Документирование государственной гражданской службы в Республике Марий Эл
(Емельянова О.) ("Трудовое право", 2008, N 2) Текст документаДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
(НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ)
О. ЕМЕЛЬЯНОВА
Емельянова О., Йошкар-Ола.
Государственная служба занимает особое место в обществе и отличается от других видов службы своим публичным характером, а также тем, что она регулируется в основном административным, а не трудовым правом. Важнейшими нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области государственной гражданской службы, являются Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Вопросов документирования государственной гражданской службы касается также ряд указов Президента Российской Федерации <1>. -------------------------------- <1> 1. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 6. Статья 437. 2. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценке их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 6. Статья 438. 3. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 6. Статья 439. 4. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 6. Статья 440. 5. Указ Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 159 "О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 8. Статья 629. 6. Указ Президента РФ от 30 мая 2005 г. N 609 "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 23. Статья 2242.
Перечисленные законодательные акты действуют на всей территории Российской Федерации, включая субъекты Федерации, такие, как национальные республики. Но, как правило, в них помимо федерального применяются и нормы законодательства субъекта Федерации. Рассмотрим на примере Республики Марий Эл, и в частности на примере организации кадрового делопроизводства в Государственном комитете Республики Марий Эл по профессиональному образованию, имеются ли особенности регулирования данной сферы и, соответственно, оформления кадровой документации на уровне данного субъекта Федерации по сравнению с федеральным уровнем. В Республике Марий Эл основной нормативно-правовой акт в области государственной гражданской службы - это Закон Республики Марий Эл от 5 октября 2004 г. N 38-З "О регулировании отношений в области государственной гражданской службы Республики Марий Эл". В нем определяется, что такое государственная гражданская служба Республики Марий Эл и кто такой государственный гражданский служащий Республики Марий Эл, дается классификация должностей государственной гражданской службы, которая совпадает с общероссийской классификацией. То же относится к классным чинам, квалификационным требованиям к должностям государственной гражданской службы. Дальнейшие статьи настоящего Закона касаются отпусков государственных гражданских служащих, оплаты их труда, дополнительных гарантий, поощрений и, наконец, кадрового резерва на государственной гражданской службе и программ ее развития. Дополняет и расширяет данный Закон Закон Республики Марий Эл от 1 декабря 2005 г. N 51-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам государственной гражданской службы", в котором рассматриваются вопросы правового положения государственных гражданских служащих, поступления на государственную гражданскую службу, в том числе на конкурсной основе, и случаи, когда конкурс не проводится. Подробно описывается служебный контракт, испытание при поступлении на службу, работа кадровой службы и формирование кадрового состава государственного органа. Наконец, третий республиканский нормативно-правовой акт касается присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации государственным гражданским служащим Республики Марий Эл. Это Закон Республики Марий Эл от 11 мая 2006 г. N 70-З "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы государственным гражданским служащим Республики Марий Эл и внесении изменения в статью 7 Закона Республики Марий Эл "О регулировании отношений в области государственной гражданской службы Республики Марий Эл". Необходимо пояснить, что под кадровой политикой подразумеваются не только вопросы приема, увольнения и перемещения государственных гражданских служащих, ведение личных дел сотрудников организации и оформление документации по личному составу, но и проведение аттестаций государственных гражданских служащих, квалификационных экзаменов, повышение квалификации, а также формирование кадрового резерва. Все эти процедуры оформляются определенными документами. В Государственном комитете Республики Марий Эл по профессиональному образованию кадровая служба представлена единственным сотрудником - ведущим специалистом по кадровой политике, который входит в состав одного из двух отделов Госкомпрофобра - отдел планирования, финансирования и производства (см. Приложение А), а все вопросы делопроизводства и архивного хранения документов организации возложены на заведующую канцелярией - специалиста 1-го разряда, должность которой входит в состав отдела профессионального образования. Любая трудовая деятельность начинается с приема на работу. Для государственных гражданских служащих особенно важно, чтобы уже на этом этапе были соблюдены все существующие правила и нормы законодательства. Только при этом условии дальнейшая деятельность будет правомочной. Поступлению на гражданскую службу посвящена статья 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статья 15 Закона Республики Марий Эл "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам государственной гражданской службы". В соответствии с этой статьей можно поступить на гражданскую службу, за исключением случаев, указанных в Законе, только по результатам конкурса. Однако по решению руководства государственного органа на должности, относящиеся к группе младших должностей, конкурс может не проводиться. Порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством. Так, в статье 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" говорится, что для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия. В Государственном комитете Республики Марий Эл по профессиональному образованию Приказом Председателя Госкомпрофобра от 3 мая 2007 г. был объявлен конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы - главного специалиста-эксперта по учреждениям высшего и среднего профессионального образования. Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы. Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования. Объявление о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Государственного комитета Республики Марий Эл по профессиональному образованию опубликовано в газете "Марийская правда" N 83 от 10 мая 2007 г. (см. Приложение Б) и на сайте Правительства Республики Марий Эл: http://gov. mari. ru. В публикуемом объявлении о приеме документов для участия в конкурсе указываются наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, место и время приема документов, подлежащих представлению, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, а также сведения об источнике подробной информации о конкурсе (телефон, факс, электронная почта, электронный адрес сайта государственного органа). На сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования размещается следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы. Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган следующие документы: а) личное заявление; б) собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждается Правительством Российской Федерации, с приложением фотографии; в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс); г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию: - копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина; - копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина - о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы); д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению; е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя представителя нанимателя (Председателя Госкомпрофобра). Указанные документы представляются в государственный орган в течение 30 дней со дня объявления об их приеме. Началом второго этапа конкурса в Государственном комитете Республики Марий Эл по профессиональному образованию является направление письменного уведомления в Управление государственной службы и кадров <2>, содержащего следующую информацию: -------------------------------- <2> Положение об Управлении государственной гражданской службы, кадровой работы и государственных наград Президента Республики Марий Эл утверждено Указом Президента Республики Марий Эл от 25 января 2007 г. N 17.
1) количество принятых заявлений; 2) количество не допущенных к участию в конкурсе с указанием причины; 3) дата и время проведения конкурса. Решение о дате, месте и времени проведения конкурса принимается после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. Не позднее чем за 15 дней до начала конкурса сообщения о дате, месте и времени его проведения направляются гражданам, допущенным к участию в конкурсе. Для проведения конкурса образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа. Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В Государственном комитете Республики Марий Эл по профессиональному образованию конкурсная комиссия образована Приказом Председателя "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы" от 20 октября 2006 г. N 380. В нее входят Председатель Госкомпрофобра в качестве председателя конкурсной комиссии, первый заместитель Председателя в качестве заместителя председателя комиссии, ведущий специалист-эксперт юрист в качестве члена комиссии, представитель Правительства Республики Марий Эл в качестве независимого члена комиссии, а также специалист 2 разряда по кадровой политике в качестве секретаря конкурсной комиссии. Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в заседании. Претендент, прошедший конкурсный отбор, а также гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу вне конкурса, составляет письменное заявление о замещении должности государственной гражданской службы и назначается на должность путем издания приказа за подписью Председателя Госкомпрофобра. Приказ по личному составу оформляется на унифицированном бланке кадровой документации государственных гражданских служащих. Далее с ним заключается служебный контракт, вносится запись в трудовую книжку государственного гражданского служащего, заводится личная карточка, а также начинается формирование личного дела. Вновь поступивший на службу государственный гражданский служащий знакомится с должностным регламентом и осуществляет в соответствии с ним свою деятельность на должности гражданской службы. Рассмотрим правила оформления наиболее характерных для государственной гражданской службы документов, а именно тех, оформление которых помимо федерального регламентируется и республиканским законодательством. В Государственном комитете Республики Марий Эл по профессиональному образованию заявления оформляются рукописным способом и без использования каких-либо трафаретных текстов, но со строгим соблюдением формуляра и правил оформления реквизитов. Заявления по аналогичной форме оформляются государственным гражданским служащим при переводе его на иную должность государственной гражданской службы, в случаях других перемещений государственного гражданского служащего. В соответствии со статьей 16 Закона Республики Марий Эл "О регулировании отношений в области государственной гражданской службы Республики Марий Эл" служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается государственному гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Вопросы, касающиеся содержания и формы служебного контракта, срока действия и порядка заключения, вступления в силу, а также перечня документов, предъявляемых при заключении служебного контракта, регулируются в порядке, установленном федеральным законодательством. Примерная форма служебного контракта установлена Указом Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 159. Обратим внимание