой редакции. Изменениями предусмотрено, что кроме указанных в предыдущей редакции сведений до потребителя дополнительно должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца).

2. Федеральным законом от 25 ноября 2006 г. N 193-ФЗ пункт 2 статьи 1 Закона дополнен абзацем, который расширяет полномочия Правительства РФ в сфере правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей.

Дополнительно к праву издавать правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров, Правительству РФ предоставлено право устанавливать правила организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям. Так, например, в связи с принятием ФЗ о розничных рынках Правительством РФ принят ряд постановлений о порядке их создания и функционирования.

3. Федеральным законом от 25 октября 2007 г. N 234-ФЗ (далее - Закон N 234-ФЗ) внесены изменения в ряд статей Закона, направленных на дальнейшее расширение мер по защите прав потребителей.

Одновременно этим же Законом приняты изменения в некоторые статьи части второй ГК РФ, согласующиеся с изменениями в Законе, а также признаны утратившими силу отдельные нормы ряда законодательных актов.

Закон N 234-ФЗ опубликован в "Российской газете" 27 октября 2007 г. и вступил в силу по истечении 45 дней со дня опубликования, т. е. 12 декабря 2007 г.

3.1. Изменения, внесенные в преамбулу:

- в абзаце первом в перечень контрагентов потребителя, на которых распространяется действие Закона, дополнительно включен импортер.

Согласно понятию "импортер", данному в Законе, импортером является организация или индивидуальный предприниматель, которые приобретают товары по импорту для их реализации на территории РФ. Реализация товара может осуществляться импортером непосредственно или через других продавцов;

- в абзаце восьмом (абзац 7 утратил силу) в определение понятия "недостаток товара (работы, услуги)" внесено важное дополнение, согласно которому при отсутствии или неполноте условий таких признаков недостатка, как несоответствие обязательным требованиям или условиям договора, недостатком считается несоответствие обычно предъявляемым требованиям.

Обычно предъявляемые требования к товарам (работам, услугам) - это общеизвестные требования, которые не включаются в какие-либо документы, установленные законодательством о техническом регулировании.

Необходимость такого критерия качества является очевидной. Тем не менее ввиду нестыковки различных законодательных актов его неоднократно включали и исключали из перечня критериев качества. В редакции понятия "недостаток товара (работы, услуги)" 1999 г. этот критерий отсутствует.

Введение его Законом N 234-ФЗ вновь привело к формальному несовпадению критериев качества товара в Законе и в статье 469 ГК РФ, где данный критерий отсутствует.

Однако коллизии здесь нет, поскольку данная статья входит в общие положения о купле-продаже, а Закон является специальным актом, положения которого и должны применяться.

К сказанному следует добавить, что в перечне критериев качества работ (услуг), предусмотренных статьей 721 ГК РФ, рассматриваемый критерий присутствовал всегда.

Таким образом, в Законе под недостатком товара (работы, услуги) следует понимать несоответствие хотя бы одному из следующих единых критериев качества:

обязательным требованиям;

условиям договора;

обычно предъявляемым требованиям (в случае отсутствия или неполноты первых двух критериев);

целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется;

целям, о которых потребитель поставил в известность продавца (исполнителя);

образцу и (или) описанию товара при соответствующем способе продажи.

3.2. В принципе недостатки товара (работы, услуги) должны определяться как несоответствие установленным требованиям к его качеству, определяемым в соответствии с критериями качества, предусмотренными законодательством.

Сравнивая с этой позиции понятия "недостаток товара (работы, услуги)" и "требования к качеству товара (работы, услуги)", установленные статьей 4 Закона, можно констатировать их принципиальное соответствие.

Однако этого нельзя сказать по поводу изменений, внесенных в рассматриваемые нормы.

Законом N 234-ФЗ пункт 2 статьи 4 дополнен новым критерием качества - соответствие товара (работы, услуги) обычно предъявляемым требованиям, который применяется при отсутствии в договоре условий о качестве.

Согласно же понятию "недостаток" новый критерий применяется не только при отсутствии упомянутых условий, но и при их неполноте.

Исходя из необходимости усиления защиты прав потребителей, что является главной целью Закона, при определении наличия недостатка товара (работы, услуги) следует руководствоваться правилами, предусмотренными в данном понятии.

