В отпуск с семьей на военном самолете: возможно ли это? (особенности правового статуса членов семьи военнослужащего как пассажиров военных воздушных судов)
(Семенцов В. Н.) ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 3) Текст документаВ ОТПУСК С СЕМЬЕЙ НА ВОЕННОМ САМОЛЕТЕ: ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО? (ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЛЕНОВ СЕМЬИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО КАК ПАССАЖИРОВ ВОЕННЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ)
В. Н. СЕМЕНЦОВ
Семенцов В. Н., заместитель начальника Центра планирования воздушных перевозок Военно-воздушных сил, полковник.
Близится отпускной сезон, и многие военнослужащие планируют реализовать свое право на отдых вместе с семьей вне мест дислокации воинских частей, в которых они проходят военную службу. В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ члены семьи военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, имеют право на основаниях, установленных для военнослужащих, на бесплатный проезд воздушным транспортом к месту использования отпуска и обратно. Проблема убытия в отпуск военнослужащего с семьей в настоящее время не является настолько неразрешимой, какой она была в 90-е гг. прошлого столетия, когда из-за проблем с бюджетным финансированием гражданские авиакомпании отказывались принимать воинские перевозочные документы и единственным доступным для военнослужащего и членов его семьи транспортным средством при убытии из отдаленных, не имеющих другого транспортного сообщения, гарнизонов являлись военные самолеты, выполняющие попутные рейсы. Сейчас такие трудности у военнослужащих, как правило, не возникают. В то же время имеется большое количество гарнизонов, где отсутствует сообщение другими видами транспорта, кроме авиационного, а сезонная загруженность самолетов гражданских авиакомпаний приобретение билетов на их рейсы делает затруднительным, а порой практически невозможным. В этом случае использование военной авиации может стать единственной возможностью своевременно вылететь с семьей к месту проведения отпуска. Инструкцией по организации воздушных перевозок в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 26 марта 2003 г. N 90, определен перечень лиц, не являющихся военнослужащими, которые могут перевозиться военными воздушными судами. В указанный перечень включены, в частности, члены семей военнослужащих, которые могут перевозиться военными воздушными судами в следующих случаях: 1) к месту использования отпуска и обратно при следовании совместно с военнослужащим или раздельно (за исключением членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 г.) <1>; -------------------------------- <1> См.: п. 56 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации. 2001. N 200.
2) на избранное место жительства при увольнении с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту; 3) при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения членов семей офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения; 4) к месту погребения и обратно - в случае гибели (смерти) военнослужащего (но не более трех человек); кроме того, члены семьи военнослужащего, проходившего военную службу по контракту и погибшего (умершего), - к избранному месту жительства; 5) к месту погребения и обратно (один раз в год) - один из членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, захороненного на территории Российской Федерации; 6) к месту использования отпуска и обратно (один раз) и на лечение в лечебные учреждения по заключению военно-врачебной комиссии в течение одного года со дня гибели (смерти) кормильца-военнослужащего, проходившего военную службу по контракту и погибшего (умершего) в период прохождения военной службы; 7) к месту санаторно-курортного лечения и обратно (один раз в год) - члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, родители, достигшие пенсионного возраста, и родители-инвалиды старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более; 8) сопровождающие военнослужащего, который следует в лечебное или санаторно-курортное учреждение, в отпуск по болезни, на избранное место жительства при увольнении с военной службы, или члены семьи военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, следующие в лечебные или санаторно-курортные учреждения, если необходимость сопровождения признана заключением военно-врачебной комиссии; 9) от места своего жительства до места нахождения тяжело больного военнослужащего и обратно (один раз за время болезни) - два члена семьи военнослужащего или два близких родственника <2>. -------------------------------- <2> См.: п. 4 Инструкции по организации воздушных перевозок в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Члены семьи военнослужащего перевозятся на основании отпускных билетов, справок формы N 18 и воинских перевозочных документов формы N 1 (оформленных независимо от вида транспорта), выданных в установленном порядке и предъявляемых при регистрации вылета. Порядок оформления, выдачи, учета и хранения воинских перевозочных документов, выдаваемых членам семьи военнослужащего, а также организации и контроля за использованием денежных средств и транспорта при выполнении перевозок военными воздушными судами установлен Приказом министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 6 июня 2001 г. N 200 (с изменениями от 27 мая 2004 г.). Однако приняв решение отправиться в отпуск на военном самолете, военнослужащие и члены их семей должны представлять, что их правовое положение значительно отличается от правового положения пассажиров гражданского воздушного судна, а уровень комфорта при осуществлении полета не будет соответствовать даже экономическому классу любой гражданской авиакомпании. Как известно, общий правовой статус личности включает в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам <3>. Специальный правовой статус членов семьи военнослужащего является производной правового статуса самого военнослужащего и дает возможность реализовать права, которые могут быть предоставлены только определенной категории граждан. Эти права конкретизируют и дополняют общие права гражданина с учетом специфики социального положения членов семьи военнослужащего. -------------------------------- <3> Патюлин В. А. Государство и личность в СССР. М., 1974. С. 198 - 199; Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 186.