на название вида документа - "служебный контракт". В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации с принимаемым на работу заключается договор, но с работающим в государственной гражданской службе - служебный контракт. Все службы кадров государственных органов начиная с 2005 г. обязаны оформлять трудовые взаимоотношения с государственными служащими формой контракта, утвержденной Указом. В Государственном комитете Республики Марий Эл по профессиональному образованию такая работа была успешно проведена в 2005 г., и теперь со всеми гражданскими служащими заключены служебные контракты, как срочные, так и бессрочные. Трудовая книжка государственного гражданского служащего оформляется в соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателя, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках", и заполняется в соответствии с Инструкцией, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 69. Трудовые книжки ведутся на государственном языке Российской Федерации, а на территории республики в составе Российской Федерации, установившей свой государственный язык, оформление трудовых книжек может наряду с русским языком вестись и на государственном языке этой республики. А в пункте, касающемся выдачи трудовой книжки при увольнении, указано, что, если трудовая книжка заполняется на двух языках - государственном языке РФ и государственном языке республики, подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью организации и подписью самого работника заверяются оба текста. В соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ все записи в трудовой книжке, ведущиеся на двух языках, должны быть идентичны по содержанию и техническому оформлению. Согласно статье 14 Закона Республики Марий Эл от 11 мая 2006 г. N 10-З "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы государственным гражданским служащим Республики Марий Эл и внесении изменения в статью 7 Закона Республики Марий Эл "О регулировании отношений в области государственной гражданской службы Республики Марий Эл" в трудовую книжку, а также в личное дело государственного гражданского служащего Республики Марий Эл вносится запись о присвоении классного чина. Правила ведения личных дел государственных служащих установлены Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. N 609 "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела". Этим актом определено, что к личному делу лица, замещающего государственную должность федеральной государственной службы, приобщается 25 документов. Документы личного дела брошюруются, страницы нумеруются, к личному делу прилагается опись. В Государственном комитете Республики Марий Эл по профессиональному образованию формируются и хранятся личные дела как государственных гражданских служащих, так и работников, должности которых не отнесены к должностям государственной гражданской службы, а также личные дела руководителей подведомственных организаций и учреждений, то есть так называемые номенклатурные дела. Особенностью ведения личного дела государственного гражданского служащего является передача его личного дела при переводе в другую организацию. При переводе гражданского служащего на должность гражданской службы в другом государственном органе его личное дело передается в государственный орган по новому месту замещения должности гражданской службы, причем как на федеральном, так и на республиканском уровне, а также при переходе с одного уровня на другой. Процедуры прохождения государственной гражданской службы включают в себя перевод на другую должность или перемещение, временное замещение должности, увольнение. Эти процедуры регламентированы Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также Законом Республики Марий Эл от 1 декабря 2005 г. N 51-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам государственной гражданской службы". Остановимся на нормах последнего Закона, касающихся документирования рассматриваемых процедур. Так, статья 18 "Перевод на другую должность или перемещение" предусматривает, что перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего. Таким образом, распорядительный документ о переводе может быть издан только при наличии соответствующего заявления. То же касается процедуры изменения существенных условий служебного контракта. Ей посвящена статья 19 Закона Республики Марий Эл от 1 декабря 2005 г. N 51-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам государственной гражданской службы". Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения. Увольнению с должности государственной гражданской службы посвящены статьи Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Запись в трудовой книжке об увольнении делается в соответствии с формулировками, принятыми в статье 33 данного Федерального закона. Согласно статье 22 Закона Республики Марий Эл "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам государственной гражданской службы", цели, порядок проведения аттестации и квалификационного экзамена гражданских служащих определяются в соответствии с федеральным законодательством. Что касается Государственного комитета Республики Марий Эл по профессиональному образованию, то аттестация государственных гражданских служащих этого учреждения в том виде, как она предусмотрена новым законодательством, еще не проводилась. График проведения аттестации утверждается Правительством Республики Марий Эл, но на ближайший год таковой для Госкомпрофобра не запланировано. Ранее государственные гражданские служащие могли проходить аттестацию по личному заявлению, например, после прохождения курсов повышения квалификации, теперь же ожидается проведение аттестации всех гражданских служащих данного учреждения централизованно. Основные положения о квалификационном экзамене государственных гражданских служащих прописаны в статье 49 Закона "О государственной гражданской службе РФ". Его логическим продолжением является Указ "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)" N 111. В