3.3. Законом N 234-ФЗ в пункт 2 статьи 10 Закона, устанавливающий состав обязательной информации, предоставляемой потребителю, внесены следующие изменения:

в абзаце 3 уточнено, что информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, предоставляется в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента.

Такая норма предусмотрена европейскими стандартами и соответствует возможностям современных приборов.

Генно-модифицированные организмы встречаются не во всех продуктах. Чаще всего они бывают в мясных и соевых продуктах, в картофеле, кукурузе, томатах, томатном соке;

в связи с имевшими место многочисленными случаями введения в заблуждение получателей кредитов абзац 4 дополнен условием, согласно которому при предоставлении кредита получатель должен быть проинформирован о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и графике погашения этой суммы.

Непредоставление указанной обязательной информации в установленном порядке может повлечь ответственность кредитора в соответствии с нормами Закона;

в абзаце 8 в число контрагентов потребителя, сведения о которых отнесены к обязательной информации, дополнительно включен импортер.

3.4. В статью 18 внесены следующие изменения.

3.4.1. Наименование статьи изложено в новой редакции: "Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков", что соответствует ее содержанию. Предыдущее наименование ("Последствия продажи товара ненадлежащего качества") было неточным.

3.4.2. Пункт 1 изложен в новой редакции, которая предусматривает изменение очередности изложения отдельных прав, которая имеет целью поставить на первые места права, обеспечивающие наилучшие гарантии права потребителя на приобретение товара надлежащего качества.

На первые два места поставлено право потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) (в прежней редакции было неточно - на товар аналогичной марки (модели, артикула)) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Соответственно, право потребовать соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом передвинуты на третье место.

При этом изменениями предусмотрено, что потребитель вправе требовать незамедлительного устранения недостатков, т. е. в обычный технически возможный срок.

Следующим правом, как и прежде, указано право потребителя в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Изменениями исключено из данного абзаца неточное положение о том, что отказ от исполнения договора осуществляется вместо предъявления первых четырех требований. Таким образом, отказ от исполнения договора является самостоятельным правом, используемым независимо от других прав.

Весьма существенно изменены и расширены права потребителя в связи с обнаружением недоброкачественности технически сложного товара.

Прежде всего, следует заметить, что из правил об указанных товарах исключено упоминание о дорогостоящих товарах, которое создавало затруднения при определении перечня товаров, на которые данная норма распространяется.

Согласно предыдущей редакции особый режим в отношении технически сложных товаров действовал лишь при предъявлении потребителем требования об их замене. При этом данное требование могло быть удовлетворено только при обнаружении существенных недостатков.

В новой редакции указанные ограничения сняты. Теперь для осуществления прав потребителя в отношении технически сложного товара достаточно обнаружения простого недостатка. Сами права при этом существенно расширены: потребителю предоставлено право по его выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы либо потребовать замены на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Однако указанные права могут быть осуществлены только в течение ограниченного срока: пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

Небольшая продолжительность данного срока позволяет сделать вывод о том, что в данном случае речь идет о явных либо грубых недостатках, проявившихся в столь короткий срок.

При этом Закон не определяет качество недостатка, в силу чего недостатком является в буквальном смысле слова даже царапина на товаре. В таких условиях особую актуальность и практическую ценность приобретает включение в понятие недостатка товара (работы, услуги) несоответствия обычно предъявляемым требованиям.

По истечении указанного срока упомянутые требования (о возврате уплаченной за товар суммы или о его замене) подлежат удовлетворению при установлении хотя бы одного из следующих обстоятельств:

обнаружение существенного недостатка товара (см. определение данного понятия в Законе);

нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара (см. комментарии к изменениям в статье 20);

невозможность использования товара более тридцати дней (в совокупности) в течение каждого года гарантийного срока вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Таким образом, возможности потребителя по реализации своих прав в случае обнаружения недоброкачественности технически сложных товаров существенно расширены.

Срок для предъявления установленных требований в связи с обнаружением недостатков товаров, в том числе и технически сложных, Законом не установлен (кроме 15-дневного срока на предъявление определенных требований в отношении технически сложных товаров).

Перечень технически сложных товаров в соответствии с Законом утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575.

Перечень включает: автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, холодильники, морозильники, стиральные машины автоматические, персональные компьютеры с основными периферийными устройствами, тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.

3.4.3. В пункт 3 статьи 18 внесены следующие изменения.

В абзаце 1 слово "четвертом" заменено словом "пятом".