Несмотря на то что специальный статус членов семьи военнослужащего предоставляет им возможность выполнить полет на военном самолете, наличие такого специального статуса при выполнении полета на военном воздушном судне не влечет автоматического приобретения специальных прав, которые получают граждане, имеющие статус пассажира при выполнении полетов гражданскими воздушными судами. Рассмотрим более подробно правовое положение членов семей военнослужащих, являющихся пассажирами военного воздушного судна. В соответствии со ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией. В свою очередь, ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) определено, что "по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете...". Воинские перевозочные документы, выданные членам семьи военнослужащего, при оформлении на рейс изымаются грузопассажирской службой либо диспетчером аэродрома вылета. При этом выдача какого-либо посадочного билета или талона не предусмотрена. Единственным документом, который может подтвердить факт заключения договора воздушной перевозки, является справка формы N 18 с отметкой "Следовал самолетом (вертолетом) Министерства обороны Российской Федерации бесплатно". Принимая решение на полет на военном воздушном судне, члены семьи военнослужащего должны знать, что в случае несвоевременной доставки в пункт назначения у них не будет достаточных оснований для предъявления претензии к перевозчику за задержку отправления транспортного средства или опоздание прибытия транспортного средства в пункт назначения в соответствии со ст. 795 ГК РФ. Военная организация-перевозчик не несет ответственности за невыполнение такого рода обязательств, так как перевозка членов семей военнослужащих на военных воздушных судах осуществляется попутно, при этом выполнение основных задач по предназначению является приоритетным и может привести к изменению графика, а в исключительных случаях и маршрута движения рейса. Транспортным законодательством определено, в частности, что пассажир гражданского воздушного судна пользуется определенными услугами и имеет определенные льготы. В соответствии со ст. 106 ВК РФ пассажир воздушного судна имеет право: 1) проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок; 2) бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем 10 килограммов на одного пассажира; 3) бесплатного, при международных воздушных перевозках - в соответствии с льготным тарифом, перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Дети в возрасте не старше двух лет, а также дети в возрасте от двух до двенадцати лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест; 4) бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете. Если в отношении первых трех пунктов права членов семьи военнослужащего, выполняющих полет на военном самолете, должны быть соблюдены, так как ведомственными нормативными актами порядок выполнения данных положений определен, то предоставление мест отдыха и комнат матери и ребенка в случае задержки рейса на военном аэродроме бывает весьма затруднительным. Данная ситуация возникает не только в связи с отсутствием мест, предусмотренных для размещения авиационных пассажиров, но и в связи с тем, что сметой Министерства обороны Российской Федерации не предусмотрены расходы, связанные с размещением на отдых пассажиров, не являющихся военнослужащими. Поэтому ни командир воздушного судна, ни старший авиационный начальник аэродрома транзитной посадки не имеют возможности бесплатного предоставления помещений для отдыха гражданских пассажиров, даже при наличии свободных мест в них. При этом гражданская авиакомпания, осуществляющая перевозки пассажиров, обязана предоставить целый комплекс услуг в случае задержки рейса в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" <4>. -------------------------------- <4> Приказ Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" от 28 июня 2007 г. N 82 // Российская газета. 2007. 10 октября.