Государственном комитете Республики Марий Эл по профессиональному образованию квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, претендующие на повышение классного чина, в среднем это происходит один раз в три года либо по личному заявлению гражданского служащего. Последний раз такая процедура проходила в 2006 г. Она касалась двух государственных гражданских служащих Государственного комитета Республики Марий Эл по профессиональному образованию: специалиста первой категории - юриста и ведущего специалиста по планированию и учету контингента обучающихся. Приказом Председателя Госкомпрофобра от 5 мая 2006 г. N 174-а была назначена дата квалификационного экзамена - 16 мая 2006 г., перечислены служащие, подлежащие этой процедуре, определены документы и ответственный за их подготовку. Были подготовлены представление к присвоению государственному служащему классного чина и отзыв руководителя о профессиональном уровне гражданского служащего. Квалификационный экзамен проводила постоянно действующая аттестационная комиссия Государственного комитета Республики Марий Эл по профессиональному образованию, утвержденная Приказом Госкомпрофобра от 25 июля 2005 г. N 224. В нее входят Председатель Госкомпрофобра в качестве председателя аттестационной (конкурсной) комиссии, первый заместитель Председателя в качестве заместителя председателя комиссии, ведущий специалист-эксперт юрист в качестве члена комиссии, представитель Правительства Республики Марий Эл в качестве независимого члена комиссии, а также специалист 2-го разряда по кадровой политике в качестве секретаря конкурсной комиссии. Был составлен протокол заседания, а результаты квалификационного экзамена занесены в экзаменационный лист государственного гражданского служащего, а окончательное решение о присвоении классного чина данным государственным гражданским служащим было оформлено Приказом Госкомпрофобра от 22 мая 2006 г. N 192-а. Таким образом, законы и другие нормативно-правовые акты республиканского уровня принимаются на основе и в соответствии с российским законодательством. Те положения, которые не урегулированы республиканским законодательством, регулируются федеральным, а имеющие отношение к государственной гражданской службе Республики Марий Эл - республиканскими нормами, мало чем отличающимися от соответствующих федеральных. Документирование кадровой политики в Республике Марий Эл строится по подобию российского и с соблюдением соответствующих законодательных норм.
Приложение А (справочное)
СХЕМА СТРУКТУРЫ Государственного комитета Республики Марий Эл по профессиональному образованию
Должности государственной гражданской службы
Председатель комитета
Ведущий специалист-эксперт Первый заместитель юрист председателя
Отдел профессионального Отдел финансирования образования и социально - экономического развития
Заместитель председателя - Начальник отдела начальник отдела
Главный специалист Главный специалист по по начальному планированию, учету профессиональному контингента обучающихся, образованию студентов и охране труда
Главный специалист Ведущий специалист по по учреждениям планированию, высшего, среднего финансированию и учету профессионального образования
Ведущий специалист по Специалист 2-го разряда воспитательной работе по кадровой политике и социальной защите обучающихся, студентов
Специалист 1-го разряда, Ведущий специалист по заведующий канцелярией производству и материально-технической базе
Приложение Б (справочное)
Объявление о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы
N 83 10 мая 2007 Четверг МАРИЙСКАЯ ПРАВДА
Государственный комитет Республики Марий Эл по профессиональному образованию объявляет конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы - главного специалиста-эксперта по вузам и учреждениям среднего профессионального образования. Квалификационные требования: - высшее профессиональное (педагогическое, государственное и муниципальное управление) образование; - стаж работы по специальности в государственных бюджетных организациях не менее 4 лет или стаж государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) не менее 3 лет; - знание Конституции Российской Федерации, знание Конституции Республики Марий Эл, федерального законодательства и законодательства Республики Марий Эл в области государственной гражданской службы, законодательства в сфере профессионального образования и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и Республики Марий Эл применительно к исполнению должностных обязанностей; - навыки работы с персональным компьютером. Документы, представляемые для участия в конкурсе: - личное заявление; - собственноручно заполненная и подписанная анкета установленной формы, с приложением фотографии размером 3 x 4 см; - копия паспорта или заменяющего его документа; - документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию; - копия трудовой книжки или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы); - медицинская справка об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу. Срок приема документов на конкурс - в течение одного месяца со дня опубликования объявления в печати. Место и время приема документов, контактные телефоны: 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Гоголя, 3, каб. 205, тел. 45-26-96, факс: 45-44-09, эл. почта: E-mail: prof@mari-el. ru. Дополнительную информацию можно получить на сайте Правительства Республики Марий Эл: http://gov. mari. ru.
Герб
МАРИЙ ЭЛ РЕСПУБЛИКЫН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ ОБРАЗОВАНИЙ ШОТЫШТО МАРИЙ ЭЛ ПО КУГЫЖАНЫШ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ КОМИТЕТШЕ ОБРАЗОВАНИЮ Гоголь урем, 3, г. Йошкар-Ола, ул. Гоголя, д. 3, г. Йошкар-Ола, 424000 424000 ___________________________________________________________________________ Факс (8362)45-17-26, ОКПО 02539536, ОГРН 1021200778060, ИНН/КПП 1215026089/121501001 E-mail: prof@mari-el. ru
__________________ N _________________ На N __________ от ___________________
Название документа