Смысл данного изменения заключается в следующем. Абзацем первым пункта 3 в предыдущей редакции было предусмотрено право потребителя предъявить некоторые требования, указанные в пункте 1 статьи 18, изготовителю, уполномоченной организации или индивидуальному предпринимателю, импортеру. К таким требованиям были отнесены требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов на их устранение (абзац 2 пункта 1) и о замене на товар аналогичной (т. е. этой же) марки (модели, артикула) - абзац 4 пункта 1.

Изменениями последнее требование заменено на требование о замене на такой же товар другой марки (модели, артикула) - абзац 5 пункта 1.

Предоставление потребителю права обращения к изготовителю, уполномоченным им лицам, импортеру с требованием о замене на товар другой марки (модели, артикула), очевидно, необходимо на тот случай, когда у продавца отсутствует товар другой марки.

Абзац 2 пункта 3 статьи 18 изложен в новой редакции, согласно которой вместо предъявления требований, предусмотренных абзацем 1 пункта 3, потребитель вправе возвратить товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы не только изготовителю (как было в предыдущей редакции), но и импортеру, который, как и изготовитель, является источником происхождения товара.

Следует обратить внимание, что в статье 18 дважды затрагивается вопрос о возврате товара ненадлежащего качества (с недостатками). В пункте 1 возврат связан с отказом потребителя от исполнения договора и осуществляется по требованию продавца и за его счет. В пункте 3 возврат осуществляется по инициативе потребителя в порядке реализации предоставленного ему права, причем указание, за чей счет, отсутствует.

Расходы потребителя на возврат недоброкачественного товара являются прямыми убытками, причиненными ему вследствие продажи такого товара, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 2 статьи 13 Закона подлежат полному возмещению, включая расходы на упаковку, погрузку (разгрузку) и т. п.

3.4.4. Законом N 234-ФЗ пункт 4 статьи 18 признан утратившим силу.

Данный пункт предусматривал права потребителя в случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их. Согласно пункту 2 статьи 503 ГК РФ речь идет о продовольственных товарах, товарах бытовой химии и т. п. (парфюмерно-косметических, медикаментах, одноразового применения).

Пункт 4 предоставлял потребителю практически те же права, которые предоставлены ему при обнаружении недостатков в других товарах, естественно, за исключением права требовать безвозмездного устранения недостатков. С учетом этого обстоятельства существование данного пункта не вызывалось необходимостью.

Отказ от специального регулирования прав потребителя в отношении упомянутых товаров, бесспорно обладающих специфическими свойствами, отличающими их от ремонтопригодных товаров, означает, что на рассматриваемые товары распространяются все права потребителя, предусмотренные пунктами 1 и 3 статьи 18, что является принципиально неверным.

Правильность изложенных соображений подтверждается пунктами 2 и 4 статьи 503 ГК РФ (в редакции Закона N 234-ФЗ), которые предусматривают только три права потребителя в отношении данных товаров: требовать замены на товар надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены либо отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

При этом потребитель не вправе предъявить требования к изготовителю, уполномоченным им лицам, импортеру в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона, поскольку данная норма связана с осуществлением иных прав потребителя (устранением недостатков и заменой товара с учетом его марки (модели, артикула)).

Таким образом, в связи с возникшим отсутствием в Законе прямого регулирования прав потребителя при обнаружении недостатков товаров, не подлежащих ремонту в силу их свойств, следует руководствоваться правилами пунктов 2 и 4 статьи 503 ГК РФ.

Основанием для этого является пункт 6 статьи 503 ГК РФ в новой редакции, согласно которому правила, предусмотренные данной статьей, применяются, если законами о защите прав потребителей не установлено иное. Это правило действует в отношении всех несовпадающих положений статьи 18 Закона.

3.4.5. Законом N 234-ФЗ абзац 3 пункта 5 статьи 18 изложен в новой редакции, которая сохранила правило об обязанности контрагентов потребителя провести за свой счет экспертизу товара в случае спора о причинах возникновения его недостатков.

Таким образом, перед экспертом должен быть поставлен только один указанный вопрос.

Без проведения экспертизы по данному вопросу обязанное лицо не вправе отклонить требования потребителя. При возникновении спора по другим вопросам, например, о времени возникновения недостатков, соответствующее лицо не обязано проводить экспертизу, но вправе это сделать с целью использования заключения экспертизы как доказательства при решении вопроса об ответственности за недостатки товара.