Однако указанные Правила распространяются только на перевозки, выполняемые гражданскими воздушными судами. Поэтому как при задержке с отправлением рейса, так и во время выполнения полета требования, предъявляемые к обслуживанию пассажиров, являющиеся обязательными для гражданских авиакомпаний, при полете на военном самолете в полном объеме соблюдаться не будут. Несмотря на то что у военной организации-перевозчика фактически возникают обязательства по доставке членов семьи военнослужащего в пункт назначения, а одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, который пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", правовые последствия, возникающие после совершения действий по приему на борт военного самолета гражданского лица, существенно отличаются от правовых последствий, вытекающих из договора перевозки пассажира гражданскими воздушными судами. Именно по этой причине, в связи с невозможностью предоставления полного пакета сервисных услуг при полете на военных самолетах, но в то же время в целях сохранения такой возможности для членов семей военнослужащих, Приказом министра обороны Российской Федерации 2003 г. N 90 субъектный состав перевозимых граждан определен не как пассажиры воздушного судна, а как лица, указанные в п. 4 вышеназванной Инструкции. Следовательно, положения, установленные Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", на данную категорию лиц как на пассажиров воздушных судов не распространяются. В соответствии со ст. 800 ГК РФ перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира. Воздушным законодательством установлена ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна в соответствии с правилами гл. 59 ГК РФ, если законом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика <5>. При выполнении международных перевозок пассажиров ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, также определяется международными договорами Российской Федерации. -------------------------------- <5> См.: ст. 117 ВК РФ.
Защищая интересы граждан, законодатель установил, что страхование ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна является обязательным <6>. -------------------------------- <6> См.: ст. 133 ВК РФ.
В то же время оформление на вылет членов семьи военнослужащего, использующих воинские перевозочные документы, не предусматривает процедуры страхования ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира воздушного судна, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажире вещам. Следовательно, перевозя членов семьи военнослужащего, не обладающих статусом пассажира, перевозчик несет ответственность только в соответствии с правилами гл. 59 ГК РФ как юридическое лицо, деятельность которого связана с повышенной опасностью для окружающих <7>. Причем право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, а также багажу и находящимся при пассажире вещам, скорее всего, придется отстаивать в судебном порядке. -------------------------------- <7> См.: ст. 1079 ГК РФ.
Необходимо отметить, что в соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" 2000 г. N 300 (с изменениями от 19 октября 2001 г.) расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, в том числе расходы, связанные с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира), после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей (близких родственников), подлежат возмещению военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам). Страховой сбор является одним из видов дополнительных сборов, установленных на транспорте, и, следовательно, расходы, связанные с его уплатой, должны быть возмещены. Для всех граждан, выполняющих полет на военных транспортных самолетах, определен Порядок поведения пассажиров на борту воздушного судна Вооруженных Сил Российской Федерации <8>. Невыполнение установленного порядка может повлечь прекращение перевозки в соответствии с пунктом 1 статьи 107 ВК РФ. -------------------------------- <8> Приложение N 6 к Инструкции по организации воздушных перевозок в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Таковы основные особенности правового статуса членов семьи военнослужащего как пассажиров военного воздушного судна, которые необходимо учитывать при принятии решения на отправку в отпуск на военном самолете. В то же время при отсутствии возможности отправиться в отпуск самолетами гражданских авиакомпаний или другими видами транспорта для организации перелета на военном самолете необходимо знать следующее: 1. Самолетами авиации Вооруженных Сил Российской Федерации в настоящее время выполняются регулярные почтовые рейсы, при выполнении которых разрешена попутная перевозка гражданских лиц, имеющих право на перевозку военными воздушными судами. 2. Формирование списков пассажиров на указанные рейсы осуществляют Центральный командный пункт ВВС и командные пункты авиации видов (родов войск) по принадлежности воздушных судов. Для включения в списки необходимо направить установленным порядком <9> заявку от воинской части или организации Вооруженных Сил Российской Федерации. -------------------------------- <9> См.: п. 28 Инструкции по организации воздушных перевозок в Вооруженных Силах Российской Федерации.
3. Через командные пункты штабов, планирующих указанные воздушные перевозки, следует заблаговременно уточнить даты выполнения рейсов, графики их движения, а также получить подтверждение о включении в списки пассажиров на соответствующий рейс. 4. Прибытие на аэродром отправления следует осуществить с учетом времени, необходимого для оформления на рейс, прохождения предполетного контроля, проводимого службами авиационной безопасности аэропортов (аэродромов), а также таможенного досмотра и пограничного контроля (при международных авиаперевозках). Итак, если наличие полного набора сервисных услуг, предоставляемого гражданскими авиакомпаниями, не является определяющим фактором при выборе перевозчика, военнослужащие и члены их семей могут воспользоваться своим правом на осуществление перевозки на военном воздушном судне к месту проведения отпуска и обратно, а авиация Вооруженных Сил Российской Федерации, в свою очередь, может предоставить им такую возможность. Счастливого полета!
------------------------------------------------------------------
Название документа