Проведение экспертизы может быть поручено общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам), которые в соответствии с пунктом 2 статьи 45 Закона вправе проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия их потребительских свойств заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них. Представляется, что вопрос о причинах возникновения недостатков товара входит в указанный предмет экспертизы.

В принципе экспертиза может проводиться любой независимой экспертной организацией, независимо от формы ее собственности и организационно-правовой формы, а также экспертом, обладающим познаниями и опытом работы в соответствующей области.

Изменениями установлены сроки проведения экспертизы товаров в случае спора о причинах возникновения недостатков товара. Эти сроки соответствуют срокам, установленным статьями 20 - 22 Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя (см. комментарий к данным статьям).

Изменениями также закреплено право потребителя присутствовать при проведении экспертизы товара. Представляется, что присутствие означает право потребителя задавать эксперту вопросы, давать пояснения, заявлять отвод и пользоваться другими правами применительно к соответствующим правилам ГПК РФ. Указанные обстоятельства должны быть отражены в заключении эксперта.

Указанное право потребителя налагает на лицо, к которому потребитель обратился с соответствующим требованием, обязанность извещать потребителя о месте и времени проведения экспертизы, сообщать данные об эксперте, в частности о его квалификации, вопросы, поставленные перед экспертом, и другие существенные обстоятельства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Закона потребитель вправе просить общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) принять участие в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей.

Рассматриваемая норма предусматривает право потребителя оспорить в судебном порядке заключение экспертизы. Порядок осуществления этого права Закон не устанавливает. Судебный порядок оспаривания означает в данном случае обращение в суд общей компетенции с заявлением, предмет которого (характер требования) не совсем ясен. Действительно, о чем может потребитель просить суд: о признании заключения эксперта недействительным, о его отмене? Но это невозможно, поскольку заключение эксперта - это мнение специалиста, обладающего специальными знаниями в соответствующей области, которое может использоваться в качестве одного из доказательств при досудебном урегулировании спора и при рассмотрении спора в суде.

Гражданское процессуальное законодательство РФ не предусматривает возможность самостоятельного обращения в суд в связи с несогласием заявителя с каким-либо доказательством. В случае обращения потребителя в суд с иском об удовлетворении его материально-правового требования из числа предусмотренных статьей 18 Закона стороны вправе ссылаться на заключение экспертизы, проведенной ответчиком, как на доказательство своих требований или возражений. Оценка заключения экспертизы дается судом в совокупности с другими доказательствами по делу.

3.5. В статью 20 Закона внесены следующие изменения.

3.5.1. Пункт 1 статьи 20 изложен в новой редакции, в которой сохранено правило о предпочтительности установления срока устранения недостатков товара в письменной форме соглашением сторон. Но изменениями предусмотрено, что этот срок не может превышать 45 дней.

Закон не определил юридическую форму соглашения сторон. Представляется, что это может быть договор купли-продажи или иной документ (см. комментарий к изменениям в статью 30 Закона).

Пункт 1 дополнен новым абзацем, согласно которому в случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.

Данное правило означает, что обязанное лицо не вправе, ссылаясь на указанные обстоятельства, настаивать на заключении соглашения о новом сроке.

В любом случае, независимо от заключения или незаключения соглашения о новом сроке, обязанное лицо несет ответственность за нарушение срока ремонта, определенного первоначальным соглашением с потребителем.

Изменениями сохранено также положение, согласно которому, если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, недостатки должны быть устранены незамедлительно. Установлено, что под этим следует понимать минимальный срок, объективно необходимый для их устранения, с учетом обычно применяемого способа ремонта, например, посредством замены комплектующего изделия, его составной части.

В этой связи возникает вопрос о начале течения данного срока.

Этот срок исчисляется с даты обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных недостатков товара, если товар является крупногабаритным или весит более 5 килограммов, поскольку доставка такого товара для ремонта, в соответствии с пунктом 7 статьи 18, является обязанностью лица, к которому обращено требование.

Если же данное лицо не выполнило обязанность по доставке указанных товаров либо в месте нахождения потребителя отсутствуют обязанные лица, а также в отношении иных товаров, доставка которых для ремонта должна осуществляться потребителем, срок ремонта исчисляется с даты передачи товара обязанному лицу. Датой передачи товара следует считать дату его непосредственной передачи, а также дату получения товара в установленном порядке от транспортных или почтовых организаций, если доставка осуществлялась такими способами.

3.5.2. В пункте 2 изменениями уточнено качество товара, предоставляемого потребителю на период ремонта купленного им товара. Это должен быть товар длительного пользования, обладающий теми же основными потребительскими свойствами.

3.5.3. Пункт 3 дополнен правилом, направленным на обеспечение интересов сторон при возникновении споров после ремонта товара.

В этих целях лицо, производившее ремонт, обязано при выдаче товара предоставить потребителю в письменной форме следующую информацию:

о дате обращения с требованием об устранении недостатков и о дате передачи товара для ремонта;

о дате устранения недостатков товара с их описанием;

об использованных запасных частях (деталях, материалах);

о дате выдачи товара потребителю по окончании ремонта.

Данные о датах обращения с требованием об устранении недостатков, о передаче товара для ремонта и выдаче после его окончания необходимы (помимо случая, указанного в пункте 3.5.1 настоящего комментария) для установления периода, в течение которого товар не использовался и на который должен быть продлен гарантийный срок (пункт 3), а также для установления гарантийного срока в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 20, и в других случаях, связанных с продолжительностью гарантийного срока. Точное установление упомянутых дат необходимо также для определения сроков ремонта, когда они не определены соглашением сторон, и установления периода просрочки для взыскания неустойки в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона.

Как видно из характера рассмотренных дат, они представляют собой сведения о фактах, имеющих важное значение для вынесения судом решения в случае предъявления соответствующего иска и подлежащих доказыванию. Таким образом, информация об указанных датах является письменным доказательством и средством доказывания, предусмотренным законом.

В силу статьи 60 ГПК РФ (допустимость доказательств) обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Данное правило означает, что в случае отсутствия информации, предусмотренной пунктом 3 статьи 20, в качестве доказательств по делу могут быть допущены только иные письменные доказательства. Другие виды доказательств, в частности свидетельские показания, согласно пункту 2 статьи 55 ГПК РФ, как полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

В этой связи потребителям настоятельно рекомендуется требовать от лица, осуществлявшего ремонт товара, предоставления предусмотренной Законом информации. Выполнения данного требования можно добиваться всеми законными способами, включая обращение в вышестоящие организации, контролирующие органы, правоохранительные органы и в суд.

Учитывая, что в случае возникновения спора потребитель выступает в качестве истца, отсутствие указанной информации может привести к отказу в удовлетворении иска ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих требования потребителя.

3.6. В абзаце 4 пункта 1 статьи 21 Закона (аналогично пункту 2 статьи 20) изменениями уточнено качество товара, предоставляемого потребителю на период замены купленного им товара. Это должен быть товар длительного пользования, обладающий теми же основными потребительскими свойствами.

3.7. Изменениями статья 22 Закона, определяющая срок удовлетворения отдельных требований потребителя, дополнена требованием о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие предоставления ненадлежащей информации о товаре.

Характер убытков, подлежащих возмещению, определен в статье 12 Закона.

3.8. Изменениями Закон дополнен новой статьей 23.1, определяющей последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю.

Пунктом 1 комментируемой статьи установлено, что договор купли-продажи, предусматривающий предварительную оплату товара, должен содержать срок передачи товара потребителю. Таким образом, условие о сроке передачи товара признается законом необходимым для данного вида договоров. В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ данное условие договора считается существенным, и в случае его отсутствия договор является незаключенным.

Пункт 2 определяет права потребителя в случае, если продавец нарушил срок передачи товара, установленный договором.

В этом случае потребитель вправе по своему выбору потребовать передачи товара в установленный им новый срок либо возврата суммы предварительной оплаты.

Установление потребителем нового срока передачи товара не следует рассматривать как одностороннее решение, обязательное для продавца. Этот срок устанавливается потребителем в соответствующем требовании, направляемом продавцу, который вправе его удовлетворить либо отклонить.

Кроме упомянутых прав, потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, вызванных просрочкой продавца.

Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Потребитель имеет право на возмещение убытков как в размере причиненного реального ущерба, так и в сумме упущенной выгоды, если доход не является результатом предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки, предусмотренной Законом.

Положения пункта 2 статьи 23.1 согласуются со статьями 405 и 487 (п. 3) ГК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 487 ГК РФ в случае просрочки передачи предварительно оплаченного товара, если иное не предусмотрено законом (упоминание закона введено Законом N 234-ФЗ) или договором, на сумму предварительной оплаты подлежат уплате проценты в соответствии со статьей 395 ГК РФ со дня, когда по договору передача товара должна быть произведена, до дня передачи товара покупателю или возврата ему предварительно уплаченной суммы.

Пунктом 3 статьи 23.1 за просрочку передачи предварительно оплаченного товара предусмотрена уплата продавцом потребителю неустойки (пени) за каждый день просрочки в размере половины процента уплаченной суммы.

Неустойка взыскивается со дня, когда согласно договору передача товара должна была произойти, до дня фактической передачи товара или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной суммы. Днем удовлетворения требования в данном случае следует считать день фактической передачи потребителю указанной суммы наличными либо день поступления денег на его имя по безналичному расчету.

Сумма взысканной неустойки Законом ограничена: независимо от количества дней просрочки она не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Вопрос о возможности взыскания неустойки за нарушение нового срока передачи товара, установленного потребителем в соответствии с пунктом 2 комментируемой статьи, Законом не урегулирован. Вероятно, это объясняется тем, что дни действия нового срока засчитываются в дни просрочки договорного срока передачи товара.

Пунктом 4 статьи 23.1 для удовлетворения требований потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков установлен 10-дневный срок, исчисляемый со дня предъявления соответствующего требования.

В этой связи следует заметить, что в Законе имеется статья 22, определяющая такой же срок для удовлетворения ряда денежных требований потребителя, в том числе о возврате уплаченной за товар суммы и о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Теперь такой же срок пунктом 4 статьи 23.1 установлен для удовлетворения требования о возмещении убытков, причиненных нарушением срока передачи предварительно оплаченного товара.

Однако при этом не был решен вопрос об ответственности за нарушение срока удовлетворения требования о возмещении убытков, установленного в пункте 4 данной статьи (в части нарушения срока возврата уплаченной за товар суммы ответственность предусмотрена пунктом 1 статьи 23 Закона). Представляется, что ответственность за нарушение срока возмещения убытков, вызванных несоблюдением срока передачи предварительно оплаченного товара, должна наступать по аналогии закона.

Согласно пункту 1 статьи 6 ГК РФ аналогия закона применяется в случае, когда гражданско-правовые отношения прямо не урегулированы законодательством, отсутствуют применимые обычаи делового оборота, если это не противоречит существу отношений. В таких случаях применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения. Нормой такого законодательства является пункт 1 статьи 23 Закона, устанавливающий ответственность за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя о возмещении убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре. Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает основания, по которым потребителю может быть отказано в удовлетворении требований, предусмотренных пунктом 2 данной статьи. Такими основаниями являются нарушения сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара вследствие действия непреодолимой силы или по вине потребителя. Наличие указанных обстоятельств и их причинную связь с нарушением срока обязан доказать продавец.

Из смысла данного пункта следует, что требования потребителя подлежат удовлетворению и при отсутствии вины продавца, в том числе если нарушение сроков передачи товара произошло вследствие случайных обстоятельств.

Следует обратить внимание, что в тексте пункта 5 слово "срок" употреблено во множественном числе. Это означает, что предусмотренные в этом пункте положения подлежат применению как к сроку, установленному договором, так и к новому сроку, установленному потребителем.

Согласно статье 401 ГК РФ под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К ним могут быть отнесены землетрясения, наводнения, засухи и т. п. стихийные природные явления, а также общественные явления (войны, эпидемии, широкомасштабные забастовки, объявление карантина и т. п.). В данной статье ГК РФ перечислены некоторые обстоятельства, которые не могут быть отнесены к непреодолимой силе: нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке необходимых для исполнения обязательства товаров, отсутствие необходимых денежных средств. Представляется, что этот перечень не является исчерпывающим.

3.9. В пункте 1 статьи 24 Закона, определяющем случаи, когда при замене товара ненадлежащего качества на другой товар перерасчет цены не производится, изменениями уточнены характеристики последнего. Указанное правило применяется при замене на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула).

3.10. Изменениями статья 26 Закона, предусматривавшая, что правила продажи отдельных видов товаров утверждаются Правительством РФ, признана утратившей силу.

В этой связи возникает вопрос о дальнейшем действии и применении упомянутых правил, утвержденных до вступления в силу Закона N 234-ФЗ.

Правила продажи отдельных видов товаров (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55.

Чтобы понять причины лишения Правительства РФ данного полномочия и получить ответ на упомянутый вопрос, необходимо проанализировать содержание Правил.

Правила содержат общие положения и правила продажи отдельных групп товаров (продовольственных, текстильных, технически сложных и др.).

Общие положения воспроизводят некоторые нормы Закона, напоминают продавцам о необходимости соблюдать требования государственных стандартов, санитарных, ветеринарных, противопожарных и других нормативных документов, обязательных для соблюдения по определению, а также о необходимости иметь соответствующие помещения, измерительные приборы и т. п.

Как видно, общие положения Правил практически не содержат самостоятельных норм, и их существование (общих положений) не вызывается интересами правового регулирования.

Особенности продажи отдельных групп товаров охватывают в основном особенности информирования и предпродажной подготовки соответствующих товаров.

Таким образом, определяющим обстоятельством для решения вопроса является ссылка в Правилах на государственные стандарты и другие обязательные документы.

Известно, что Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) внесены кардинальные изменения в вопросы технического нормирования. Поэтому при решении вопроса о действии и применении Правил необходимо руководствоваться нормами данного ФЗ.

Прежде всего следует отметить, что Закон N 184-ФЗ регулирует, в частности, отношения, связанные с процессом реализации продукции. Данный процесс применительно к розничной продаже товаров практически аналогичен правилам их продажи.

Суть регулирования заключается в установлении в технических регламентах обязательных для исполнения требований, обеспечивающих безопасность процесса реализации определенных товаров, и некоторых других требований. Правила реализации, не установленные в технических регламентах, определяются продавцом самостоятельно с учетом специфики продаваемых товаров и соответствующих норм законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ со дня вступления его в силу впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам, в частности, к процессу реализации, установленные нормативными правовыми актами РФ, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 46 до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке, с учетом определенных настоящей статьей особенностей, изменения в нормативные правовые акты РФ, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

На основании изложенного можно сделать вывод, что Правила продолжают действовать, должны применяться и соблюдаться в обязательном порядке, но только в части и на условиях, определенных статьей 46 Закона N 184-ФЗ, и не противоречащей другим нормам данного Закона (о новых полномочиях Правительства РФ в данной сфере см. пункт 2 настоящего комментария).

Необходимо также отметить, что обязательному исполнению в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 46, подлежат соответствующие нормативные документы федеральных органов исполнительной власти.

3.11. Законом N 234-ФЗ в пункт 1 статьи 26.1 Закона внесены редакционные изменения, уточняющие способы описания товара, предлагаемого продавцом. Установлено, что описание товара осуществляется посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи. В остальном статья оставлена без изменений.

Рассматриваемая статья, согласно ее наименованию регулирующая вопросы дистанционного способа продажи товаров, в пункте 1 раскрывает содержание этого понятия: заключение договора розничной купли-продажи на основании ознакомления потребителя с описанием товара, т. е. без непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо его образцом.

ГК РФ в момент включения в Закон статьи 26.1 (декабрь 2004 г.) не содержал понятия "дистанционный способ продажи", но статья 497 Кодекса, озаглавленная "Продажа товаров по образцам", фактически включала не только продажу товара по образцам, но и по его описанию, что противоречило очевидным различиям указанных способов продажи в части порядка ознакомления потребителя с предлагаемым товаром.

В целях ликвидации возникшей коллизии Законом N 234-ФЗ статья 497 ГК РФ изложена в новой редакции, которая рассматривает продажу товаров по образцам и дистанционный способ продажи как различные способы продажи товара.

При этом пункт 1 статьи 26.1 Закона, содержащий понятие дистанционного способа продажи, дословно согласован с пунктом 2 статьи 497 ГК РФ в новой редакции.

В результате указанных изменений самостоятельное регулирование продажи товаров по образцам в статье 497 ГК РФ упразднено, но предусмотрено единое регулирование договоров продажи товаров по образцам и дистанционным способом в части определения момента их исполнения, а также права и условий отказа от их исполнения.

Единое регулирование по указанным вопросам осуществлено на основе пунктов 2 и 3 статьи 497 ГК РФ в предыдущей редакции.

Правила продажи товаров дистанционным способом утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612.

3.12. В абзаце первом пункта 1 статьи 28 Закона редакционно уточнено содержание понятия срока выполнения работы (оказания услуги).

3.13. Статья 30 Закона регулирует порядок установления сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги).

Согласно абзацу 1 комментируемой статьи этот срок должен быть разумным и назначается потребителем, т. е. в одностороннем порядке.

Абзац 3 в первоначальной редакции предусматривает, что назначенный потребителем срок указывается в договоре или ином документе, подписываемом сторонами, т. е. определяется соглашением сторон.

Несогласованность указанных абзацев очевидна.

Изменениями абзац 3 изложен в новой редакции (по явной ошибке в ней речь идет не о работах (услугах), а о товаре), которая сохранила положение о назначении срока устранения недостатков потребителем, добавив к ранее установленным документам, в которых этот срок указывается, заявление, направленное потребителем исполнителю. Таким образом, в новой редакции противоречие не устранено и сохраняются два взаимоисключающих порядка установления сроков устранения недостатков.

Пункт 3 статьи 723 ГК РФ, регулирующей ответственность за ненадлежащее качество работы, предусматривает, что срок устранения недостатков результата работы устанавливается заказчиком. Данному правилу соответствует абзац 1 статьи 30 Закона.

Однако пунктом 1 статьи 29 Закона предусмотрено, что срок устранения недостатков устанавливается договором о выполнении работы (оказании услуги), а срок устранения существенных недостатков установлен пунктом 6 данной статьи (20 дней со дня предъявления требования).

Избежать возникшей коллизии можно, если назначение (установление) срока устранения недостатков толковать как указание этого срока в заявлении с требованием об устранении недостатков, которое исполнителем может быть удовлетворено или отклонено.

Такое решение будет аналогично договорной форме установления новых сроков выполнения работы (услуги), предусмотренной пунктом 2 статьи 28 и порядку, предусмотренному пунктом 1 статьи 29 Закона.

3.14. Законом N 234-ФЗ статья 38 Закона, предусматривающая утверждение Правительством РФ правил выполнения отдельных видов работ и правил оказания отдельных видов услуг, признана утратившей силу.

Во исполнение данного полномочия Правительством РФ было утверждено значительное количество таких правил. Анализ их содержания показывает, что они в основном воспроизводят соответствующие положения ГК РФ, Закона РФ о защите прав потребителей, специальных законов по видам работ и услуг (о порядке заключения договоров, об ответственности за их неисполнение, о информации, предоставляемой потребителю и др.). С учетом этого принятие правил мало что добавляет к правовому регулированию в данной сфере.

Тем не менее остается вопрос о их действии и применении после вступления в силу Закона N 234-ФЗ, так же как он возник в связи с утратой силы статьи 26 Закона, по своему смыслу аналогичной комментируемой статье.

Однако ответы на поставленный вопрос в отношении правил продажи товаров (статья 26) и правил выполнения работ и оказания услуг не совпадают. Это обусловлено различным характером регулирования указанных объектов Законом N 184-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 1 названного Закона на работы и услуги могут устанавливаться требования, исполняемые только в добровольном порядке. Ошибочность приведенного положения является очевидной, поскольку проблема обеспечения безопасности работ и услуг объективно существует. И хотя работы и услуги по своему существу являются процессами, применение к этим объектам правил пункта 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ по чисто формальным соображениям невозможно. Данная норма регулирует вопрос об обязательности требований к процессам, связанным с требованиями к продукции.

Работы и услуги, на которые Правительством РФ утверждены правила их осуществления, таковыми не являются.

В свете сказанного представляются возможными два ответа на вопрос о действии и применении указанных правил.

Первый, формальный. Если исходить из буквального текста Закона N 184-ФЗ, который не предусматривает возможность утверждения обязательных требований по обеспечению безопасности работ и услуг в технических регламентах, то утвержденные постановлениями Правительства РФ правила, являющиеся обязательными для исполнения в силу обязательности постановлений Правительства РФ, подлежат применению в части, не противоречащей законодательству РФ, в том числе положениям Закона N 184-ФЗ. Эти правила продолжают действовать до официального признания их утратившими силу.

Второй ответ основан на весьма вероятной практической ситуации, когда в плане разработки технических регламентов предусмотрена разработка таких документов на работы и услуги (процессы). В этом случае в отношении упомянутых правил могут быть применены соответствующие положения пункта 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ.

Таким образом, рассматриваемые правила в любом случае подлежат обязательному применению (с упомянутыми ограничениями), но на различных правовых основаниях.

Название документа